Непостоянный ветер интриги в чемпионате «Индикар» вновь изменил свое направление. Эмерсон Фиттипальди приехал на Marlboro 500 в ранге лидера общего зачета. Его товарищ по команде Пол Трейси находился на самом гребне волны успеха, выиграв две последних гонки в доминирующем стиле. Оба гонщика считались фаворитами десятого этапа. В то же время Найджел Мэнселл был не в духе после провального уик-энда в Торонто. Он с явным беспокойством относился к перспективе дебюта на сверхбыстром треке Роджера Пенске со сверхнеровным покрытием. «Устрашающий» и «опасный» - в том числе и такими эпитетами наградил Найджел 2-мильный овал. Остальные комментарии нервничающего британца вряд ли прошли бы цензуру.
И все же по окончании воскресной гонки Мэнселл снова находился во главе чемпионата, одержав неожиданную и очень тяжелую победу. Инженеры «Косворта» праздновали первый успех своего двигателя модификации XB на суперспидвее, прервавший серию неудач, которая началась еще в Индианаполисе. Радость «Косворта» и команды «Ньюман/Хаас Рейсинг» была полной: Марио Андретти финишировал вторым после старта с поул-позиции, результат которой стал новым рекордом средней скорости для кольцевых автодромов.
«Это был просто удивительный уик-энд, - поделился впечатлениями Карл Хаас. – Первое и второе место на старте, дубль в гонке, новые рекорды… О таких гонках можно только мечтать».
А что «Пенске»? Ни Фиттипальди, ни Трейси не показали ничего выдающегося в квалификации, попытались навязать борьбу в начале гонки, но кончилось все тем, что канадец сошел из-за сгоревшего двигателя, а Эммо финишировал далеко за пределами очковой зоны из-за проблем с управляемостью.
Квалификация
Марио Андретти с «Мичиган Интернэшнл Спидвей» связывают давние и хорошие отношения. 25 лет назад Марио выиграл поул к самой первой гонке «Индикара» на этом треке со средней скоростью 183.670 мили в час. В 1992 году он также стартовал с первой позиции: его результат в квалификации – 230.150 мили в час – стал новым рекордом трека. И в этом сезоне все осталось без изменений. В идеальную погоду - солнечную, но не слишком жаркую, 53-летний Марио проехал просто потрясающий круг, установив новый рекорд скорости для кольцевых трасс. Его средняя скорость составила 234.275 мили в час, а засечка в конце прямой показала, что болид «Ньюман/Хаас Рейсинг» разогнался до 242 миль в час.
«Я буквально затаил дыхание и просто надеялся, что сетап выдержит. Аэродинамику то мы настроили здорово», - заявил счастливый Андретти, взявший свой 66-й поул за время выступлений в «Индикаре» и шестой в Мичигане. Отодвинул с первой строчки Марио не кого-нибудь, а своего товарища по команде – Мэнселла, который выезжал на свою зачетную попытку немного ранее.
Несмотря на то, что британец впервые гонялся на спидвее в Бруклине, ему удалось в утренних практиках субботы и воскресенье возглавить чарты, проехав лучший круг со скоростью 233.057 мили в час. В квалификации Найджел был еще быстрее – 233.462 мили в час, так что перед Андретти стояла очень тяжелая задача.
«Я не думал, что смогу превзойти этот результат, - сказал Марио. – Ведь в практике я настолько не разгонялся. Но в квалификации все получилось идеально. Мы поработали с настройками и изменения сработали. Я сам себе удивляюсь, если честно».
Мэнселл был также удивлен и немного разочарован одновременно. Он вполне логично сослался на то, что так и не смог привыкнуть к высоким скоростям и кочковатому асфальту. «На трассе я ощущаю дискомфорт, - посетовал Найджел. – Я проехал несколько кругов с полными баками, и мне было физически очень неприятно. Такой головной боли у меня никогда еще не было».
Ари Лайендайк, выигравший в мае поул к «Инди 500» снова показал, что является настоящим специалистом по суперспидвеям, показав в квалификации третий результат. Четвертым на стартовой решетке расположился Рауль Бозель, очень довольный стабильностью своей «Лолы-Форд». Среди обладателей моторов «Шевроле» лучшим был Трейси. Он стал пятым, но было очевидно, что «Шеви» вчистую проигрывают своим конкурентам.
Гонка
Доминирование «Ньюман/Хаас» в тренировках и квалификации нашло свое отражение и в 500-мильной гонке. Андретти с самого старта рванул вперед, оставив позади Мэнселла, который из-за своей неопытности на овалах пропустил на вторую позицию Лайендайка. Впрочем, отсиживался на третьем месте британец недолго. На третьем круге на задней прямой он промчался мимо голландца и устремил свои взоры на лидера.
Преимущество Марио над своим товарищем по команде на первых кругах достигало пяти секунд, но вскоре британец начал приближаться. К 27 кругу он сократил отставание до длины одной машины, а еще через круг поравнялся с Андретти. В третьем и четвертом поворотах маневр был завершен и у гонки появился новый лидер. «Идти с уверенностью колесо в колесо на таких скоростях и на таком треке можно только если твой соперник – первоклассный гонщик. В Марио я не сомневался», - отметил после гонки Мэнселл.
Отрыв Найджела начал расти стремительными темпами. За все оставшееся время он потерял лидерство всего на один круг, и то – из-за планового пит-стопа. На трассе же никто не мог соперничать с англичанином. Андретти остался в круге позади уже к середине дистанции, после того как ветеран ушел в разворот на выезде с пит-стопа, но и после этого Мэнселл нисколько не расслабился, стабильно показывая среднюю скорость в диапазоне от 222 до 225 миль в час.
«Да, это было впечатляюще, - прокомментировал доминирование Найджела Андретти. – Но я не удивлен. Он может ехать быстро везде, и он быстро учится». Марио все-таки неимоверными усилиями смог вернуть себе круг отставания и, когда менее чем за 40 кругов до финиша на трассе появился желтый флаг из-за сгоревшего мотора на машине Марко Греко, у него появился небольшой шанс поспорить за победу. Но иллюзия интриги жила недолго. Обе машины совершили свой последний пит-стоп во время коушена и Найджел, несмотря на жуткую головную боль и в целом плохое самочувствие, после рестарта быстро оказался в одиночестве. Он приехал на финиш первым с внушительным отрывом в 9.434 секунды. Только Мэнселл и Андретти смогли пройти все 250 кругов дистанции.
«Я очень устал, мне было очень тяжело на трассе, - сообщил изможденный, но очень довольный Найджел, который не смог выбраться из кокпита без посторонней помощи. – Этот трек очень тяжел как для техники, так и для гонщиков. Во всех отношениях это был абсолютно новый опыт для меня. Таких гонок у меня еще не было. Эта победа – одна из лучших в моей карьере. Она многое значит».
Андретти, машина которого начала испытывать небольшую избыточную поворачиваемость ближе к концу заезда, был счастлив финишировать вторым. На третье место долго претендовал Рауль Бозель, но он заехал на пит-стоп до последнего коушена и потерял на этом круг. В итоге позиция досталась Лайендайку, который остановился у механиков под желтыми флагами. «С машиной не было никаких проблем по ходу дистанции, - сказал Ари. – Были гонщики, которые выглядели сильнее меня, но в 500-мильной гонке такое постоянно случается. Я бы с удовольствием обменял свое второе место в Инди и третье здесь на победу».
Невезучий Бозель закончил гонку четвертым, и остался на третьем месте в общем зачете, уступая лишь Мэнселлу и Фиттипальди. Эммо уже к 40 кругу прорвался с 15-го места на четвертое, но затем его темп серьезно упал, так как начались серьезные проблемы с системой управления. Команда попробовала устранить неисправность, но вынужденные пит-стопы, затяжной ремонт и недостаточная скорость привели к тому, что Фиттипальди финишировал 13-м, отстав на такое же количество кругов от лидера.
Проблемы у управляемостью были и у Скотта Гудьира, правда, не такие серьезные. Канадец финишировал на пятой позиции, что стало для него на тот момент лучшим результатом в сезоне. Шестым в протоколе значился Тео Фаби, вынужденный колесить по треку с недостаточным давлением турбонаддува.
Интересные факты
Рик Галлес сообщил, что актер Джин Хакман и глава страховой компании Conseco Стив Хилберт присоединились к нему в качестве совладельцев команды «Галлес Интернэшнл».
Дэнни Салливан был вынужден сняться с «Мальборо 500» из-за сильного пищевого отравления. Найджел Мэнселл, игравший с Салливаном в гольф за несколько дней до начала гоночных сессий, так же жаловался на плохое самочувствие в пятницу и был вынужден бороться с последствиями весь уик-энд.
В Мичигане на «Лолах» команды «Ньюман/Хаас» стояли обновленные двигатели «Форд Косворт» с улучшенными системой подачи топлива и распредвалом. По заявлению инженеров мощность возросла на 40 л.с. Очевидно, что так оно и было.
Одной из сенсаций квалификации стал десятый результат Лин Сент-Джеймс из «Дик Саймон Рейсинг», что стало для нее лучшей стартовой позицией в карьере. В гонке Лин уверенно шла в топ-12, даже боролась с Алом Анзером-младшим и Робби Гордоном, но проблемы с электрикой вынудили ее сойти с дистанции уже на 39 круге.
Вилли Т. Риббс был очень доволен десятым местом в своей дебютной «Мальборо 500». «Наш первый комплект покрышек был настоящей катастрофой, - рассказывал Вилли. – Но после того, как мы добавили прижимной силы, я чувствовал себя очень комфортно. Когда с машиной все в порядке этот овал – словно скоростное шоссе, а если нет – то он начинает напоминать трек для мотокросса».