Несмотря на то, что мы живём в одной и той же действительности, мир у каждого человека свой. Он, человек, ежеминутно делает выбор – ввиду невозможности объять необъятное предпочитает одни увлечения другим, склоняется к тому, что видит наиболее привлекательным. У каждого из нас свои гонки, и если их набор достаточно совпадает, нам есть о чём говорить. Хотя говорить есть о чём уже потому, что мы выбираем гонки, но я не стану возобновлять монолог о том, что такое гонки, чем они лучше других видов соревнований.
Пару лет назад Раст высказал мысль, что американские оупен-вилс вполне могут обойтись одной Indy 500. Всё остальное – бледно-мутная тень того, как это было, а значит может быть и должно быть. Индианаполис, это я могу подтвердить на собственном опыте, велик сам по себе настолько, что ради него нам оправдано ждать целый год, а участникам – готовиться. Готовятся ведь к Ле Ману весь год, чемпионат вокруг него по сути тесты и интересен значительно меньшему числу людей, чем величайшая гонка на выносливость.
Я пошёл дальше и ограничил свой мир гонок на машинах с открытыми колёсами до одной Indy 500. В этом году была пара заездов GP2, но это как наброски на полях. Тяжёлый вечер и ночь на понедельник оставили настолько странные ощущения, что под утро у меня была мысль посмотреть Гран При Турции! К счастью, не понадобилось. Почему, это уже совсем другая тема, и о ней придёт время рассказать. 94-ю Indianapolis 500 я смотрел под впечатлением баталий середины двухтысячных, и, наверное, так и не смог до конца уговорить себя, что нынче совсем другая IRL, а Кирпичница в одиночку зрелищности никогда не добавляет – она добавляет ответственности и трудностей.
Впервые с 2007 года мы увидели пит-стопы под зелёными флагами, формально аж три раза, хотя во втором случае Томас Шектер только и успел их открыть, как Витор Мейра разбил машину. Этим двум гонщикам Indy «должна» больше, чем кому бы то ни было из действующих гонщиков, исключая Тони Канаана. Тони доказал, что стартовая позиция даже сегодня мало что значит – проезд мимо пачки соперников на старте в стиле Хелио Кастроневеша в Чикаго-2008, но здесь-то это куда впечатляющее. 7 машин за первые полкруга, 8 машин за следующие три зелёных. Половина пути позади, но дальше даже Хелио тогда было труднее, вот и Канаан следующий рывок совершит на пит-лейне, где, по традиции, теряли шансы очень многие из претендентов. «Я обещал болельщикам хороший старт и думаю, слово сдержал» - ещё раз снимаю шляпу перед Тони, его Indy обязательно будет.
Дейви Хэмилтон назвал Томаса Шектера идиотом за атаку по внешке во втором вираже, а жаль, ибо гонщик весьма уважаемый и волевой, хоть и звёзд с неба не хватавший. Дальше машину разбивает Жункейра, и это тоже жаль. Оставленный за бортом прошлогодней гонки по коммерческим соображениям, он вряд ли будет выступать в Индианаполисе до лет Хэмилтона, а след в гонках оставил куда более заметный. Третий коушен – последствие первой ошибки топ-команды.
«У нас была быстрая машина», – сказал Уилл Пауэр. – «Думаю, мы могли идти в темпе Дарио без проблем. Это место учит – ты не можешь совершать ошибки. В такие дни как сегодня всё должно быть схвачено, так тут побеждают». Оторванная горловина не всё, что свалилась на лидера чемпионата в воскресенье. Вернувшись в топ-10, Пауэр затем проскочит пит-столл и тем не менее станет лучшим в Team Penske – Бриско разобьёт машину, Кастроневешу не хватит топлива, а блокировка колёс на торможении вынудит сменить четыре колеса. Так и хочется написать «это просто не день Пенске».
Ну а где не день Пенске, там день Гэнесси. В IRL после спада команды Майкла Андретти это практически аксиома. У Чипа как бы тоже была третья машина в партнёрстве с Сэмом Шмидтом, которой управлял Таунсенд Белл. Три четверти гонки #99 шла в десятке, но погорела в топливной концовке. Диксону плохо прикрутили левое переднее колесо, и он сказал, что мог бы вернуться вперёд, если бы гонка длилась 600-700 миль. Это к слову о важности позиции на трассе.
Так остался один Франкитти. Совсем один. «Я думаю, Дарио обладал непобедимой машиной, когда ехал в одиночестве, но в трафике он был обычным человеком» - сказал Марко Андретти, автор одного из самых заметных прорывов концовки, едва не ставший автором протеста после финиша – редчайшего для американских гонок явления. Дескать, много денег на кону! Не случилось «как в Гран При Турции» топ-3 британцев – Ллойда, Диксона и Патрик отодвинули на одну позицию. Также просмотр видеозаписи показал, что на момент выброса жёлтых флагов бразилец Марио Романчини был впереди швейцарки Симоны де Сильвестро и таким образом может как минимум разделить звание Новичка гонки.
Дарио доминировал подобно Монтойе 10 лет назад, но тогда это было хорошо понятно и приятно. Сейчас, когда машины должны быть близки как никогда, Майку Халлу удалось найти идеальные настройки, без преувеличения. «У меня была трудная машина, но при этом быстрая. Когда есть скорость, с остальным можно совладать. Было трудно, но я шёл 223 м/ч, когда у других были 221 … Мы внесли одно изменение» - вот что такое нащупать грань и следовать ей. Не верю я Уиллу Пауэру – те же 5 секунд Дарио бы привозил за полстинта не напрягаясь. В трафике да, другое дело, но к трафику эти 5, как минимум, секунд уже были бы.
Топливная концовка спасла 94-ю Indy 500 от постановки в один ряд с последней гонкой NASCAR на Indianapolis Motor Speedway. «Мне снилось этой ночью, что мы с TK будем биться до самого финиша» - хотелось бы, но Тони сдал позиции за 4 круга до финиша. После того, как Гэнесси озвучил оставшееся количество этанола в баке #10 стало понятно, что Франкитти гонку проиграть не мог – 1.6 галлона, это 2.5 круга из расчёта 32 круга на бак. На 198-м круге скорость Дарио составила 208 м/ч, на 199-м 202, его быстрейшим стал круг №28, 224 м/ч. Так что перепугались в Ganassi явно излишне, и езда по запасным дорожкам под белым флагом победу не украсила. Одно радует: «Мне показали список двукратных победителей. Эти парни легенды, а я просто гонщик» - много чего видевший Франкитти не сравнивает несравнимое.
Как только я увидел, что Конвей в сознании, то заключил – финальная авария тоже спасла гонку, а концовку украсила, ибо Уэлдон всё равно шансов выиграть не имел. Майк сломал левую ногу, сезон для него закончен. Поначалу казалось, что вина его сомненью не подлежит, но Хантер-Рэй всё объяснил: «У меня закончилось топливо, а с этими машинами это всё равно что ударить по тормозам». Когда #37 замедлилась на траектории третьего поворота, у #24 фактически не было ни времени ни возможности что-то сделать. Майк взял влево, по-видимому это лучшее возможное решение. Ну а разговоры на тему «в топливной концовке к такому нужно быть готовым» стоит пресечь – все мы задним умом сильны.
Два зрителя получили небольшие травмы из-за обломков. Сам Хантер-Рэй сломал палец, когда налетел на открутившееся колесо #9.
У Дэна Уэлдона теперь 5 топ-5 в 8 участиях в Indianapolis 500. «Нехорошо быть вторым два года подряд» - вот слова настоящего гонщика. Дэн, который начал свою карьеру на Кирпичнице с блокировки, за которую даже не успел наказания получить сегодня понимает эту трассу возможно лучше остальных. Кажется, что после 2008 года в его распоряжении просто нет достаточно сильной машины, но посмотрите чего он добился по сравнению с «неудачниками» Хорнишем и Шектером? Про результат Уэлдона в это воскресенье можно сказать second to none.
«Я был голоден до победы, но команда наседала на меня призывами беречь топливо на последних трёх кругах. Будь я молод как Рэйхол или Марко Андретти, как сам в прошлом, я бы и ухом не повёл, пытаясь достать Дарио, когда заметил бы его замедление» - упомянутый Уэлдоном Грэм Рэйхол был одним из тех, кого наказали за блокировку. Также попались Джон Андретти в самом начале и Таунсенд Белл. Бобби Рэйхол был очень недоволен решением, вероятно в его время такие штрафы не выдавались, тут Иван лучше подскажет. Эти штрафы были единственным, что отличало 80% отчётной гонки от двух последних лет. Аварии тех, кто до старта был в списке возможных причин коушена неожиданностью не стали. Топ-пилоты в Индианаполисе уже давно не бьются. Бриско, разумеется, случай отдельный.
Майк Конвей стал 199-м лидером гонки Indianapolis 500 за всю историю, Джастин Уилсон – двухсотым. Жаль конечно, что за столько лет ничего с «летающими Далларами» так и не сделали, и теперь уж точно не сделают – новые машины свято обещают в 2012-м. Статистический рубеж и авария – главный итог топливной концовки. Главным итогом гонки стало историческое достижение Чипа Гэнесси, который первым выиграл Daytona 500 и Indianapolis 500 в один год.
P.S. И всё же это был день Пенске – уверен, что очередную Indy он с удовольствием променял бы на победу в самой длинной гонке NASCAR. По известной причине, мнения о Coca-Cola 600 не будет, нельзя, хоть и очень хочется.