Часть 1
Часть 2
Часть 3
Бутлегерские треки
Успех Франса в 1946 году открыл новые возможности для организации гонок сток-каров в Пьемонте, так как на треках при ярмарочных территориях стали всё чаще проводиться соревнования, а бизнесмены начали открывать новые трассы. Настоящий строительный бум в регионе обеспечило наличие дешевой землеройной техники, которой не находилось применения после войны. Любой, при наличии небольшого стартового капитала, некоторых навыков управления тяжёлой техникой, например бульдозером или грейдером, а также имея несколько акров собственной земли и друзей, готовых работать за минимальную зарплату или же за идею, мог в достаточно краткие сроки построить гоночный трек. Требовалось лишь обозначить овал с покрытием из красной глины, огородить его забором, поставить трибуны для зрителей, будку для продажи билетов и выделить место для пунктов быстрого питания, и ты был в деле. Вот что говорил по этому поводу Хампи Вилер: «Если у вас был хороший, правильный грунт, то построить трассу не составляло большого труда. Не требовалось много денег. Если у вас была поливальная машина, то можно было обеспечить шикарное покрытие для гонок. И эти маленькие грунтовые треки начали появляться как грибы после дождя в обеих Каролинах, Джорджии, Алабаме, Виржинии, и большинство из них были красноглиняными». Бутлегеры из Атланты также увидели в этом возможность вернуться в гонки, ибо в Лейквуде они были нежеланными гостями. Место для их трека было найдено в 60 милях к югу от Атланты, в Томастоне, и там, в 1946 году было проведено два успешных заезда, вероятнее всего выигранных Роем Холлом. Ещё одна инициативная группа построила спидвей в районе Грир-Ландрум в Южной Каролине и заняла уникальную нишу, организовав «Первую гонку сток-каров для негров Юга», собравшую участников из Джорджии и Северной Каролины, впрочем, были гонщики и из Южной Каролины. Также свои первые заезды приняли треки, построенные на ярмарках в Андерсоне (Южная Каролина) и Хендерсонвилле (Северная Каролина).
Однако наиболее важным событием, относящимся к открытию новых трасс в то время, стало создание бутлегерами двух треков, которые играли ключевую роль в NASCAR на протяжении всей истории ассоциации. Высокие доходы от подпольной торговли алкоголем косвенно привели к строительству в 1947 году спидвеев в достаточно неожиданных местах: Норт Вилксборо (Северная Каролина) и Мартинсвилле (Виржиния). Трек в Норт Вилксборо появился в результате успешной промоутерской работы Франса и Джо Литтлджона в Спартанбурге (Южная Каролина) за год до этого. Энох Стэли, Джон Масден и Чарли Комбс – все из округа Вилкс – услышали о гонках там, и однажды приехали посмотреть на соревнования. После гонки они разыскали Франса и поговорили с ним о возможности открыть трассу у себя дома, чтобы принять гонки, которые бы организовал Билл. После Гринвилля Франс был рад найти инвесторов с глубокими карманами и любящих автоспорт, и бутлегеры из округа Вилкс были как раз такими людьми.
Троица вернулась в Норт-Вилксборо и в течение следующих шести месяцев реализовала один из самых успешных проектов того времени, создав трек длиной 0.6 мили с трибунами на семь с половиной тысяч зрителей. Из-за рельефа трасса имела уникальные характеристики. Стартовая прямая вела под гору, склон шёл по первому и второму поворотам, и оттуда, как и по всей задней прямой трасса уже поднималась наверх, а между третьими и четвёртыми виражами начинался спуск.
И Стэли, и Комбс – руководители процесса – имели крепкие связи с самым известным продуктом округа – подпольным виски. Стэли, под контролем которого вскоре сосредоточилась половина всего бизнеса, связанного с гоночным треком, был младшим сыном Рэнса Стэли, одного из крупнейших производителей нелегального алкоголя. Согласно многим свидетельствам, Энох также участвовал в семейном предприятии, но при этом работал и в других местах, например, развозил продукты местной маслодельни. Один из источников сделал предположение, что в цистерне для молока Стэли доставлял виски. Если же касаться нелегального бизнеса, то в большей степени Энох держался на заднем плане, занимаясь финансовой подоплёкой дела. По мнению Дональда Джонсона Стэли играл незначительную роль в деле своего отца и не был вовлечён в производство виски или его доставку клиентам. «Да, думаю, мой папа участвовал в бутлегерском бизнесе», - соглашается Майк Стэли, появившийся на свет уже после того, как Энох стал всё своё время уделять руководству спидвеем. – «Но он особо не говорил об этом». Если говорить о Комбсе, то он – белая ворона в семье церковных прихожан – занимался продажей автомобилей, но при этом активно участвовал в незаконном алкогольном бизнесе. Так, в 1955 году ему, вместе с деловым партнёром по руководству «Хикори Спидвей» Графтоном Бёрджессом, было предъявлено обвинение в организации трафика так называемого «красного виски».
Оба героя также подпадали под модель рядового владельца трека, постулаты которой вывел Джек Смит; они являлись азартными игроками и были не прочь рискнуть своими деньгами. В самом деле, незадолго до открытия «Норт Вилксборо Спидвей», жюри присяжных признало Комбса виновным в участии в нелегальных азартных играх, и он был приговорён к году тяжёлых работ на строительстве дорог, однако затем его оправдали после подачи апелляции. Обвинение относилось к случаю, когда произошло вооружённое ограбление участников игры в покер в одном из частных домов. Два вооружённых автоматами человека ворвались в квартиру Джима Фостера (по иронии судьбы позднее в этом здании находился офис и пункт продажи билетов спидвея) и лишили участников игры, одним из которых был Комбс, одиннадцати тысяч долларов, забрав заодно 17 тысяч из сейфа хозяина. Этот эпизод наглядно показывает, какими деньгами ворочали муншайнеры в округе Вилкс, и какие риски сопровождало наличие такой крупной суммы наличными. Необходимо понимать, что в то время средний годовой доход на душу населения в округе составлял менее двух тысяч долларов. В ещё одной азартной игре (на этот раз, выражаясь образно) Комбс и Стэли вместе со своими партнёрами Остином Эшли, Лоусоном Карри и Джоном Масденом, сделали ставку на успех гоночного трека в сельской местности. С помощью денег, которые они наскребли со своих деловых предприятий, и, вложив свой личный труд, они построили спидвей странной формы, поставили забор, трибуны, прилавки для кафе, уборные и кассы.
Удивительно, но трассе в Норт Вилксборо сразу же сопутствовал большой успех. Владельцы трека дали Биллу Франсу исключительные права на организацию гонок, и в 1947 году спидвей принял четыре заезда сток-каров, и один – биг-каров. В округе Вилкс в то время проживало чуть больше 40 тысяч человек, в самом городе Норт-Вилксборо было всего три с половиной тысячи жителей, а трек был расположен в 60 милях от ближайшего по-настоящему крупного населённого пункта – города Уинстон-Салем, и, тем не менее, пять заездов привлекли приблизительно 70 тысяч зрителей, которые вывели спидвей в лидеры Северной Каролины по популярности всего лишь за один год. Как свидетельство успеха – Норт Вилксборо перед своей предпоследней гонкой в сезоне (она называлась Восточный чемпионат гонок сток-каров) объявил о крупнейшем призовом фонде в 4350 долларов, из которых 1400 получал победитель. Порядка 12 тысяч болельщиков наблюдали за тем, как механик из Дайтоны Маршалл Тиг одолел на пути к победе «Дикого» Билла Сноудена и Реда Байрона. Очевидно, что Стэли, Комбс и Франс нашли формулу успеха, распространив спорт в глубинку Пьемонта. Учитывая, что других развлечений в том районе попросту не было, и, принимая во внимание культурные ценности местных жителей, считавших бутлегерство не пятном на репутации, а даже больше – знаком почёта, становится понятным, что Норт Вилксборо было идеальным местом для трека. Естественно, что успех таких известных бутлегеров, как братья Флок, помогал привлечь еще больше зрителей на трибуны.
Часть 5
Тэги: билл франс-старший, история наскар, муншайнеры, норт вилксборо, энох стэли