Пол Трейси, образно выражаясь, достиг гоночного совершеннолетия на «Гран-при Лонг-Бич». 24-летний канадец за свои 17 стартов в «Индикаре» не раз подтверждал свой талант, но разного рода проблемы не давали ему совершить столь нужный для самоутверждения визит на Аллею победы. За две недели до гонки в Лонг-Бич, на этапе в Финиксе, неверно принятое решение при обгоне кругового стоило ему первой победы, хотя до этого Пол ехал буквально по учебнику, оставив конкурентов далеко позади. В Лонг-Бич также не обошлось без драматичных событий, но все же за свои настойчивость и напор Трейси был наконец-таки вознагражден. Его “Penske PC-22” пришел к финишу первым, несмотря на проблемы, преследовавшие пилота по ходу заезда.
«То, что я выиграл, пока не укладывается у меня в голове, - сообщил Трейси, для которого успех в Калифорнии стал первым с сезона-1990, когда он выиграл чемпионский титул в «Инди Лайтс». – Я знал, что команда способна победить, что машина способна победить, да и я сам чувствовал, что способен выигрывать гонки, но постоянно чего-то не хватало. Я иногда ошибался и должен признаться, что отсутствие побед начало довлеть надо мной. Теперь все позади. Сегодняшний этап должен стать отправной точкой к дальнейшему прогрессу».
Помимо Трейси в Лонг-Бич удалось полидировать только Найджелу Мэнселлу, благо он стартовал с поула. А ведь по ходу гонки Полу пришлось совершить два дополнительных пит-стопа из-за проблем с покрышками. Британец же с большими мучениями добрался до финиша третьим: дала о себе знать травма спины, да и очень нужная вторая передача вылетела незадолго до клетчатого флага. Действующий чемпион «Индикара» Бобби Рейхол привел свое проблемное шасси R/H 001 (урожденное Truesports 92C) к лучшему финишу в его недолгой истории – второму месту.
Квалификация
Мэнселл последний раз приезжал в Лонг-Бич в 1983 году, когда знаменитый стрит-курс еще являлся этапом «Формулы-1». С тех пор трек претерпел некоторые изменения, но британцу это не помешало. Как не помешала и боль в пояснице – следствие его памятной аварии в Финиксе. Найджел уверенно выиграл все четыре зачетные сессии, включая обе квалификации, взяв свою вторую поул-позицию в сезоне. «Я выиграл много поулов в своей карьере, - сказал Мэнселл. - Но этот, возможно, лучший. Я очень хотел взять его, и потому сегодня – особый день для меня». Найджел в пятницу и субботу проехал не так много кругов, понимая, что нужно сберечь свои силы на гонку, которая из-за травмы спины обещала быть очень тяжелой. «Да, мне тяжеловато на трассе, - подтвердил англичанин. – Я стараюсь восполнить энергию и сберечь ее не воскресенье».
Трейси так же не мог выступать в полную силу. Он сильно хромал и берег суставы пальцев на руке. Как говорил сам гонщик, он упал, занимаясь маунтин-байком, однако по интересному совпадению его близкий друг и компаньон в картинговых заездах Марк Смит также прихрамывал. Марк честно сказал, что несколькими днями ранее неудачно покатался на картодроме в близлежащем Риверсайде. Несмотря на явный дискомфорт, Трейси разделил по итогам квалификации первый ряд с Мэнселлом.
Ветеран «Тим Пенске» Эмерсон Фиттипальди расположился на третьей позиции, а эффективность шасси PC-22 также доказал и пилот «Беттенхаузен Рейсинг» Стефан Йоханссон, показавший пятое время. Между Эммо и Стефаном вклинился Скотт Гудьир, удачно выступивший в Финиксе.
Среди гонщиков, использовавших прошлогоднее шасси, лучшее время показал Эдди Чивер. Будучи уволенными по итогам 1992 года из «Чип Гэнасси Рейсинг», Эдди нашел себе место в команде калифорнийца Норма Терли, которая купила Penske PC-21, и в Лонг-Бич отметил появление нового спонсора – компании Quorum – десятым результатом в квалификации. Неплохо дебютировал в «Индикаре» мексиканец Адриан Фернандес, которого, при поддержке Amway, заявил на отчетную гонку Рик Галлес. Фернандес опередил таких зубров, как Роберто Герреро и Ари Лайендайк.
Гонка
Великолепная калифорнийская погода и до отказа заполненные трибуны стали отличным антуражем к третьей гонке сезона. Основное внимание было вновь приковано к Мэнселлу, но высказывались мнения, что фаворитом можно считать и Трейси, при условии, что ему удастся избежать контакта с вездесущими отбойниками. «Моя задача – набрать несколько очков в зачет чемпионата, - поделился своими ожиданиями канадец перед стартом. – Мы хорошо выглядели на первых двух этапах, но уехали ни с чем».
Трейси, однако, не из тех гонщиков, которые внимают голосу осторожности. Он лихо рванул со старта и выиграл драг-спринт по Шорлайн Драйв у Мэнселла. «Знаете, на старте я слишком добренький, - съязвил действующий чемпион «Формулы-1». – А если серьезно, то Пол все великолепно рассчитал. У «Пенске» отличные двигатели, а момент для рывка был выбран, что надо».
Мэнселлу ничего не оставалось, кроме как вцепиться зубами в свое второе место, так как позади активную деятельность развернул Гудьир. Он следовал за своим соотечественником Трейси по внешней траектории, пытаясь оттеснить Фиттипальди с третьей позиции. За этой парочкой следовал Марио Андретти, уже успевший вызвать гнев Йоханссона. Швед перед гонкой был полон оптимизма, но ему не довелось даже воочию увидеть зеленый флаг: на выходе из финальной шпильки при формировании второго ряда между ним и Марио произошел контакт. Стефан придерживался того мнения, что Андретти отправил в его стену, и потому был весьма зол.
Пелотон из-за этой аварии первые четыре круга гонки прошел за пейс-каром, а на рестарте Трейси мгновенно улетел от своих преследователей. Двух кругов оказалось достаточно для того, чтобы оторваться от Мэнселла на 5.22 секунды. Однако его товарищ по команде был в беде. Двигатель «Шевроле» на машине Фиттипальди не обеспечивал должный объем турбонаддува, и в команде решили зазвать бразильца на ранний пит-стоп. В итоге уже на 17 круге Эммо пропускал лидера. Когда же проблемы были, наконец, устранены и Фиттипальди смог идти в темпе лидеров, бороться за высокие места было уже поздно. На финише Эмерсон стал 13-м, отстав от победителя на три круга.
У Трейси проблем с мощностью не было. К 35-му кругу он уже имел 10-секундный задел над Мэнселлом и обходил круговых скорее как опытный ветеран, а не гонщик, дебютировавший в серии два года назад. И все же неприятности не обошли канадца стороной: наехав на обломок, Трейси проколол колесо. «Я почувствовал легкую вибрацию, а затем покрышка просто соскочила с обода», - рассказывал Пол. Ему удалось довести машину до пит–лейна, где механики заменили злосчастное левое заднее колесо. На трассу Трейси вернулся седьмым.
Учитывая, что как раз подходило время цикла плановых пит-стопов, пилот «Тим Пенске» проиграл не так уж и много. Мэнселл оставался впереди до 43 круга, то есть, до своей дозаправки и смены колес. К тому моменту, как все лидеры по разу остановились у своих механиков, Трейси вернулся на первое место, преследуемый Гудьиром, Мэнселлом и Алом Анзером-младшим, который был настроен очень решительно.
Анзер провалил первые два этапа, во многом из-за того, что ему, по сути, так и не довелось зимой потестировать новую «Лолу» команды Рика Галлеса, однако на одной из своих любимых трасс Джуниор выглядел весьма неплохо, показав, например, лучшее время по итогам уорм-апа. Теперь же Ал стал источником серьезной головной боли для Мэнселла, которого он яростно прессинговал. Это сражение приобрело еще большую значимость на 53 круге, когда Гудьир отправился в питы, отбывать штраф «стоп-энд-гоу» за превышение скоростного лимита, допущенное при заезде на плановую дозаправку.
|
|
Через два круга Анзер предпринял роковую попытку пройти Мэнселла в связке первого-второго поворотов, окончившуюся контактом. После гонки чемпион «Индикара» 1990 года заявил, что Мэнселл намеренно вынес его с трассы. «На выходе из первого поворота я был в удобной позиции для атаки, и готовился пройти Найджела во втором, - говорит Анзер. – Никто не блокировал меня так жестко, как это сделал Найджел. Он словно решил припарковать меня за отбойником».
Надо ли говорить, что у Мэнселла была иная версия случившегося. «Я не видел, что произошло, лишь почувствовал. Этот участок трассы очень узок, там практически невозможно обгонять. Это был очень безрассудный маневр, он либо смог бы пройти меня, или ему бы просто не хватило места. Случилось так, что места ему все-таки не хватило».
Авария Анзера стала причиной второго коушена дня, но вскоре заезд возобновился и Трейси через некоторое время снова проколол колесо. Как и в первый раз, ему достаточно быстро удалось добраться до пит-лейна, так что в гонку он вернулся шестым. Мэнселл снова перехватил лидерство, а на второй позиции оказался Герреро, которого преследовали Андретти, Рауль Бозель и Гудьир, заработавший, к его большому негодованию, второй стоп-энд-гоу.
Такой порядок оставался неизменным до 73 круга, когда судьям в третий раз пришлось выпускать пейс-кар на трассу вследствие свары между Чивером и Робби Гордоном в восьмом повороте. Гонщики и до этого уже выясняли отношения в контактной борьбе, но на этот раз дело кончилось серьезной аварией, за которую потом пришлось отвечать обоим.
Гонщики воспользовались коушеном, чтобы совершить последние плановые пит-стопы, и положение в пелотоне вновь перемешалось. Андретти удалось опередить Мэнселла на пит-лейн, но обе машины «Ньюман-Хаас» оказались позади Трейси, который, остановившись дюжиной кругов ранее, имел шансы доехать до финиша без дозаправки.
После рестарта на 78 круге гонка находилась под контролем канадского пилота. Создав для начала комфортный отрыв, он затем снизил темп, контролируя расход топлива и минимизируя риск попасть в аварию, а вот его соперников одного за другим поразили всевозможные неприятности. За десять кругов до финиша неожиданно сгорел мотор на болиде Андретти, занимавшего на тот момент вторую позицию. Надежды Бозеля на второй подиум подряд потерпели крах после короткого замыкания на борту №9. Гудьир также выбыл из борьбы за высокие места под самый занавес гонки, поломав подвеску об отбойник в финальной шпильке. Все эти события открыли Бобби Рейхолу дорогу ко второму месту, которое, действующий чемпион, в итоге и занял. Найджел Мэнселл, оказавшийся без второй передачи, был рад и третьей позиции.
Тео Фаби еще за 10 кругов до конца гонки аккуратно следовал по трассе восьмым, но, уже встретив белый флаг, понял, что ему светит четвертое место, так как у Роберто Герреро начались проблемы с мотором, и он серьезно замедлился. Колумбиец занял пятую строчку в итоговом протоколе, отстав от победителя на круг. Следом за ним неожиданно финишировал Робби Буль – пилот «Дейл Койн Рейсинг» и действующий чемпион «Инди Лайтс». Для скромной в финансовом плане, но искренне увлеченной своим делом команды прорыв с 23-й стартовой позиции в середину очковой зоны стал настоящим праздником.
Победа Пола Трейси стала первой в Лонг-Бич для Роджера Пенске, но самое главное, что это успех позволил команде почувствовать уверенность в преддверии самой важной гонки сезона – «500 миль Индианаполиса».
Интересные факты
Вилли Т. Риббс по ходу гоночного уик-энда сделал объявление о том, что он возвращается в «Индикар», подписав контракт с командой Деррика Уокера и новым спонсором Service Merchandise. «Это даже не момент карьеры, а момент жизни, которым я горжусь больше всего», - объявил темнокожий гонщик.
Найджел Мэнселл снова стал объектом повышенного внимания на трассе и вне ее. По спонсорскому обязательству британец должен был дать автограф-сессию в одном из местных магазинов сети Kmart. Эта сессия собрала более 600 фанатов, что не на шутку встревожило сотрудников компании. «Порядок поддерживало трое полицейских, кроме того мы отдельно наняли двух охранников, но все равно вывести Найджела из магазина было очень тяжело», - поделилась своими впечатлениями Дарлен Парк. В благотворительном аукционе, состоявшемся до гонки, самым популярным лотом оказался один из шлемов Мэнселла. Он ушел с молотка за 11700 долларов.
Джон Андретти, которого в «Холл Рейсинг» заменил итальянец Тео Фаби, приехал в Лонг-Бич, пытаясь заинтересовать потенциальных работодателей из числа владельцев команд «Индикара». В следующий после гонки уик-энд Джон дебютировал в NHRA, в классе «Топ дрэгстер», и выступил очень неплохо. Он квалифицировался с великолепным результатом в 4.99 секунды, развив скорость в 298 миль в час, а в первом раунде заездов на выбывание Андретти одолел действующего чемпиона Джо Амато.
Сразу же после гонки был дисквалифицирован Робби Гордон, который вызвал гнев главного стюарда «Индикара» Уолли Далленбаха благодаря двум своим инцидентам с Эдди Чивером. Робби был оштрафован на 5000 долларов и получил год испытательного срока за неспортивное поведение.