За считанные дни до старта 14-го сезона V8 Supercars представляю перевод кратких рассказов с фотографиями о 10 лучших гонщиков первой декады серии – 1997-2006 – содержащийся в книге V8 Supercars: The First Decade. Andrew Clarke, Luke West, Jon Evans; Publishing 101; 2007. Чтобы не выложить все карты на стол (а тут сплошные короли, тузы и джокеры), текст приведён в обратном порядке оригиналу – от 10-го к 1-му, после чего таблица достижений и критерии, тоже перевод, ведь выбирал, понятное дело, не я.
10. Грег Мёрфи
Одна вещь не может ставить под вопрос скорость Грега Мёрфи – громадной важности круг Шутаута в Батхёрсте будет долго жить в фольклоре V8. Выражаясь словами абсолютно чистого великолепия, этот единственный круг в сущности невозможно воспроизвести – поразительное проявление вождения, точного до миллиметра. Добавьте к этому его мотивацию выступать перед родными новозеландцами, как подобает общепризнанному «Принцу Пьюкикоу» и вы можете начать понимать, что он способен на уникальные моменты, производящие анормальные результаты. Когда всё в порядке, и планеты выстроились нужным образом, Мёрф, без сомнения, одарён по особому. Только когда его решительность призвана к делу, Мёрфи представляет своего рода головоломку. Когда же случается обратное, и он борется с плохо управляемой машиной, то не проявляет ни способностей, ни желания вести сквозь неполадки и трудности, чтобы найти техническое решение проблемы. Этот парадокс маскирует ряд случающихся ошеломительных прорывов, но, похоже, что после ухода от ребят Kmart его нестабильность пропорциональна оборудованию, которым он располагает. Принятый во внимание тот памятный круг шутаута и его недавнее временное пребывание в SuperCheap (постбрайтовской) дало аномалию – Мёрф сейчас гоняется лучше, чем квалифицируется. Дайте нужное оборудование, вдохновение и инструменты для работы, тогда нет сомнений, что он по-прежнему способен на результаты высшего уровня.
9. Джейсон Брайт
Гонки открытых колёс позволили Джейсону Брайту развивать способности к техническим знаниям в сложностях различия шасси. На протяжении всей его юношеской карьеры в монопостах он был чемпионом. Лишь дорогостоящая авария торпедировала его надежды в Indy Lights. С момента его дебюта в Симмонс Плейнс за рулём GRM Commodore ты знал, что он тот, у кого есть особый талант. Знаменитой победой в Батхёрсте за SBR, когда он подвесил машину на стену во время практики, Брайт быстро показал свои способности. В каждой из нижеследующих команд, за которые он гонялся, за примечательным исключением определённой роли второй скрипки в HRT, Брайт сиял. В PWR Racing/Team Brock он лидировал большую часть чемпионата, находясь в возможно худшей машине и был средством очевидного прогресса FRP в недавнем прошлом, пока не ушёл ради организации своего имени. Тихий и замкнутый за пределами трека, Джейсон не часто получает должное уважение за свои таланты, хотя сотрудники команды ценят его способности к развитию. Он склонен признавать порой случающиеся ошибки и участвовал в, наверное, слишком большом количестве инцидентов, чтобы рассматриваться как высококвалифицированный профессионал. Подобно стилю Лаундса, Джейсон предпочитает поворачивать машину вокруг передней оси, следовательно, редко кто увидит от него слишком много усилия, если на то нет необходимости. Статистически, если вы уберёте два его неполных сезона, то только Эмброуз и Ингалл имеют лучший средний финиш по итогам чемпионата.
8. Стивен Ричардс
Сколь трудно жить под ярлыком «сын пушки», столь же трудно поверить, что Стивен Ричардс выступал почти декаду без даже угрозы взятия титула. Две подряд победы в Батхёрсте в паре с Брайтом и Мёрфи показали, что «Ричо» обладает происхождением и способностью доводить дело до конца, только вот стремления к чемпионству охладились случайностями поломки и ошибки. Пребывание в Perkins показало его лучшие возможности к настоящему моменту, но ещё слишком стычка или инцидент с участием других уничтожают его надежды. Поскольку он показал замечательную стабильность в финишах по итогам чемпионата, то более бросается в глаза соотношение побед к стартам Стивена, каковое является худшим среди всех участников этого списка. Более того, до 2004-го Ричо не брал и поула, так что пять побед за более чем 130 стартов, отражаются от его таланта, как частой угрозы победам. Удивительно, что к нему не пришло больше побед, а он в очередной раз меняет команды и должен будет выдержать стабильность некоторое время.
7. Гарт Тандер
Стоит похвалить Гарри Роджерса за упорство работы с Гартом Тандером в его дебютный «аварийный» период, кульминацией чего стал выигрыш Батхёрста с GRM. Когда было принято решение перейти в Toll HSV Dealer Team, планка была поднята, и Тандер должным образом принял вызов. На момент окончания первой декады он являлся, возможно, быстрейшим гонщиком категории, но по-прежнему переживал из-за проблемы или редкой ошибки в оценке ситуации. Тандер много работает с технической стороной сбора данных, проводя долгие часы в сосредоточенном изучении массы информации с целью найти оптимальные настройки. Обычно демон, проявляющийся в решительном завершающем круге квалификации, «Джи-Ти» находился быть может на пике своей мощи, когда его более молодой партнёр по команде выигрывал чемпионат за счёт лучшей стабильности. Лежит большое расстояние между его легкомысленным характером начала карьеры и вдумчивой, аналитической и квалифицированной позицией человека, который всё ещё обладает той самой жилкой конкурентоспособности. Сравнения в скорости с каждым из партнёров заканчиваются в его пользу, включая злополучный флирт с HRT во время прошлогодних гонок на выносливость в паре со Скейфом.
6. Рик Келли
Поразительная стабильность Рика Келли, с учётом его относительной неопытности, удивительная для любого столь молодого гонщика. Большинство найдёт трудным успокоиться ради долгосрочной перспективы в общем зачёте чемпионата, однако младший из двух братьев Келли уже сумел эффективно развить подход, позволяющий записывать на свой счёт результаты и подиумы, нежели рисковать всем ради победы. Безусловно, он располагал первоклассным оборудованием, но всё же требуется особый талант, чтобы использовать его на максимум. Редок план его машины в помятом или аварийном состоянии, что само по себе много для кого недостающий атрибут. Как же в таком случае иронично, что его чемпионский титул, первый из возможно многих, был добыт частично из-за контакта с его главным соперником Лаундсом в финале на Филлип Айленде. Тот факт, что противоречивое чемпионство было заработано без единого выигранного этапа скорее обвиняет очковую систему, нежели Рика или его титул; достаточно только взглянуть на его настойчивый прорыв в Бахрейне ради возвращения в очковую зону или великолепное возвращение в Clipsal после якобы фальстарта, чтобы увидеть в нём заслуженного победителя. Соединившись с Мёрфи для двух подряд побед в Батхёрсте, он показал всё необходимое мастерство, находясь под возможно наибольшим давлением, и в этом заключается его способность блеснуть в решающий момент.
5. Гленн Ситон
Для плавно текущего стиля вождения, который внушает благоговейный ужас, когда сидишь рядом и оцениваешь, требуются шёлково-гладкие навыки; истинное преимущество ушедших дней! Тем не менее, владение всем необходимыми ингредиентами не гарантирует успеха, что очевидно в том факте, что Гленн Ситон по праву должен был выиграть больше титулов и такой неуловимый Батхёрст. Некоторые могут указывать на знаменитую невезучесть Ситона, но большинство этих неудач связано со склонностью продолжать играть с тонкой настройкой машины, которая заводит в тупик. Много раз бывало, что его синие Ford находились в выигрышной позиции, но победу не приносили. Если есть область, в которой он нуждался, то это агрессия, так как несколько раз он был выжат из ситуации, но вероятно стоит подумать ещё и над тем фактом, что, как владелец команды, он оплачивал счета. Внешне его стиль езды был расслаблен и нетороплив, в противоположность тому, что показывал хронометр, тогда как его талант заставлять машину скользить через Гору остаётся одним из ярких воспоминаний его карьеры. Это, конечно, будет пародия на его краткую биографию, если «Сито» уйдёт без столь желанной победы в Батхёрсте.
4. Расселл Ингалл
Грубо описывать Расселла Ингалла как труженика, который максимизировал свои возможности, но именно так он выиграл долгожданный титул, когда партнёр Эмброуз и его выдающийся соперник Скейф зациклились друг на друге. Более того, если бы не спорный штраф Эмброуза и Лаундса за превышение скорости на пит-лейне в Оран Парке, Ингалл мог выиграть титул и без единой победы на этапе. Ещё во времена выступлений за Perkins Engineering и Holden с массой стабильных результатов, которые позволили ему так близко подойти к желаемому титулу, он заслужил эпитет «подружка невесты», однако должен был ждать присоединения к Stone Brothers Racing и Ford, чтобы найти ключ к своему потенциалу. Прозвище «энфорсер» [исполнитель приговора] возможно отвечает его личным характеристикам, впрочем, несколько стычек с правосудием смягчили Ингалла. Быть может это официальное обвинение, что его будут помнить за пару сенсационных побед в Батхёрсте с Ларри, нежели за единственное чемпионство с SBR. Никогда не проходя хорошо квалификации, Ингалл скорее «гонщик гонок», который обгоняет больше всех, с учётом его обычно ужасной стартовой позиции. С точки зрения самого гоночного искусства, за Ингаллом, если он мотивирован, конечно стоит наблюдать, хотя он и не показывал чистой скорости Эмброуза или Кортни при одинаковой технике.
3. Крейг Лаундс
С точки зрения абсолютной способности управлять автомобилем, Лаундс должен фигурировать как один из самых одарённых и талантливых гонщиков – наряду с его ментором и героем Питером Броком. К тому же открытый для болельщиков, Лаундс обладает практически неповторимой возможностью демонстрировать безукоризненный обгонный манёвр, метрономные времена круга, сногсшибательную квалификационную попытку или езду вопреки дефектам непокорной машины. Идёт ли речь о его мастерстве непринуждённо ехать в мокрую погоду или способности впитывать давление, он редко попадает в аварии, не говоря о том, чтобы переехать колесом грань. Ворвавшись на сцену, как открытие в HRT, совершённый им обмен на Ford фактически создал длинную безвыигрышную серию, лишённую каких-либо заметных успехов. По-видимому, Лаундс провалился с технической точки зрения, будучи не в состоянии привести в порядок зеленоглазые AU Гибсона, когда имел все ресурсы в своём распоряжении. Хотя сейчас это всё лишь отдалённые воспоминания, и у него есть инженерная мощь в совместной работе с Triple Eight. Его невозмутимое поведение и самообладание под давлением проверены годами, сам он остаётся позитивным и оптимистичным. Укрытый командой, поддерживающей его умение, остаётся небольшое сомнение в ранге Лаундса среди лучших из лучших.
2. Маркос Эмброуз
Как никто настойчивый и твёрдый, когда дело касается аналитической, интеллектуальной и умственной стороны спорта Маркос Эмброуз успешно прошёл по лини между агрессией и перепилотированием. Спонтанный, на грани стиль порой заводит не туда, но Эмброуз, благодаря тонко заточенному мастерству, безусловно владеет искусством предельно жёсткого вождения и никогда не может быть охарактеризован как «крэшер», несмотря на этот предельный стиль. При своей знаменитой решительности и вере в себя, он, тем не менее, пару раз представал развязанным перед большой аудиторией, как это было с инцидентом в Батхёрсте с Мёрфи, аварией в первом повороте в Барбагалло со своим главным соперником Скейфом и послегоночными выходками в Indy на почве столкновений лбами с холденскими противниками. Союз между гонщиком как Маркос и гонщиками в Stone Brothers Racing был прекрасным рассчитан по времени и стал свидетельством решимости Эмброуза вырвать славу обратно к Голубому Овалу. Его способность воспринимать данные и развивать пилотажные характеристики автомобиля была поднята карьерой в европейских монопостах, а также определила его настрой на победу. Единственным вопросом, оставленным как великое заклинание V8 Supercars остаётся его неспособность выиграть 1000-километровую классику на выносливость в Батхёрсте. Помимо этого долга, он подошёл крайне близко к выигрышу трёх чемпионатов подряд. Только сейчас, когда он занимается карьерой на овалах в Америке, австралийцы начинают по достоинству оценивать его несомненный талант.
1. Марк Скейф
На борту правильной машины и внутри лучшей команды, никто не мог насквозь доминировать уик-энд от практики и квалификации сквозь все гонки как это делал Марк Скейф. Во время расцвета в Holden Racing Team, Скейф доказал свой агрессивный, конкурентный, решительный и упорный характер, намеренный проскакать с шипованной подковой по любому сопернику; даже партнёру по команде. К примеру, во время пика противостояния Скейфа и Эмброуза, две команды дрались даже за право всего лишь покинуть пит-лейн первой в пятницу, таким было их стремление выиграть игры разума, которые делают всё происходящее столь же психологической сколь и физической битвой. Агрессивный стиль езды Скейфа продемонстрировал его напирающим на руль в буквальном смысле, контролирующим и корректирующим через почти что предчувствие необходимых движений. Никоим образом не «классический» стиль вождения, об эффективности которого можно судить по его грандиозному рекорду. Способность Скейфа концентрировать всё вокруг себя для достижения успеха – фактически стиль Шумахера-Ferrari – может быть проиллюстрирована хотя бы тем, как тяжело пришлось некогда партнёрам Лаундсу и Брайту идти своей дорогой в развитии с другими ресурсами. Недавняя история, впрочем, показала, что отвлечение внимания со стороны предрасполагают Скейфа к нетипичным ошибкам в оценке ситуации, но сомневаться в его энергии нет повода.
* * *
Статистика может рассказать массу историй, но в данном случае она помогла написать картину 10 лучших гонщиков V8 Supercars первой декады. Интересная деталь, касающаяся нашего использования этой статистики заключается в том, что здесь не было по сути ни одного явного пропуска, хотя и осталось пространство для дебатов.
По существу, у нас было два важных измерения: выигранные чемпионаты и средний финиш по итогам сезона. Мы взяли число титулов как главный решающий показатель, а средний будет следующим критерием сортировки. Также мы чувствовали, что для придания некоторой значимости статистике должно быть минимальное число проведённых сезонов, и мы остановились на пяти.
Мы обдумывали, должны ли считаться сезоны, в которых гонщик не выступал во всех этапах и в конце пришли к выводу, что должны, поскольку получить место на весь сезон порой часть соревнования. У таких гонщиков как Марк Скейф, Гленн Ситон, Джейсон Брайт, Рик Келли, Стивен Ричардс и Джон Бау были неполные сезоны.
Как только мы применили последствия наших решений все вместе, то увидели, что Дик Джонсон оказался выбит за пределы топ-10, поскольку провёл только три года в эре V8 Supercars, а Тодд Келли и Джейсон Баргванна были вытеснены включением Рика Келли и Гленна Ситона как чемпионов.
Вот это наша топ-10, и пусть начнутся разговоры о том, кто же в точности лучшие из лучших. Гонщик с минимальным средним, большинством титулов или самый стабильный? Мы сделали свой выбор.
Гонщик |
Средняя позиция в чемпионате |
Титулов |
Лучшая |
Худшая |
Сезонов |
Mark Skaife |
5.80 |
3 |
1 |
16 |
10 |
Marcos Ambrose |
3.20 |
2 |
1 |
8 |
5 |
Craig Lowndes |
5.78 |
1 |
1 |
20 |
9 |
Russell Ingall |
4.50 |
1 |
1 |
9 |
10 |
Glenn Seton |
13.50 |
1 |
1 |
35 |
10 |
Rick Kelly |
14.33 |
1 |
1 |
47 |
6 |
Garth Tander |
8.22 |
0 |
2 |
14 |
9 |
Steven Richards |
8.80 |
0 |
5 |
18 |
10 |
Jason Bright |
9.20 |
0 |
3 |
26 |
10 |
Greg Murphy |
9.30 |
0 |
2 |
30 |
10 |
P.S. Разумеется, я не буду оспаривать этот гранд-лист.