Режиссёры 7SPORT представляли уик-энд ITM 400 как борьбу Гарта Тандера и Джейми Винкапа. Довольно типичный сценарий – раннее доминирование одного при неудачах другого, затем переломный этап, после которого так и видится усиление атаки со стороны преследователя. Вот только у #1 на этот счёт совсем другой сценарий, это им прежде всего решать, что станет правдой. Гарт очень старался, его команда тоже. #2 ошибались, но даже отсутствия этих ошибок не хватило бы для победы, а их наличие не привело к потере второго места.
Единственный новозеландский этап, и на волне великолепных выступлений Шейна Ван Гисбергена, от представителей киви ждали каких-то особенных результатов перед домашней публикой. Ещё свежо в памяти доминирование Грега Мёрфи в Пьюкикоу, и отчасти поэтому перед квалификацией призывали обращать внимание на #51, который выиграл третью практику днём ранее. Но как выяснилось, пятница, с воодушевляющей плотностью результатов – 24 машины в 1 секунде – отнюдь не показатель. Настоящего дождя так и не пошло, а настройка автомобиля для «зелёной» трассы и трассы с грувом – две большие разницы.
Так что насчёт выступлений киви лучше всего сказал Джейсон Ричардс: «Ирония в том, что мы боролись между собой, тогда как должны бороться с австралийцами, но однажды в гонке все мы были рядом!» - гонщик Brad Jones Racing предсказывал контингент в размере 5 соотечественников в Top 10 Shootout. На деле там оказался только один, да и тот не он сам, а Фабиан Култхард. Но и для Walkinshaw Racing в целом уик-энд вышел кошмарным, тогда как Джейсон Ричардс в обеих гонках стал лучшим новозеландцем, дважды закончив на первом месте… за пределами топ-10.
Специалисты трассы, конечно, не определяются по гражданством. Это сугубо индивидуально. Если считается, что лучшими гонщиками V8 на «стриткурсах» являются Винкап, Кортни и Винтерботтом, то отдельно в Хэмилтоне к ним вне всяких сомнений присоединяется Майкл Карусо. Он ни разу не стартовал здесь за пределами топ-10, а в этом году стал третьим по очкам за этап – 5 и 3 места. Ничем не примечательные гонки в исполнении пилота GRM, но на таких трассах для участника топ-5 они, увы, обычно такими и являются. Если ты не лидер и не ближайший преследователь лидера, а езда твоя безошибочна, то шансов попасть в кадр у тебя немного.
Пожалуй, Карусо ехал на грани возможностей своих и машины, тогда как Кортни, от которого лично мне очень хотелось яркого выступления, ехал уже за гранью и прилично не добрал очков, хотя, забегая сильно вперёд, на второе место в чемпионате всё же вышел. В шутауте Джеймс ошибся во втором повороте и стал предпоследним. Это обязало пойти на альтернативную стратегию в гонке, с целью получить возможность реализовать имеющуюся скорость. Поэтому в #18 провели короткую первую дозаправку, после которой Кортни оказался аж на второй позиции, продолжая штамповать быстрейшие круги. Но второй пит-стоп в любом случае был бы дольше тандеровского секунды на 4. А получился на 10 – 4 покрышки (ошибочное решение), чистка сетки радиатора, проблемы со стартером, блокировка.
Джеймс Кортни вернулся на трассу в 15 секундах позади Винкапа и в 10 позади Тандера. Мог помочь пейс-кар – вылетел и заглох Тим Слейд. Но после рестарта быстро стало понятно почему Винкап чемпион, что отличает его от очень многих. #1 проходил свои круги в ритме квалификации и в лучшем (наверное, близком к идеалу) случае остановил секундомер на 1:23.2780, круг шутаута был 1:23.2690. И мудрый Гарт быстро понял, что в такой ситуации ему лучше сосредоточиться на финише без приключений, в чём ему помог сам Кортни, очень высоко взлетевший на бордюре шиканы 4-го поворота. В конфигурацию кольца снова внесли изменения – стена на выходе из этой самой шиканы была отодвинута на метр вправо, и без этого #18 была бы по итогам первой гонки разбита. Другим улучшением стал 6-й поворот, но доминирования Винкапа на третьем секторе это не убавило.
Джейми и Гарт соревновались друг с другом в уменьшении пространства между правым бортом (зеркалом вынужденно пожертвовали) своих Holden и стеной восьмого, последнего поворота. И глядя на обгон за лидерство на 10-м круге второй гонки, пожалуй, единственный, где была и атака и оборона, надо признать, что Винкап на этот раз оказался лучше. Отличным выходом на стартовую прямую Джейми создал возможность перетормозить Гарта в первом 90-градусном повороте, после чего логично закрыл инсайд от контратаки перед шпилькой. «Я очень доволен машиной. Фактически, готов сказать, что это лучшая, которой я когда-либо управлял» - говорил Винкап после первой гонки, а после второй подтвердил совершенство своего оборудования. Пейс-кара под конец на этот раз не было, но если бы и был, то это коснулось бы ребят во втором десятке, а никак не лидеров.
Воскресная победа Винкапа особенно важна с точки зрения общего зачёта, потому что два ближайших соперника потерпели неудачу. Подводя итог выступлению Кортни в Хэмилтоне, следует предположить, что на его автомобиле не стали менять заднюю подвеску после субботнего прыжка. Потому что на следующей день за ним не было замечено чрезмерной атаки бордюра, однако рычаг правого колеса надломился, по словам Джеймса, вскоре после первого пит-стопа и пробил дифференциал. Учитывая столь серьёзные повреждения, механики DJR совершили маленький подвиг, починив Ford #18 до такого состояния, при котором он смог безопасно продолжить езду и спасти в итоге 42 очка.
Ford в этом году выиграли только одну гонку, и ту в рамках уик-энда в Мельбурне. В Хэмилтоне «синим» заметно недоставало скорости, за исключением Кортни, которому недоставало хладнокровия. Финальным ударом стало исключение из 8-й гонки чемпионата машин #5, #6 и #17 за неправильное расположение тормозных дисков задних колёс. Проще говоря – механики перепутали правый и левый. Смешно говорить о каком-то преимуществе, но VESA давно и чётко дала понять, что не прошедшая техинспекцию машина исключается из финишного протокола. Так Джеймс Кортни вышел на вторую позицию в общем зачёте, а отрыв Винкапа увеличился в три раза и уже превышает 200 очков.
«Этот уик-энд я предпочитаю забыть» – сказал Марк Винтерботтом. – «Мы с Кэмпбеллом сядем и будем скрупулёзно анализировать данные в поисках того, где и как мы теряем так много времени». Фрости страдал от нехватки сцепления задних колёс в скоростных поворотах, которая началась в шутауте (провальный круг, последнее место) и продолжалась в первой гонке, а Литтл за ночь так и не смог найти причину проигрыша трёх десятых лидерам на каждом круге. Так к финишу второго заезда Винтерботтом обнаружил себя сражающимся с Дином Фьором за 14-ю позицию. Юный киви всё-таки был пройден, Марком и Стивеном Ричардсом, но через сутки позиция в топ-15 вернулась к нему и стала лучшим результатом в карьере.
Стивену Джонсону терять пятое место не менее обидно.
В итоге лучшим Ford в воскресенье стал #9 Шейна Ван Гисбергена. Скорость никуда не делась, но провал субботней квалификации стал залогом участия в аварии на первом круге гонки. День закончен едва начавшись: «Типичная ситуация компании людей, пытающихся выиграть гонку на первом круге. В третьем поворот, думаю это был Баргванна, меня атаковали внутри и с того момента я стал пассажиром» - Шейн прав, это был Баргс, но квалификация в V8 значит не много и не мало, а столько, сколько и должна. Пытаясь вернуться на траекторию, Ван Гисберген зацепил Расселла Ингалла. Завала не случилось, но Holden #39 получил повреждения, Энфорсер финишировал только 20-м.
Баргванна, кстати, если не считать этого инцидента, за который его оштрафовали на 15 очков, провёл очень классный уик-энд – впервые три из четырёх пилотов Kelley Racing финишировали в топ-10: «Я начинаю понимать, что есть у Рика и Тодда, что они разрабатывают и втягиваюсь в процесс доработки машины» - сказал Джейсон. Учитывая, что Тони Риккиаделло это рента-драйвер, попадание можно назвать стопроцентным. Рик Келли остался недоволен первым пит-стопом во второй гонке, который выбил его из борьбы за подиум. Он присоединяется к Джейми Винкапу и Джеймсу Кортни как гонщик, закончивший 7 из 8 гонок в топ-10 и, благодаря очередному невнятному выступлению Лауднса, сохраняет 7-ю позицию в чемпионате – Гарт Тандер уже 6-й. Тодд Келли собрал все неудачи (а как же без них…) в первой гонке – помимо стартового инцидента, он стал жертвой атаки Фабиана Култхарда на втором рестарте. Во второй ничего не случилось, и впервые с Барбагалло прошлого года братья Келли вместе в топ-10.
Отсутствие борьбы среди лидеров даёт возможность обратить внимание на происходящее в середине пелотона, а то и дальше. Примечательно, что на одной из сложнейших трасс лучшие квалификационные результаты в карьере показало сразу пять гонщиков, и про каждого можно сказать несколько слов. Майкл Карусо провёл ещё один этап, в котором уверенно превзошёл де-факто более талантливого Ли Холдсворта. Только ли в понимании Хэмилтона дело? Джонатон Уэбб пока заметно уступает в скорости партнёрам, но прогрессирует. Лучший уик-энд по сумме набранных очков, и чемпион Fujitsu Series на 12-м месте в общем зачёте. Тони д’Альберто удивил лучшим временем за 2:40 до конца субботней квалификации, но гоночной скорости не было. Однако это уже второй выстрел гонщика, который считался одним из слабейших в пелотоне. Может быть, у него просто была ужасная техника?
Дин Фьор и Эндрю Томпсон, завсегдатаи последних строчек, в прошедший уик-энд оба отметились в топ-15. Причём Томпсон провоцировал красные флаги в обеих квалификациях. В первой он поскользнулся на чьём-то масле, но не сильно повредил машину и при старте с 17-й позиции финишировал 14-м. Во второй удар был уже значительно сильнее и механики просто не успели восстановить машину к старту. Эндрю на момент аварии располагался на 4-м месте, и его времени оказалось достаточно, чтобы не опуститься ниже 16-й позиции и остаться впереди партнёра Култхарда и, к примеру, Грега Мёрфи.
Фьор, помимо вышеупомянутого, отметился блокировкой Джейми Винкапа на третьем секторе последнего круга воскресной квалификации. За 2:34 до конца Гарт Тандер установил планку на уровне 1:23.0349. Винкап имел шанс улучшить ещё до клетчатого флага, но ошибся на третьем секторе, потеряв 0.4 с., после чего пожертвовал следующим кругом и ушёл за несколько секунд до конца сессии на боевой. Полторы десятые улучшения на первом секторе, ещё 6 сотых на втором, и всё меньше сомнений в том, что из 1:23 Джейми выйдет. Но тут и попался Фьор, тоже шедший на быстром круге. Тандер остался впереди лишь на 0.07.
Быстрый – понятие относительное. Даже когда кажется, что ты достиг абсолюта, всегда остаётся вариант мерить по себе.
Следующие два этапа станут не просто первыми, где будут использоваться спринт-шины, но единственными, где не будет других типов покрышек. Обещают жаркий уик-энд, но как бы не вышло так, что «жарить» будут всё те же...
Результаты
Квалификация 1
Top 10 Shootout
Гонка 1
Квалификация 2
Гонка 2
Личный зачёт