Одна неделя гонщику может показаться вечностью. Не верите? Спросите у Дэнни Салливана. На предыдущем этапе в Милуоки Салливан выглядел, что греха таить, ужасно, плохо квалифицировавшись и большую часть гонки плетясь на самой последней позиции в пелотоне. По итогам провального выступления между Салливаном и владельцем команды Риком Галлесом произошел серьезный и искренний разговор. Каждый смог выразить свои претензии друг другу. Салливан обвинил Галлеса в том, что все усилия организации сосредоточены на подготовке машины Ала Анзера-младшего, а Рик, в свою очередь, поставил под вопрос мотивацию и настрой Салливана.
Результат беседы не заставил себя долго ждать. В Бэль-Айл Парке Салливан выглядел уже совсем иначе. Да, он стартовал всего лишь с десятой позиции, но это не помешало ему на 48 круге возглавить гонку и успешно отразить атаки со стороны Анзера и Робби Гордона и выиграть свой первый этап с «Гран-при Лонг-Бич» 1992 года. Джуниор, в то же время, был возмущен спорным инцидентом, произошедшим в тот момент, когда он преследовал Салливана в борьбе за лидерство. Эмерсон Фиттипальди был также в гневе после полученного наказания (как казалось бразильцу – абсолютно незаслуженного) за нарушение правил на старте, а Найджел Мэнселл покинул Детройт не в лучшем расположении духа, из-за того, что разбил свой болид за десять кругов до финиша, занимая на момент аварии пятую позицию.
Квалификация
По ходу практик и квалификации Мэнселл показал, что является единственным конкурентом красно-белых машин «Пенске-Шевроле», которыми управляли Фиттипальди и Пол Трейси. В пятничной квалификации Найджел стал вторым, но пообещал, что то ли еще будет. «Я доволен позицией на первом ряду, - отметил британец. – Нет сомнений, что завтра скорости будут выше, так что, надеюсь, Полу придется попотеть, чтобы сохранить поул».
В действительности попотеть пришлось механикам Трейси. Уже в самом начале второй сессии канадец врезался в отбойник, серьезно повредив подвеску. О быстром ремонте не могло идти и речи. Фиттипальди «отчалил» попозже – за десять минут до конца квалификации, так что Мэнселл остался практически без соперников и потому смог взять свою третью поул-позицию в сезоне. Англичанин выиграл поулы ко всем уличным гонкам, состоявшимся в чемпионате на тот момент. Следом за Найджелом на стартовой решетке расположились Фиттипальди, Трейси, Стефан Йоханссон и Бобби Рейхол, который наконец-то разобрался, что да как с приобретенными после Индианаполиса «Лолами».
Самым большим сюрпризом квалификации стал, однако, успех бывшей звезды «Формулы 3000» итальянца Андреа Монтермини. Андреа сенсационно показал седьмой результат в пятницу, а на следующий день поднялся еще на одну позицию выше. Выступал итальянский пилот на «Лоле» 1992 года производства, на которой гонялся Рейхол. «Думаю, это просто фантастический результат», - согласился со всеми, кто оценил его достижение, Монтермини. Говорит крю-чиф малобюджетной «Евромоторспортс» Джон Веланд: «Да, у нас были настройки Рейхола с прошлого года, так что оставалось сделать управление как можно более комфортным для Андреа. Мы начинали работу, уже имея хорошую базу».
Анзер-младший снял почти две секунды со своего пятничного времени и расположился на седьмой стартовой позиции, по соседству с приболевшим Гордоном, который почти всю пятницу просидел в гараже из-за аварии в практике. Марио Андретти был серьезно обеспокоен проблемами с двигателем и системой подачей топлива, но все же смог квалифицироваться девятым, опередив Салливана, который по сравнению с пятницей проиграл четыре позиции, а все потому, что во второй сессии у него просто-напросто закончилось топливо.
|
|
Гонка
Первый звоночек, предупредивший зрителей, что гонка будет спорной и неоднозначной, прозвенел как раз в тот момент, когда главный стартер Джим Свинтал начал размахивать с вышки зеленым флагом, отправляя участников на первый из 77 кругов. Мэнселл вел пелотон к старту в идеальном порядке, но к моменту выброса флага обнаружил, что его ненамного, но все же опережает Фиттипальди. Мэнселл тут же поднял руку, сигнализируя о нарушении, надеясь, что Свинтал вывесит желтый флаг и отменит старт, но было поздно. Отвлекшись буквально на пару секунд, Найджел позволил Трейси пройти себя и занять вторую позицию до входа в первый вираж.
Мэнселл понимал, насколько осложнилась его задача, ведь трасса в Бэль-Айл известна тем, что обгонять на ней очень непросто, но в уныние впадать он не собирался. Он потребовал по радио опротестовать старт, так как согласно инструкциям, полученным на предгоночном брифинге, линию старт/финиш должен был первым пересечь именно поул-ситтер.
На трассе в это время пара болидов «Пенске» достаточно быстро оторвалась вперед, а Найджел был вынужден отбиваться от наседавшего на него Йоханссона. В судейской первые несколько кругов творился настоящий хаос. Главный стюард Уолли Далленбах, сам в прошлом гонщик, судорожно пытался решить, что же делать в сложившейся ситуации. С одной стороны Мэнселл был прав: первым стартовую черту с большим запасом (более половины болида) пересек именно Фиттипальди, но с другой стороны гонка все же началась и наказания по ее ходу, видимо, предусмотрено не было.
В конце концов, к огорчению «Тим Пенске» и изумлению всего пит-лейна, было объявлено, что Фиттипальди получил черный флаг и штраф стоп-энд-гоу. После отбытия наказания бразилец вернулся на трассу шестым. Его тиммейт Трейси захватил лидерство, а Мэнселл все так же продолжал сражаться с настырным Йоханссоном, гнев которого рос от круга к кругу. «Иногда блокировка – это часть гонок, и я ничего не имею против этого, - заметил впоследствии швед. – Но бывало, что Найджел промахивался мимо нужной передачи, и просто срезал мою траекторию прямо перед носом. Это просто смешно!»
Первый раунд пит-стопов пришелся на 21-й круг, когда местный парень Робби Буль припарковал свою машину в ретардере из покрышек. Расстановка в пелотоне после остановок у механиков практически не поменялась, разве что Фиттипальди откатился еще дальше назад, наехав на колесо, приготовленное для замены. Это был не день Эмерсона. Спустя несколько минут бразилец зарылся глубоко в барьеры из покрышек, бесславно завершив свой спор с Ари Лайендайком за десятое место. Пейс-кар после этого инцидента снова появился на трассе.
На этот раз все, кроме Рейхола отправились на вторую дозаправку. Как объяснил впоследствии Бобби, возникшие помехи в радио эфире не позволили ему расслышать указание совершить остановку. Второй раунд пит-стопов снова стал катастрофой для Пенске, так как Пол Трейси получил штраф за превышение скорости. Все в тот день работало против Седого Роджера и его гонщиков.
Примерно через круг после рестарта Мэнселл и Йоханссон столкнулись между собой в зоне локального желтого флага. Стефан в результате сошел с дистанции, а Найджелу потребовалось совершить замену проколотого колеса.
Так как Рейхолу пришлось заезжать на пит-стоп под зеленым флагом, а Трейси – отбывать штраф стоп-энд-гоу, гонку неожиданного возглавили две машины Галлеса – Салливан и Анзер, позади которых следовали Гордон, Рауль Бозель и Марио Андретти. Трейси застрял на девятой позиции, а звезда квалификации Монтермини откатился на десятую позицию, остановившись на чужом пит-столле.
|
|
Салливан некоторое время чувствовал себя в безопасности, но пришло время, и Анзер смог приблизиться к нему на близкое расстояние. Вскоре стало очевидным, что у Дэнни проблемы: падение турбонаддува, казалось, сделало его обгон Анзером вопросом времени. Салливан, однако, просто так сдаваться был не намерен. Пусть мощности мотора явно не хватало, но так как дело происходило в Детройте, у него все еще оставался шанс.
После нескольких неудачных попыток обгона, Анзер наконец-то смог поравняться с лидером на задней прямой на 69 круге. Но Салливан отказался уступать дорогу, и в конце концов Джуниор был оттеснен за маркировочные конусы, которые были установлены в том месте вместо отбойников с той целью, чтобы гонщики могли лучше видеть следующий поворот. К несчастью для Ала, перед гонкой пилотов проинформировали, что заезд за конусы автоматически приведет к черному флагу. Было, однако, очевидно, что Анзер был именно вытеснен своим товарищем по команде. Также стоило обратить внимание на то, что черный флаг был предусмотрен для того, чтобы гонщики не получали «несправедливое» преимущество, уходя за конусы, а Джуниор никакого преимущества не получил, так как остался на второй позиции; он просто пытался избежать контакта.
Менее чем через пару кругов Анзер получил-таки свой стоп-энд-гоу и был вынужден отправиться на пит-лейн. Атаки Гордона на лидера также не увенчались успехом: на последнем круге Робби проколол колесо. Так что Салливан смог все-таки одержать такую неожиданную и невероятную победу. Бозель снова финишировал вторым, повторив свое достижение 1992 года на этом треке, а тройку лучших замкнул Андретти. Монтермини, к восхищению своей команды, приехал четвертым, опередив на последнем круге Рейхола, которому пришлось замедлиться, чтобы не врезаться в Гордона, развернувшегося прямо перед его носом. Разгневанный Анзер не мог рассматривать итоговую шестую позицию даже как малое утешение, а седьмым стал Адриан Фернандес, аккуратно избежавший всяческих проблем по ходу дистанции.
Интересные факты
На гонку было заявлено 32 участника, что стало самым большим количеством (не считая «500 миль Индианаполиса») с Лонг-Бич 1989 года. Три команды – «Галлес Рейсинг», «Дик Саймон Рейсинг» и «Уокер Моторспортс» выставили по три машины.
Многим гонщикам понравилась трасса в Бэль-Айл Парке, но все согласились, что на ней практически невозможно обгонять. «Сам план трека очень хороший, - поделился своим мнением Стефан Йоханссон. – Мне он напоминает По, во-первых из-за парка, а во-вторых из-за того, что в некоторые повороты необходимо заходить, играя педалью тормоза. Это трасса для настоящих гонщиков».
После гонки главный стюард Уолли Далленбах заявил, что получил от некоторых пилотов жалобы, которые он описал, как «растущая проблема выборочной блокировки». Уолли отметил, что не собирается с этим мириться. «Так плохо с этим дела еще не обстояли, - сказал он. – Не знаю, откуда это к нам пришло, может из «Формулы-1», но мы обязательно будем с этим бороться».