Ход «Гран-при Кливленда», прошедшего на временной трассе, состоящей из рулежных дорожек и взлетно-посадочных полос аэропорта «Бурк Лейкфронт», находился практически с первого и по последний круг под контролем Пола Трейси, одержавшего легкую победу с преимуществом в 18.090 секунды над ближайшим конкурентом. Трейси, завоевавший поул с рекордом трека, проиграл старт Найджелу Мэнселлу, но был вполне доволен развитием событий: первые круги он спокойно держался позади именитого британца и, взвинтив темп, совершил на 15 круге ключевой обгон заезда, который переместил его на лидирующую позицию. После этого никто не смог навязать борьбу канадцу – он был недосягаем.
Победа Трейси стала 75-й для Роджера Пенске, самого успешного владельца в истории «Индикара». Этот успех был тем более приятен, что на второй позиции финишировал второй болид команды Седого Роджера под управлением Эмерсона Фиттипальди. На заключительных кругах между ним и Мэнселлом развернулась красивейшая борьба, выиграл которую именно бразилец. «Это была великая гонка, - подвел итог произошедшему в Кливленде Мэнселл. – На данный момент «Пенске» выглядят получше, чем «Лолы» и, не считая этого обстоятельства, все для нас было прекрасно. Сотрудникам «Лолы» надо бы хорошенько поработать над развитием болида, так как чтобы соревноваться на том же уровне, нам требуется больше аэродинамической нагрузки».
Квалификация
Трасса в Кливленде является одной из наиболее сложных в календаре чемпионата. Причина проста: ширина гоночного полотна настолько велика, что у гонщика практически нет возможности найти визуальные ориентиры для начала торможения, да и апекс поворота определить весьма непросто. В 1993 году задача, стоявшая перед пилотами, выглядела еще более тяжелой, так как этап был ограничен всего двумя днями, вместо обычных трех.
Как и в Портленде, комбинация шасси «Пенске» и двигателей «Шевроле» предоставляла своим обладателям определенное преимущество. В субботу утром, по ходу первой практики, чарты уверенно возглавили Трейси и Фиттипальди. Несмотря на то, что Мэнселл впервые в своей жизни видел временный автодром в Кливленде, ему удалось разбить слаженный дуэт «Тим Пенске» по ходу квалификации, захватив вторую строчку. «Да мы буквально шею свернули нашей машине, выжимая из нее все, что только можно, - рассказывал британец. – Я ехал очень агрессивно, несколько раз даже вылетал с трассы, чем нельзя похвастаться, так как мы немного повредили болид».
Мэнселл также повредил и сам себя. Поднимаясь по лестнице в комнату для интервью сразу после квалификации, он решил запрыгнуть внутрь, но поскользнулся и упал на руку, заработав растяжение кисти, которое беспокоило его еще несколько недель спустя.
Трейси же уверенно обеспечил себе первый поул в сезоне и 101-й для команды Пенске. «Каждое очко имеет значение, - сказал Пол. – Подошла середина сезона и мне надо прибавлять. Моя задача на чемпионат – попасть в первую тройку». Между прочим, Трейси, Мэнселл и Фиттипальди стали единственными, кто вышел из 60 секунд по ходу сессии.
Вновь очень быстр был Стефан Йоханссон, занявший четвертое место на стартовой решетке. Пятый результат показал Скотт Гудьир, несколько реабилитировавшийся за неудачное выступление в Портленде. Следом за Гудьиром расположились две машины «Галлес Рейсинг», причем Дэнни Салливана и Ала Анзера-младшего разделило всего 0.004 тысячных секунды! Нечто подобное случилось и на предыдущем этапе, тогда Дэнни также опередил своего товарища по команде в квалификации.
Очень неплохо выступили на прошлогодних РС-21 не особо блещущие по ходу сезона Марк Смит и Брайан Тилл, показавшие 8-е и 13-е время соответственно. Также не осталась без внимания скорость Вилли Т. Риббса, позволившая ему стать 14-м.
Гонка
Погодные условия в воскресенье были не самыми благоприятными для гонщиков: было очень жарко и влажно. Зрителям, до отказа заполнившим трибуны, это, возможно было и по душе, но вот участникам вряд ли.
Трейси вел пелотон к старту в идеальной формации, но чуть замешкался на разгоне и позволил Мэнселлу опередить себя. Дело было в том, что Пол слегка перегазовал на переключении передач и один из регуляторных клапанов неожиданно открылся, чтобы снять секундное избыточное давление турбонаддува. У Найджела же все шло идеально. Он лучше рассчитал рывок и на тяжелом торможении перед первым поворотом завершил обгон, оставив позади как Трейси, так и группу, состоящую из Эммо, Йоханссона и Салливана. Также позади осталась и авария, которую вполне можно было назвать небольшим завалом.
Не смогли разойтись на входе в вираж Бобби Рейхол и Роберто Герреро: машины с конкурирующими спонсорскими раскрасками Miller Lite и Budweiser наскочили друг на друга, вызвав неразбериху, в которой также досталось Гудьиру, Анзеру и Бозелю. Их болиды серьезно не пострадали, но гонщики мгновенно оказались в самом конце списка участников, оставшихся в гонке.
Мэнселл удержался впереди на рестарте и вскоре они с Трейси значительно оторвались от своих менее быстрых соперников. Трейси ни на секунду не ослаблял хватку, постоянно прессингуя Найджела. Наконец, на 15 круге ему удался отличный выход из первого поворота, обе машины поравнялись, и на торможении перед вторым поворотом канадец пошел на некоторый риск, который и помог ему стать лидером. Маневр был выполнен просто блестяще – помешать пилот «Ньюман/Хаас» своему оппоненту не смог.
Трейси моментально оторвался от британца, и после этого его преимущество над вторым местом только увеличивалось. «В слишком больших отрывах нет особой пользы, - комментировал гонку Трейси после финиша. – Теряется концентрация. Необходимо очень внимательно вести себя в трафике, необходимо быть стабильным».
Мэнселл в одиночестве следовал на второй позиции, но ближе к финишу все стало указывать на то, что Фиттипальди может достать его и навязать борьбу. К 66 кругу Эммо уже был прямо позади Найджела, и развернувшееся между ними сражение стало настоящим украшением гонки. Бразилец долго выжидал, но на 73 круге получил свой шанс, воспользовавшись трафиком в пятом повороте. Мэнселл, естественно, не сдался. Через четыре круга он вернулся на вторую позицию, но лишь затем, чтобы несколько минут спустя опять пропустить вперед Фиттипальди. «Битва между мной и Найджелом была просто потрясающей, - восторгался Эмерсон. – Каждый раз, когда мне казалось, что я избавился от него, он оказывался тут как тут! Это соперничество – одно из самых памятных для меня. Это была отличная гонка».
Йоханссон и Салливан потеряли по нескольку позиций, заработав штраф за превышение скорости во время первого пит-стопа, а Дэнни затем еще и с Анзером столкнулся, что добавило напряжения и в без того плохие отношения между двумя этими гонщиками. Разъяренный Салливан продолжил гонку, но за очки, естественно, уже не боролся; Джуниор также смог покинуть место происшествия, правда, позднее ему пришлось сойти из-за отказа двигателя.
Черные флаги соперников позволили выйти на четвертое место Тео Фаби. Итальянец проводил, пожалуй, лучшую гонку в сезоне, но когда на 61 круге пилот «Холл Рейсинг» готовился совершить свою вторую остановку в питах, на борту его машины закончилось топливо. Тео потерял драгоценное время, сначала медленно накатывая к своим механикам, а затем ожидая запуска двигателя, который заглох во время остановки. Когда Фаби вернулся на трассу, он занимал уже восьмую позицию.
На четвертой позиции попытался закрепиться Марио Андретти, но безуспешно. Йоханссон, героически преодолевая последствия своего стоп-энд-гоу, стремительно прорывался вперед и на 69 круге он обогнал Марио, показав лучший результат в сезоне для своей команды. «Конечно же, мы рады четвертому месту, - сказал швед, выступавший с повреждением правой руки, полученной во время субботней практики. – «Гонка выдалась непростой. Никакой другой трек не является столь безжалостным к травмам, а все из-за кочек. Я поворачивал буквально одной левой рукой».
Андретти финишировал пятым, опередив Робби Гордона, который хоть и квалифицировался не очень удачно из-за падения мощности двигателя, но провел отличную гонку. Марио повезло, что на последних кругах Гордону пришлось столкнуться с падением давления масла. Машина додержалась до финиша, и вместе с этим рухнули надежды Рауля Бозеля на шестую позицию. Бразилец дважды проваливался по ходу гонки: в первый раз попав в стартовый завал, а во второй – проколов колесо на 51 круге, но все это не помешало ему финишировать на достойной позиции, а именно – седьмой.
Полная приключений гонка для Фаби завершилась на восьмой позиции. Финишировал итальянец с разваливающимся амортизатором и барахлящим сцеплением. Девятое место досталась Брайану Тиллу, который стал лучшим пилотом на шасси 1992 года выпуска.
Интересные факты
Пол Трейси, завоевавший первый поул для двигателя “Chevrolet Indy V8/C” прервал серию из 11 поул-позиций подряд для моторов «Форд», которая началась в 1992 году на «Гран-при Ванкувера». Так как впервые с Серферс-Парадайз в гонке победил пилот, стартовавший первым, Трейси получил солидный накопительный бонус от спонсоров Pole Award – «Мальборо» в размера 100 тысяч долларов.
Этап посетила высокая делегация начальства японского производителя «Тойота», удостоившаяся шикарного приема со стороны «Тим Пенске».
Бадди Лазье лучше всех проявил себя в неразберихе первого круга, переместившийся на своей «Лоле» 1991 года производства в мгновение ока с 23-й позиции на восьмую. Некоторое время Бадди выглядел очень здорово, но затем ненадолго вылетел с трассы, а потом сошел из-за отказа электрики.