Вторая мировая война и мир гонок сток-каров
Как и любая другая организованная форма деятельности, соревнования сток-каров претерпели значительные изменения в связи со Второй мировой войной. Несмотря на то, что обоснованный риск смерти и серьёзных увечий неотступно преследовал участников военных действий, адреналин боя привёл к появлению целого поколения мужчин, которые жаждали опасных развлечений по возвращении домой, таких как, например, автогонки, и неважно – в роли участника или зрителя. Многие известные гонщики той эпохи являлись ветеранами войны, опыт которой изменил их жизнь. Раймонд Паркс был записан в пехоту, дослужился до сержанта и провёл большую часть холодной зимы 1944-45 годов на передовой в Битве за Выступ. Он потерял половину своей роты убитыми, ранеными или попавшими в плен. Механик из Спартанбурга (Южная Каролина) Бад Мур принимал участие в высадке на пляж Юта в «День Д», прослужил под командованием генерала Джорджа Паттона «11 месяцев и четыре дня», дважды был ранен и был удостоен многочисленных наград за участие в боях. Будущий знаменитый механик Смоки Юник пилотировал бомбардировщик Б-17, выполняя миссии в Северной Африке и Европе, а также летая в составе легендарных «Летучих Тигров», перевозя грузы из Индии в Китай через Гималаи.
Возможно, что больше всего война изменила жизнь Роберта «Реда» Байрона, который активно участвовал в автоспортивной жизни Пьемонта до того, как записался в американские ВВС. Уроженец города Эннистон (Алабама) несколько лет участвовал в соревнованиях машин с открытыми колёсами, а иногда принимал участие и в гонках кузовных автомобилей в Лейквуде, добиваясь определённых успехов. В 1939 года он вступил в группу каскадёров Микки Мартина – «Адские водилы». Его фирменным трюком был переворот после столкновения с двойным препятствием. В военное время Байрон летал в составе экипажа Б-24 в тихоокеанском театре военных действий как стрелок – в его ведении находился хвостовой пулемёт «Браунинг» пятисотого калибра. Он выполнил 57 успешных миссий – значительно больше того количества, которое требовалось для увольнительной, и несколько раз лишь чудом избежал смерти. Ред добровольно вызвался в свой 58-й полёт, заменив товарища, жена которого ожидала в те дни рождения ребёнка. Огонь противовоздушных сил японцев серьёзно повредил его Б-24, и пилоту пришлось совершать аварийную посадку в Китке на Алеутских островах. При столкновении с землёй Байрон остался жив, но его нога была сильно повреждена. Доктора боялись, что он никогда не сможет ходить, и Ред провёл 27 месяцев в госпитале.
Байрон выписался из больницы с твёрдым намерением не только снова начать ходить, но и управлять гоночным автомобилем. В феврале 1946 года он добился этого, выиграв свою первую послевоенную гонку на «Семиноле Спидвей» близ Орландо за рулём «Форда» Раймонда Паркса, готовил который, естественно, Ред Вогт. На машине Реда была установлена уникальная вещь, которую было нельзя найти на других автомобилях – специальное стремя, сконструированное Вогтом и прикреплённое к педали сцепления, чтобы удерживать ногу гонщика. Болельщики были от этого без ума. Байрон был не просто военным героем, но и символом мужества, целеустремленности и упорства, что очень ценил рабочий класс Пьемонта. История Реда была просто мечтой для промоутера, она помогла закрепить гонки сток-каров в культурном ландшафте региона.
Вторая мировая война также помогла появлению нового поколения механиков, продолживших дело Реда Вогта и поднявших гонки на новый уровень технической изощрённости. Рэй Фокс получил огромный опыт, работая с артиллерийскими орудиями. Особенно ценным для Фокса (как и для других) была возможность использовать метод проб и ошибок и находить нестандартные решения при возникновении механических проблем. Несмотря на бытность пилотом, Смоки Юник также отточил свои навыки, работая над самолётом. «Наш Б-17 был единственным в Индии. Почти всё техническое обслуживание мне приходилось осуществлять самому, так как рядом не было ни одного авиатехника для этого типа самолёта. К этому времени я уже был очень заинтересован в разных механизмах», - говорил Смоки. Оба, и Фокс, и Юник после войны открыли станции техобслуживания в Дайтоне и, вместе с Бадом Муром, вскоре стали ведущими автомеханиками Пьемонта.
Увы, но многие известные представители мира гонок сток-каров во время войны также отточили и не самые хорошие навыки, не идущие на пользу спорту. Юник был членом группы, которая, согласно его воспоминаниям, занималась контрабандой нефрита и слоновой кости в Китай, и их сбытом на чёрном рынке. По словам Юника в этом бизнесе участвовали президент Китая Чан Кайши и боксёр Джек Дэмпси, а сам он заработал на этом более 150 тысяч долларов, существование которых долгие годы держал в секрете. После того, как в конце войны Юника перевели на Окинаву, он начал зарабатывать на продаже сувениров, снятых с убитых японских солдат. В своей палатке он хранил форму и оружие, затем тайком выносил их с военной базы и продавал репортёрам, политикам и разным почётным гостям. Муншайнер из Флойда (Виржиния) и будущая суперзвезда гонок Кёртис Тёрнер был записан во флот, и всю войну патрулировал побережье США у берегов своего штата. Несмотря на то, что о развозе виски и подумать было нельзя, Кёртис нашёл способ подзаработать: он крал покрышки, предназначенные для автотранспорта со своей морской базы, и доставлял своим друзьям, которые занимались их продажей. После увольнительной Тёрнер использовал свои наработанные во флоте связи, чтобы доставлять на базу виски в обмен на сахар.
Битва при Атланте
В то время как эти «подвиги» Юника и Тёрнера продемонстрировали, что они всегда готовы ходить по грани, и, возможно, в долгосрочной перспективе сыграли на пользу спорту, деятельность других во время войны нанесла ущерб будущему гонок сток-каров или, как минимум, изменила их будущее. Соревнования получили серьёзный удар из-за деятельности Роя Холла и некоторых его товарищей по бутлегерскому ремеслу. Военные годы были очень удачными для тех, кто был в этом ремесле задействован. Призывные комиссии исключили многих бутлегеров из списков на зачисление в армию из-за их криминального прошлого, а в Джорджии было много жаждущих алкоголя рабочих, занятых в оборонной промышленности, равно как и новобранцев, прикомандированных к местным военным базам, не имеющих достаточно денег, чтобы покупать виски с акцизными марками. Несмотря на то, что ограничения в продаже бензина, резины и сахара создавали определённые проблемы, стремительно растущие цены на виски (цена галлона в 1944 году составляла 9 долларов), наличие «сухих» округов в штате, а также падение норм морали в военные годы сделали бизнес по подпольному производству виски ещё более популярным. Вдобавок ко всему, многие агенты полиции, задачей которых было следить за соблюдением федерального законодательства, касающегося налогообложения производимого алкоголя, были зачислены в армию, что значительно снижало риск потерять винокурню или быть арестованным. Для тех, кто уже находился по ту сторону закона и не боялся обвинений в измене интересам родины, возможности заколачивать деньгу на чёрном рынке становились почти бескрайными.
Если с деньгами проблем не было, то отсутствие автогонок делало жизнь не такой весёлой для представителей криминальных кругов Джорджии. В 1944 году Рой Холл с друзьями организовал серию соревнований с тотализатором, проводимых под покровом ночи на шоссе и дорогах вблизи Атланты (самым популярным местом была магистраль Бьюфорд) и собиравших сотни зрителей. Организаторы обещали крупные призовые, а участники и зрители делали ставки на исход заездов. В одной из таких гонок, в марте 1945 года, один из соперников Холла Джей-Би «Бадди» Боллинг попал в аварию и скончался на месте. Полиция арестовала Холла и в июле того же года он был приговорён к сроку в 18 месяцев и штрафу в размере 1000 долларов.
Политические и религиозные лидеры Атланты – из-за серьёзных опасений за общественные мораль и порядок, а также очень переживая за облик города – искали любой повод обрушиться на его сомнительные элементы. Возможность представилась, когда Майк Бентон объявил, что «Лейквуд Спидвей» примет гонку сток-каров в День труда 3 сентября 1945 года вместе с парадом хиллбилли и фейерверками. Заявочный лист очень быстро пополнился и включал в себя такие имена как Джек Кантрелл, Ховард Фармер, Боб Флок, Глен «Ноги» Лоу, к тому же в гонке должен был принять участие отпущенный на поруки Рой Холл. У всех пяти были многочисленные аресты, в основном за дорожные нарушения и участие в бутлегерском бизнесе. И пусть любители автогонок были в восторге от того, что снова смогут заполонить трибуны трека в Лейквуде и поболеют за любимых лихачей, выпускающий редактор влиятельной газеты «Атланта Конститьюшн» Ральф МакГилл, которого часто называли «совестью Юга», вместе с лидерами баптистов и методистов решил, что пришло время пойти в атаку.
Первым залпом кампании стала редакторская колонка в выпуске от 31 августа, в которой утверждалось, что из-за участия в грядущем соревновании криминальных элементов, гонку надо назвать «крысиными бегами». Статья продолжалась тем, что называла приглашение участвовать гонщиков с богатым преступным прошлым на общественном мероприятии «шокирующим проявлением дурного вкуса» и выражала мнение, что Майку Бентону и другим представителям «Юго-восточной ярмарочной ассоциации», управляющим трассой в Лейквуде, необходимо отозвать заявки «известных участников бутлегерских гонок и незаконного развоза виски». Бентон и Юго-восточная ярмарка, однако, отказались дисквалифицировать участников, особенно жёсткой была позиция в отношении Боба Флока и Роя Холла – главных звёзд заезда. Бентон сослался на то, что они имеют право на участие, так как по правилам заявочный комитет не имеет прав отказать им в этом. В ответ «Конститьюшн» разразилась ещё одной передовицей, задаваясь вопросами об этих «бандитах». Почему никто из них «несмотря на призывной возраст» не находится в армии? Статья также удивлялась тому, что во время, когда покрышки можно были приобрести лишь по специальным талонам, «бутлегерам удаётся раздобыть хорошие шины для того, чтобы развозить виски и проводить свои гонки». Автор призывал полицейских проверить покрышки, чтобы узнать, вдруг они приобретены незаконно. Завершался материал очередным призывом к Юго-восточной ярмарке лишить заявок «пять негодяев, по которым плачет тюрьма». «Мы считаем, что будет ошибкой разрешить этим людям прославлять свою деятельность в День труда, равно как и в любой другой день», - говорилось в статье. – «Отговорки, что у них есть право принять участие, и что их заявки нельзя отозвать – есть чистое враньё».
О том, что в итоге произошло на "Лейквуд Спидвей" 3 сентября 1945 года и о первых шагах Билла Франса по развитию гонок сток-каров после окончания Второй мировой войны вы узнаете в продолжении цикла статей "NASCAR по-настоящему", являющихся переводом замечательной книги Дэниэля С. Пирса (Real NASCAR. White lightning, red clay and Big Bill France, издательство университета Северной Каролины, 2010 год).
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Тэги: атланта конститьюшн, бад мур, история наскар, кёртис тёрнер, лейквуд спидвей, муншайнеры, общественное мнение и гонки, ред байрон, рой холл, смоки юник