Пол Трейси в 1993 году пережил несколько сильных разочарований, совершил несколько грубых ошибок, но также одержал несколько великолепных побед. Одной из таких побед завершился сезон 1993 года. На финальном этапе в Лагуна-Секе Трейси пролидировал все за исключением трех кругов дистанции и в пятый раз завершил гонку на первой позиции, обеспечив себе завоевание третьего места в общем зачете. Молодой канадец уже на старте опередил обладателя поула Эмерсона Фиттипальди, и два красно-белых болида, не встречая сопротивления со стороны других участников, решили судьбу гонки между собой. На удивление очень неплохо шел по трассе Дэнни Салливан, но его вывела из борьбы поломка выхлопного коллектора. Также хорошую гонку провел Ари Лайендайк. В своем последнем старте за «Чип Гэнасси Рейсинг» голландец смог подняться на третью ступеньку подиума, в то время как Найджел Мэнселл не сумел завершить свой великолепный сезон на высокой ноте, отправившись в гараж после контакта с двумя другими машинами.
Квалификация
Итак, мы снова на дорожной трассе, а дорожные трассы - это вотчина «Пенске», как вы, наверное, помните. Пол Трейси решил не затягивать с расстановкой акцентов, и с первой практики возглавил чарты, ну а Эммо решил не форсировать события, и вдумчиво работал над настройками, выстрелив тогда, когда это было нужнее всего - в квалификации. Бразилец в фирменном стиле взял поул, проехав быстрейший круг под самый занавес сессии, не оставив оппонентам времени, чтобы ответить. «Сегодня прижимной силы было достаточно из-за прохладной погоды, но в то же время трек был весьма скользким», - описал ситуацию Эммо. Характеристики трассы сыграли в его пользу, ибо промежуточный пятничный поул Трейси оказался превзойден, пусть и на формальные 0.041 секунды. Время бразильца 1.10.976 явило собой новый рекорд Лагуна-Секи. С прежнего достижения, автором которого был Майкл Андретти, было снято сразу две десятых секунды. «Отличный был круг, - сказал Эмерсон после завоевания своего 15-го поула в карьере. - Баланс машины просто идеален».
Трейси следовал по трассе за Фиттипальди в последние минуты сессии, но превзойти результат своего товарища по команде не смог. Пришлось довольствоваться второй позицией на стартовой решетке, причем канадец не скрывал своего разочарования. Также повод быть недовольным был у Мэнселла, оставшегося по итогам субботней сессии на третьей позиции из-за поломки сцепления в субботу утром, зато Салливан и Лайендайк лучились счастьем, завоевав четвертое и пятое места. «Команда замечательно подготовила шасси, нам удалось улучшить управляемость до комфортного уровня, и, неожиданно для самих себя, мы смогли побороться с лидерами» - отметил Ари, который на прошлом этапе в Назарете узнал, что со следующего сезона его место в «Чип Гэнасси Рейсинг» займет Майкл Андретти. «Даже несколько обидно завоевывать такую высокую стартовую позицию, ведь я бы с удовольствием остался в команде», - признался голландец.
Впечатлил специалистов Маурисио Гужельмин. В своей первой квалификации на дорожной трассе бразилец показал восьмой результат. Десятку лучших замкнул Бобби Рейхол, которому не хватило всего-навсего десятой доли секунды, чтобы попасть в первую пятерку. «Обидно. Десять машин разместились в промежутке шести десятых секунды, и именно мы в этом списке последние, - огорченно прокомментировал итоги субботы трехкратный чемпион «Индикара». - На этой трассе шесть десятых секунды - это всего одна ошибка с переключением передач. Такая плотность демонстрирует насколько высок соревновательный уровень серии в настоящее время».
Действительно, даже Робби Гордон, вынужденный использовать шасси 1992 года после аварии в практике, и Скотт Брайтон - гонщики, получившие в свое распоряжение 14-ю и 15-ю стартовые позиции - уступили времени поула немногим более секунды. Худшим результатом стало время Доминика Добсона на «Галмере». В прошлом году его нынешнего времени 1.14.138 хватило бы, чтобы квалифицироваться 17-м.
Гонка
Густой туман накрыл «Лагуна-Секу» воскресным утром. Он слегка поднялся к началу уорм-апа, но затем снова опустился на трассу. У судей не оставалось вариантов кроме как перенести заезд «Инди Лайтс», предварявший собственно сам гран-при, ближе к вечеру, а главное событие дня задержать на 45 минут. Наконец погодные условия стали достаточно безопасными для проведения гонки, и 28 машин, расположившихся на стартовой прямой, тронулись-таки с места, отправившись на прогревочные круги. Еще один болид находился в этот момент на пит-лейне: Стефану Йоханссону меняли топливный насос. Швед едва-едва успел занять свою стартовую позицию незадолго до выброса зеленого флага.
Начало гонки получилось чистым. Трейси выиграл старт у Фиттипальди, и повел пелотон по левому изгибу, номинально считающемуся первым поворотом, затем спустился с холма и аккуратно прошел второй вираж, требующий жесткого торможения. Мэнселл остался на третьей позиции, и сразу понял, что не сможет поспорить с парой пилотов «Тим Пенске». Отставание от красно-белых болидов росло на глазах, а позади британца, в соответствии со своими стартовыми позициями, выстроились Салливан, Лайендайк, Марио Андретти, Йоханссон и Гужельмин.
На трассе практически не происходило никакой борьбы, и к 20 кругу Трейси, оторвавшись от Эммо на три с лишним секунды, уже дышал спокойно. Теряя почти по секунде на круге относительно лидера и выдерживая прессинг со стороны преследователей, на третьем месте следовал Мэнселл; шестую позицию захватил Йоханссон, а Андретти вел сражение с Рейхолом и Гудьиром, которые обставили Гужельмина в 11-м повороте 17 круга.
Незадолго до начала первой волны пит-стопов Лайендайк все-таки смог миновать Салливана, но быстрая бригада механиков «Галлес Рейсинг» позволила Дэнни вернуть себе потерянную позицию, а затем и Мэнселл свалился на пятое место, так что Салливан стал третьим. Трейси же после своей остановки еще больше увеличил свой отрыв от Фиттипальди, но трафик круговых оказался для канадца слишком серьезной помехой, и потому дистанция между двумя товарищами по команде начала стремительно сокращаться.
На 43 круге по причине технической поломки закончилась великолепная гонка Салливана, и на потенциальный подиум стал претендовать Лайендайк, который тенью следовал за машиной «Галлес Рейсинг». Йоханссон был достаточно далеко на четвертой позиции, которую он получил в подарок от Мэнселла, контактировавшего с дебютантом Скоттом Шарпом на 44 круге. «Я думал, что оставил ему достаточно места», - оправдывался чемпион Trans-Am. Шарп смог вернуться в гонку только после длительной замены заднего антикрыла. Мэнселлу же пит-стоп не потребовался, но вскоре он снова столкнулся с одним из медленных соперников. На этот раз коллизия случилась на 71 круге в первом повороте, и уж тут то британцу пришлось несладко. После контакта с Марком Смитом #5 направился в питы. Все думали, что команда начнет ремонт, но, ко всеобщему удивлению, Найджел быстро покинул кокпит и направился в медицинский центр, по возвращении из которого дал волю своему раздражению. «Руль ударил меня по кисти, - объяснил он. - Очень неприятно, что такие инциденты происходят, когда ты обгоняешь машины, которые идут по трассе значительно медленнее тебя». Первая гонка в ранге новоявленного чемпиона «Индикара» окончилась для британца бесславно.
Сход Мэнселла словно разбудил скучную гонку. Тут же на трассе начали происходить интересные события, причем среди лидеров. Трейси вновь увидел перед собой группу круговых, ядро которой составляли Ал Анзер-младший и Йоханссон (пострадавший из-за медленного второго пит-стопа) и Рейхол. Уступать дорогу канадцу никто не пожелал и через несколько кругов Пол к своему ужасу увидел в зеркалах заднего вида красно-белый болид Фиттипальди, выискивавший возможность для обгона. «Да, у меня были проблемы с трафиком, - говорил Трейси. - Я не хотел ошибиться в такой ситуации, и потому был осторожен. Эмерсон смог быстро меня достать».
Ко всему прочему еще одно неприятное обстоятельство доставляло беспокойство Трейси. Во время одного из маневров в финальной шпильке разомкнулось крепление ремня безопасности. «Это было ужасно, - делится впечатлениями Пол. - Я и представить себе не мог, что без ремня так тяжело пилотировать. Практически невозможно было удержаться в кокпите, особенно на всех этих подъемах и спусках». Трейси отказался заезжать на пит-стоп, пообещав сделать это, только если Фиттипальди сможет пройти его. Однако на 79 круге бразилец допустил ошибку, обгоняя вездесущего Хиро Мацушиту, и безнадежно отстал.
Трейси, потеряв своего основного соперника из виду, аккуратно довел дело до победы, а Фиттипальди после своего разворота смог финишировать вторым. В послегоночном интервью бразилец пообещал сделать Мацушите шикарный подарок на рождество - большо-о-ое зеркало заднего вида!
Лайендайк, Гудьир и Анзер оказались единственными гонщиками помимо дуэта «Тим Пенске» прошедшими 100% дистанции. Йоханссон финишировал шестым. Его прогрессу на последних кругах отчасти помешал кусок карбонового волокна, застрявший в районе днища его болида. Лучшим новичком стал Адриан Фернандес. Мексиканец после старта с 24-й позиции прорвался на 12-ю.
Интересные факты
За неделю до Лагуна-Секи Кенни Бернстайн объявил, что в 1994 году его команду будет представлять Скотт Гудьир. По настоянию Гудьира, подписавшего двухлетний контракт, команда решила с нового сезона использовать двигатели «Форд» вместо «Шевроле». Деррик Уокер подтвердил, что место канадца в его команде займет Робби Гордон, а спонсорскую поддержку будут оказывать Valvoline и Cummins.
Шинная компания Bridgestone/Firestone подтвердила, что ветеран индикаровского цеха Пэт Патрик планирует вернуться в гонки в ранге владельца собственной команды. В 1994 году «Патрик Рейсинг» будет проводить масштабные тесты в сотрудничестве с Firestone перед тем как в 1995 году заявиться в качестве официального участника.
В списке участников «Лагуна-Секи» было 34 машины. Шестью из них владел Дик Саймон. Вместе с регулярщиками Раулем Бозелем и Скоттом Брайтоном на последнем этапе выступили Джимми Вассер (под флагом «Хэйхоэ Рейсинг») и Маурисио Гужельмин. Также на прошлогодней «Лоле» проехал Дидье Тейс, плюс еще одно шасси было передано Джо Кеннеди и Джеффу Синдену - владельцам команды «Парагон Моторспортс», которые выставили на гонку Джона Брукса, участника серии Toyota Atlantic. Как и ожидалось, эта машина без должной тестовой обкатки, не смогла квалифицироваться.
Марио Андретти подтвердил, что проведет в «Ньюман/Хаас» еще один полный сезон, после чего повесит шлем на гвоздь. За свою карьеру в «Индикаре» Марио одержал 52 победы, уступая только Эй-Джей Фойту с его 67 триумфами.