Вот и прошли утомительные месяцы ожидания, и сезон 1994 года в серии «Индикар» готов начаться! Как и прежде, дебютный этап проходил на уличной трассе Серферс-Парадайз в Австралии, но прежде чем начать рассказ о событиях гонки, имеет смысл провести короткий экскурс в насыщенное и интригующее межсезонье, ведь изменений в составах команд было предостаточно.
Во-первых, стоит упомянуть о том, что в 1994 году в серии дебютировали: а) шасси, созданное конструкторским бюро Адриана Рейнарда, и б) японский поставщик моторов «Хонда». Новые болиды поступили в распоряжение трех команд, которые наверняка не разочаровались в технических характеристиках новой машины. На Reynard 94I выступали гонщики Чипа Гэнасси, Рика Галлеса и Джерри Форсайта, а вот что касается двигателей «Хонда», то тут дело обстояло не так гладко. Японские мотористы вместе со вторым пилотом «Рейхол-Хоган Рейсинг» Майком Гроффом на протяжении 1993 года проводили насыщенные тесты на всех типах трасс, но как оказалось - вступление в «Индикар» получилось далеко не триумфальным: и в Серферс-Парадайз, и в Финиксе Бобби Рейхол с Гроффом испытывали проблемы с мощностью, и не смогли побороться за высокие места.
Что касается пилотов, то, безусловно, главной новостью стало возвращение в гонки «Инди» Майкла Андретти после провального сезона в Формуле-1. Майкл подписал контракт с Чипом Гэнасси, который еще за несколько этапов до конца прошлого сезона дал понять, что полностью сменит состав в своей команде. Ари Лайендайк отправился в «Инди Регенси», а цвета «Чип Гэнасси Рейсинг» помимо чемпиона 1991 года приготовился защищать Маурисио Гужельмин, решивший продолжить карьеру в Америке. В прошлом сезоне бразилец принял участие в паре гонок и спонсорские деньги вкупе с неплохими результатами позволили ему получить место в одной из сильнейших команд серии. Новость номер два была еще более неожиданной, чем новость номер один. Организация «Тим Пенске» в 1994 году оперировала тремя машинами, и новичком команды стал Ал Анзер-мл. ударно проведший концовку прошлого сезона. Хотя и отец Маленького Ала, и его дядя добивались наибольших успехов, выступая как раз за Роджера Пенске, к его появлению за рулем красно-белого болида надо было еще привыкнуть. После ухода Анзера Рик Галлес остался без пилотов, так как Дэнни Салливан решил попытать счастья в NASCAR, и поэтому менеджменту пришлось развить активную работу по поиску подходящих кандидатур на место в команде. Ее результатом стало то, что в новом сезоне «Галлес Рейсинг» выставляла одну машину под управлением мексиканца Адриана Фернандеса, который пользовался спонсорской поддержкой Tecate и Quaker State. Благодаря этому, "Рейнард" Фернандеса можно было (и можно будет ещё долгие годы) отличить издалека благодаря уникальной зелено-красной раскраске, похожей гаммы не было больше ни у кого.
Еще несколько важных изменений произошло в составе команд-середняков. Роберто Герреро был уволен из команды Кенни Бернстайна «Бадвайзер Кинг Рейсинг» и на его место был приглашен Скотт Гудьир. Деррик Уокер, в свою очередь, на освободившееся место переманил Робби Гордона, а Эй-Джей Фойту ничего не оставалось, как пригласить за руль №14 неопытного Дэйви Джонса, хотя если следовать логике, можно было ожидать попыток подписать контракт с Герреро, чтобы круг замкнулся. Я бы, помимо всего прочего, отметил также дебют «ПакВест Рейсинг», за которую выступали двукратный чемпион серии Trans-Am Скотт Шарп и опытный, но не хватающий звезд с неба Доминик Добсон. Вот вроде бы и все, можно перейти к событиям уикенда.
Большинство команд прибыло в Серферс-Парадайз загодя, и гонщики успели ухватить несколько свободных дней, чтобы понежиться под австралийским солнцем, но в пятницу им пришлось приступить к работе: начались тренировочные сессии. Обошлось без неожиданностей - действующий чемпион Найджел Мэнселл, уделивший вместе со своей командой немало времени на доводку «Лолы 94/00» зимой, возглавлял чарты по ходу каждой из тренировочных сессий, а в квалификации не без труда, но все же опередил Майкла Андретти. Его итоговое преимущество составило почти 0.8 секунды, однако легкой прогулки на пути к своему второму поулу в Австралии у британца не получилось: Майкл выжимал из себя и из машины все 100%, пытаясь улучшить время своего оппонента.
Еще долгое время автоспортивные журналисты вспоминали эпизод, когда Майкл, во время одной из своих попыток, так жестко атаковал поребрик в шикане «Пауэрс», что его болид взмыл в воздух и каким-то чудом остался цел после приземления. Стоит отметить, что конструкция подвески "Рейнарда" с усиленным пуш-родом заслуживает самых лестных слов. Мало того, что вышеупомянутый полет не окончился чем-нибудь страшным, так еще и в гонке бросалась в глаза отличительная черта пилотажа Андретти-младшего: он был, пожалуй, единственным, кто не боялся при прохождении поворотов совершать агрессивный наезд на кербы, допуская повышенную нагрузку на рычаги передней подвески. В отличие от Майкла, или, допустим Робби Гордона, Мэнселл проходил коварные «эски» плавно, с идеальной точностью работая рулем, и этот филигранный пилотаж принес ему поул. Андретти же пытался скрыть свое разочарование нахваливая свою машину: «Это танк какой-то! Я уж думал, сессия для меня завершена после такого полета».
Танк, надо сказать, оказался еще и очень быстрым. Остальные пять «Рейнардов» квалифицировались на первых шести рядах стартового поля, причем четвертая позиция Фернандеса, равно как и седьмая Гужельмина стали небольшим сюрпризом для специалистов.
Пилоты «Тим Пенске» расположились в непосредственной близости от лидеров квалификации. Эмерсон Фиттипальди разделил второй ряд стартового поля с Фернандесом, а Пол Трейси и Анзер-мл. показали пятый и шестой результаты соответственно. Отмечу также восьмое время новичка серии Жака Вильнева, и провал Марио Андретти, который не смог подняться выше 19-й позиции. Также обращает на себя внимание тот факт, что в топ-12 пробилось всего две «Лолы» - под управлением Мэнселла и Гордона. Робби страшно хотел квалифицироваться повыше, чем итоговое девятое место, но его команде пришлось большую часть времени корпеть не над настройками, а над сбоившей коробкой передач.
|
День гонки поначалу не предвещал ничего странного. Светило яркое солнце, и подготовка к старту шла своим чередом. Но тут коварная австралийская осень решила преподнести организаторам неприятный сюрприз: откуда ни возьмись подул сильный ветер, нагнал суровые свинцовые тучи, и за несколько минут до старта над трассой разразился настоящий ливень. Главный стюард Уолли Далленбах принял единственно верное решение в такой ситуации - отложить старт, обязав команды поставить на болиды дождевую резину. Пока на пит-лейне кипела работа, туда был направлена цистерна с метанолом - необходимо было распределить дополнительное количество топлива между командами, так как в соответствии с правилами участникам должна была предоставляться 1.8 галлона метанола на каждую милю дистанции с учетом установочного и прогревочных кругов. Тут-то и начались проблемы. Раздача драгоценной жидкости заняла почти час и за это время дождя и след простыл, а трек успел высохнуть. Пришлось снова ставить слики, а затем… опять - покрышки с канавками! Словно по чьей-то злой прихоти дождь начался снова, едва пелотон был готов отправиться вслед за пейс-каром. Организаторы отставали от расписания уже на 80 минут, а тут еще инцидент на прогревочном круге привел к выбросу красного флага. Снова пришлось всех зазывать на пит-лейн и проводить процедуру раздачи метанола.
В общем, порядком испытав терпение зрителей и изобретательность телевизионщиков, судьи выпустили машины на трассу в четыре часа вечера. Гонка ко всеобщему облегчению наконец-таки началась! Покрытие к этому моменту снова успело просохнуть, и стало ясно, что когда гонка все-таки начнется, многие пилоты тут же отправятся в боксы, так как судьи (вот, неугомонные!) заставили всех стартовать на дождевой резине. Собственно, так и случилось, правда, пит-стопы пришлось совершать под первым желтым флагом, ибо на трассе началась какая-то вакханалия.
Дело было так. На первом круге в совершенно разных местах произошло три не связанных между собой инцидента. Во втором повороте едва не развернуло Марио Андретти, из-за чего шедшему позади Бозелю пришлось тормозить; Дэйви Джонс и еще несколько пилотов не успели сориентироваться в ситуации, и въехали не только в Рауля, но также и друг в друга. В паре - тройке сотен метров впереди дожидался помощи Трейси, который едва не разбил свою машину о ретардер из покрышек. Канадец въехал в него носом, но на небольшой скорости, и единственной проблемой стало то обстоятельство, что он заглох. Судьи пришли к нему на помощь далеко не сразу… Бобби Рейхол был далеко не так удачлив. Его контакт с отбойником на середине круга закончился моментальным сходом.
Посреди этого хаоса как-то незаметно произошла смена лидера. Мэнселл отменно стартовал, но первым в боксы на смену резины заезжал уже Майкл Андретти. Механики «Чип Гэнасси Рейсинг» очень быстро поставили пилоту слики, а вот у Мэнселла возникла заминка, и чемпион вернулся на трек позади Фиттипальди. Именно в таком порядке гонщики ушли в бой на рестарте, который, к счастью, обошелся без аварий. Робби Гордон, стремившийся показать товар лицом Деррику Уокеру, увязался за лидирующей тройкой, а затем красиво обошел Мэнселла в том же самом месте, где сделал это год назад. Борьба между двумя пилотами завязалась нешуточная. Найджел также решил пробудить в памяти зрителей этап 1993 года: он вновь неуверенно начал гонку, но постепенно набрал темп, и вскоре стало ясно, что британец является одним из быстрейших пилотов на трассе. Гордону пришлось очень туго под прессингом Мэнселла, и молодой американец не выдержал. Сначала он ошибся в повороте, выводящем на заднюю прямую и позволил Найджелу поравняться с ним, а затем допустил второй промах при попытке контратаковать. В мгновение ока Робби оказался далеко позади от чемпионского болида, но самое горькое испытание ждало его через несколько минут. На его машине произошла поломка задней подвески, в результате чего Горд он совершил 180 градусный разворот на медленном участке трассы и врезался в стену. Первая гонка в новой команде окончилась для будущего постоянного участника NASCAR уже на 16 круге.
После аварии Гордона на трассу вышел пейс-кар, и участники гонки совершили свои плановые заезды в боксы. Найджел Мэнселл вернулся на второе место, оставив позади двух бразильцев - Фиттипальди и Гужельмина, а также своего товарища по команде Андретти-старшего. Впереди же оставался красный болид Майкла, который, похоже, уверенно контролировал гонку. Думаю, стоит упомянуть о таком неприятном происшествии, как авария под желтыми флагами. Марк Смит, второй пилот «Уокер Рейсинг», не вписался в эску и совершил наезд на торец бетонного отбойника, зацепив заодно оказавшегося рядом Дзампедри. Разбор этой коллизии потребовал трех дополнительных кругов, за время которых над Серферс-Парадайз пронесся еще один дождик. Трек стремительно намок, что вкупе с холодной резиной у всего пелотона привело к настоящей комедии ошибок.
Незадолго до выброса зеленого флага потерял машину Мэнселл, причем происшествие произошло в крайне неудобном месте - чтобы вернуться в гонку Найджелу пришлось очень долго маневрировать с помощью маршалов на узкой прямой. Из-за разворота Мэнселла старт бы отменен, но Майкл Андретти почему-то решил не сбавлять скорость. Как результат, во втором повороте его занесло и кинуло на ретардеры. Лишь по счастливой случайности машина не пострадала. «После того, как я ударился о покрышки, управление машины нисколечко не изменилось. Я не мог в это поверить!», - отметил впоследствии Майкл. Еще через несколько секунд на скользком треке вылетел Грофф - лишь после этого гонщики успокоились и вновь стали бдительными, благо дождь кончился также внезапно, как и начался. Но тучи не рассеялись, и лучи закатного солнца кое-как пробивались сквозь них. На треке сразу стало темно, время было позднее, и судьи начали решать, что делать с гонкой - до наступления сумерек завершить все 65 кругов не представлялось возможным.
А тем временем зеленый флаг наконец-то позволил гонщикам начать борьбу между собой. Вновь не обошлось без столкновений: на 34 круге лишь цейтнот не позволил судьям выпустить пейс-кар в очередной раз после столкновения в первом вираже Фернандеса и Вилли Т. Риббса, а несколькими минутами позднее Жак Вильнев после контакта со Стефаном Йоханссоном застрял в "кармане" с поврежденной подвеской. Однако все это не имело никакого отношения к борьбе за победу. Андретти-сын избежал атак своих соперников и вскоре лидировал с комфортным отрывом от Фиттипальди и своего отца. Бразилец изо всех сил пытался держаться на небольшом расстоянии от Майкла и, надо сказать, ему это удавалось, хотя ни о каких атаках на лидера не было и речи. Эммо решил, что безопаснее всего будет попробовать обойти машину «Чип Гэнасси Рейсинг» на последнем пит-стопе.
В «Тим Пенске» рассчитали все верно. Майкл первым из лидеров заехал на пит-стоп, который оказался достаточно долгим - 16 с лишним секунд, после чего он еще целый круг сражался с холодной резиной, в то время как Фиттипальди покинул расположение своих механиков уже через 13 секунд после остановки и выехал на трек лидером. Расчеты расчетами, но все же по скорости Эммо явно проигрывал своему сопернику. Андретти к тому времени уже прогрел покрышки и соколом налетел на бразильца. Эмерсон ничего не смог поделать с Майклом и пропустил его практически без борьбы. Еще два круга вице-чемпион продолжал отставать, но затем взвинтил темп и начал сокращать отрыв, возросший уже до пяти секунд с небольшим.
|
А сумерки продолжали сгущаться. В жилых домах, окружающих трассу, уже давно горел свет, а зрители на трибунах вполне могли пресытиться зрелищем раскаленных тормозов в ночи, но судьи включили дурака и, несмотря на очевидную ситуацию, пошли советоваться с командами. В то время как реакция шеф-механика Фиттипальди Чака Спрега была спокойной: дескать, у Эмерсона одна задача - догнать Андретти, и он сконцентрирован на ней, Чип Ганасси был взбешен, и, думаю, его гнев был вполне обоснован. Повсюду зажигались фонари, гонщики пилотировали "по приборам" и просто чудо, что в этот отрезок гонки удалось избежать аварий. На 51 круге судьи, продолжая выставлять себя идиотами, объявили, что гонка продлится еще четыре круга. К счастью, эти четыре круга прошли спокойно и первая вечерняя гонка на уличной трассе в истории CART завершилась закономерной победой Майкла Андретти. Добро пожаловать домой, в соревнования Индикаров!
Фиттипальди закончил злополучный этап вторым, почти вплотную подобравшись к лидеру на заключительных кругах, третьим стал Марио, а вот четвертым был Джимми Вассер, чье триумфальное восшествие на звездный небосклон американского автоспорта было уже не за горами. Особо отмечу героический прорыв Мэнселла на 9-е место, британец неимоверными усилиями сумел урвать себе несколько важных очков, а после финиша заявил, что это была самая сумасшедшая гонка в его карьере. Что и говорить, начало сезона получилось очень интригующим, следующий этап в Финиксе также преподнес несколько сюрпризов.
Интересные факты
Австралиец Гари Брэбхэм совершил свой второй старт в «Индикаре», пилотируя прошлогоднее шасси «Пенске» команды «Беттенхаузен Моторспортс». Несмотря на небольшой опыт управления мощным болидом, Брэбхэм выглядел на трассе весьма достойно, хотя попал на старт лишь благодаря тому, что пришлось снимать свою заявку команде «Койн Рейсинг».
Скорости в этом году были на порядок выше, чем в предыдущем сезоне. Одним из факторов, поспособствовавшим этому стало то, что в некоторых поворотах были далеко отодвинуты отбойники, а на смену им пришли поребрики. В итоге пилоты не только получили более хороший обзор из кокпита, но также смогли более агрессивно идти по трассе. По итогам квалификации первые 20 гонщиков перекрыли время поула Мэнселла 1993 года.
Результаты в квалификации не только улучшились, но и стали гораздо плотнее. Если в 1993 году первое и последнее место на стартовой решетке разделил промежуток в 9.513 секунды, то на этот раз разрыв сократился до 5.240 секунд, при том, что в гонке на этот раз было на одного участника больше.
Талантливый итальянец Андреа Монтермини в субботней практике показал четвертое время, выступая за конюшню Дейла Койна, но при этом не попал на старт, угодив немногим позднее в серьезную аварию. Машину восстановить к началу квалификации не удалось, а запасной у команды не было.
Тэги: майкл андретти, рейнард, серферс парадайз