Почти 13 лидеров и вдвое больше смен лидера в среднем за гонку – перекрыт результат 2010-го, бывший лучшим за всю историю. 3666 обгонов под зелёным флагом на этап – статистика ведётся с 2005 года. Среднее преимущество победителя на финише – 1.321 с., в 23-х случаях – менее секунды – рекорд, статистика ведётся с 1993 года. Равенство очков в борьбе за чемпионский титул – впервые в истории. 18 победителей в 36 гонках – без одного рекорд. Ни одного победителя обоих этапов на одном треке – впервые с 2001 года. Короче говоря, всё указывает на то, что это был лучший сезон за 60 с лишним лет истории главной серии NASCAR!
Ассоциация вполне цинично делала всё, чтобы добиться приведённых показателей и заставить неокрепших болельщиков сделать такой вывод. Тем же, кто внимательно смотрел хотя бы год-полтора до этого, в принципе ясны причины головокружительных успехов ключевых показателей зрелищности.
Во-первых, суперспидвеи – положите гладкий асфальт, и вполне подходящие друг к другу бамперы дадут вам за 4 гонки средние лидеров и их смен, более чем вдвое превышающие показатели остальных трасс. Дайтона дала двух новых победителей, и я не буду сильно возражать, если кто-то, сгоряча или не очень, скажет, что теперь выиграть гонки может хоть Рэган, хоть Бэйн. Талладега оба раза не обошлась без фиктивных коушенов, породила самый лотерейный финиш в истории NASCAR весной, и вполне каноническую дуэль осенью. Если говорить о финишах на суперспидвеях, то именно октябрьский я считаю лучшим.
Во-вторых, патологическая неспособность аэродинамики COT работать в трафике. В сочетании с дубовизной Goodyear для скоростных трасс, прежде гарантированно зрелищные треки, как Шарлота или Хоумстед, ныне дают крайне заурядные гонки. Майами повезло быть финалом (фактор, всегда изрядно пудрящий мозги), Coca-Cola спаслась топливной концовкой. Как эта, самая суровая проблема современного NASCAR поднимает показатели борьбы? Исключительно пит-стопами под зелёными флагами! Каждый цикл даст вам минимум пяток лидеров и десяточку их смен. Понятно, что с течением гонки количество лидеров расти уже не будет, да и смен станет поменьше – всё ж растягиваются, но тут на помощь приходит тяжёлая артиллерия.
В-третьих, жёлтые флаги без видимых причин (невидимая всегда одна – обломки в каком-то повороте, на какой-то прямой или просто на треке). Самые запоминающиеся финиши этого сезона? Фонтана – без левака спокойно выигрывалась Кайлом Бушем. Дарлингтон – при чистой гонке наверняка победа Эдвардса. С топливными концовками, которые как ни крути, украсили шестисотку, первый Канзас и начало Чейса всё посложнее, но схема понятна – дай искусственный коушен во второй половине гонки, и в стремлении воспользоваться предоставленным шансом кто-нибудь скорее всего сцепится или сам улетит. Если повезёт, аккурат в момент для возможно последней дозаправки.
На самом деле, как Ассоциации, так и болельщикам Sprint Cup в этом году снова очень везёт. Дайтону выиграл Бэйн, Финикс – Гордон, Вегас по чесноку должен был выигрывать Стюарт, выиграл Эдвардс – это всё очень популярные победители. Реган Смит и, в узких кругах, Пол Менард – тоже. «Лето Брэда» подействовало освежающе на всех, за исключением Курта Буша и, очень тонко, Карла Эдвардса. Чейс так вообще сказочный, и стоило бы сказать спасибо NASCAR за эту штуку, если не знать того, что за 9 лет своего существования она должным образом сработала от силы 4 раза. Априори компрометируя ценность титула.
Принципиальные болельщики проиграли сезон с разгромным счётом 12-24, Чейс 3-7. Что было бы без коушенов для повышения зрелищности (настолько частых, что я почти вывел закономерность их объявления) довольно наглядно продемонстрировал чейсовый Канзас, где левак создал подобие интриги под конец. Оба Техаса – ещё нагляднее, ведь там без леваков не обошлось, однако максимальный отрыв победителя был зафиксирован именно в Форт Уорте – весной Кенсет привёз Бойеру 8.315 с. Кентукки – первый новый трек за 10 лет – прошёл под знаменем #18 – Кайл Буш доминировал и даже выиграл одну из самых скучных гонок сезона. А ведь именно в направлении таких треков движется NASCAR, впрочем, надо и отдать должное – о возвращении Рокингема в прошедшем году говорили всё громче.
Как говорят многие, NASCAR слишком велик, чтобы его можно было угробить даже пятилеткой бездарного менеджмента. Есть непреложные истины, столпы, на которые можно опереться ежегодно: Daytona 500, Martinsville Speedway, дорожные гонки (хотя бы одна всегда получится на славу), половина гонок в Бристоле и Ричмонде – ещё бы угадать! Для меня, напомню, eligible гонок в этом году всего 12, а значит топ-5 лучших будет мягко говоря неуместна – кто туда попадёт и так ясно. Атланту надо отметить – пока там старый асфальт гонки будут стоящие. В этом году на AMS мы наблюдали возможно последнюю в истории дуэль Гордона и Джонсона за победу, в которой верх берёт Джефф.
О людях. Лучшее в NASCAR продолжают делать гонщики, хотя чем дальше, тем больше начинаешь ценить роль крю-чифа. Однако практически невероятно, чтобы Гил Мартин пошёл к Дэйву Роджерсу выяснять отношения, а Стив Эддингтон беседовал на повышенных тонах после финиша с Чадом Кнаусом. Много ли внимания, скажите, получил Дрю Бликенсдерфер в начале 2009-го? А ведь победа в дебюте, да ещё в такой гонке. А ещё и на следующей неделе победил! Первая победа Рауша и Кенсета в Daytona 500 – это запомнят, но даже это – гораздо меньше, чем Тревора Бэйна, который на следующей неделе известно как выступил, но тогда уже были новые темы для обсуждений. Ведь ты хорош ровно настолько, насколько хорошо выступил в последней гонке.
Продолжающий бороться за победы Кайл Буш и вернувшийся на Аллею победы Джефф Гордон, для которого Кайл – эталон таланта. #24 будет выступать не слишком стабильно, но побеждать эффектно – когда этого меньше всего ждёшь (хотя Финикса ждать стоило). И перед Чейсом будет восприниматься как грозный конкурент Джонсону – последний шанс, которым Гордон даже не попытался воспользоваться. Но Атланта от этого хуже не становится – можно сколько угодно говорить об усердии топ-команд в регулярном сезоне, но когда выпадает шанс победить, без боя не сдастся никто.
Но даже Гордон сегодня – тёмный лес по сравнению с Кайлом Бушем. Гонщик, которому ввиду исключительного таланта так много прощали, так много авансов давали, держался практически до последнего, сорвавшись на третьем с конца этапе, зато так, что даже NASCAR не смогла удержаться от бана на Кубок. Главный вопрос, впрочем, остаётся без ответа – а если бы Буш претендовал на титул? Как бы то ни было, у Кайла по-прежнему нет ни одной победы в Чейсе, зато есть уже два последних места по его итогам – впервые в истории.
Есть мнение, что Кайл с возрастом научится держать себя в руках. Сторонники такой точки зрения приводили в качестве главного аргумента старшего брата Курта, который был главным агрессором в возрасте сегодняшнего Кайла, но после холодного душа событий конца 2005-го изменился. Ничто не предвещало беды – выиграны две выставочные гонки, заодно наконец-то одержана победа на суперспидвее. Машина поехала после трэш-тока по случаю провала в Ричмонде, ведь есть же люди, которые по-хорошему не понимают? Если не результаты, то скорость увеличилась на глазах – три подряд поула, затем победа в Сономе – в доминирующем стиле наконец-то взят роуд-курс. Брэд попёр? Так это ж даже хорошо – значит скорость есть. Победа в третьей гонке Чейса, причём позади Джонсон, и можно довольно говорить о том, что #48 решил не связываться.
Причина фиаско Бушей одна и та же – они не умеют проигрывать. Научиться чему-либо можно только пробуя делать раз за разом. В этом смысле лоу-2 Чейса должно пойти братьям на пользу. Курта ждёт интереснейший сезон у Финча, который будет ещё интереснее, если основным чемпионатом он выберет «Вайд» и поедет за Kyle Busch Motorsports. О том, что ждёт Кайла, вам даст вполне точное представление статистика любого из последних трёх сезонов.
К претендентам на Кубок. Первым обозначил свои намерения Эдвардс, чуть позже Харвик, следом Кенсет, фаворитом продолжал оставаться Джонсон, а чемпионом стал Стюарт. А ведь Чейс фактически мимикрировал эту последовательность, не правда ли?! #99 демонстрировали скорость и стабильность, которая наверняка даёт титул без Чейса, однако форма команды настолько впечатляла, что не было сомнений и в должном среднем финише походу Чейса.
Впечатляющие победы в Фонтане и Мартинсвилле сделали Харвика первым участником Погони – не по топ-10, так по вайлдкарду. В Ричмонде Кевин напомнил о своих амбициях – в отличие от Хэмлина, он спокойно воспринял прошлогоднее поражение. Кенсет и Фенниг обязаны были составить грозную силу, и #17 уверенно взяли благоприятные для себя Техас и Довер. Осенью Шарлотта сделала Мэтта чуть ли не фаворитом Погони, талант Джимми дал гонщику пожалуй лучшую машину в Мартинсвилле, и симптоматично то, что Кенсет всё испортил сам. Будет ли ещё шанс?
У совсем съехавшего с колеи Марка Мартина точно нет. Хендрик вообще интересную кадровую политику ведёт, с одной стороны даёт гонщикам шанс их жизни, с другой позволяет нам вынести вердикт – что Джуниор не является топ-пилотом, что Мартин – чемпионом. И дело тут не в обстоятельствах, а в них самих. Очередь развенчать талант великолепно завершившего карьеру (в) Red Bull Кейна? Не исключено!
Джонсон. Самоустранился из борьбы за титул в Шарлотт – при всех проблемах Джмии здесь в последние годы, выглядит забавно. Пятикратного как будто подменили – проиграть Мартинсвилль, непонятно что вытворять в Техасе, бороться за лаки-дога в Финиксе и снова валять дурака в Хоумстеде это для всех за гранью понимания, но тем интереснее наблюдать за #48 в новом сезоне. Есть мнение, что неудачи делают сильного ещё сильнее. Но сильного и голодного, а 36-летний Джонсон если чего и не достиг в NASCAR, так это побед в Глене и Мичигане, остальное уж точно семечки. У него семья, дочка растёт, мешает ему спать как следует во время уик-эндов. В общем, если надоест и Чаду, то династия будет мгновенно окончена.
И пожалуй лучший статистический факт сезона – когда Джимми Джонсон стал выступать на полном расписании, то заканчивал чемпионат на 1 или 2 позиции каждый год, за исключением сезонов чемпионства Тони Стюарта. (Последние два титула Стюарта стали дурным знаком и для Курта Буша, который в соответствующие годы получал увольнения.)
То, что сделал Стюарт не совершал никто в истории Чейса, и я уверен, что никому другому не под силу так отгонять Погоню, едва из неё не выпав. Угадайте, где был единственный знак того, что это возможно? Слово Дэриану Граббу: «Прорываясь с 20-го на 3-е место, он говорил о том, насколько хороша стала машина, а мы только после гонки сказали ему, что вообще ничего не меняли последние три пит-стопа – только 4 покрышки и вперёд. Думаю, именно в такие моменты мы действительно осознали, что можем сделать это», - выиграть чемпионат, то бишь.
В этом году состоялся настоящий триумф системы Чейса. Ведь смысл любой отличной концовки, направленной на определение чемпиона, в том, чтобы расширить круг претендентов, дав им более-менее равные шансы. Когда побеждает гонщик, чья сила по ходу сезона не вызывала сомнений, это понятно, но неинтересно. Не менее важная задача – определить чемпиона в последний день соревнований. Тут тоже ни малейших претензий, пусть и сам финал мог бы быть не столь закрытым. Да, только два претендента, хотя гонки почти всегда могут похвастать перед игровыми видами спорта разнообразием возможных итогов. Почему отвалились все остальные – вопрос к ним, а вот без «Прыжка Тигра» это был бы худший Чейс в истории. Наконец, без Чейса этот прыжок был бы заметен не более чем выступления Кейна или того же Стюарта 5 лет назад.
На сём откланиваюсь и завершаю карьеру болельщика NASCAR Sprint Cup на полном расписании.