Часть 1
Часть 2
Часть 3
Цикл статей, предваряющий открытие сезона в серии «Нэйшнвайд» приближается к финишной прямой, и с каждой следующей позицией всё сложнее предсказать результат, всё выше риск ошибиться…
10-е место: Брайан Скотт
Команда: «Ричард Чилдресс Рейсинг»
Автомобиль: #2 Шевроле Камаро
Владелец: Ричард Чилдресс
Крю-чиф: Фил Гоулд
Статистика в серии: 109 стартов, 5 финишей в топ-5, 23 финиша в топ-10
Скотт принадлежит к той когорте счастливых гонщиков, которые не просто имеют за собой серьёзную финансовую поддержку родственников, но и обладают некоторой толикой таланта, которая не позволяет презрительно называть их денежными мешками, пробившими себе путь в NASCAR совсем не заслугами на трассе. К таким гонщикам относятся и Пол Менард, и Джастин Лофтон и, в меньшей степени, Скотт (про Джона Уэса Тоунли говорить не будем, тут ситуация очень спорная). То, что Брайан всё-таки на что-то способен, показывает его карьера в траках, а именно прорыв в 2009 году и победа в Финиксе в минувшем сезоне за команду Кайла Буша. Но с другой стороны, за два полных сезона в составе «Джо Гиббс Рейсинг» Скотт не показал ровным счётом ничего, и это удивляет.
Если 8-е место в общем зачёте по итогам 2011 года можно было списать на период адаптации, то провал в минувшем сезоне объяснению не поддаётся, и Скотт закономерно пополнил ряды молодёжи, которая не смогла закрепиться в «Гиббс-экспресс». Брэд Коулмэн, Мэтт ДиБенедетто (едва избежал искушения поставить в этот список Джоуи Логано)… Вот, теперь Брайан. Но такие бравые парни как он без борьбы не тонут, и из одной топ-организации Скотт перебрался в другую. В этом году Чилдресс будет всеми силами делать из своего внука чемпиона, и Скотту предстоит выполнять функции верного оруженосца. На Брайана нет никакой ставки, об этом говорит хотя бы тот факт, что работать с ним будет Фил Гоулд, кар-чиф при Люке Ламберте, человек, не имеющий опыта работы на мостике. Выплывать Скотт будет самостоятельно, главное, что он принёс с собой деньги «Шор Лодж», больше Чилдресса ничего не волнует.
9-е место: Сэм Хорниш-мл.
Команда: «Пенске Рейсинг»
Автомобиль: #12 Форд Мустанг
Владелец: Роджер Пенске
Крю-чиф: Грег Ирвин
Статистика в серии: 66 стартов, 1 победа, 12 финишей в топ-5, 28 финишей в топ-10
Хорниша, как и Майкла Аннетта, можно назвать прорывом 2012 года, но в отличие от Майкла, Сэм всё же пришёл в «Нэйшнвайд» из «Кубка «Спринт», имея за плечами три полных сезона на одном из «Доджей» Роджера Пенске, потому – с него спрос другой. Поехал Хорниш лишь на свой шестой год в NASCAR, когда на него, в общем-то, уже махнули рукой. Тем сильнее было изумление, когда трёхкратный чемпион IRL едва не вклинился в борьбу за титул. Увы, силёнок у Сэма всё же не хватило, но четвёртая позиция в общем зачёте смотрится очень даже ничего. Но самое удивительное, что Хорниш вдруг стал очень хорошо выглядеть на трассах, известных как его ахиллесова пята – на роудах. Удастся ли гонщику продолжить свой прогресс – нам и предстоит узнать.
Сезон-2013 Хорниш начинает с новым крю-чифом, и достаточно взглянуть на имя, как сразу станет понятно, что для команды это апгрейд. Грег Ирвин работал в «Кубке» с «Рауш-Фенвэй» и «Ричард Петти Моторспортс», и, как надеется Тим Синдрик, 42-летний Ирвин должен помочь Хорнишу превратиться в настоящего победителя. Но одно дело быть крупной рыбой в мелком пруду, как год назад, другое – иметь вокруг себя в два раза больше как минимум равных по силам соперников. Увы, но я считаю, что 2012 год – это максимум, на что может рассчитывать Хорниш в NASCAR, и новый сезон должен приземлить #12 на её истинный уровень.
8-е место: Кайл Ларсон
Команда: «Тёрнер-Скотт Моторспортс»
Автомобиль: #32 Шевроле Камаро
Владелец: Стив Тёрнер
Крю-чиф: Трент Оуэнс
Статистика в серии: абсолютный дебютант
Тони Стюарт практически уверен, что Кайл Ларсон – “next big thing”, опытные коллеги наперебой расхватывают талантливого юнца, все ждут от него чуда. Мы рассчитывали, что Чип Гэнасси возродит для пилота своей программы развития команду в «Вайде», но он пошёл более простым путём: оставил Кайла Стиву Тёрнеру. Не знаю, как скажется это на климате внутри организации, но Ларсон, также, как и Пике-младший, пошёл по головам. Точнее по голове. Место в #32 должно было по праву принадлежать Джеймсу Бушеру, но по каким-то секретным причинам (если вы слушали интервью владельцев «ТСМ» в передаче «Рейс Хаб» на SPEED, вы понимаете о чём я), Бушер остаётся на очередной полный сезон в траках, а Ларсон авансом проскакивает на уровень выше, имея за плечами всего один полный сезон в «К&Н Про Ист» и четыре заезда в дивизионе пикапов. Кайл продемонстрировал, что является очень одарённым гонщиком, но всегда испытываешь смутные опасения, что столь быстрый карьерный рост не может благотворно сказаться на способностях пилота. Есть множество примеров, когда команды торопились, раньше времени выводили своих подающих надежды звёздочек в «Кубок», и обжигались на этом, но есть и исключения. Всей душой надеюсь, что Ларсон – как раз и есть такое исключение, которое готово с лёгкостью брать новые высоты.
Кайлу очень поможет то, что крю-чифом у него будет Трент Оуэнс, племянник самого Ричарда Петти, выигрывавший для «Тёрнер-Скотт» гонки с Марком Мартином, Ридом Соренсоном и Нельсиньо Пике. Ветеран организации, безусловно, знает, как работать с таким талантом, как Ларсон, и крайне тяжело понять, чего же можно ждать от этого союза. #32 – самая настоящая тёмная лошадка чемпионата потому как Кайл не проехал ни гонки в «Вайде», и мы не знаем, насколько быстро он освоится в новой серии. В траках ему хватило двух гонок. Здесь же, скорее всего, потребуется чуть больше. И дальше уже всё упрётся в состояние дел в самой организации. Даже Кейси Кейн не был серьёзным фактором, выступая за нее… Так что ждём от Ларсона уверенной победы в борьбе за звание лучшего новичка, также я ожидаю, что есть шанс увидеть его борющимся за победы на выделенных этапах. Но именно что борющимся.
7-е место: Джастин Оллгайер
Команда: «Тёрнер-Скотт Моторспортс»
Автомобиль: #31 Шевроле Камаро
Владелец: Стив Тёрнер
Крю-чиф: Скотт Зипаделли
Статистика в серии: 141 старт, 3 победы, 23 финиша в топ-5, 68 финиша в топ-10
Программы «ТСМ» в пикапах и серии «Нэйшнвайд» находятся на разных уровнях. Это достаточно очевидно, и легко подтверждается взглядом на результаты гонщиков организации в обоих дивизионах. Именно поэтому я думаю, что ветеран и лидер «Тёрнер-Скотт» Джастин Оллгайер опередит своих товарищей в грядущем сезоне, но за высокие места побороться не сможет. Два сезона «Малыша» в #31 в плане статистики получились схожими: по победе в каждом, одинаковое количество попаданий в пятёрку лучших, да и по топ-10 разница просто мизерная. Однако по настроению, по психологии – это небо и земля. Если в 2011 году он стал третьим, убрав с пути (в прямом и переносном смысле) Рида Соренсона, то в 2012 рухнул вниз. Весь сезон команда Джастина выглядела подавленной и неспособной переломить неудачно складывающийся ход чемпионата. Посредственные гонки чередовались с попаданиями во вторую половину первой десятки, и даже победа в Монреале получилась какая-то скомканная. В концовке Оллгайер уже просто дожидался, когда этот кошмар закончится.
Стив Тёрнер в межсезонье в свойственной ему манере начал работу над ошибками. Джимми Элледж был выгнан вон, на место крю-чифа пригласили Скотта Зипаделли, а Оллгайера спасло то, что спонсор BRANDT вернулся с полномасштабной поддержкой. Гарри Скотт и Тёрнер своими бравурными речами намекают Джастину, что ждут от него участия в борьбе за титул, и складывается ощущение, что права на ошибку у гонщика нет, но только какое-то невероятное чудо, случившееся зимой, могло превратить «ТСМ» в контендера. Про это вроде ничего не было слышно. Господа, не будет никакого сражения за первое место, не будет и побед (только если а-ля Бушер в Дайтоне), так что прогресса я тоже не жду. Сезон 2013 года сложится для Джастина практически так же, как и предыдущий, а #31 в виду усилившейся конкуренции сделает небольшой шаг назад в иерархии серии. Так как на пятки Оллгайеру наступают Джеймс Бушер и, возможно, Джеб Бёртон, последствия для «Малыша» могут быть самыми неприятными.
6-е место: Паркер Клигерман
Команда: «Кайл Буш Моторспортс»
Автомобиль: #77 Тойота Камри
Владелец: Кайл Буш
Крю-чиф: Эрик Филлипс
Статистика в серии: 18 стартов, 5 финишей в топ-10
Кайл Буш как гонщик может вызывать стойкую аллергию своим поведением и своими поступками, он заслуживает не только восхищения, но и поношения, но если говорить о нём, как о владельце собственной команды, то невозможно не признать: в этом качестве Кайл – совершенно другой человек. Подняв на ноги свою организацию в пикапах, он дал шанс Джейсону Леффлеру спасти карьеру, которым тот не воспользовался. В это межсезонье он пошёл ещё дальше: предоставил возможность трём молодым и очень талантливым пилотам заявить о себе в полный голос, отдав в их полное распоряжение машины из своего гаража. Вот мы и узнаем, намётан ли глаз у Кайла, стоило ли вести агрессивную политику, переманивая у других команд Паркера Клигермана (я убеждён, что летом прошлого года уход Паркера из «Пенске» был связан с будущим переходом в «КБМ») и Джоуи Колтера. Сегодня под нашим прицелом – 23-летний уроженец Коннектикута.
Предвижу скептические замечания, что я поставил Клигермана излишне высоко в таблице. Да, я рискую подмочить свою и так сыроватую репутацию прогнозиста, но здесь дело не в том, что во мне говорит симпатия к Паркеру. Прошлый сезон стал первым для команды #54 в «Вайде», и получился он непростым. Однако была победа, были удачные финиши, были очень хорошие гонки и было, при этом, жуткое невезение. К концу сезона команда уже твёрдо стояла на ногах и регулярно боролась за высокие места. С братьями Буш за рулём, возразите вы, и будете абсолютно правы. Но Рик Рен и Эрик Филлипс не остановились на достигнутом, и продолжили работу над «Тойотами» в гараже организации, так что в сезон-2012 сменившая номер команда входит в полной боевой готовности.
Главный вопрос заключается в том, извлёк ли необходимые уроки из своих ошибок сам Паркер. Он получил ту возможность, о которой мечтал после успешного выпуска из ARCA в 2009 году – полное расписание в конкурентоспособной машине плюс полноценное межсезонье. В «Вайде», в качестве гонщика программы развития «Пенске Рейсинг» он получал жалкие крохи, и мне кажется, что во время выступлений за #22 Клигерман не мог полноценно раскрыться в силу серьёзного прессинга, необходимости поддерживать уровень Кезеловски, ведь его результаты, в конце концов, мерили бы по результатам Брэда. 6 гонок в конкурентоспособной команде за три года? Это несерьёзно. Полтора сезона на пикапе «БК Рейсинг»? За титул на нём не поборешься. Сейчас у Клигермана есть шанс одержать победу над своими скептиками, главное, не уходить за грань своих возможностей, что он частенько делал после ухода из «Пенске» в составе «Ред Хорс Рейсинг», пытаясь достать, ускользающее чемпионство в дивизионе пикапов. Можете смеяться надо мной, но я думаю, что Клигерману под силу одержать одну, а то и две победы в 2013 году и оказаться очень близко к планке в 20 топ-10 за сезон.
Окончание следует
Тэги: брайан скотт, джастин оллгайер, кайл ларсон, наскар, нэйшнвайд, паркер клигерман, превью, сэм хорниш