Гонки сток-каров приходят в Пьемонт
Часть 1
|
Пока Франс укреплял свои позиции в Дайтоне-Бич, спорт сделал свой первый серьёзный шаг в Пьемонте: им стала гонка в Атланте, состоявшаяся на овале «Лейквуд Спидвей» в День поминовения 1938 года. Если соревнования во Флориде сыграли свою роль в плане организации, то как раз с Лейквуда началось превращение гонок сток-каров в одно из самых любимых развлечений публики на юге Соединённых Штатов. Возможно, в качестве ответа на успех гонок на пляже, Майк Бентон, президент «Юго-восточной ярмарки», компании управлявшей «Лейквуд Спидвей», решил провести 150-мильный заезд 11 ноября. Санкционирующим органом выступила Международная ассоциация автомобильных гонок сток-каров, а продвижением соревнования занялся Ральф Хэнкинсон. Гонка собрала большое количество участников, включая гонщиков, которые гастролировали по Пьемонту в осенний ярмарочный сезон, принимая участие в заездах биг-каров. Список возглавлял Джойе Читвуд по прозванию «Мчащийся в грозу», а среди других известных личностей были гонщик оупен-вилс из Атланты Хэрли Тэйлор, Анри Жеран по кличке «Летучий француз» и победители Дайтоны: Дэнни Мёрфи, Смоки Пёрсер и Билл Франс. Для дополнительной рекламы Хэнкинсон воспользовался наличием в заявочном листе пяти рыжеволосых гонщиков – Реда Яндла, Реда Вогта, Реда Синглтона, Реда Била и Реда Байрона, а также убедил принять участие в гонке трёх женщин, из которых, правда, ни одна не пробилась на старт. «Атланта Конститьюшн» сообщила, что гонка «вызвала бурное обсуждение, какого не было с момента 100-мильной гонки под эгидой ААА, что прошла в 1935 году», а Монтгомери Уорд, использовавший автогонки для рекламы своих покрышек, даже пригласил в Атланту Джека Стори из Оклахомы, одного из лучших комментаторов гоночных соревнований в стране, чтобы тот информировал зрителей о ходе борьбы.
Странно, но совсем незамеченным для промоутеров и прессы прошло наличие в заявке 18-летних пареньков из северной Джорджии: Ллойда Сэя и Роя Холла. В следующие три года эти двое сделают для популяризации соревнований сток-каров в Пьемонте больше, чем кто бы то ни было. Оба родились в городе Доусонвилль и зарабатывали себе на жизнь, по словам их далёкого родственника Раймонда Паркса, «каждую ночь колеся по местным дорогам», что, естественно, означало доставку подпольного виски страждущим рабочим с фабрик Атланты. Если «Атланта Конститьюшн» ничего не знала про этих молодых людей, то органы правопорядка, напротив, были очень хорошо с ними знакомы. Клинт Честейн, друг Сэя из Доусонвилля, вспоминал, как однажды он возвращался вместе с Ллойдом домой, доставив весь виски клиентам. Разогнавшийся до 120 миль в час Сэй увидел движущийся навстречу полицейский патруль и, не сбавляя скорости, промчался мимо. «Они даже не развернулись и не попытались догнать нас. Они понимали, что в этом нет смысла, и также знали, кто находится за рулем». Холл также заслужил уважение со стороны закона; один полицейский из Атланты даже удостоил его эпитета «гений за рулем».
Огромная толпа собралась на праздничные мероприятия в честь Дня поминовения в Лейквуде: зрители шли посмотреть на звёзд – Джойе Читвуда, Хэрли Тэйлора и Анри Жерана, а те, кто приехал из сельских районов поддерживали тех гонщиков, которых если не знали лично, то хотя бы знакомых им по рассказам других. Героем этой категории болельщиков был Сэй, и он не обманул ожиданий. Как отметила «Атланта Конститьюшн» - Сэй стал «сенсацией гонки». Он дважды прорывался вперёд после прокола покрышки и выиграл главный приз вместе с титулом мирового чемпиона после того, как гонка была сокращена на 15 миль из-за наступающих сумерек. Читвуд финишировал вторым, Дэнни Мёрфи третьим, Франс четвёртым, а Рой Холл пятым.
Гонка вызвала немедленный ажиотаж в регионе. Промоутеры быстро сориентировались в ситуации и организовали следом ещё пару гонок – одну в Мейконе, назначенную на воскресенье, следующее за Днем благодарения, а вторую снова в Лейквуде. Заезд в Мейконе, организовывал который член группы автомобильных трюкачей «Гонщики ада» Микки Мартин, собрал 4500 зрителей, несмотря на холодную погоду. Пусть на старт вышло всего девять участников, зрители получили достойное шоу, а выиграл гонку Ларри Беккетт из Дейтона, штат Огайо. Соревнования в Лейквуде включили в себя 50-мильный национальный чемпионат, и 10-мильный чемпионат штата, на которые съехались представители самых разных штатов, включая Техас и Калифорнию. Беккетт снова выиграл основную гонку, опередив Реда Байрона. Достойно защищал честь бутлегеров в гонке Рой Холл: он пролидировал значительную часть дистанции, однако затем попал в аварию после поломки вала. Что касается чемпионата штата, то в нём победил Тип Лантье. Этот заезд был сокращён до шести миль, после того, как Ральф Форестер перевернулся и заблокировал трассу. Интересно, что Холл успел починить свою машину ко второй гонке и приехал в ней сразу позади победителя.
Первые гонки сток-каров в Пьемонте прошли на ура. Три соревнования в Джорджии создали предпосылки для распространения автоспорта по всему региону, ибо промоутеры быстро распознали перспективы, которые сулит организация подобных заездов. Известность и слава, а вовсе не деньги, привлекали гонщиков-бутлегеров, а рассказы об их подвигах передавались из уст в уста. Очень важным был первый опыт создания гоночной команды в соревнованиях сток-каров. Ллойд Сэй и Рой Холл объединились с владельцем Раймондом Парксом и механиком Редом Вогтом. Победа Сэя в День поминовения, по словам Паркса, «заразила его». Он буквально тут же купил два новых «Форда Купе» для участия в гонке в Дайтоне 1939 года и передал их Вогту для доводки.
Первые успехи Сэя и Холла и популярность гонок среди зрителей стали определяющим фактором смены «Лейквуд Спидвей» своей направленности. В самом скором времени этот трек стал центром вселенной гонок сток-каров, вселенной, в которой доминировали в основном гонщики-южане, преимущественно из северной Джорджии. В 1941 году «Атланта Конститьюшн» писала: «Началась новая эра для гонщиков Джорджии и юга. «Лейквуд» отошёл от соревнований машин с открытыми колёсами, и в будущем будет поддерживать только местный продукт. Результатом станет ещё большее количество захватывающих гонок».
Гонки сток-каров распространяются на север
|
Пусть Дайтона и Лейквуд оставались важнейшими центрами гонок сток-каров до начала Второй мировой войны (каждая из трасс проводила от двух до четырех соревнований ежегодно), автомобильные гонки начали приобретать всё большую популярность во всём Пьемонте, и особенно – в обеих Каролинах. Промоутеры в своём распоряжении имели не только множество перевозчиков виски; они также обнаружили, что местный грунт – красный глинистый песок - как нельзя лучше подходит к заездам сток-каров, даже если они проводятся на овалах, первоначально предназначенных для лошадиных бегов. Гонщик Нейл «Соупи» Каслс выразил такую точку зрения: «Все гонялись на грунте, и все гонялись на треках, которые предназначались для лошадей – в большинстве своём находившихся на ярмарочных площадях, с длинными прямыми и узкими поворотами. Люди начали соревноваться там на своих старых «Фордах», и обнаружили, что могут очень даже неплохо вписываться в эти виражи». «Красный песок… это лучшее естественное покрытие для гонок в мире», - считает гоночный промоутер Хампи Вилер. – «Если он правильно подготовлен, ездить на нём – сплошное удовольствие». Гонки сток-каров на надлежаще увлажнённом грунтовом треке были отменным развлечением для неизбалованных зрелищами рабочих Пьемонта, и тысячи зрителей собирались посмотреть на то, как автомобили в заносе проходят повороты, толкаясь и врезаясь друг в друга.
В 1939 году треки на ярмарочных территориях в Салисбери, штат Северная Каролина и Спартанбург, штат Южная Каролина, организацией гонок на которых занимался промоутер-бутлегер Джо Литтлджон, добавили к своей обычной программе и заезды сток-каров, и эти два овала вскоре стали одними из ключевых пунктов остановки для гонщиков. В 1940 году к ним присоединился город Гринсборо, гонку на котором организовал Брюс Томпсон. По некоторым данным та гонка была первой, проведенной на Юге при искусственном освещении. Впоследствии заезды в Гринсборо проводились на регулярной основе. В 1941 году к этому клубу городов присоединился Шарлотт благодаря заезду, организованному Ральфом Хэнкинсоном и который состоялся под вывеской «чемпионат мира по гонкам сток-каров». Более 10 тысяч человек собрались на трибунах «Сазерн Стейт Фэйрграундс», что тут же сделало крупнейший город Северной Каролины важным игроком в автоспортивном мире Пьемонта.
Хай Пойнт, штат Северная Каролина, вышел на авансцену также в 1941 году, собирая толпы зрителей на своем новом грунтовом одномильном овале с бэнкингом. «Хай Пойнт Рейсвэй» был одним из первых треков в регионе, построенных исключительно для автогонок и мог разместить до 10 тысяч человек на своих трибунах. Его специально уложенное покрытие позволяло автомобилям развивать скорости до 80 миль в час, что было неслыханным для того времени. Несмотря на то, что первая гонка на этом овале, состоявшаяся в октябре 1940 года, была соревнованием биг-каров, уже на следующий год там прошло три заезда сток-каров, один из которых назывался «гонкой национального чемпионата».
В это же время спорт начал приобретать популярность и за пределами Пьемонта. Промоутеры начали проводить соревнования с богатым призовым фондом на Среднем Западе и северо-востоке США, привлекавшие многих топовых гонщиков из южных штатов. Будучи всегда на передовой автоспорта, Ральф Хэнкинсон стоял за проведением 200-мильной «Гонки сток-каров в зачёт всеамериканского чемпионата», прошедшей 4 июля на известнейшем овале круглой формы «Лэнгхорн Спидвей» неподалёку от Филадельфии. Призовой фонд в 5500 долларов был очень крупным для гонок сток-каров, а для того, чтобы придать заезду ещё больший вес Хэнкинсон пригласил легендарного Барни Олдфилда на должность директора гонки. На старт вышли как известные бутлегеры – Рой Холл и Сэм Райс, так и гонщики оупен-вилс – Билл Холланд и Тед Найквист. И пусть никто из южан не преуспел в тот день, так началась традиция их путешествий на север, в Пенсильванию, Индиану и другие штаты для участия (и побед) в гонках, сулящих немалые призовые.
Словно бомба взорвалась
|
Как мы уже говорили, яркие личности за рулём и плотная борьба на трассе сделали соревнования сток-каров излюбленным развлечением рабочего класса Пьемонта. Хотя гонки зачастую оканчивались победами с преимуществом в несколько кругов, короткие и узкие треки гарантировали, что машины будут ехать плотно друг к другу. Аварии были частым явлением, тем более, что обычным делом было поддеть соперника бампером и либо убрать его с траектории, либо – отправить в разворот. Что очень важно, всё это происходило с участием машин, неотличимых от тех, которыми управлял рядовой американец. И даже если дело обходилось без контактов и столкновений, зрелище автомобилей, проходящих виражи с контролируемым заносом, приводило в восторг. «Когда покрытие хорошее, не сильно пыльное, и когда на нём есть вот эта необходимая патина, то прохождение поворотов выглядело завораживающе. Люди обожали это», - заключает Хампи Вилер.
В свои первые годы соревнования сток-каров настолько заражали интересом еще и потому, что многое делалось из чистой любви к гонкам. Журналист «Атланты Конститьюшн» как-то сделал заметку об импровизированном заезде для фанатов после квалификации в Лейквуде в 1941 году. К сожалению для зрителей, а также механиков и владельцев машин, опыт получился неудачным, ибо уже в четвёртом повороте «машина толкнула Харли Тэйлора, и затем в получившуюся аварию попало ещё шесть автомобилей, так что всё стало выглядеть словно бомба взорвалась на трассе». Никто не пострадал, гонщики покинули место происшествия, смеясь над случившимся, а очевидцы получили горячий повод для обсуждения на несколько месяцев. Промоутеры, иногда по наущению гонщиков, зачастую организовывали дуэли между принципиальными соперниками в самом начале гоночной программы уик-энда просто для того, чтобы создать ещё больше шумихи, при этом не забывая о тотализаторе.
Перевозчики виски так любили гоняться, что устраивали соревнования друг с другом по пути на трассу, где должна была состояться гонка. Зачастую они заключали пари. Как вспоминает Ред Вогт: «Лучшей гонкой каждый год была та, что в Дайтону, а не в Дайтоне». За считанные дни до гонки участники собирались у гаража Реда на Спринг Стрит, выстраивались в ряд, и гонка начиналась. «Дистанция начиналась от моих ворот и заканчивалась у автозаправочной станции Франса в Дайтоне», - вспоминал Вогт. Некоторые сразу мчали на своих гоночных автомобилях, кто-то вёз их на полуприцепах, и удивительно, что никто не погиб и не пострадал во время этих марафонов. «Как все они добирались до цели – я не знаю», - говорил Вогт. – «Но думаю, что это показывает, насколько хорошо они могли управлять машиной в любых условиях».
Вместе с популяризацией гонок наиболее успешные водители становились узнаваемыми звёздами. Известие о том, что в заезде примут участие Смоки Пёрсер, Джеп Брогдон, Харли Тэйлор, Боб и Фонти Флок, или Джо Литтлджон, помогало собирать аншлаги на трибунах в 40-е годы. Хотя Билл Франс сделал себе имя в гоночных кругах как основной промоутер соревнований в Дайтоне, до начала Второй мировой войны его главным интересом было всё-таки участие в качестве гонщика. Можно даже сказать, что он стал первой звездой регионального масштаба (зачастую его объявляли как «Буйный» Билл Франс), имея на то веские основания. Из девяти важнейших соревнований сток-каров он выиграл четыре – в Салисбери, Дайтоне и дважды в Спартанбурге. Помимо этого он первенствовал в 200-мильной гонке в Форт-Уэйн, штат Индиана и занял второе место во «Всеамериканском чемпионате» в Лэнгхорне. По ходу сезона 1941 года промоутеры зачастую рекламировали его как национального чемпиона 1940 года, и всё благодаря победе в гонке в Спартанбурге, что прошла в День поминовения.
Продолжение следует.
Перевод книги "NASCAR по-настоящему" (The Real NASCAR, Дэниэль С. Пирс)
Издательство университета Северной Каролины, 2010
Тэги: история наскар, лейквуд спидвей, ллойд сэй