Все последние четыре года, когда титул в IRL решается на последнем этапе развязка получается очень интересная. Не будет преувеличением сказать, что в этом отношении, да и вообще в плане общего зачёта современный IndyCar может считаться самым увлекательным чемпионатом нашего времени. В прошедшей Firestone Indy 300 был только один негативный момент – тройка лидеров привезла всем остальным минимум круг, причём дальше расслоение не сокращалось, в общем круге было не более 4 машин. Какой, спрашивается, тогда толк в одинаковой технике, если самые опытные и обеспеченные всё равно найдут своё внушительное преимущество. Но это избитая тема, а вот то, что в топ-командах собрались такие равные по шансам на титул и такие разные по стилю гонщики – настоящий праздник.
Как верно заметил Чип Гэнесси, это была интересная во многих отношениях гонка. В первую очередь спасибо стойким судьям, которым не привиделись обломки или масло. Да, выбросить коушен ближе к последней четверти гонки было бы кащунством на которое способны только известно кто, но где-то на серединочке вполне могли бы. Не люблю хвалить за норму, но времена такие, что приходится… Итак, состоялась первая в истории гонка IRL без жёлтого флага.
Она не была самой быстрой (201.420 м/ч против 207.151 в Фонтане-2003), но гонщиков всё равно стоит похвалить – несмотря на то, что современный болид на большинстве полуторамильников едет как приклеенный, шины в Хоумстеде деградировали весьма существенно. «Это неожиданность, потому что машины изрядно скользили, а у нас управляемость лучше чем у большинства, и я порой ловил заносы на выходе из 2 и 4 виражей. Очень большие скольжения» - сказал Дарио Франкитти, и не верить двукратному чемпиону оснований нет.
Не можешь взять скоростью – бери тактикой. Подходящая для очень многих гонок поговорка целиком определила сюжет финала IRL 2009. Тут всё ясно как день 10 числа 10-го месяца, когда машина #10 смогла пройти 300 миль дистанции с тремя дозаправками. Это осталось абсолютно за кадром, но сплэш понадобился только проигравшим претендентам и обладателю звания лучшего новичка сезона Рафаэлю Матосу. То есть Дарио Франкитти, Рики Дэвис и Чип Гэнесси, который по традиции следил за своим новым гонщиком не воплотили в жизнь какую-то невероятную стратегию, а просто проехали так, как и надо было ехать.
Ну или Райан Бриско и Скотт Диксон, поддерживаемые своими дружинами гнали совсем уж без оглядки на казавшееся невероятным, но на деле и теоретически и практически возможное развитие событий. И то и другое, конечно, ибо в любых соревнованиях высокого уровня результат складывается из собственных действий участника и из действий его соперников. Что ещё любопытно – первый десяток кругов Диксон и Франкитти шли бок-о-бок, и лишь затем Дарио сбавил на выходе из 4-го поворота, пропустив не только Скотта, но и Райана. Как показала квалификация, машина #10 была «почти идеальна» на коротком отрезке и слишком использовала покрышки для того, чтобы быть конкурентоспособной на лонг-ране.
Франкитти, настоящий мастер построенных на стратегии гонок, рассчитал всё с приличным запасом, не то что Хелио Кастроневеш в Кентуки прошлого года. Итоговое преимущество Дарио над Райаном составило почти 5 секунд. Бриско был в общем быстрее Диксона, но сейчас who cares? VERSUS гласит, что никогда в истории базируемых в США оупен-вилс серий на титул перед последней гонкой не претендовали пилоты одной команды. На слово поверю, хотя в будущем надо будет проверить. За последние 30 лет точно не было. Зато были триумфальные возвращения, в том числе у Чипа Гэнесси, когда Майкл Андретти выиграл первую же гонку сезона IndyCar 1994.
В прошлом году Дарио Франкитти выступал в NASCAR куда хуже, чем за 15 лет до него Майкл в Formula One, но зато вернулся не за двумя победами при уйме аварий, а за чемпионством. Это ещё одна интересная вариация вечной дискуссии – то ли Франкитти просто не рождён для кузовов, то ли IRL нынче не требует ничего выдающегося. «Я покинул тёплое местечко и усвоил много нового, что могу применить в IndyCar. Это [участие в NASCAR] сделало из меня лучшего гонщика» - обратите внимание, что обратное совершенно неверно, да и невозможно себе представить, чтобы гонщик из NASCAR всерьёз собрался покорять IndyCar, а после провала ещё бы и сказал, что многому научился. Впрочем, давным-давно было что-то похожее с тремя легендарными людьми, но та история достойна отдельного рассказа…
На пресс-конференции чемпионы охотно вспоминали события прошлого Августа, когда Дарио и Чип заключили соглашение чуть ли не на салфетке, потягивая коктейли. Майк Халл сказал, что Франкитти первый поинтересовался, а нет ли возможности вернуться в IndyCar. Гэнесси и вовсе вспоминал как сожалел о том, что Дэн покидает команду… Ну-ну, для Канаана, которого обхаживал целый месяц до Дейтройта-08 не иначе как третью машину собирался выставлять. В общем, Бог им судья! Факт успешного возвращения Франкитти не подлежал сомнению уже после Лонг Бич, а выигранный в фирменном стиле титул пресёк все разговоры на этот счёт.
Очень приятно, что нашёлся журналист, который попросил Дарио вспомнить 1999-й, концовку сезона: «Я никогда не думал о том дне как “о, Боже мой, я проиграл чемпионат”. Через пару недель будет 10 лет, и я всё время вспоминаю о Греге Муре. Особенно когда приезжаю в Фонтану или сюда» - что тогда, что сейчас Дарио нет дела до своего результата в гонке, которая унесла жизнь его друга… Грег Мур выиграл свою последнюю гонку в Хоумстеде, на первом этапе сезона CART 1999.
Об тех гонках нужно помнить, но закончить хочу на мажорной ноте. В конце прошлого чемпионата, аккурат перед началось сезона NFL 2008, житель Майами Райан Хантер-Рэй и житель Индианаполиса Эд Карпентер заключили пари – Эд утверждал, что Miami Dolphins не выиграют 7 игр регулярного сезона (предыдущий они закончили с показателем 1-15). Если бы это случилось, то для 2009 Firestone Indy 300 Хантер-Рэй украсил бы свой шлем подковой Indianapolis Colts. Но Дельфины выиграли 11 игр, поэтому на протяжении всего дня гонки Эд Карпентер носил оранжевую футболку Miami Dolphins.
Судя по эпилогу трансляции, VERSUS всё же начнут показывать сезон IRL 2010, который начнётся 14 Марта в Бразилии.