Упрощенно-статистическая трактовка истории. Часть 3
5. Как создавалась упрощенная история.
Если мы возьмём любую современную книжку об истории "Формулы-1", то прочтём в ней о начале всех начал, которое случилось 13 мая 1950 года, и дальше отчёты по так называемым зачётным гонкам, ибо подразумевается, что с 1950 года существовала СЕРИЯ "Формула-1", существенно отличавшаяся от всех других гонок и потому заслуживающая особого рассмотрения. Книги попродвинутее обязательно содержат небольшую первую главу о "предыстории" "Формулы-1", в которую войдут и большие гонки начала ХХ века, и подъём "Инди-500", и "серебряные" битвы тридцатых годов. Иногда так и пишут: мол, всё это было, конечно, интересно, но это была лишь призказка, а вот теперь начинается настоящая история...
Если теперь обратиться к публикациям пятидесятых, можно обнаружить отсутствие каких-либо следов подобных пассажей. Да, чемпионат мира известен, чемпионов чествуют, но вот рассказов о битвах за титул не хватает. Также не видно статистики, сравнительных таблиц побед, поулов, очков, лучших кругов и т.п.
Если в биографиях гонщиков приводится статистическая информация, то фигурируют какие-то странные цифры, а таблицы гонок полны всяких "неофициальных покатушек".
В общем, одно и то же освещается совершенно по-разному. Тут два варианта: либо тогда люди не знали правильных ценностей и делали акцент на какой-то ерунде, а сейчас мы во всём разобрались и объяснили им, что есть что; либо тогда люди реально представляли свою жизнь такой, какой она и была, а сейчас это представление по какой-то причине подменено чем-то другим.
Интересно проследить, как появлялись те или иные заявления, "факты", постулаты, выводы современной версии истории и ... какой версии? И даже тут есть противоречие, ибо современная история - это история "Формулы-1", но ведь она не существовала, поэтому нет разных версий одной и той же истории. Есть две разных истории: реальная и ... Ну, вот как её назвать? Сфабрикованной? Да вроде не было тут заговора. Сначала я называл её традиционной, потому что на тот момент другой не было, но время идёт, и мы начинаем разбираться в реальной истории, так что небольшой промежуток времени, в котором была распрострнена история некорректная, уже на существование традиции не сильно тянет.
Наверное, самым правильным будет назвать современную трактовку реальной истории упрощением, ибо современному болельщику преподносят сложные для понимания события в привычной ему оболочке, чтобы ему было проще её воспринять, ну а кому-то - её продавать как можно большими тиражами. Вот мы и будем искать публикации, в которых есть подчёркнутая значимость появления личного чемпионата мира в 1950 году, его обособление как исключительного события и придание ему свойств серии "Формула-1".
Тут надо учитывать одну особенность подобных исторических исследований. Мало кому приходит в голову писать книги и статьи, рассказывающие о том, что и как устроено прямо сейчас, потому что современному наблюдателю это и так известно. Также кажется, что навряд ли есть смысл объяснять читателю, как что было устроено в недавнем прошлом, потому что оно уже потеряло свою актуальность, а на историю ещё не тянет. Поэтому публикаций с объяснением, что, мол, ""Формулы-1" ещё не существует, её придумают позже", конечно, найти не получится. Можно только искать и не найти публикаций о том, что "Формула-1" сейчас (в пятидесятые) существует. Если никто не говорит о её существовании, то наиболее вероятно, что она и не существовала.
И ещё раз уточним, что под "Формулой-1" мы подразумеваем ровно то, что подразумевается в упрощенной истории: воображаемую СЕРИЮ гонок, входивших в зачёт личного чемпионата мира. На самом деле сначала был класс гонок гран-при "формула-1" (я его обычно пишу с маленькой буквы, чтобы как-то отделить от серии "Формула-1"), а потом его название поместили в название созданной в 1981 году серии, и люди стали автоматически понимать под этим именем чемпионат мира за весь период его существования.
Я ознакомился с большим количеством британских публикаций (так как владею только английским) и с отдельными иноязычными. Все пятидесятые годы автоспорт преподносился ровно таким, каким он традиционно был, начиная с тридцатых годов: международные гонки, гонки гран-при, очень редкая статистика. Постепенно значение чемпионата мира росло, и к середине десятилетия даже британская пресса стала уделять ему внимание, так как за титул боролся не один их соотечественник. Название Formula 1 (реже - Formula One; для английского языка это нормально) употреблялось исключительно по отношению к классу, а не к набору гонок.
![]() |
Чемпионат мира не рассматривался как самостоятельный набор гонок, никто не видел в занятых гонщиками местах прежде всего набранные очки. Любая из так называемых незачётных гонок могла рассматриваться с позиций не меньшей важности, чем "гранд-эпрёв". Не было выделения последних как "этапов чемпионата мира".
Первая попытка выделить гонки чемпионата мира в обособленный набор - это книга Грегора Гранта (Gregor Grant) "Чемпионат мира" (World Championship), изданная в 1959 году.
![]() |
На её написание автора вдохновил титул Майка Хоторна 1958 года. Просто всем в Британии вдруг стало интересно: раз их соотечественник стал лучшим в мире, как это определилось и откуда вообще эта традиция появилась? Автор не создаёт вымышленную серию зачётных гонок, которые, как тогда и было, он называет не этапами чемпионата мира, а "большими гонками" (Grandes Epreuves). Рассказывая о зачётных гонках, он не показывает, что они - это одно, а всё остальное - это "неофициальные покатушки".
В 1960 году повилась книга авторитетнейшего британского журналиста Дениса Дженкинсона "История "формулы-1"" (A Story of Formula 1).
![]() |
Здесь Formula 1 - это также не серия зачётных гонок чемпионата мира, а класс, причём, образца 1954 года. Перед введением в действие полуторалитровой формулы автор решил обозреть развитие 2,5-литровой. Временные границы - 1954-1960 годы, но здесь не идёт речь о гонках в хронологическом порядке, а обозреваются различные технические и спортивные аспекты.
Интересный момент произошёл в 1964 году: журнал "Мотор" (The Motor) начал отмечать этапы чемпионата мира особыми значками с номерами. Но самое здесь интересное - это то, что у репортажа о первом этапе (Монако) такого значка не было, а ко второму (Нидерланды) он появился. То есть идея возникла буквально "на ходу". Да, она, наверное, зрела давно, но не успела дозреть в межсезонье и окончательно стала актуальной имено в короткий период между двумя гонками.
![]() |
![]() |
В 1966 году вышла книга Энтони Притчарда "Формула-1": гонки гран-при с 1946 года" (Formula One: Grand Prix Racing Since 1946).
![]() |
Уже из названия следует, что речь опять-таки идёт не о серии чемпионата мира, которая должна была начаться в 1950 году, а о классе. 1950 год не преподносится как хоть какая-то граница. Первая часть книги посвящена периоду 1946-1951 годы. Но новинка: класс Ф2 причислен к Ф1 в 1952-53 годы. То есть книга посвящена гонкам гран-при, но на них уже навешивается ярлык "Формула-1". Кроме того, в списках гонок каждого сезона есть разделение на "большие гонки" (но они представлены именно как "гранд-эпрёв", а не этапы чемпионата мира) и иные "большие призы".
В 1968 году вышла книга Ричарда Гэрретта "Быстрые и яростные: история личного чемпионата мира" (Fast and Furious: The Story of the World Championship of Drivers).
![]() |
Но она посвящена не истории чемпионата мира, а, скорее, описанию текущего положения дел с подробностями сезона 1967 года. Фактически уже чемпионат мира стал самостоятельным явлением, заполнив собой бывшие гонки гран-при.
В 1969 году в журнале "Мотор Спорт" была опубликована примечательная заметка вышеупомянутого Дениса Дженкинсона о статистике чемпионата мира.
![]() |
![]() |
Приводится статистика по количеству побед в зачётных гонках, составленная одним из читателей. То есть на тот момент не существовало каких-то справочников, из которых всё это можно было бы взять. Более того, не было даже единого подхода к подсчёту побед, ибо сам Дженкинсон выражал уверенность в том, что две победы Фанхио, поделённые с другими гонщиками, надо считать как две половинки, то есть одну целую.
Дальше у меня есть довольно большой пробел в публикациях и изучении самого по себе периода семидесятых годов, когда и сформировался взгляд на гонки гран-при как на нечто "до и после 1950 года". Могу только отметить появление в 1979 году первого путеводителя Жака Дешено (Jacques Deschenaux) по "гонкам гран-при", содержавшего разнообразную статистику исключительно по зачётным гонкам чемпионата мира. По крайней мере, таково содержание самого ранего имеющегося в моём распоряжении издания (1988 года).
![]() |
А в предисловии к "Путеводителю по гонкам гран-при от фирмы "Гиннесс"" (The Guinness Guide to Grand Prix Motor Racing) Эрика Даймока (Eric Dymock) 1980 года издания так прямо и написано: "Современные гонки гран-при, вероятно, по-настоящему начались не со взмаха флага на "Большом призе Великобритании" 13 мая 1950 года, но для очень большого числа людей именно этот момент стал значимым. Соответственно двадцатые и тридцатые годы оказываются не более чем тщательной репетицией перед последующим великим представлением". Насколько мне удалось установить, эта книга стала первой серьёзной публикацией по упрощенной истории.
![]() |
6. Упрощение и статистический подход.
Посмотрим ещё немного поближе на то, как работают упрощение и статистическая обработка результатов соревнований. Механизм простой. Упрощение: отбросить всё, что не относится к зачётным гонкам чемпионата мира. Статистическая обработка: делать выводы на основе оставшихся данных.
Упрощение и статистическая обработка делаются для того, чтобы уравнять современную "Формулу-1" с прежними гонками гран-при так, чтобы это было понятно современному болельщику. Формальный признак для уравнивания - присуждение очков в зачёт чемпионата мира. То есть мы берём в расчёт только те гонки, в которых давались очки так называемой "Формулы-1" (личного чемпионата мира). Например, в 2005 году Фернандо Алонсо за весь сезон провёл 19 гонок (не гонок "Формулы-1", а вообще любых гонок), из которых все 19 были в зачёте "Формулы-1". Ещё раз уточню, что терминология упрощенной истории подразумевает под словом "гонка" гонку так называемой "Формулы-1", и надо подчёркивать, что в реальной истории и в реальной жизни слово "гонка" означает вообще любой массовый заезд в любых категории, классе или серии. Итак, Фернандо Алонсо в 2005 году провёл 19 реальных гонок, из которых все 19 оказались гонками "Формулы-1". Пятьюдесятью годами ранее Хуан-Мануэль Фанхио стартовал в 14 гонках (реальных), из которых лишь 6 оказались зачётными личного чемпионата мира (а были ещё чемпионата мира для спортивных автомобилей). В упрощенной статистике у чемпиона Фанхио отброшены 8 гонок из 14 или 57%, то есть большая часть гонок, в которых гонщик стартовал, рисковал жизнью и побеждал, не учитывается. Кстати, для такого многостаночника, как Стирлинг Мосс, потери ещё выше: 80% (в 1955 году стартовал в 30 гонках, из которых только 6 были зачётными ЛЧМ).
То есть, когда мы рассматриваем современность по признаку получения очков, мы ничего не теряем, а когда - гонки пятидесятилетней давности, теряем очень много важного и ценного. Современные болельщики этого не понимают. Просто им внушили, что именно ограничение по очковому признаку - это есть единственно правильно. Это не глобальный заговор, просто так удобнее продавать историю.
Кстати, первая фальсификация такого рода была проведена Американской автомобильной ассоциацией: в конце двадцатых годов они задним числом определили национальных чемпионов до 1919 года, выбрав определённые гонки для зачёта и проведя его по очень хитрой системе, которую современные историки вроде бы до сих пор так полностью и не расшифровали. То есть в реальности с 1909 по 1918 годы (кроме 1916) чемпионат не проводился, и гонщики не боролись за очки, даже если и сочли бы это важным. Реальный сезон был шире, а потом кто-то решил, что вот такие-то гонки будут считаться существенными. Со временем их стали считать не существенными, а единственными.
Подспудно болельщики настолько прониклись необходимостью искать серии в досерийную эпоху, что доходит до смешного. Например, один болельщик в теме Alessandrian GP 1928 пытался выяснить, входила ли данная гонка в состав какого-либо чемпионата, и, если да, то какой был номер этапа. Ему это надо было для корректного, по его представлениям, поименования файла с фотографией: в имени файла должен был быть обязательно номер этапа. По-другому он мыслить уже не может. Ему надо гонку пронумеровать.
Это всё были вопросы, связанные с процессом упрощения. Но вот упрощение проведено, все гонки, за которые очков не давалось, отброшены и забыты, и у нас есть некий ограниченный массив данных, с которым можно проводить всякие занятные статистические манипуляции. Об ошибках, порождаемых статистической обработкой истории, я писал в 4 главе. Сейчас можно упомянуть о некоторых проблемах, которых испытывают сами сторонники упрощенно-статистической истории, и некоторых глупостях, к которым приводит статистическая обработка истории.
Ещё раз повторю, что статистика - вещь хоть и увлекательная, но вредная. Она даёт самые общие представления о происходивших событиях. Будь ты хоть самым лучшим гонщиком всех времён и народов, но если у тебя ненадёжная или медленная машина, никто никогда не узнает, что ты лучший, потому что циферки у тебя слабые.
Периодически болельщики и журналисты садятся за придумывание хитромудрых схем для определения рейтинга гонщиков на основе результатов их выступлений. К сожалению, на данный момент я не готов привести достаточное количество таких рейтингов в качестве примера. В своё время не сохранял ссылки, а сейчас искать сложно. Если мне память не изменяет, в одном из рейтингов Джанкарло Физикелла был выше Бернда Роземейера. При всём уважении к итальянцу (а лично мне он действительно симпатичен), это не сопоставимые по значимости фигуры.
Самая простая формула - отношение числа побед к числу гонок. В рамках упрощенной истории такой подходит приводит к издевательским результатам, как это показано в теме The greatest win rate in F1 History....: лучший гонщик так называемой "Формулы-1" - Ли Уоллард. Он стартовал в четырёх "Инди-500" с 1948 по 1951 годы, но так как упрощенная история считает только шедшие в зачёт чемпионата мира гонки, которые, к слову, фактически никакого отношения к гонкам гран-при не имели, то ему приписываются только два старта, из которых один стал победным. Значит, его рейтинг - 50%. Выше нет. Он - лучший гонщик так называемой "Формулы-1".
Ещё одна проблема упрощенной истории - статистика и преемственность гоночных команд. "Рено" образца 1977 года и образца 2002 года - это одно и то же? А 1906 года? Если да, то "Рено" 2002 года - это то же самое, что и "Бенеттон" и "Тоулмен"? Ну и так далее.
Наконец, могу отметить ещё такой аспект упрощения истории, как подгонка фактов под статистику. Ну, самый известный пример мы уже обсуждали - это переход на Ф2 в 1952 году. Статистика основана на зачётных гонках чемпионата, все гонки проводились для класса Ф2, значит, чемпионат был переведён на Ф2. На самом деле у чемпионата вообще не было подобных правил и решений, а на младший класс гонки перевели сами их организаторы.
Другие примеры не так однозначны, потому что всегда есть вероятность, что где-то об этом всё-таки писали ТОГДА. Например, борьба за титул Фанхио и Фарины в Монце в 1950 году. Современная логика проста: посчитать очки перед гонкой и быть уверенным, что гонщики действительно БОРОЛИСЬ за титул. В современных источниках об этом пишут однозначно, в тогдашних мы вроде бы не видели таких рассказов. Хотя, конечно, это не означает, что их не было. Предстоит ещё изучать итальянские и французские источники.
Можно сомневаться в истории о том, что в Монце в 1956 году Коллинз подарил титул Фанхио. Вывод сделан по статистике, так как "Большой приз Италии" - последний этап, и начисленные в нём очки оказывают решающее влияние на судьбу титула. Но есть информация о том, что изначально в зачёт был включён испанский гран-при, и решение о его отмене было принято уже после Монцы. Значит, на момент передачи Коллинзом машины Фанхио была возможность набрать очки ещё в Испании, если оно им надо было, поэтому история с подарком могла быть выдумана задним числом, хотя она фигурировала и в мемуарах самого Фанхио.
История о том, что в 1958 году в Португалии Мосс неправильно интерпретировал надпись на табличке из боксов HAW REC, говорившей о том, что Хоторн установил рекорд круга, за который давали очко, также могла быть ПРИДУМАНА, исходя из уверенности, что всё тогда делалось ради очков. Пока что ещё предстоит найти свидетельства современников о корректности этой истории.
7. Что делать?
До сих пор речь шла о том, как всё плохо и неправильно. Мне уже предъявляли претензию: ты, мол, фактически разрушаешь стройную и привычную систему, но ничего не предлагаешь взамен. Согласен. Мне потребовалось около 10 лет, чтобы самому разобраться в проблеме. Теперь появились единомышленники, и стало уже понятно, что ПОНЯТЬ реальную истории можно, читая первоисточники, но среднестатистический болельщик не будет этим заниматься, ему нужны готовые факты и выводы. Значит, их надо написать. На это потребуется время, да и полностью от упрощения отказаться люди не смогут. Ведь в упрощенной истории всё так красиво.
Вероятно, сейчас происходит переходный период, когда знатоки упрощенной истории уже не могут отказаться от расширения своего кругозора. Помните, я писал про "общепринятое летоисчисление" и "официальные гонки"? Это как раз попытки как-то объяснить расширившийся кругозор в рамках привычной схемы. Вместо этих несуразных конструкций можно найти что-то более-менее корректное, например, под статьей подписывать или после приведения каких-то цифр в скобках указывать: "в рамках статистики зачётных гонок чемпионата мира". Очень похоже на разного рода приписки и сноски на этикетках различных товаров: крупными буквами мы вам напишем то, что вы хотите видеть, а мелкими - что вам следует знать. Навряд ли это понравится тем, кто пишет, ибо, соглашаясь с делением истории на реальную и адаптированную, они фактически расписываются в собственной неразвитости, так как свои-то цифры приводят из адаптированной (типа для неразвитых, которые более сложного понять не в состоянии). Но если у кого-то из болельщиков и журналистов не настолько болезненное самолюбие, то вот: начать можно с подобных пояснений.
Что делать с самой реальной историей, чтобы она была более доступна неподготовленному болельщику? В этом смысле основных проблем две: а) упрощенная история устанавливает 1950 год в качестве чёткой границы, до которой как бы ничего и не существовало; б) упрощенная история игнорирует так называемые незачётные гонки, которые на самом деле были очень даже важны. Последняя проблема распространяется в большей степени на пятидесятые годы, а в шестидесятые гонки гран-при уже довольно сильно изменились. Значит, к привычной статистике зачётных гонок чемпионата мира надо добавить прочие значимые гонки в пятидесятые, а также все значимые до 1950 года. В этом смысле решение существует. Я выше писал о международных календарях и "больших гонках". Самый простой способ примирить современность с историей - это объединить статистику чемпионата мира со статистикой "больших гонок" с 1922 года. Затем - составить общий календарь гонок класса гран-при и других престижных гонок. Работа непростая, но выполнимая. На данный момент я собираю календари международных соревнований из разных источников, но пока что найти удалось немного.
Наконец, на сайте "История автоспорта" я пропагандирую реальную историю, рассказывая в коротких заметках преимущественно о "неофициальных покатушках", показывая, что, помимо зачётных гонок чемпионата мира, была очень насыщенная автогоночная жизнь, в которой принимали участие в том числе и лучшие из лучших, а значит, эти гонки нельзя игнорировать.
6 комментариев
- История о том, что в 1958 году в Португалии Мосс неправильно интерпретировал надпись на табличке из боксов HAW REC, говорившей о том, что Хоторн установил рекорд круга, за который давали очко, также могла быть ПРИДУМАНА, исходя из уверенности, что всё тогда делалось ради очков. Пока что ещё предстоит найти свидетельства современников о корректности этой истории. -
Думаю, ещё более яркий пример - Гран При США 1959 года. Толкал ли тогда Брэбем машину ради победы в личном зачёте, или же просто ради лучшего результата в гонке?
Если есть источник тех лет, рад был бы увидеть.
Я сейчас не буду искать, но пример интересный. Уже понятно, что, по крайней мере, реальный претенденты на титул в той или иной степени считали очки и следили за неофициальным турнирным положением прямо с 1950 года. Всем остальным это было по барабану, потому что очки не влияли вообще ни на что. Организаторы отдельных гонок не увеличивали стартовые в зависимости о накопленных очков, а других регуляторов не было.
Так вот, я читал, что Брэбэм толкал машину из чисто спортивного энтузиазма, и когда дотолкал, с удивлением узнал, что он - чемпион мира. Видимо, он не просчитывал заранее варианты. Сейчас всё просчитывается: на каком месте должны финишировать претенденты для получения каждый своего преимущества. Вероятно, тогда это не было посталено на научную основу. Он знал, что МОЖЕТ стать, но независимо от этого шёл на максимальный результат.
Вот имеющаяся у меня информацию о гонке плюс обзор сезона, в котором говорится, что подсчёты очков и просчёты вариантов велись: http://disk.tom.ru/fk6d3rf. Но где-то в обзорах гонки должно быть написано о том, что о чемпионстве Брэбэм узнал после того, как дотолкал машину. Возможно, это даже стало для него неожиданностью. Надо проверить формулировки.
Владимир, огромное спасибо за столь серьезную статью!
Но очень интересно было бы узнать побольше подобного и о истории американского автоспорта. Насколько я понимаю, организации AAA/USAC тоже не имели отношения к организации самих гонок, а были только санкционирующей организацией чемпионата? И лишь только в 1979 году появилась действительно серия CART с общим управлением? В таком случае самой старой серией можно назвать NCSSC (National Championship Stock Car Series) Билла Франса в 1947 году?
Еще очень путает каламбур с Инди-500 в 1960-1950х гг. Получается, гонка входила одновременно в зачет двух чемпионатов, санкционированных и FIA, и AAA. Почему тогда между ними не было конфликта? И есть ли еще похожие прецеденты в истории? Когда одна гонка входила в зачет нескольких чемпионатов.
Американский автоспорт - сложная тема из-за недостатка первоисточников. Американские газетные архивы в интернете, которые могли бы сильно помочь, открыты только до 1922 года. Есть подписные варианты, но руки не доходят организовать сбор средств.
Так вот, ААА была чисто общественной организацией, чьи интересы изначально лежали в сфере популяризации автомобилизма и улучшения качества дорог, чуть позже - повышения безопасности дорожного движения. Именно поэтому ААА отказалась от санкционирования автоспорта после нескольких трагедий в 1955 году.
ЮСАК была конкретно автоспортивной организацией, но по-прежнему не организовывала сами гонки. Большего я пока сказать не могу, хотя у меня даже есть кое-какие официальные документы, которые я отфотографировал в Уоткинс-Глене.
Я не знаю, какой вид имели ранние серии НАСКАРа. Возможно, они именно были сериями в том смысле, который я и предлагаю, то есть соревнованиями с общим управлением. Опять же надо обращаться к первоисточникам.
Конфликта из-за вхождения "Инди-500" в зачёт двух чемпионатов не было именно из-за того, что это были чемпионаты, то есть соревнования без общего управления. Правила писали организаторы самой гонки. Организаторы чемпионата просто за этим наблюдали и решали, включат они итоги в свой зачёт или нет. Таков принцип чемпионатов. Поэтому ААА не могла предъявить ФИА претензию: мол, не трогайте нашу гонку. Её никто и не трогал. Она была самодостаточной, как и другие зачётные гонки. Более того, так как ААА была представителем США в ФИА (если не ошибаюсь, именно ААА), включение "Инди-500" в зачёт мирового первенства было с полного согласия американских представителей. Скорее всего, даже с их подачи, потому что они были заинтересованы в гостях из Европы.
Двойное чемпионатное "гражданство" - не редкость, просто многие чемпионаты носили местный характер. Например, "Большой приз АКФ" 1952 года входил также в национальный французский чемпионат "Большие призы Франции". Британский чемпионат "Золотой звезды", проводившийся около 30 лет, включал в свой зачёт разнообразные гонки, которые в разное время входили в зачёты мировых, европейских и национальных первенств. Принцип был такой: члены клуба, участвующие в дорожных гонках, получали за них очки. Неважно, где проходила гонка и в какой ещё зачёт она шла. Участвовал и показал результат - борешься за главный приз. Был прецедент в 1937 году, когда сиамский князь Бира, получивший британскую лицензию и допущенный к участию в "Золтой звезде", так как его страна вообще не имела представительства в АИАКР, вроде бы выиграл чемпионат во второй раз, но тут выяснилось, что его главный соперник Рэймонд Мэйз (основатель фирм ЕРА и БРМ) собирается поехать в декабре в Южную Африку на местный "большой приз". Британский клуб гонщиков на специальном собрании решил, что эта гонка полностью соответствует требованиям "Золотой звезды", и надо подождать её итогов. Но Мэйз не смог выиграть, и Бира снова стал чемпионом.
В пятидесятые такими чемпионами становились Стирлинг Мосс и Майк Хоторн.
Приветствую и выскажусь, т.к. тема мне интересна и важна.
AAA/USAC - так глубоко не копал, а вот что касается USAC/CART и событий конца 70-х, то тут есть первоисточник, коим является открытое письмо Дэна Гёрни к владельцам команд USAC. Со временем обязательно переведу его и выложу. Вкратце суть в том, что USAC не слишком заботилась об этапах помимо Индианаполиса, и организация гонок оставляла желать лучшего. Гёрни предложил командам взять это дело под свой контроль, причём в сотрудничестве с USAC, но та отказалась, притворившись, что не понимает сути проблемы.
Про Билла Франса. Склоняюсь что да - это самая старая (из известных мне) серий. Потому что Большой Билл поставил перед собой именно те задачи, которыми Владимир определяет серию: договариваться с владельцами трасс, поддерживать стабильный состав участников, централизованно продвигать гонки в прессе, осуществлять собственный технический контроль согласно собственному регламенту.
Смущает одна вещь - очки и общий зачёт. Очковые системы 50-х годов - тайна за семью печатями, доступны только итоговые таблицы. Почему?..