Общий смысл введения системы Чейса, «Погони за Кубком», состоит в борьбе с игрой на удержание со стороны лидера в завершающей стадии сезона. В Сентябре начинается сезон NFL, и рейтинги заключительных гонок сезона NASCAR падают, тем более, что время проведения гонок приходится аккурат на разгар игрового дня. Не допустить досрочной победы в чемпионате, поднять значимость победы в гонке с точки зрения общего зачёта. всё это, на первый взгляд, идеально снимается Чейсом, не просто аналогом плей-офф в гонках, но системой, включающей все плюсы плей-офф и не содержащей главного минуса, в виде сокращения числа участников.
Начиналось всё блестяще - сезон-2004 закончился грандиозным по напряжению финалом с сенсационным победителем. Но в 2005-м Тони Стюарт нанёс системе первый заметный удар, выиграв Чейс без единой победы. На следующий год перед финальной гонкой оказалось, что без выравнивания очков после 26 этапов соперников разделяло бы 11 очков вместо 63. При этом, и Джимми Джонсон и, особенно, Мэтт Кенсет сильно проводили весь сезон, а не только концовку. Мэтт вообще любит повторять: «Каждый уик-энд мы работаем на полную», внутренне противостоя системе и одновременно объясняя причину неудач при 100% участии в «Погонях».
В 2007-м великолепно проявили себя Клинт Бойер и его крю-чиф Гил Мартин. Будучи самой незаметной командой в регулярной части сезона, #07 отправили в нокаут всех на первом этапе плей-офф. И это не был случай палки, которая раз в год стреляет - чёрный Chevrolet Richard Childress Racing вскоре стал привычной деталью плана первой пятёрки в гонках Чейса. Клинт закончил сезон на третьем месте; находившийся большую часть регулярного сезона на второй позиции Денни Хэмлин, стал 12-м, последним в расширенном Чейсе. После четырёх сезонов новой системы стало очевидно - выкладываться на полную стоит лишь в отдельных престижных этапах из первых 26 сезона. Значимость остальных - финиш в топ-10, с чуть большим вниманием к трекам, задействованным в Чейсе.
Тем не менее, телевизионщики и журналисты продолжают обращать внимание на смену лидера «общего зачёта» в том числе и в регулярной части сезона. Таблица, где указывается разрыв с границей Чейса появляется гонок за 6 до его начала, тогда как её следует применять всегда. Невозможно повысить ценность одной стадии сезона, не понизив ценность другой. И если в руководстве сочли возможным по сути сократить чемпионат в три раза, будьте любезны подходить должным образом к борьбе в остальной, большей, части сезона. Ничего унизительного тут нет - множество лиг игровых видов спорта живут по такой системе, разделяя сезон на регулярку и плей-офф.
Запасаясь данными о Чейсах прошлых лет, перед гонкой в Нью-Хэмпшире можно было погадать, кто же выстрелит на этот раз. В скорости Джонсона, Эдвардса и Кайла Буша сомневаться не приходилось, и отрицательной сенсацией стали проблемы у #18. Вернётся ли на уровень первых гонок сезона Джуниор? Не готовит ли ядерный удар Джефф Гордон? Последовал ли Кевин Харвик прошлогоднему примеру своего партнёра? Что интересно, от любого из заветной дюжины теперь можно ожидать рывка, не аргументируя своё ожидание практически никакими фактами. На вопросы «как изменится ваша подготовка?» можно отвечать как угодно, и вряд ли стоит всерьёз думать над последовавшими ответами.
Выстрелил Грег Биффл. Проверив свою скорость в начале сезона, Грег как бы ушёл в тень, прибавив в конце регулярного сезона. Команда #16 не выглядела более чем сильно. Да, за счёт стабильности может на что-то рассчитывать при неудачах основных фаворитов, но не более того. На две победы Биффла в первых двух гонках Чейса не поставил бы никто. Они были бы интересны и сами по себе, безотносительно качества борьбы в гонке, поэтому ещё раз обращу внимание на случившееся в Довере.
Апологеты командной тактики задним числом не перестают приводить примеры результатов гонок, в которых, пропустив партнёра, гонщик приносит своей организации победу в чемпионате. Они говорят, что потери очков при столкновении непозволительно велики, и нет резона вести борьбу, ибо каждый пилот, вроде бы должен желать победы партнёру, если потерял шансы выиграть чемпионат сам. Поскольку ситуаций, когда математически выиграть чемпионат один из гонщиков команды уже не может не так и много, то говорится о «реальных» шансах и т. д.
Профессиональная обязанность гонщика - стараться финишировать так высоко как это возможно. Отказ от борьбы бросает тень не только на него самого, но и на того, с кем отказываются вести борьбу. Гонщики Roush Fenway Racing в гонке в Довере показали себя как истинные профессионалы, свято выполняющие свою работу. Все трое: Мэтт Кенсет, Грег Биффл и Карл Эдвардс - двигались со скоростью свыше 200 км/ч по узкой дощечке над пропастью, одна половина которой будет признанием слабости, другая - личной и командной катастрофой. Все трое двигались так быстро, что преследователи в составе большого специалиста Довера Марка Мартина и фаворита всех трасс Чейса Джимми Джонсона не могли их настичь.
Важно ещё понимать, что даже в случае столкновения никто бы не ополчился с критикой на участников борьбы. Потому что дощечка была слишком узкая, в отличие от случившегося две недели спустя...