Начну с новостей. Увы, обе плохие. Tasman Motorsport, вторая старейшая команда чемпионата, прекращает своё существование по окончании этого сезона. Тим Майлс вынужден был продать лицензии на 2010-й год Лукасу Дамбреллу, старшему брату Пола, и Алу д’Альберто, отцу Тони. Tasman Motorsport была образована в 1986 году владельцами компании Lansvale Стивом Ридом и Тревором Эшби. Вместе они 16 раз подряд стартовали в Батхёрсте – это рекорд по постоянству экипажа. С эндурансами связаны и лучшие моменты в истории Tasman – вторые места в Bathurst 1000 2005 и 2008 годов и великолепная гонка обоих экипажей 6 недель назад, где победа или хотя бы подиум миновали команду по несчастливому стечению обстоятельств. И сейчас ещё больше жаль Скейфа и Мёрфи: «Это жестокий спорт» - повторял Марк, и этот жестокий спорт покидает легендарная команда…
Маркос Эмброуз сделал всё необходимое, чтобы выйти на старт Sydney Telstra 500. Он заручился поддержкой своего старого спонсора, Pirtek, намереваясь выступить в раскраске 2003-2004 годов. Поддержать Маркоса готова была и компания JeldWen, также в прошлом партнёр Stone Brothers Racing. Но по договору, которые владельцы команд заключили с VESA, на старте не может быть больше 30 машин, а лицензии на участие не подлежат пересмотру в течение сезона. Таким образом, единственный шанс Эмброуза попасть на старт заключался в альтруизме кого-то из участников, кто отдал бы двукратному чемпиону V8 Supercars свою машину и добровольно отказался бы от участия в широко разрекламированном этапе на территории Олимпийского парка Сиднея. А учитывая, что Эмброуз готов был выступать только за SBR или FPR, без того минимальный шанс окончательно обнулился.
Barbagallo Raceway располагается в 50 километрах на север от города Перт, самого изолированного, как говорят, мегаполиса в мире. Кольцо всего 2.42 километра, короче только Symmons Plains, но трудно подобрать менее похожие дорожные трассы. В Барбагалло всего 7 поворотов, но среди них уникальные места для всего чемпионата. Первый поворот – самая длинная зона трейл-брейкинга, малейшая неточность, и ты попал на марблс, тут же рискуя вылететь на песочную обочину. Решил затормозить пораньше – проиграл сразу пару десятых, а весь пелотон тут обычно укладывается в полторы секунды. Последний поворот: «Телекамеры не передают, насколько тяжело это торможение» - говорит Марк Винтерботтом, выигравший все три гонки здесь в прошлом Мае. Гонщик нажимает на тормоз, ещё спускаясь с крутого холма. Он должен вписаться в 90-градусный вираж, причём с должным запасом, чтобы не пришлось травмировать днище автомобиля о крутой бордюр. К этим местам стоит добавить и 6-й поворот, где апекс находится в его нижней точке, а определить нужное мгновение для открытия акселератора сложнее, чем где-либо.
Barbagallo Raceway одна из самых узких трасс, и в реконструкцию кольца, предусматривающую расширение дорожного полотна вложено $5 миллионов. Асфальт исключительно абразивен, и, по словам Джейсма Кортни, станет серьёзнейшим испытанием для спринт-шин, которые в основном использовались в сравнительно прохладную погоду. Стивен Ричардс напоминает, что лучшие гонки в Барбагалло были сразу после обновления покрытия, и надеется, что этап сохранит место в календаре.
Джейми Винкап никогда не выигрывал гонок в Барбагалло. Крейг Лаундс выигрывал, и немало, но это был ещё в годы выступлений на Holden. Таким образом, это единственная трасса, где Team Vodafone не побеждала. Но шансов, что по итогам уик-энда этот пробел чемпионы заполнят, было немало. Винкап выиграл длинную практику в пятницу, а в субботней квалификации единственным вышел из 57 секунд, опередив второй результат, который остался за Тоддом Келли, на 0.27, что очень много. Лаундс уходил на последний круг первого сегмента, располагаясь 22-м в протоколе, и хладнокровно показал 6-й результат. Фавориты берегли шины, коих всего 16 плюс 4 спринт, но спринт, как известно, можно использовать только в гонках.
За бортом первого сегмента остались Грег Мёрфи и Джейсон Ричардс. Мёрф будет единственным за пределами топ-12, кто начнёт гонку на мягкой резине. Для Джейсона это худшая квалификация с Аделаиды-2006. Не смог пробиться в шутаут Рик Келли – глубокий вылет в 6-м повороте, и команда решила не открывать свежий комплект резины. Дэвид Рейнольдс показал 12-й результат, и такой темп спровоцировал новичка на агрессивную стратегию в 100-километровой гонке – он будет единственным за пределами топ-10, кто стартует на мягкой резине. Holden Racing Team рисковали остаться в хвосте топ-10, но под занавес сессии улучшили, показав 3-е и 4-е время.
В Top 10 Shootout, как это часто бывает, участники различались по степени износа установленных покрышек. Но это не сыграло существенной роли. Первую заявку на поул сделал Стивен Джонсон – 57.24. Он опередил Марка Винтерботтома больше чем на десятую, при том, что Фрости использовал свежие шины сзади. Любопытно, что лучший круг #17 в квалификации и круг шутаута отличаются на 0.0001 секунды. Крейг Лаундс шокировал всех, выиграв у Джонсона четверть секунды только на первом секторе. Однако на оставшейся стремительной, но очень коварной части круга #888 растерял едва ли не всё преимущество – итоговое улучшение не дотянуло и до 6 сотых! Выезжавшая следом тройка Holden не смогла конкурировать с результатами Ford, и судьба поула вновь оказывалась в руках Джейми Винкапа.
Даже после великолепного круга во втором сегменте Джейми говорил, что в машине есть ещё скорость. Разумеется, то же он говорил и после шутаута, в котором проиграл партнёру 0.0052 секунды. Как и в далёкой Аделаиде, Team Vodafone оккупировали первый ряд. Многое менялось с тех пор, за исключением лидерства Винкапа в чемпионате. Уилл Дэвисон будет стоять на решётке сразу за #1, но велик ли шанс, если Крейг Лаундс, выигравший первый поул за 4 года (трудно поверить, не правда ли!) ещё перед уик-эндом сказал, что будет помогать партнёру отстоять чемпионский титул?..
Машины Triple Eight начисто выиграли старт, и к концу первого круга опережали Уилла Дэвисона на добрую сотню метров. Лаундс, как я и опасался, вошёл в первый поворот позади Винкапа. Когда стало понятно, что спринт-шины выдерживают дольше, чем ожидалось – а понятно это стало по темпу лидера – то о борьбе за победу фактически можно было забыть. Единственной угрозой Винкапу был трафик – как в лице круговых, ибо на коротком Barbagallo Raceway пит-стоп гонщика из второй половины пелотона выводит его за пределы круга лидера, так и в лице тех, кто ещё не останавливался.
Самый жаркий момент для лидера чемпионата случился как раз после его пит-стопа, на середине дистанции 42-круговой гонки. Половина из первой десятки решила стартовать на регулярных шинах, и среди них был Гарт Тандер, решивший, вполне обосновано замечу, потрепать нервы Джейми Винкапу. Более круга пилот Ford #1 провёл позади Holden #2, прибегая к лёгким контактам в задний бампер и призываемый по радио к спокойствию.
Действительно, поводов для волнения не было, поскольку когда Джейми Винкап покинул пит-лейн и скрылся в первом повороте, Уилл Дэвисон только начинал тормозить перед последним. Главный конкурент находился не просто на безопасном расстоянии, но и был под угрозой гонщиков, в командах которых убедились в стойкости мягкой резины и решили сменить на неё стандартную во время пит-стопа. Среди таких были Марк Винтерботтом и Джеймс Кортни, чей прорыв на 3 и 4 позиции соответственно стал украшением концовки. Украшением, прямо скажу, дешёвым, ибо цена обгона соперника, который объективно уступает тебе никак не меньше полутора секунд на круге в 58 секунд совсем невелика…
Заканчивая с Дэвисоном, нужно сказать, что он вновь ошибся – заблокировал резину с правой стороны перед 6-м поворотом, когда обгонял Джейсона Баргванну. Уилл тут же предупредил, что сомневается в способности покрышек дотянуть до финиша, что вообще могло бы сделать реальностью досрочный проигрыш чемпионата, но всё же дотянул, замкнув топ-5. Помогло и несчастье – Дэйв Рейнольдс проводил свою лучшую гонку в сезоне, и шёл на второй позиции. Он единственным решился на диагональную перестановку шин, намереваясь пройти все 100 километров на мягком комплекте, и это оказалось ошибкой – прокол за 6 кругов до финиша. Так или иначе, дебютант Walkinshaw Racing полностью затмил своего партнёра Пола Дамбрелла, который проводил в Барбагалло 100-й этап в своей карьере.
Без приключений прошла гонка для Kelley Racing, что при нынешней форме команды почти наверняка подиум. Через две недели после Рика получил свой трофей и Тодд – второе место, пусть и аж в 12 секундах позади Винкапа при одинаковой тактике. Рик Келли выдал лучший старт, плюс 6 позиций в Барбагалло мало кто выигрывает, но решил приберечь основной ресурс мягкого комплекта на завтра – вместе с Крейгом Лаундсом он перешёл на регулярные шины уже на 6-м круге, успев отметиться лучшим временем, 56.6498 (рекорд трассы в гонке принадлежит Джейсону Брайту, 55.9440, и датирован 2004-м годом). На финише он уступил Крейгу 5 секунд, что даёт любопытный повод для размышлений.
Редкий случай – гонка в Барбагалло прошла без участия пейс-кара, что, несомненно, сыграло в пользу тех, чей темп под конец логично упал. Прежде всего, это относится к Уиллу Дэвисону, но даже Винкап в случае рестарта после 26-го круга – это момент пит-стопа Кортни – не быть в безопасности, потому что Джеймс был быстрее Винтерботтома на целую секунду. Подводя итог субботе можно сказать, что решение стартовавших впереди использовать ресурс мягкого комплекта выглядит хорошо понятным – когда перед тобой чистая трасса, реализовать преимущество элементарно. Обе гонки стоят одинаково в очковом эквиваленте (это продолжает вызывать удивление, и поговаривают, что в будущем сезоне будет очередная корректировка дистанции), так почему бы не взять своё наверняка. Однако завтра предстоит гонка вдвое длиннее и со своей квалификацией, а у двух третей пелотона четыре колеса с ярко-салатной окантовкой лежат нетронутыми…
|
|
Проходившая как настоящий триллер в середине сезона воскресная квалификация на этот раз выдалась относительно спокойной. Выезд на разведку с первых минут, пауза, в которой происходят необходимые корректировки настроек, возвращение на трассу для атаки – вот схема для большинства гонщиков этим утром. Первым серьёзным ориентиром стал результат Кортни – 57.58, продержавшийся до 12-й минуты, когда полторы десятые сбросил с него Лаундс. Высокую скорость Джеймса тут же поддержал Стив Джонсон, а Крейг отправился на пит-лейн. После кратковременного пребывания на промежуточном поуле Рика Келли Марк Винтерботтом поднял планку до 57.23. Следом в разных местах трассы почти одновременно вылетели гонщики Paul Cruickshank Racing – обоим удастся положительно отметиться в этот день: Фабиан Култхард закончит сессию 6-м, а Майкл Патриции будет некоторое время лидировать в гонке. Располагавшиеся за 2.5 минуты до конца квалификации в середине третьего десятка Уилл Дэвисон и Гарт Тандер и друг за другом показывают второе время. Через полминуты Джейми Винкап заканчивает круг со временем 57.11, а вылет Марка МакНалли досрочно завершает квалификацию, никому, впрочем, быстрого круга не обломав.
«Я надеюсь, что чуть медленнее стала трасса, а не моя машина» - лидер уик-энда и без пяти минут чемпион пребывал в отличном настроении, нисколько не смущаясь тем, что от его спринт-шин мало что осталось. И был совершенно прав – как выяснилось, и это безусловно новость, лучше всего на мягкой резине чувствовали себя те, кто немного проехал на них в субботу. Джейми проехал прилично, 20 кругов, но без каких-либо проблем добавил к ним 21 круг в воскресенье. Но, во-первых, не его пример был наиболее показательным как правильное использование мягкого комплекта и, во-вторых, не менее важным было то, сколько теряли прогадавшие по сравнению с пилотами на регулярной резине.
Всё это удалось прояснить благодаря единственному появлению пейс-кара в такой момент, когда не использовавшим ещё мягкую резину предстояла самая настоящая шинная концовка! Она, сразу скажу, гораздо интереснее топливной. Плата за возможность наблюдать такой опыт могла бы быть чудовищной – на 40-м круге из 84-х Джейсон Баргванна цепляет Тодда Келли перед последним поворотом, и Holden #7 встаёт поперёк трассы в начале стартовой прямой. Тодду удаётся найти первую передачу, но машина продвигается буквально на метр и глохнет. Шедший в это время на второй позиции Ли Холдсворт ничего не успевает сделать и перпендикулярно врезается в многострадальную машину Kelley Racing, причём в водительскую сторону, ибо у Holden гонщик сидит слевак счастью в противоположную от гонщика сторону…
К счастью, скорость была невысока, около 60 км/ч, а конструкция машин спереди и сбоку рассчитана в том числе и на такие случаи. Поэтому ничего серьёзного из того, что обычно ассоциируется с термином «t-bone» не случилось. Холдсворт и Келли сошли с дистанции, Баргванна был оштрафован аж на 100 очков после гонки*, а на трассу выехал пейс-кар. Пит-лейн превратился в муравейник, а припасшие спринт-шины для финальной атаки были вынуждены ставить их сейчас, но ведь до финиша ещё половина дистанции! Отказаться совсем тоже не вариант, и не потому, что со стороны это выглядело бы очень смешно, а потому, что умение экономить резину необходимое качество гонщика V8 Supercars, да и пейс-кар вполне может вернуться.
Опасный сам по себе во время массового обслуживания пит-лейн стал ещё более трудным местом для гонщиков. За ползущим в гараж Holden #33 образовалась масляная полоска, а въезд на пит-лейн начинается в целях безопасности со змейки, чтобы вылетевшая далеко из последнего поворота машина не угрожала механикам. В принципе, кроме Уилла Дэвисона все смогли сориентироваться и вписать свои суперкары в эти изгибы. Уилла немного извиняет то, что его шины были уже на исходе, по пути в боксы он вылетел в 6-м повороте. Однако для гонщика, претендующего на чемпионский титул такие ошибки непростительны, независимо от того, кто является твоим соперником. До «клинча» Винкапу не хватит 24 очков, и ему просто достаточно финишировать 28-м в одной из гонок вокруг Homebush Bay.
Въезд оказался перегороженным, из-за чего Шейн Ван Гисберген и, главное, лидер гонки Гарт Тандер вынуждены были пройти ещё круг. Тут вновь даёт о себе знать разница между опытным гонщиком и вчерашним новичком, ведь застывший Дэвисон был заметен и тому и другому, но Гарт в этой ситуации остался лидером, а Шейн уходил на рестарт вторым, с кругом отставания. Причём Ван Гисберген едва не обогнал Тандера до черты, но тут обошлось – спринт-шины позволили вернуться в лидирующий круг и добраться до 13-й позиции.
К середине дистанции Гарт Тандер опережал Ли Холдсворта на 4.5 секунды, а Джейми Винкапа более чем на 15. Без пейс-кара обладатели мягкого комплекта вряд ли догнали бы Гарта, но, как сказал ещё один пострадавший от коушена, Рик Келли, «нечего сваливать на стратегию. Ничего не поделаешь, ведь невозможно знать, когда появится пейс-кар». Или не появится… Рик решил не останавливаться, собирался провести короткий отрезок на спринт-шинах и надеялся на ещё один инцидент. Тогда бы он оказался в позиции Алекса Дэвисона на памятном этапе в Hidden Valley и наверняка довёл бы дело до победы. Собственно, выбора у Рика не было. Из-за коммуникационной ошибки на 6-м круге вместо #15 на пит-лейн заехал #7, испытывавший большие проблемы с отработавшими своё спринт-шинами. В результате, механики Kelley Racing не успели подготовить заправочную машину, и младший Келли получил, во-первых, недостаточно топлива, во-вторых, не те покрышки. Так что рискнуть стоило. А на 50-м круге Рик немного повредил рулевое управление, контактировав с прорывающимся Лаундсом, так что поставь он спринт-шины во время коушена, проиграл бы ещё больше.
Я вспоминаю вторую гонку в Дарвине, потому что субботняя в Перте оставила не самые приятные ощущения – любопытно, когда самыми быстрыми оказываются аутсайдеры, но удручающе выглядит, когда прорыв устраивают и так быстрые гонщики, пользуясь искусственно созданным преимуществом. Сегодня было значительно интереснее, и я присоединяюсь к тем, кто высказывается за объявление спринт-шин регулярными.
Итак, ближайшей угрозой Тандеру был Крейг Лаундс, находившийся на 9-й позиции. Другими гонщиками на мягкой резине были Расселл Ингалл, Стивен Джонсон, Джейсон Баргванна и Джейсон Брайт. На «спринтах» шёл и Майкл Карусо, но он уже был в круге, и смог себя проявить только лучшим кругом гонки. Менее чем 10 кругов после рестарта Лаундс и Ингалл были уже на втором и третьем местах, на 54-м Крейг захватил лидерство, Расселл был в 4 секундах позади, но отыгрывал у Тандера по 0.8 на круге. Запомните эти цифры.
5 кругов спустя Ингалл вышел на второе место, а следом Гарта обогнал и Стивен Джонсон. За 20 кругов до финиша Тандер опустился на 6-е место, пропустив двух Джейсонов – Баргванну и Брайта. Мог потерять и ещё одну позицию, ибо на спринт-шинах шёл ещё и МакКонвилл, недавно обогнавший Винкапа. А что же впереди? Рассел Ингалл, несмотря на решительный настрой и просьбу не беспокоить его по радио в поворотах, проигрывал Лаундсу по 6 десятых на круге! При том, что Крейгу тоже не был гарантирован благополучный финиш. За 10 кругов до финиша гонщики на «софте» уже шли медленнее конкурентов, которые не рисковали разрывом покрышки.
К тому же, обладатели мягких шин были заняты и борьбой между собой, красивейшей борьбой! Баргванна и Брайт прошли три с половиной поворота бок-о-бок – ветераны сражались на тот момент за 4-е место, но время уже работало против них. За 7 кругов до финиша Тандер проходит Баргванну, а Стивен Джонсон (на спринт-шинах!) – Ингалла. Время на круге выросло до минуты, но у Гарта это обычно 1:00.5, а у Расселла – 1:02.0, и за три круга до финиша не только Тандер, но и Винкап буквально проглотили Энфорсера.
На последнем круге невооружённым глазом были видно, как от колёс #888 отлетают кусочки резины, точь-в-точь как на прошлогодней гонке NASCAR в Инди, но запас над Джонсоном был вполне комфортным, и Крейг Лаундс привёз второму месту немногим меньше, чем Джейми Винкап вчера. Говорят, да и в гонках заметно, что машины тройки топ-команд ведут себя следующим образом: Team Vodafone лучше всех входят в поворот, Ford Performance Racing способны поддерживать большую скорость в середине, а на выходе нет равных Holden Racing Team. Теперь оказалось, что подготовленные Triple Eight Race Engineering автомобили ещё и лучше остальных расходуют резину.
Ситуацию прояснили комментаторы – субботний короткий отрезок позволил снять с комплекта верхний, особенно мягкий слой, за которым идут уже более стабильные. Шины остыли, и в воскресенье уже работали при менее экстремальной температуре по сравнению с той, которая была бы достигнута из-за мгновенного прогрева верхнего слоя.
Этап на самой неудачной трассе принёс Team Vodafone два поула, две победы и вернул лидерство в командном зачёте. Джейми Винкап практически защитил чемпионский титул, а Крейг Лаундс использовал последний шанс выиграть в Барбагалло за рулём Ford, его победа стала 50-й для относительно молодой команды, которую теперь стоит называть безоговорочно лучшей.
Гарт Тандер всё же не покинул домашний этап без подиума (на пьедестал в этот уик-энд поднимались 6 человек из 5 команд – вот он, результат шинной лотереи), и после гонки сказал следующее: «Вчера вечером я поговорил с Дэвидом Рейнольдсом и многое узнал. Я вёл машину ровно и осмотрительно, прислушивался к шинам и не беспокоился о захвате лидерства. Пейс-кар появился на 5-10 кругов раньше, чем нам было нужно, и немного испортил стратегию, отбросив нас назад» - новичок, лучший новичок сезона, получил настоящее признание. Оставшийся вообще без спринт-шин Рейнольдс в воскресенье финишировал 15-м.
Через две недели финал. Не кажется уже таким досадным, вообще почти не занимает внимание отсутствие интриги в борьбе за титул – всё закономерно. А вот сам этап из двух 250-километровых гонок очень даже предвкушает. Атмосфера в Сиднее ожидается сказочная, и никакие спринт-шины уже не будут сбивать с толку ни гонщиков, ни нас с вами.
P.S. Данный обзор впервые делался по горячим следам – субботние события описывалась до просмотра воскресной программы.
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт чемпионата
* - применительно к гонкам, политика штрафов, при которой степень наказания определяется последствиями нарушения, весьма порочна. Фактически, провинившийся отдаёт свою судьбу в руки пострадавшего и может надеяться только на реакцию коллег. К примеру, поддевший соперника на суперспидвее в одном случае портит гонку 1-2 гонщикам, а в другом 1-2 десяткам гонщиков. Применять в этих случаях разные наказания представляется мне скорее двойным стандартом, чем точным подходом.