На трезвую голову, по прошествии нескольких дней с момента окончания «Недель скорости», можно уверенно утверждать, что DRIVE4COPD 300 оправдала возложенные на неё ожидания и действительно стала лучшим событием минувшего уик-энда. И очень жаль, что запомнят первый этап нового сезона в серии «Нэйшнвайд» не благодаря самой гонке, а тому, что произошло на финише. И как не крути, но рассуждений на эту тему не избежать.
Далеко не впервые происходит такое, что в Дейтоне или Талладеге машина улетает в заградительную сетку. То, что случилось в субботу, больше всего напомнило первую гонку дивизиона пикапов на этом же самом треке тринадцать лет назад. Параллелей несколько: практически полное уничтожение автомобиля, серьёзные повреждения сетки и травмы, полученные зрителями. Затем были полёт Эдвардса в 2009 году в Талладеге, авария Джоуи Колтера здесь же в Дейтоне в прошлом сезоне… По итогам вышеозначенных инцидентов никогда так серьёзно не ставился вопрос о безопасности зрителей, как сейчас. Увы, но нечто подобное происходило, и будет происходить дальше. Реагировать надо, но без перегибов, чтобы рестрикторные гонки не понесли ущерба в зрелищности.
После аварии Джеффа Бодайна в 2000 году NASCAR сделала выводы и усилила заградительную сетку. Пробить ее теперь практически невозможно. Но есть одно слабое место, и именно в него пришёлся удар «Шевроле» Кайла Ларсона – калитка, через которую зрители попадают с главной трибуны на инфилд. Сравните даже две аварии – Ларсона и Колтера и оцените последствия. Джоуи на более угловатом пикапе зацепил сетку в аналогичной ситуации, но на трибуны не улетело ничего – ячейки просто не пропустили обломки, да и сама машина не запуталась, а потому не получила значительных разрушений. И при столкновении #32, скорее всего, произошло бы то же самое, если бы ограждение не разорвалось, выпустив на волю всё содержимое передней части злосчастного «Шевроле». Поэтому NASCAR следует работать над тем, чтобы каким-то образом усилить тот единственный сегмент сетки, который априори при ударе имеет наибольшие шансы быть повреждённым – это та самая пресловутая калитка. Хочется верить, что ассоциация не ударится в панику, не пойдёт на поводу у истерии масс-медиа, и не попытается уничтожить парный драфт в «Вайде», ведь на данный момент на суперспидвеях именно эта серия демонстрирует самые зрелищные гонки.
Я не самый большой поклонник парного драфта, но его симбиоз с ездой в группе – это то, что заставляет глядеть в монитор, не отрываясь, на протяжении тех двух часов, что идёт заезд. Постоянный экшн, постоянное напряжение. Увы, но концовки, такие как в минувшей DRIVE4COPD 300 (да и в позапрошлой тоже), являются самым неприятным побочным эффектом, который всерьёз может испортить общее впечатление от гонки. Право же, я был бы самым счастливым человеком на свете, если бы дело в субботу обошлось без завалов, но это всё сродни чуду. Очень плотная борьба и желание победить на выходе практически неминуемо приведут к столкновениям различного масштаба.
Очень примечательно, как свою победу, уже седьмую по счёту на 300-мильном этапе, одержал Тони Стюарт. О, этот мудрый Тигр просидел в засаде столько, сколько считал нужным, и чутьё его не подвело – в концовке он вовремя выскочил на простор и… врать не буду, получилось у Смока всё далеко не идеально, а победу принесли ему на блюдечке Реган Смит и Брэд Кезеловски, но оказаться в нужное время в нужном месте тоже ещё надо суметь. На последнем рестарте Тони и Реган не позволили «Пенске Рейсинг» образовать связку, и главной проблемой Стюарта стало то, что его пара с Сэмом Хорнишем выдохлась раньше времени, не помогло даже хрестоматийное передвижение с внешнего радиуса на внутренний под белый флаг, с надеждой помешать накатывавшим Смиту и Кезу. Максимум, что в итоге получилось, выезжать на финиш второй парой. Ещё до этого Стюарт дьявольски хитро и умело разбил конкурирующую связку Паркер Клигерман – Алекс Боумэн, толчком в борт убрав #77 далеко вправо, и открыв себе пространство для манёвра. Всё равно этого было мало для победы, и Смоку оставалось только надеяться, что лидеры не поделят трассу. Не поделили, и тяжело однозначно обвинять Смита или Кезеловски в случившемся.
|
Смит был последним из железных претендентов на титул, испившим свою горькую чашу. До него шансов на победу лишился Брайан Викерс, потерявший несколько кругов на пит-лейне, затем на «Форде» Тревора Бэйна сгорела трансмиссия, ну а Остин Диллон загремел в завал, устроенный Майклом Аннеттом. Оставался только Эллиотт Сэдлер, но он буквально перед последним рестартом заехал на пит-лейн и отказался работать с партнёром по «Джо Гиббс Рейсинг» Мэттом Кенсетом, за что и поплатился, став 15-м. В результате первая десятка у нас выглядит интереснее донельзя, так что перед Финиксом интрига ой как подогрета.
В этом ещё одно преимущество рестрикторных гонок, таких, какими мы их наблюдаем в «Вайде»: в гонке может быть самая сильная машина, самая слаженная пара, но доминировать она не может просто физически. Да, у нас была шикарная сцепка Мэтта Кенсета и Кайла Буша, но какой ценой пришлось заплатить Кайлу за несвоевременную демонстрацию силы? Перегрев двигателя, в конце концов, привёл к его выходу из строя. А пока умные парни, такие как Стюарт и иже с ними, отсиживались позади, свой звёздный час получили аутсайдеры. Майк Хармон на «Додже» успел даже полидировать, Рид Соренсон на самой медленной по итогам квалификации машине, на втором стинте смело орудовал в группе лидеров и если бы не авария, устроенная Майком Уолласом, в ходе которой Рид набрал достаточно травы, чтобы двигатель не дотерпел до финиша, то как знать, где бы финишировал #40. Ну а про Эрика МакКлюра я и не говорю. 200-й старт в карьере и первое попадание в топ-10, причем не на дурачка ведь прошёл, а на самом деле Эрик заявил о себе ещё в середине дистанции.
При всём этом не нужно думать, что заезды в Дейтоне и Талладеге – это чистейшей воды лотерея. Элемент везения очень важен, но в первую очередь это касается попадания в завал, ведь в итоге судьбу отчётной гонки решали далеко не последние люди в NASCAR. И тут я хочу сделать реверанс в сторону Клигермана и Боумэна, а также отметить Ларсона – молодёжь показала себя на удивление зрелой и умной. Паркер поработал с обоими, причём в разных ипостасях, и по итогам гонки отметил своих партнёров по драфту. Ларсон вообще был одним из лучших пушеров в пелотоне, на рестарте за 15 кругов до финиша именно он вытолкал в лидеры Клигермана, а в концовке ему очень повезло, что с ним решил работать Дейл Эрнхардт-младший. Эта связка просуществовала до самого полёта Кайла. Что касается Боумэна, то здесь есть вопросы относительно поведения Алекса на задней прямой последнего круга. Понятно, что в данном случае парный драфт – это сообщники поневоле, каждый готов помогать своему партнёру только до определённого момента и доверия никакого быть не может в коротких, но таких важных отношениях. Клигерман великолепно протолкал Боумэна весь 119-й круг, затем едва не убрал Алексом сцепку Кезеловски и Смита, а кончилось всё тем, что #99 решил играть самостоятельно, и позволил Стюарту разрушить пару. Что было бы, если бы… на эту тему можно рассуждать сколь угодно долго, и даже посчитать, что Паркер с Алексом могли бы претендовать на первую и вторую позиции в протоколе, однако, действуя поодиночке, парни и так смогли попасть в топ-5, что для них, безусловно, достижение. А уж скольжение Боумэна по траве, навстречу финишной черте – это один из самых умных манёвров, показанных гонщиками в DRIVE4COPD 300.
Напоследок я бы хотел коснуться нового правила – ограничения стартового поля 40 участниками. Я не представляю, как эта мера повлияет на сокращение старт-энд-парков. То есть, очевидно, что их станет меньше, но количество финиширующих участников останется прежним. В Дейтоне не прошли квалификацию легендарный Бобби Герхарт и планировавший полное расписание Декстер Стейси, что не есть хорошо, а в заявочном листе Финикса мы видим как минимум трёх старт-энд-парков, а в реальности их будет даже больше. Эй, ребят, а вы не хотели подумать об изменении своей политики стартовых взносов и начисления призовых?..
Тэги: алекс боумэн, дейтона, завал, кайл ларсон, наскар, нэйшнвайд, паркер клигерман, тони стюарт