Явление, известное как "Мэнселлмания" добралось и до "Индианаполис Мотор Спидвей"! После завоевания чемпионского титула в "Формуле-1" в 1992 году Найджел Мэнселл стал одной из самых обсуждаемых персон в мировом автоспорте. Он стал первым британцем-чемпионом мира со времен Джеймса Ханта и журналисты с Туманного Альбиона наперебой превозносили Мэнселла. К несчастью для "Формулы-1" Найджел счел, что Фрэнк Уильямс и спонсоры команды не оценили по достоинству его достижение и решил перейти в "Индикар", после того как переговоры о подписании нового контракта с "Уильямс-Рено" зашли в тупик. Мэнселл получил место в "Ньюман-Хаас Рейсинг", освободившееся после перехода в "МакЛарен" Майкла Андретти. Надо ли говорить, какой ажиотаж вызвало участие Найджела в "500 милях Индианаполиса", учитывая тот факт, что за рулем "индикара" британец с первого этапа стал бороться за победы.
|
В 1993 году версия мотора "Косворт" под обозначением XB стала более доступной для команд, и некоторые организации предпочли перейти на "Форд". Вместе с "Ньюман/Хаас" и "Чип Гэнасси Рейсинг" эти двигатели в свое распоряжение получили "Хэйхоэ Рейсинг", "Эй-Джей Фойт Энтерпрайзес", "Уокер Моторспортс" и "Дик Саймон Рейсинг". Все вышеупомянутые команды использовали шасси "Лола", но модификация T9300 могла снабжаться как "Шевроле", так и "Бьюиками".
Последняя версия мотора "Илмор Шевроле Инди V8" в 1993 году носила обозначение Indy Chevy C. "Тим Пенске" поставила обновленные двигатели на болиды Пола Трейси и Эмерсона Фиттипальди; Роджер также продал два шасси PC-22 "Беттенхаузен Моторспортс", на которых выступили новичок из Швеции Стефан Йоханссон и Тони Беттенхаузен. Заметным было отсутствие в составе "Тим Пенске" Рика Мирса, который шокировал болельщиков своим заявлением о завершении карьеры в декабре предыдущего года.
Одним из изменений в правилах в преддверии "Инди" стало появление в передней части болидов дополнительной перегородки, предназначенной обезопасить ноги гонщиков от травм в случае аварии. Через некоторое время конструкция болидов стала предполагать размещение ног пилота за передней осью, а нововведение 1993 года стало прообразом этого подхода. Два гонщика по ходу тренировок по достоинству смогли оценить прочность усиленных перегородок. К большому огорчению Дейла Койна это были его ребята. Эрик Бачеларт и Робби Буль совершили лобовое столкновение с отбойником, но отделались синяками и ссадинами. Серьезных травм, которые прежде были бы более чем вероятными, удалось избежать.
Значительные изменения претерпел и сам спидвей. В связи с возможным появлением на "кирпичнице" сток-каров NASCAR, потребовалось установить более высокие отбойники большей толщины и укрепить заградительную сетку. Прежние стены были демонтированы и разделены на блоки, большинство из которых были уложены вдоль озера на инфилде трека. По крайней мере, один из блоков стены, располагавшейся в третьем повороте совершил путешествие в Альбукерке, где украсил двор дома Ала Анзера-младшего, попавшего в аварию как раз в Т3 в гонке 1989 года во время борьбы за победу.
Мерой направленной на снижение скорости машин стала замена апрона ребристыми полосами, что должно было помешать гонщикам спускаться максимально низко на входе в повороты. Для покидания и заезда на пит-лейн были уложены отдельные дорожки, протянувшиеся с первого по второй и с третьего по четвертый повороты.
Квалификация
В соответствии с давно устоявшейся традицией квалификация к "Инди 500" заняла четыре дня, а именно - два уик-энда подряд. Поул-позицию неожиданно выиграл голландец Ари Лайендайк, но наибольшее внимание к себе привлекли все-таки события в борьбе за право просто попасть на старт легендарной гонки. Настоящей сенсацией стал провал не кого-нибудь, а действующего чемпиона "Индикара" Бобби Рейхола. Бобби был выбит из пелотона в заключительный час последнего дня квалификации, а его отчаянная попытка, совершенная за несколько минут до закрытия трассы в шесть вечера, оказалась недостаточно быстрой, чтобы отыграться.
Еще одна очень известная личность привлекла к себе всеобщее внимание в эти дни. Импульсивный техасец Эй-Джей Фойт после того, как на уорм-апе перед "Поул Дэй" пилот его команды Робби Гордон зацепил отбойник, неожиданно решил, что ему пришло время закончить карьеру гонщика и сосредоточить все усилия на помощи быстрому, но неопытному Робби. Том Карнеги, диктор "Индианаполис Мотор Спидвей" объявил изумленным трибунам, что Фойт проедет церемониальный круг почета по треку, а затем объявит о завершении своих выступлений. Четырехкратный победитель "Инди 500" под овации зрителей в последний раз встретил клетчатый флаг, которым размахивал президент "ИМС" Тони Джордж. "Я даже и не думал, что собираюсь сделать это, - сказал Фойт, пытаясь сдержать слезы. - Очень тяжело прекратить заниматься тем, что ты любишь. Очень тяжело бросать гонки. На протяжении 35 лет я приезжал сюда, но на самом деле - здесь прошла моя жизнь".
Заменил Фойта за рулем прошлогодней "Лолы" его крестный сын - Джон Андретти. Джон безо всякой раскачки поехал очень быстро, показав лучшую среднюю скорость второго уик-энда квалификации - 221.746 м/ч. Это был шестой результат с учетом "Поул Дэй", но в соответствии с правилами Андретти получил место всего лишь на восьмом ряду стартового поля.
Самым медленным из гонщиков, попавших на старт, оказался Кевин Коган. Он показал скорость 217.230 м/ч еще в первый день, и чудом удержался в гонке. За бортом "500 миль" осталось одиннадцать пилотов, в числе которых мог быть и Эдди Чивер. Чивер оказался выбит в третий день квалификации, и его попытки вернуться в пелотон за рулем Penske PC-21 1992 года выпуска не увенчались успехом. Эдди не отчаялся и приобрел у "Тим Менард" "Лолу", снабженную двигателем "Бьюик", все того же 1992 года производства. Несмотря на то, что освоиться за рулем нового болида Чивер просто не успел, за 45 минут до конца последней квалификационной сессии ему удалось показать достаточно быстрое время, которого хватило для того, чтобы опередить Рейхола.
Только пять из одиннадцати заявленных новичков смогли пробиться на старт "500 миль". Наиболее именитыми из них, естественно, были чемпионы "Формулы-1" - Нельсон Пике, выступавший на "Лоле-Бьюик" и Мэнселл. Оба квалифицировались без особых проблем. Необходимо отметить, что Найджел пропустил первые дни тренировок, так как проходил курс реабилитации после операции на спине, но как только британец появился на трассе, ему удалось показать четвертое время в тренировке со скоростью 222.855 м/ч. Квалификационная попытка, однако, получилась не такой быстрой. Результата 220.255 м/ч хватило только для того, чтобы получить место в середине третьего ряда, между пилотами "Пенске" - Эмерсоном Фиттипальди и Полом Трейси.
|
|
Самым быстрым дебютантом оказался не очень известный в Америке пилот - француз Стефан Грегуар, записавший на свой счет круг со скоростью 220.851 м/ч. Выступал Стефан на прошлогоднем шасси "Лола-Бьюик" команды "Формула Проджект".
Что касается поул-позиции, то соперников у Лайендайка не нашлось. По итогам первой недели практики голландец отметился лучшим результатом (226.182), но свою первую зачетную попытку в "Поул Дэй" Ари отменил, уйдя с трассы сразу же после первого быстрого круга, на котором он понял, что недостаточная поворачиваемость не позволит ему побороться за высокую позицию. Механики подкорректировали настройки, и второй выход болида "Чип Гэнасси Рейсинг" на трассу получился триумфальным. Средней суммарной скорости попытки 223.967 м/ч с лихвой хватило Лайендайку, чтобы завоевать первый поул для "Форда" с 1970 года. "Я даже и представить не мог, что смогу показать лучшее время. Максимум на что я рассчитывал - попасть на первые три ряда", - поделился впечатлениями Ари.
Из числа остальных результатов обращает на себя вторая позиция Марио Андретти и третья - Рауля Бозеля. На втором ряду по соседству расположились Ал Анзер-младший и Скотт Гудьир, подарившие зрителям незабываемую схватку в борьбе за победу год назад, а шведу Стефану Йоханссону на шасси "Пенске" удалось опередить и Фиттипальди, и Трейси.
Гонка
Как известно, существует теория, по которой внешняя позиция на первом ряду стартового поля в Индианаполисе является самой выгодной - гонщик уже находится на оптимальной траектории и потому получает небольшое преимущество на входе в первый поворот. Эта теория иногда не находит подтверждения, но в большинстве случаев оказывается верной. Вот и на этот раз после отмашки зеленого флага лидерство смог захватить Бозель, стартовавший третьим. Кстати, на вышке на этот раз присутствовал не только официальный стартер USAC Дьюан Суини, но и занимавший последние 14 лет аналогичную должность в CART Ник Фоноро. По окончании сезона-1992 Фоноро ушел на пенсию, и вот - наконец-то смог осуществить заветную мечту дать старт "500 милям Индианаполиса" будучи назначенным на эту гонку почетным маршалом.
Старт получился достаточно спокойным, хотя были опасения, что на первых кругах может произойти авария. Были и обгоны, но ближе к середине пелотона. Две заводские машины "Пенске" остались на своих изначальных позициях, а позади них осваивался в незнакомой обстановке Мэнселл. "Заходя в первый поворот позади восьми машин, я ощутил насколько уменьшается прижимная сила из-за отсутствия воздуха, - рассказывал потом англичанин. - Кроме этого выхлопы метанола заставляют глаза слезиться. Вид из кокпита был просто потрясающий. Мне постоянно приходилось напоминать себе, что я здесь не для того, чтобы наблюдать за происходящим, а чтобы гоняться".
Впереди Бозель продолжал уверенно лидировать. Он не уставал нахваливать свою машину весь месяц и теперь раскрывал весь ее потенциал. За восемь кругов бразилец создал хороший отрыв, стабильно показывая среднюю скорость выше 214 миль в час. Лайендайк и Андретти шли плотно друг к другу на второй и третьих позициях. Марио постоянно угрожал обгоном и на 12 круге переместился на одно место вперед. А затем и Фиттипальди начал напоминать о своем присутствии. Его машина управлялась просто идеально.
Первый желтый флаг появился на 16 круге, когда Джимми Кроуфорд на одном из трех болидов, принадлежащих бывшей звезде драг-гонок Кенни Бернстайну, потерял машину во втором повороте. Шотландец каким-то чудом избежал контакта с отбойниками, но пейс-кар все равно вышел на трассу.
|
Первый коушен ознаменовал собой и первый раунд пит-стопов, хотя некоторые гонщики решили рискнуть и остались на трассе, рассчитывая, что альтернативная тактика остановок сложится в их пользу. Одним из таких пилотов стал Кевин Коган, проводивший свою первую гонку после "Инди-500" 1991 года, в которой он получил переломы руки и ноги. Его кратковременное лидерство было первым таким приятным моментом для "Галлес Рейсинг" в этом сезоне, но уже через несколько кругов после рестарта вперед вышел уже Ал Анзер - еще один пилот "Бернстайн Рейсинг".
Риск Анзера, Когана и других оправдался, когда на 30 круге вновь был объявлен коушен. Дэнни Салливан после поломки подвески врезался в стену в третьем вираже. Несмотря на сильный удар, гонщик травм не получил.
После пит-стопа Большого Ала в лидеры вышел Марио Андретти, но только затем, чтобы к окончанию первой четверти гонки уступить первую позицию Лайендайку. К этой отсечке пелотон хотя бы круг, но возглавляли уже шесть разных гонщиков, включая Грегуара, воспользовавшегося пересменкой во время одного из желтых флагов. В течение следующих 50 кругов впереди также побывали Робби Гордон, Джон Андретти и даже Найджел Мэнселл, однако после того как вперед все-таки вырвался Марио, сюрпризы начали заканчиваться. Его пара с Анзером-старшим, шедшим на второй позиции, была наглядной иллюстрацией того, что позиции ветеранов в "Инди-500" остаются по-прежнему очень сильными. На двоих у Андретти с Анзером было 53 старта в легендарной гонке.
Третью позицию к середине дистанции занимал Ал Анзер-младший, лелеявший мечту стать первым гонщиком, выигравшим две "пятисотки" подряд с 1971 года, когда аналогичного успеха добился его отец. Следом за Джуниором шли Лайендайк, Брайтон и Мэнселл, потерявший достаточно много времени, промахнувшись мимо своего пит-столла во время заезда на одну из дозаправок. "Ну я же новичок, - шутя заметил Найджел. - Я элементарно проехал мимо!" Еще одним гонщиком, ставшим жертвой коварного пит-лейна стал Фиттипальди, остановившийся у чужих механиков.
Бозель после своего впечатляющего старта переместился на 13-е место. Его наказали черным флагом за обгон на пит-лейне, и после этого все для Рауля пошло наперекосяк. О борьбе за победу ему пришлось забыть.
К описываемой стадии гонки многие гонщики имели основания рассчитывать на успех, что, естественно, не устраивало лидера. Андретти развил просто невероятный темп, и к 120 кругу оторвался от Маленького Ала на 23 секунды. Джуниор был очень озабочен наличием в зеркалах заднего вида Мэнселла, который оставил позади себя признанного эксперта по овалам Лайендайка. Большой удачей для обоих гонщиков стало то, что они быстро наладили сотрудничество, и не стали устраивать борьбу между собой, сосредоточившись на максимально быстром преодолении круговых. Как результат - преимущество Андретти начало стремительно таять.
Очередной желтый флаг был вывешен, когда еще один представитель знаменитой гоночной семьи Джефф Андретти столкнулся с Роберто Герреро в третьем повороте. Оба болида отправились в стену, но никто серьезно не пострадал.
Драматизма ситуации добавляло то, что лидеры как раз начали очередной цикл пит-стопов. Анзер-младший остановился на дозаправку за круг до коушена, а вот Марио увидел желтые флаги как раз в тот момент, когда заезжал в питы. И вот в чем проблема: по правилам того времени пит-лейн считался закрытым с того момента, как гонка переведена в режим FCY, и до тех пор пока пейс-кар не соберет пелотон за собой. В "Ньюман/Хаас" сочли, что их гонщик опередил сигнальные огни, но у судей было другое мнение, и Марио получил стоп-энд-гоу. Немного странно, но гонщику позволили отбыть наказание под желтыми флагами, так что проиграл Андретти всего ничего - одну позицию.
Тот факт, что Анзеру-младшему повезло совершить свой пит-стоп как раз перед коушеном, позволил ему захватить лидерство, но после возобновления гонки сладко ему не пришлось - Андретти всеми силами пытался вернуть свою законную позицию назад, и на 152 круге совершил обгон. Также улучшили свои позиции Фиттипальди и Мэнселл. Британец вообще стал автором, пожалуй, самого красивого обгона заезда. На рестарте на 174 круге (желтый флаг был вызван поломкой коробки передач на болиде Гордона) Найджел был третьим, но ему удалось почти мгновенно пройти и Марио, и Эммо. Уже в первой своей овальной гонке он оказался в весьма удобной позиции для борьбы за победу.
А дальше снова был коушен… Лучший новичок прошлогодней гонки Лин Сент-Джеймс, занимавшая на тот момент 15-ю позицию, остановилась у заезда на пит-лейн. Вот тут-то Мэнселла и подловили на отсутствии опыта! Не очень удачно рассчитав начало разгона, Найджел позволил соперникам приблизиться на расстояние атаки, и на отмашке зеленого флага его тут же обогнали Фиттипальди с Лайендайком. Эммо впервые в гонке вышел в лидеры, но зато в нужный момент. С некоторой доли условности можно заявить, что бразилец просто выжидал, берег машину, к которой у него не было ни малейших претензий по ходу дистанции. На оперативном просторе его "Пенске-Шевроле" стабильно показывал среднюю скорость в 211 миль в час, так что уповать конкуренты могли только на желтые флаги.
Последний шанс озадачить Фиттипальди у них (а скорее у одного Лайендайка) выпал за несколько кругов до финиша, когда Мэнселл, гнавший на пределе возможностей, так агрессивно выходил из второго поворота, что зацепил колесами стену. Найджелу повезло - подвеска не пострадала, но на отбойнике осталась многозначительная черная полоса, а колеса его "Лолы" с правой стороны забрали немного белой краски.
Очередной выезд пейс-кара не нарушил концентрацию Фиттипальди. После рестарта до конца гонки оставалось всего пять кругов. На кону стояла победа в самой престижной и важной гонке сезона. Эмерсон был готов. На этот раз он ехал даже быстрее, показав скорость 214 миль в час. Ни Лайендайк, ни кто либо еще не имел никаких шансов догнать бразильца. "Мы сделали это! Мы сделали это!" - именно эти слова услышали по радио Чак Спрег и вся "Тим Пенске" после того, как Эммо первым пересек финишную черту. Вторым, несмотря на прогрессирующие проблемы с избыточной поворачиваемостью все-таки стал Лайендайк, а Мэнселл замкнул тройку лучших. "Команда проделала великолепную работу. Все сегодняшние ошибки - моих рук дело, - честно признался британец. - Я очень доволен. Ничего не имею против того, чтобы быть обыгранным, когда тебя опережают такие люди как Эмерсон и Ари. Сегодня они полностью заслужили финишировать на первой и второй позициях".
Вдохновившийся Бозель во второй половине гонки устроил героический прорыв на четвертое место, но после финиша дал волю эмоциям. "Вообще не понимаю, за что я получил два штрафа, - кипятился он. - "В моих глазах, я выиграл эту гонку". Следом за возмущенным Раулем к финишу прибыли Марио Андретти, Брайтон, Скотт Гудьир и Анзер-младший.
Победитель же гонки запомнился не только тем, как здорово выглядел на трассе, но и поведением после финиша. Впервые с 1981 года триумфатор отказался выпить традиционную бутылку молока, настояв сначала на стакане апельсинового сока. Надо ли говорить, что болельщики были очень и очень недовольны.