Финал, который ты видел в «отложенном эфире», и который очевидно входит в число лучших, которые ты видел за всю жизнь – это праздник для комментатора и кошмар для критика. Если мне трудно было что-то написать о Сэндауне, то о Sydney Telstra 500 должно быть почти невозможно. Всё случившееся настолько поразительно и в то же время понятно, что едва ли не всякий отзыв, упоминание покажутся лишними. Вся красота – перед нами, на наших экранах и останется с нами навсегда.
Надо пояснить, почему Винкап не получил очков за первую гонку, хотя финишную черту пересёк и 75% дистанции прошёл. Секция D Спортивного регламента, пункт 13.2.2: «Если машине для завершения последнего круга потребовалось более чем в 2 раза больше времени, чем лучший круг лидера, машина считается не финишировавшей». Все боксы на трассе Sydney Olympic Park находятся после черты, следовательно #1 мало было вернуться на трассу до окончания гонки, нужно было успеть уйти на следующий круг, который, вне всяких сомнений был бы лучше трёх минут. Механики не успели.
Итоговое преимущество Джеймса Кортни в личном зачёте составило 65 очков. То есть даже если бы Джейми Винкап вернулся на трассу раньше #18, чемпионат бы он проиграл. Понятно, что тогда они оба ехали бы иначе вторую гонку – этого мы знать не можем, но мы и так знаем, что #1, которая в 2011-м снова будет #88, титул проиграла из-за механиков.
Извечный вопрос «как так?» – все три претендента оказались не готовы к дождю! На первый взгляд, понять невозможно. Под пейс-каром бились о стену д’Альберто и отнюдь не последний в таких условиях человек – Грег Мёрфи. Сам Кортни чуть не улетел, и если в минуты его удивительной борьбы с Винкапом на сухой половине трассы они прогревали шины, которые на другой половине в основном успешно сопротивлялись аквапланингу, то после рестарта их ждала мокрая половина на холодных сликах.
Но пит-стоп означает рестарт из трафика в условиях почти нулевой видимости. Риск нарваться на неприятности огромен, а надеяться на то, что соперник схватит ещё похлеще не в правилах ни того, ни другого. Винтерботтом уже был в позиции «нечего терять» и с сожалением признался в нежелании покидать лидеров: «Оглядываться назад удивительно», - все мы сильны задним умом и/или лёжа на диване перед телевизором. И если Марк вполне мог пойти на что-то оригинальное, да просто от противного, то находившиеся под колоссальным, всесторонним прессингом Винкап и Кортни стали узниками своего положения.
Примечательное становится замечательным, когда узнаёшь, что первым, кто сообщил о недостаточно мокрой трассе для дождевых шин в разгар сражения Джейми с Джеймсом был Лаундс. И словно извиняясь за недальновидность, Крейг меньше других затормозил и отправил Holden #888 в корму Ford #18. Так, чтобы это было вне подозрений и в то же время могло принести пользу партнёру. Не вышло бы и так – 0 очков за субботу не лишили бы Кортни титула.
Повторюсь – мы не можем знать, что было бы при другом исходе борьбы механиков. Мы можем только констатировать, что на 59-м круге 25-й гонки чемпионата она перешла целиком в их руки. Как и должно быть на финальном этапе – претенденты на чемпионство боролись между собой бок-о-бок, плечом к плечу, бампер к бамперу. Но без гонщика механикам незачем было бы восстанавливать машину. Наблюдая за тем, как ехал весь уик-энд Кортни можно с трудом найти признаки волнения. Top 10 Shootout разве что? Совершенно правильно сделали Бёрджис и Синклер, оставив Джеймса на трассе под вторым пейс-каром – это выводило его в лидеры, нужно было только разобраться с Карусо. Красота лёгкости, с которой это было сделано особенно хорошо видна на повторе из кабины #18. Дальше – чистая трасса, что для гонщика, словно свежий воздух для рабочего в цеху. На этом отрезке он обрёл дополнительные силы, и когда его догнал Винкап, Кортни ехал так, будто никакого Винкапа рядом вообще нет! Ну, с трудом вписался в первую шикану, где Джейми, напротив, был неизменно великолепен – если бы это было вследствие прессинга, Кортни был бы готов в течение следующей пары кругов.
Потом начинается известный хаос, и Джеймс может только видеть таран #888 в зеркале заднего вида и скрывающуюся за поворотом #1 справа. Он доберётся до боксов и его самоконтроль потрясёт Марка Беретту. Он будет сидеть в машине, в расслабленной позе, и как только механики закончат работу, выйдет на трассу и пройдёт два круга на машине, передние колёса которой наклонены параллельно друг другу. Последний – практически на минуту быстрее нужного временного лимита. Трагизм момента – Винкап следом за ним, на машине, которая выглядит значительно более здоровой. Спокойствие Джейми не менее восхитительно – как только Мэттью Уайт вышел на связь, он спросил у него: «Как дела, дружище? У меня вот тяжёлый день был…»
«С моей стороны это немного эгоистично, но в этом году мы хорошо делали свою работу, и я ничего не могу поделать, но такое ощущение, что чемпионат у меня украли», - скажет Джейми Винкап через сутки. «Мы» - это такая антиэгоистичная привычка гонщика объединять себя с командой. Джейми Винкап действительно был великолепен, он едет столь же мощно, сколь и год назад при гораздо более серьёзной конкуренции сейчас. В финале сезона он обгонял и обгонял, атаковал и атаковал, а ведь езда по Sydney Olympic Park ему даётся куда как труднее чем по любому другому стриткурсу. У его команды было время отыграться, опомниться, вспомнить как они это делали ещё совсем недавно.
Это был сотый этап в V8 Supercars для Triple Eight Race Engineering, они выиграли треть из них, процент побед лично Винкапа больше 25, что поражает воображение. Не менее убойные достижения в эндурансах, увенчанные дублем в Bathurst 1000. Если в прошлом году, TeamVodafone выиграла только личный зачёт, то в этом – всё, кроме личного зачёта. Dick Johnson Racing ничем близким похвастать не может. Кортни не скрывал обеспокоенности внутренними проблемами, вызванными неопределённым будущим организации. По итогам сезона команду покинут спортивный директор, его гоночный инженер и он сам. Но это уже мелочи, потому что «буквально перед сегодняшней гонкой Джеймс подошёл ко мне, посмотрел в глаза и сказал “Дик… я просто хочу сказать тебе спасибо” » и выиграл чемпионат для своего босса.
Команда Дика Джонсона вряд ли будет фактором в 2011-м, подобно тому, как Stone Brothers Racing редко когда мешала лидерам в 2006-м, но об этом пока можно не думать – за рулём машины Dick Johnson Racing выступал чемпион 2010-го года, а его партнёры заняли второе и третье место по сумме очков за две гонки, с победой в первой. Право, если бы это не был финал сезона, говорить нужно было бы практически только о 10 гонщиках, которые показали лучший результат в году, поскольку сражающиеся за титул этап хором провалили. Среди 10 героев, оттенённых большой игрой, вся первая пятёрка первой гонки.
Джонатон Уэбб безошибочно провёл заключительные пять кругов и стал всего лишь вторым гонщиком в истории V8 Supercars, который поднялся на верхнюю ступеньку подиума в свой дебютный сезон. Если бы механики Brad Jones Racing не ошиблись с давлением шин в #14 или в гонке был ещё один круг, то победу скорее всего взял бы Джейсон Брайт, здорово прибавивший во второй половине сезона и по-прежнему великолепный в дождь. Рик Келли очень переживал, что это может быть первый сезон, не считая его дебютного, где он не поднимался на подиум. Обгон на последнем круге не дал осуществиться кошмарам Рика, который предупреждал насколько тяжела эта трасса, ведь в прошлом году во второй гонке финишировала только половина машин. В прошлую субботу – на одну меньше.
Стивен Джонсон был первым, кто перешёл на дождевые шины, но вынужден был повторить пит-стоп из-за риска прокола и небольших повреждений. Фабиан Култхард мог бы быть впереди, если бы Уилл Дэвисон не наскочил на бордюр в первом повороте после завала. Все четыре машины Уокиншоу на этом этапе выглядели неважно, даже Гарт Тандер совершил контакт с де-факто партнёрской #10 ещё до дождя. Совершая штрафной проезд по пит-лейну, он обнаружил себя позади #18 и как только оба выехали из пит-лейна, тут же атаковал, хоть как-то отметившись в борьбе за чемпионство. Подбитый Тандером Эндрю Томпсон финишировал 8-м, последним в лидирующем круге. Баргванна, который стал девятым, поборолся бы за победу, но по-джентельменски не стал мешать ни Уэббу ни Брайту.
А на следующий день над Сиднеем сияло солнце и ничто не напоминало о вчерашнем безумии. Ли Холдсворт снова обставил Джейми Винкапа, и в гонке не оставил #1, который очень хотел победить, ни единого шанса как по скорости, так и по тактике. Росс Стоун не смог соврать и честно сказал, что у Шейна не хватает полтора литра топлива, примерно полкруга, но подиум уцелел с преимуществом 0.0198 секунды, 8-й в сезоне. #9 прошла без дозаправки небывалые 30 кругов, на 6 больше чем #33. Напомню, в этом году в Сиднее используются обычные 75-литровые баки вместо 120-литровых. Стивен Ричардс стал вторым, так высоко он не поднимался с позапрошлого сезона, и сделал то, чего не удалось Кэмерону МакКонвиллу – хлопнул дверью перед тем, как перейти на ограниченное расписание. Наконец, Тони Риккиаделло, новичок и абсолютный аутсайдер сезона, финишировал 17-м, всего лишь во второй раз попав в топ-20.
В V8 Supercars самый протяжённый сезон и, как следствие, самое короткое межсезонье. 2011-й откроется официальными тестами в Eastern Creek, а через две недели, 11-13 Февраля в Абу Даби состоится первый этап. За это время конечно же окинем взглядом завершившийся чемпионат, отследим сезон переходов, да и что-нибудь классическое надо посмотреть. Пару лет назад впервые у меня промелькнула мысль и сейчас она ясна как никогда – в принципе, можно смотреть V8 Supercars и получать от гонок всё, что нужно. И больше не смотреть ничего современного.
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Итоговый личный зачёт чемпионата