"JPM wrecks into a jet dryer
And the track catches fire."(с)
В наши дни средства массовой информации сосредоточены не на том, чтобы освещать произошедшие события, а на том, чтобы подстегнуть интерес к событиям предстоящим. Многие попадаются на эту уловку. Ажиотаж подогревался за долго до «Спидвикс»: в гонке поедет Дэника, новый регламент, камбек привычного драфта. Сумасшествие недели скорости настолько накалило воздух и трек, что этот пожар внимания и ожиданий следовало срочно потушить. Перебить интерес к гонке смогла только погода, однако болельщики восприняли этот факт как очередной признак неординарности, указывающий на ее феноменальность.
Новая эра NASCAR официально стартовала, инжекторные двигатели прогремели над Дайтоной, и несмотря на то, что пилотам предоставили целую неделю для адаптации, без конфуза не обошлось. Организаторы серьезно изменили условия. Перекроенный технический регламент не мог не вмешаться в исход. У некоторых людей есть мнение, что серия не должна начинать сезон в Дайтоне, до 1982 чемпионат Кубка открывали не менее именитые трассы, такие как Шарлотта и Риверсайд. Все-таки видеть легендарную гонку первой чревато, она всегда будет носить сумбурный, непредсказуемый характер. Не лучше ли было сначала отправиться в тот же Финикс и проверить, как работают новые силовые агрегаты. Кроме этого, гонку с таким статусом хочется наблюдать по ходу сезона, в наше время пятисотка вбирает в себя сразу несколько качеств - открывает сезон и защищает свою легендарность. В этом году получилось так, что под Дайтону разработали отдельный регламент, по этому и без того особняком стоящая гонка превратилась в некий отдельный чемпионат со своими специальными правилами. В гонке скорости хоть и были высокими, трепетать, как это было на практиках, не заставляли.
Обладатели двигателей Ford смотрелись предпочтительнее, измененная в прошлом году система охлаждения двигателя, после введенных ограничений NASCAR, дала преимущество командам с голубым овалом на капоте. Введение ECU решило проблему перерасхода топлива, с крутящим моментом у моторов Ford тоже все хорошо, здесь у них паритет с Chevrolet. В связи с этим, квалификация не сильно удивила, и по сути именно ее результаты предопределили итог.
Подопечные Джека Рауша не оставили шансов соперникам. Дождь сделал свое чистое дело, смыв весь накатанный за неделю держак, и уже с первых кругов дистанции стало понятно, что внешний радиус разыграть будет очень сложно, хотя именно с этой позиции должна была пройти главная атака. Трудно искать причину, по которой мы видели классическую змейку, судя по телевизионным планам гонщики на прямых боролись с перегревом, высовываясь из-за спины противников. Потерять ряд в такой ситуации означало отправится в хвост пелотона, маневрировать между рядами тоже не получалось, а значит обогнать не представлялось возможности. Быстрее мог ехать только тандем, но парный драфт не работал, машины очень быстро перегревались. Болельщики жаловались на тандем, но то что мы видели это возмутительная шутка - никто не мог совершить ход. В оригинальном драфте любая машина имела возможность пробиться на первую линию, а мы видели поезд. Гонки на поездах мне не интересны, в зависимости от направления движения в них побеждает первый вагон.
События на трассе до красного флага можно перечесть по пальцам. На первых кругах гонки из борьбы выбыли сразу две темные лошадки и пилотесса. Джимми Джонсон в Daytona 500 начинает становиться копией Марио Андретти в Indy 500. Бэйн похоже тоже расплачивается за прошлогодний успех. Стюарт, Гордон, Кезеловски, Менард и Логано пытались вытянуть внешнюю траекторию, но у них это не получалось. Не преодолев и ста кругов, Гордон помахал ручкой — слово не воробей, как говорится. Кстати, Джефф выиграл первую ночную гонку в Дайтоне, которая тоже была перенесена, правда, аж на три месяца. Аварии в рестрикторных гонках дело привычное, а вот перегрев двигателей Chevy Рика Хендрика, тем более в Дайтоне, тем более у Джеффа Гордона — прямое следствие борьбы с парным драфтом. Для справки, другими командами испытавшими проблемы с движком были только аутсайдеры. Уделять внимание развороту и возвращению в круг Ньюмана думаю не стоит, все равно не помогло.
Учитывая, что все эти моменты переживались мною утром вторника по Москве, сидя у микрофона и комментируя заезд, к концу гонки я не задумывался, что произошло, я просто хотел чтобы гонка закончилась. Бесконечные задержки испортили удовольствие от просмотра. 30 часов простоя из-за постоянных дождей, потом еще два часа, за которые стоит сказать отдельное спасибо Монтойе, устроившему «путаницу» по Корнею Чуковскому (а лисички Взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли), и вместо обещанных фанфар, мы видели не эпический финиш Кенсета, реконструкцию Дайтоны Бич, стену огня и воплощение справедливости - если существовала недосказанность относительно победы Мэтта в 2009 году.
По итогам гонки Кенсет, Хэмлин и Биффл привели в лидерах более чем 140 из 202 кругов. Да, количество лидеров это не первостепенный показатель, но по моему мнению это показатель конкурентоспособности пелотона. Хэмлин, пролидировав дольше всех, в концовке не нашел поддержки, финишировал четвертым, и это его лучший финиш в Daytona 500. Другие пилоты Гиббса в гонке были незаметны, как и гонщики RCR, которые здесь всегда остаются серьезными соперниками. По ходу дистанции они находились в топ-10, но и озвучить что-то серьезное так и не смогли.
Очень жаль, что в гонке с таким именем произошли два негативных события. Не кто-нибудь, а Робби Гордон «сошел» с дистанции из-за проблем с двигателем. В отличии от Джеффа, флаг из-за #7 не вывешивали, а раз так, велика вероятность что Робби отправился в гараж по собственной воле, совершив «старт энд парк». Додж Гордона не попал в объективы телекамер...
Разглядывая под красным флагом машину Дэйва Блэни, который вполне мог победить припусти дождь снова, я с ужасом понимал, что похоже мы крупно обманулись в ожиданиях... Если вы хотите видеть доминирование техники, смотрите сами знаете какую серию. Мне важна борьба пилотов, нужна их работа на финише. Остывший трек прибавился к длинному списку факторов сведших интригу на последних кругах до минимума. Только Джуниор смог изобразить что-то конкурентное, приехав вторым третий раз в карьере в Daytona 500.
Мэтт дождался своего звездного часа в буквальном смысле. Под светом тех самых звезд, приблизительно час понадобился ему, чтобы вывести свой автомобиль на аллею победы. Гонку #17 трудно назвать спокойной. Серьезные проблемы с перегревом по ходу дистанции преследовали пилота, но он сумел их преодолеть. Мэтт оказался лучшим не случайно, он по прежнему единственный гонщик в RFR, который способен подняться наверх в тяжелых условиях. Да, у него была доминирующая машина, да он ехал за Ford, но надо отдать должное — Кенсет выдержал психологический напор гонки. Возглавляя пелотон последние 50 кругов, он приблизился к Дейлу-старшему по этому показателю, 61 круг в 1998 году. Рекорд принадлежит Ричарду Петти в 1964
году - "Король" лидировал от 52-го круга и до финиша.
Когда воздух пронизан запахом гари и керосина, не удивительно, что гонка закончилась стерильно. Ошибка или прогресс? Чего достигли в NASCAR после всех этих нововведений пока не понятно. Случилось целая куча инцидентов, которые вербально разграничили две эпохи, всеми силами напоминая на о том, что здесь было и по всей видимости будет. Характер непредсказуемости гонки остался, трек не прощает тех кто намерен расслабляться и шутить - не относишься к гонке с должным образом серьезности, отправляйся в стену или завал. Стюарт, Эдвардс, МакМюррей, Кейн, Ньюман, Смит и Кезеловски остаются не удел за 11 кругов до финиша, но этот инцидент возвращает в круг Клинта Бойера, который в пылу борьбы израсходовал всю горючку без остатка, трасса любит таких пилотов.
Будь у Грега больше амбиций, он бы не прятаться за спиной партнера, имея в разгоняющих не кого нибудь, а Эрнхардта. Окажись на его месте Тревор Бэйн, уверен даже он нашел бы способ оставить Дейла в дураках, но при этом воспользоваться его услугами. Пересмотрите пятисотку прошлого года, жадные до побед гонщики не обращают внимания на авторитет и командные установки. Возможно Грег Биффл не хотел обгонять Кенстета, возможно Биффл хотел дождаться верного момента, чтобы сделать решающий ход и упустил его, этого мы не узнаем.
Конечно Дейл младший не собирался толкать Грега под флаг, Биффл наверняка это понимал, обязан был понимать. Но вот так - без борьбы проиграть первое место, рестартуя за два круга с первого ряда... чертовски обидно. Дейл, в свою очередь, провел хорошую чистую гонку, у него была хорошая машина, и хороший мотор, фактически он поставил себя в положение победителя, только вот Кенсет сделал это заблаговременно. Поэтому пока Грег и Дейл играли в занимательную игру кто займет второе место, прямо перед их глазами Мэтт разрезал воздух на скорости под 200 миль в час, в одиночку встречая клетчатый флаг. Я уверен, старина Кенсет был готов и к другому развитию событий, увы, сенсации не случилось.