Будучи гонщиком «Формулы-1», Найджел Мэнселл в Австралии выступал, как правило, неудачно. Семь стартов на Зеленом континенте принесли ему всего два финиша, зато оба – на втором месте. В 1990 году он попал на подиум в качестве пилота «Феррари», а год спустя повторил это достижение, выступая уже за «Вильямс-Рено». «Гран-при Австралии» 1986 года, казалось, станет последним шагом Мэнселла на пути к чемпионскому титулу, но прокол колеса лишил его всяких шансов на успех. Ну а в сезоне-1992 Найджел столкнулся с Айртоном Сенной, с которым боролся за лидерство.
Видимо непростые отношения у Мэнселла были только с Южной Австралиец, так как его первый старт в достаточно отдаленном от Аделаиды Квинсленде окончился блестящей победой, которую вполне можно назвать сказочной.
Улицы Серферс-Парадайз вновь стали ареной чрезвычайно интересных событий, за которыми наблюдала рекордная аудитория болельщиков, большинство из которых приехало на первый этап сезона, чтобы увидеть и поддержать Мэнселла. Найджел их не разочаровал. Действующему чемпиону «Формулы-1» удалось стать вторым гонщиком в истории, которому удалось выиграть свою дебютную гонку в «Индикаре». Первым был его соотечественник Грэм Хилл, победивший в «500 милях Индианаполиса» 1966 года.
«Это моя первая победа в Австралии, а Австралия для меня – почти дом, - сказал после гонки Мэнселл. – Я в полном восторге. Это была фантастическая гонка». Он был прав. Гонка и в самом деле была фантастической.
Квалификация
По ходу гоночного уик-энда трибуны были заполнены в основном фанатами Мэнселла, одетыми в цвета британского флага. Ответом на великолепную поддержку болельщиков стал поул Найджела, завоеванный с результатом 1.38.555, что на две десятые секунды было быстрее прежнего рекорда круга, которым владел Ал Анзер-младший. «Я очень доволен, - сообщил Мэнселл многочисленной армии репортеров, съехавшейся в Квинсленд со всего мира. – Спасибо стоит сказать в первую очередь команде. Мы использовали в качестве базовых настроек сетап с прошлогодней гонки, внеся лишь минимальные изменения, так что мой поул – это заслуга инженеров и механиков».
Эмерсон Фиттипальди, еще один чемпион «Формулы-1» и победитель Серферса-92, показал по итогам квалификации второй результат на своем “Penske PC-22”, снабженном новейшим мотором “Chevy Indy V8/C”. Опытнейший бразилец был быстрейшим в субботу, но все равно уступил пару десятых секунды пятничному результату Найджа.
Товарищ Фиттипальди по команде молодой Пол Трейси был вполне доволен третьей позицией на стартовой решетки, будучи уверенным, что он, вместе с механиками, нашел стабильные и сбалансированные настройки на гонку. На четвертом месте неожиданно расположился Робби Гордон, который пилотировал «Лолу» 1992 года выпуска. Дебютант «Фойт Рейсинг» всех восхитил своим агрессивным пилотажем, особенно зрелищно выглядело в его исполнении прохождение скоростной шиканы, ведущей на Мэйн Бич. Только Робби и Мэнселл рисковали проходить этот вираж с жесткой атакой поребриков, после которой их болиды едва не отрывались от земли. Однако если Найджел в силу своего опыта буквально вымерял дюймы, проходя поворот с филигранной точностью, то его куда менее искушенный коллега на каждом круге наезжал на поребрики в разных точках и на разной скорости. Как ему удалось избежать разворотов в этой ситуации – одна из загадок Серферс-Парадайза. На самом деле, в утренних тренировках Робби постоянно был первым, но участвовать в решающей сессии квалификации он не смог. Из-за сбоя в работе коробки передач Гордон не мог переключаться на пятую и шестые передачи. «Я разочарован, потому что знаю – мы могли побороться за поул-позицию», - заметил американец.
Наиболее значительного прогресса по сравнению с пятницей добился Ари Лайендайк, представитель «Чип Гэнасси Рейсинг». В первый день квалификации Ари только и делал, что сражался с ужасной управляемостью своей машины, но на следующий день переместился с 15-й позиции на пятую. Третий ряд стартового поля с ним разделил пилот «Ньюман-Хаас Рейсинг» Марио Андретти, а на седьмой позиции расположился канадец Скотт Гудьир, которого называли одним из фаворитов. Оправдать столь высокие ожидания Гудьир не смог: в субботу утром на его болиде началась утечка воды, а концовке квалификации он вылетел с трассы и ткнулся в бетонный отбойник.
Гонка
Старт воскресной гонки ожидался с большим нетерпением, так как не разрешенными оставались три интересных вопроса. Насколько хорошо удастся Мэнселлу стартовать с ходу? Как-никак последний раз ему доводилось делать это 20 лет назад, во время выступлений в картинге. Не возникнет ли проблем с новейшей разработкой инженеров «Илмора» - “Chevy Indy V8/C”? Ведь в отличие от прошедшего многочисленные тесты «Косворта» этот двигатель был практически не опробован в деле. Как будет ехать молодой Гордон? За его плечами всего семь стартов в оупен-вилс, и выдержать серьезное напряжение уличной гонки будет очень непросто.
Ответы на эти самые вопросы не заставили себя долго ждать. Мэнселл провалил старт, и к концу первого круга откатился на четвертую позицию. На стартовой прямой он слишком близко подобрался к пейс-кару и был вынужден притормозить, что позволило сначала Фиттипальди, а затем и Трейси обойти его еще до первой шиканы. А уже через несколько секунд Мэнселл отдал третью позицию Гордону. «Это был фантастический маневр, - похвалил Найджел своего соперника. – Он был полностью нацелен на обгон, и я понял это. Пришлось оставить ему место».
Через два круга Гордон прошел Трейси, воспользовавшись тем, что Полу немного помешала медленная машина, покидающая питы. Канадец не отпустил Робби вперед и начал аккуратное преследование, вполне удовлетворенный третьим местом. Казалось, для него все идет по плану, но на шестом круге случилось непредвиденное… «Я просто следовал по трассе, а задняя подвеска буквально сложилась», – жаловался Пол, с трудом добравшись до пит-лейна. Ремонт занял девять кругов, но до финиша канадец так и не доехал: сгорел двигатель.
Его соотечественник Гудьир также ничем похвастать не мог. Идя на седьмой позиции, он предпринял попытку пройти Лайендайка на торможении в конце Эспланады, но тут… «Я смог совершить атаку на Ари, когда он промахнулся на переключении с пятой передачи на четвертую, и попытался пройти его внутри, - рассказывает Гудьир. – Однако он заблокировал меня и тогда я сместился уже наверх, но ошибся и ушел в разворот». Перед тем, как вернуться в гонку, Скотт проиграл круг.
В это время все внимание было приковано к Мэнселлу. На восьмом круге он красиво прошел Гордона на торможении в конце задней прямой, и вскоре наступал на пятки лидеру. Удачный момент для обгона выпал британцу в том же месте. Получилось зрелищно, с дымом из-под заблокированных колес, однако сам того не подозревая, Мэнселл прошел Фиттипальди в зоне желтого флага. Пораздумав пару минут, стюарды решили вынести Найджелу черный флаг. Новому лидеру гонки повезло с тем, что как раз подходило время первого планового пит-стопа. На 19 круге он заехал к механикам, дозаправился, переобулся в новые покрышки и заодно отбыл штраф, так как правила того времени не запрещали поступать подобным образом. Болид «Ньюман-Хаас» вернулся на трек четвертым, но после того, как все его конкуренты также остановились на дозаправку, Найджел вернулся на первое место.
Настоящая драма приключилась на 30 круге. Мэнселл внезапно ощутил, что управление стало излишне резким, и заподозрил прокол колеса, так как незадолго до этого он слегка зацепил стену при прохождении шиканы. Пришлось отправляться на незапланированный пит-стоп. С покрышкой, на самом деле, было все в порядке, а вот сам Мэнселл вновь очутился на четвертой позиции. Британец сделал все, что было в его силах, чтобы отыграться как можно быстрее.
«Я атаковал что есть сил, - заявил Найдж. – Экономия топлива отошла на второй план. Я просто старался достать лидеров». Первой жертвой Мэнселла стал его товарищ по команде, причем Андретти был атакован в привычной агрессивной манере, ну а когда Фиттипальди и Гордон совершили свои вторые плановые пит-стопы, №5 снова воцарился на первой строчке. Темп британского пилота после этого нисколько не спал. Он установил новый рекорд круга в гонке (1.39.670), в то время как в «Тим Пенске» напоминали Эммо о необходимости беречь горючее. Фиттипальди не мог составить конкуренцию Мэнселлу, поэтому рассчитывать оставалось только на то, что ему удастся выиграть за счет топливной стратегии. Что касается Гордона, то он выбыл из борьбы за победу, так как на его болиде полетело сцепление и чтобы покинуть пит-лейн после второй дозаправки ему потребовалась помощь механиков.
Создав комфортный отрыв, Мэнселл наконец-то переключился в более консервативный режим, потому как рисковать было нельзя. В «Ньюман-Хаас» рассчитали все абсолютно правильно. От 30 секунд преимущества над Эммо к финишу оставалось всего пять, но этого было достаточно. Трибуны взревели от восторга, когда их кумир пересек финишную черту первым. Правда тут-то и стало очевидно, насколько близок был Найджел к досадному поражению: его болид неожиданно замедлился сразу после черты, а затем и вовсе остановился. Метанола в баках больше не было. «Я очень переживал, - признался Мэнселл на Аллее победы, до которой ему пришлось добираться с помощью буксира. – На последнем круге перед финальной шиканой двигатель начал кашлять. Мне пришлось на четвертой передаче завершать круг, но топлива все же хватило».
Фиттипальди, в свою очередь, на финише едва-едва сдержал настырного Гордона, который неожиданно активизировался под конец заезда. «Отличная была гонка, - сказал опытный бразилец. - Гордон был буквально под моей коробкой передач в последнем повороте. Решающий круг получился очень тяжелым».
Вскоре после финише обнаружилось, что из-за проблем с электронной системой расчета расхода топлива Эмерсон не знал, что в баках его машины еще оставалось два галлона метанола. Гонщик был в ярости. Возможно, этих двух галлонов как раз хватило бы, чтобы оказать на Мэнселла более серьезное давление и вынудить его сжечь остатки топлива до финишной черты, а не после, как это случилось на самом деле.
Гордон, оказывается, также лелеял надежды на победу. 24-летний калифорниец попал на подиум в своем восьмом старте, и навязал борьбу двум чемпионам «Формулы-1». «Весь уик-энд у меня была отличная машина, - прокомментировал итоги этапа Робби. – Я в восторге от своей новой команды».
Следом за осторожными и стабильными Андретти и Лайендайком, финишировавшими пятым и шестым соответственно, гонку закончил действующий чемпион серии Бобби Рейхол, который из-за недостатка мощности много проигрывал на прямых. Бобби долго боролся с Эдди Чивером, выступавшем на прошлогоднем «Пенске», но все решилось на вторых пит-стопах. Механики Чивера не смогли сработать столь надежно, как чемпионская бригада.
Интересные факты
Команда Бадди Лазье, не имеющая стабильного финансирования, приехала в Австралию без запасной носовой части для своей «Лолы» 1991 года производства. Естественно, что приобрести ее у участников уже в Серферс-Парадайз было невозможно, и поэтому после того, как в субботней практике Лазье попал в аварию, начались спешные поиски необходимой детали. Единственная подходящая замена нашлась в Лас-Вегасе, на выставочном экземпляре Lola T91/00. Нос спешно перевезли в Лос-Анжелес, оттуда его отправили в Сидней рейсом (очень вовремя задержанном) авиакомпании Qantas. Из Сиднея была организована доставка морским путем до Кулангатты, и уже оттуда деталь прибыла на трек в сопровождении полицейского эскорта как раз к началу воскресного уорм-апа. Но тут возникла другая проблема. На этот раз не могли найти уже Лазье! Как оказалось, он находился в отеле, собирая вещи, будучи вполне уверенным, что машину не удастся подготовить к гонке. Спешно вернувшись на трассу Лазье успел-таки проехать несколько кругов и стал одиннадцатым. Успех удалось развить и в гонке. Бадди после старта с 25-й позиции достаточно быстро прорвался к очковой зоне, но до финиша все же не добрался: на борту болида возникли механические проблемы.
Вечером в субботу Робби Гордон решил позвонить домой и поделиться хорошими новостями. Трубку взял отец Гордона. «Привет, пап, я четвертый на стартовой решетке». Ответ папы был неожиданным: «Это кто звонит?»
Стефан Йоханссон мог расценить свой 18-й результат в квалификации как серьезную неудачу. По ходу зачетных сессий на его новом Penske PC-22 постоянно возникали проблемы с переключением передач. Можно было предположить, что швед не может приспособиться к новой секвенциальной коробке передач, но оказалось, что по недосмотру команды на его шасси была установлена немного устаревшая модификация КП, с которой у «Пенске» возникли проблемы еще на зимних тестах. Его болид как раз использовался Фиттипальди и Трейси во время подготовки к сезону.
Бобби Рейхол весь уик-энд не мог заставить ехать свое шасси Rahal-Hogan 001 - слегка обновленную версию модели Truesports 92C (которая, в свою очередь, была апгрейдом шасси 91C, на которое ставились двигатели «Джадд») - приемлемо быстро. Прогрессу явственно мешало отсутствие тестов зимой. Если Мэнселл обновил рекорд трека, то Рейхол ехал на секунду с лишним медленнее, чем Скотт Пруэтт в прошлом году на по сути этой же машине.
[Авторский перевод официального ежегодника Autocourse Indycar 1993-94]