Финал. Три лучших гонщика сезона BTCC 2009 года в трёх гонках заключительного уик-энда определят, кто из них достоин стать чемпионом. Арена – однозначно лучшая трасса в календаре, Brands Hatch GP. Последний раз Британский туринг проводился здесь 4 года назад, и заключительную гонку тогда выиграл Роб Коллард.
Естественно, в прогнозах недостатка не было. Большинство сходились на том, что Колин Тёркингтон устоит, но стоит напомнить, что не далее как 2 года назад опрошенные, в массе своей, тоже ставили на лидера, которым тогда был Джейсон Плейто… Разница в 2007-м была на 4 очка меньше, а финал проводился в Тракстоне, так что у Фабрицио Джованарди имеется успешный опыт отыгрыша гандикапа. Вкратце, о претендентах.
Колин Тёркингтон, #4 Team RAC BMW 320si, 249 очков. В пользу говорят: преимущество в 13 очков, небольшой износ резины у BMW, удачное опыт выступлений на трассе, а также удачное выступление в предыдущей гонке. О последнем хорошо сказал Джейсон Плейто: «Посмотрите что случилось в Рокингеме две недели назад – он повернул, несмотря на то, что имел достаточно места для того, чтобы остаться впереди на внешнем радиусе. Возможно это знак, что он даёт трещину, начинает допускать ошибки» - хорош седовласый Плейто, как повернул инцидент! Но по сути всё верно – нельзя смотреть в зеркала, нужно вести свою гонку. Поэтому против Колина – отсутствие опыта чемпионской борьбы.
Фабрицио Джованарди, #1 VX Racing Vauxhall Vectra, 236 очков. Фабрицио извинился за словесную атаку на Джонни Херберта после Рокингема и начал готовить себя к ещё одному сложнейшему уик-энду: «Самой важной будет квалификация. Я предвижу трудные времена для нас с Колином, потому что у нас максимальные балласты, и другие машины могут вклиниться между» - это главный минус как для Тёркингтона так и для Джованарди, ведь первая гонка определит расстановку во второй… На помощь итальянцу всегда готов придти Мэтт Нил, да и Vauxhall сделают всё возможное, чтобы как следует хлопнуть дверью перед уходом из чемпионата в качестве заводской команды.
Джейсон Плейто, #3 RML Chevrolet Lacetti, 221 очка. Отставание 28, максимум можно отыграть 52. У Джейсона, как это ни странно, очень хорошее положение. Ему абсолютно нечего терять, у него меньший балласт, а в случае коллизии между Колином и Фабрицио… сами понимаете. Но цифры говорят сами за себя – хоть Плейто, у которого за три дня до старта сезона не было контракта, третий год подряд приезжает на финальный уик-энд с шансами на титул, выиграть чемпионат без подарка от соперников он не сможет. А соперники наверняка будут ехать на результат, как никогда.
Несмотря на проблемы с мотором, которые привели к вынужденной замене, Мэтт Нил показал лучшее время в первой практике. Но главным героем субботы стал Том Чилтон. Кто бы мог подумать, что абсолютно медленный на прямых в начале сезона Ford Focus ST к концу года станет самым быстрым! Доработки не прекратились даже после Рокингема, и к Брэндс Хэтчу машина получила улучшенную заднюю подвеску и очередные модификации к двигателю. Том не поддавался иллюзиям и отмечал, что несмотря на фантастическую форму в начале, затем автомобиль начинает резко стирать покрышки.
Джейсон Плейто проиграл первому поулу Ford с 2000 года лишь 0.021 секунды: «Моя ошибка, я попутал передачу, но всё равно поздравляю Тома, выдающаяся работа. Что касается титула, то всё выглядит очень интригующе» - и действительно, Колин Тёркингтон вновь провалился, 10-е время. Все его надежды были только на экономичность резины у BMW.
Был удивлён своему третьему месту Фабрицио Джованарди: «Я ведь всё ещё учу эту трассу» - итальянец выступал здесь в Formula 3000 ещё в 1989 году. А за год до этого другой участник финала BTCC 2009, Джонни Херберт, попал в страшную аварию, лидируя в гонке. Этот случай много вспоминали в преддверии уик-энда, но сам Джонни сказал, что не испытывает никакого дискомфорта, наоборот, с большим интересом вспоминает трассу: «Между поворотами Paddock Hill, Druids и Graham Hill я терял около полусекунды… Но мне нравится вираж Sheene, который построили вместо старой шиканы Dingle Dell. Сейчас этот участок гораздо приятнее, а та шикана была просто ужасна прохождения за рулём монопоста».
Так и хочется сказать самую знаменитую фразу в автогонках, но не будем выбиваться из традиций Британского туринга и без лишнего (если он здесь вообще возможен) пафоса перейдём к гонкам.
Гонка 1, этап 28
Как только погасли красные огни светофора, Фабрицио Джованарди рванул вперёд. Рванул мощнее, чем Чилтон и Плейто, но машина не мотоцикл, и через несколько секунд Vauxhall уткнулся в задний бампер Ford. Фабрицио, словно веря в чудо, взял влево и контактировал с Chevrolet Джейсона Плейто. Каким-то чудом ни тот ни другой не получили повреждений. Чуть позже главный помощник Джованадри фактически расправился со вторым Chevrolet – Мэтт Нил отправил в занос Мэта Джексона перед Surtees, как бы ответив за излишне агрессивную атаку в предыдущем повороте. В самом хвосте, ещё в первом повороте Дэйв Пинки стал инициатором вылета Мэта Хэмилтона и Мартина Джонсона. Пейс-кар.
Только висевшее в воздухе напряжение последнего уик-энда не давало с полной уверенностью назвать эту гонку одной из скучнейших в сезоне. Все изменения позиций происходили как максимум на гране очковой зоны, в то время как основные игроки и вклинившиеся между ними гонщики Motorbase как будто бы и не собирались гоняться. И даже Джейсон Плейто выглядел непривычно спокойно позади Тома Чилтона, который, ко всеобщему изумлению, уверенно контролировал гонку. Так было до последнего круга…
Если в качестве справедливого объяснения относительно спокойного хода первой гонки (был и второй пейс-кар, спровоцированный одновременными вылетами Джонни Херберта в Druids и Гордона Шеддена в Sheene) и можно дать фразу «затишье перед бурей», то только с той оговоркой, что буря наступила до клетчатого флага. Том Чилтон неудачно вышел из Stirling Bend и на пути к Clearways вынужден был занимать внутреннюю траекторию. Здесь кольцо Indy соединяется с трассой Grand Prix, проходить последний поворот следует совсем иначе, ведь подход к нему осуществляется на полном ходу.
И в этой ситуации Джейсон Плейто взял влево, чтобы выйти из виража как можно раньше. План сработал, и Chevrolet #3 выходила на финишную прямую бок-о-бок с Ford #10. Результат? 0.015 секунды! И это самая высокая цена победы за всю более чем полувековую историю BTCC. Отмечу Тома Чилтона. Не потому, что он оставил место, а потому что правильно отнёсся к ситуации, порадовался, что машина способна лидировать практически всю гонку.
Гонка 2, этап 29
Теперь расклад таков: 252 – 246 – 238, причём стартовая решётка по-прежнему в пользу догоняющих. Теперь уже Колин Тёркингтон, обладая машиной без балласта, просто обязан прорываться вперёд, повышая, одновременно со своими шансами, и свои же риски.
В Ford, как выяснилось, поработали не только над максимальной скоростью, но и над стартовым рывком – Чилтон захватил лидерство ещё до первого поворота! Vauxhall выстраиваются гуськом на внутреннем радиусе, но слева атакует Роб Коллард и опережает двух из них. Тёркингтон оказывается в лёгком замешательстве и едва не пропускает атаку Пола О’Нилла, который накануне получил звание самого популярного гонщика серии. Он набрал более 70% голосов, вторым был Тёркингтон, и характерно, что нигде близко в симпатиях болельщиков нет гонщиков VX Racing.
Триллер первого круга продолжается. Мэтт Нил сбрасывает ход, желая подержать Тёркингтона, Эндрю Джордан допускает занос на выходе из Cooper и его пытается пройти Джонни Адам. Молодые гонщики очень широко проходят Surtees, теряя разгон, и поэтому Мэтт Нил должен чуть сбросить скорость, чего оказывается достаточно, чтобы Колин Тёркингтон успел просунуться слева. На спуске к Hawthorn Bend вся четвёрка несётся ровным строем и поди в этот миг скажи, что принесёт следующий поворот!
Каким то чудом, все остались в пределах гоночного полотна. Адам и Тёркингтон реализовали преимущество инсайда, а Нил вынужден был обороняться от О’Нилла, который по праву получил прозвище Убийца гигантов за свои старания в машине трёхлетней давности. Первый круг вновь закончился жёлтыми флагами, и вновь на обочине оказался Мэт Хэмилтон. Приём для новичка, прямо скажем, не получился добрым – опять столкновение с Мартином, но Беллом.
В конце 5-го круга, первого после рестарта, Колин Тёркингтон едва не повторил ошибку Тома Чилтона. Лидеру чемпионата помогло то, что Мэтт Нил не стал резать Clearways, а попробовал пройти бок-о-бок. В результате, Тёркингтон провёл за собой Пола О’Нилла, тогда как Мэтт, не желая уступать, пытался пройти шпильку Druids по внешнему радиусу и оказался на траве. Теперь Колину предстояло разбираться со вторым Vauxhall в лице Эндрю Джордана. Лидер чемпионата мгновенно настиг вчерашнего новичка, но форсировать события не стал. Обгон был совершён в начале 12-го круга, когда Тёркингтону удалось занять инсайд в Paddock Hill.
Через полтора круга BMW #4 с включёнными фарами наседает на Джонни Адама. Де-факто победитель третьей гонки весеннего Brands Hatch на куда более сложной трассе выглядел неплохо, но Тёркингтону сдался тотчас, широко выйдя из Sheene. На очереди у Колина был следующий автомобиль BMW, но Роб Коллард очевидно будет сопротивляться сильнее. Но что же лидеры? Наверняка Фабрицио Джованарди очень неприятно удивился оранжевым тонам с своих зеркалах. Нужно было что-то предпринимать, не только ему, но и Джейсону Плейто, который только недавно признался, что не хотел доводить первую гонку до развязки в последнем повороте.
Кульминация гонки наступила на 16-м круге из 18. Сгоряча можно было пожурить Плейто за очередной бамп-энд-пасс, но на повторе с его бортовой камеры хорошо видно, что Том Чилтон затормозил раньше обычного. Дальнейшее развитие событий напомнило первый круг, но ставки сейчас выше, да и расклад другой. Чилтон защищается изо всех сил, но Фабрицио Джованарди находит возможность пройти Surtees снаружи. У Vauxhall очень хорошая скорость на этом участке, которой в данный момент хватает, чтобы добраться до Hawthorn рядом с Чилтоном, но на лучшей траектории. Однако Колин Тёркингтон едва не творит со своим соперником то же, что проделал с Мэттом Нилом. Фабрицио, естественно, смотрит в оба в самом буквальном смысле, и удерживает важнейшую позицию.
Что интересно в этом эпизоде – оттеснить Роба Колларда Тёркингтону помог именно Джованарди. Машины контактировали на выходе из Surtees, и Роб дёрнулся левее. В результате Колин оказался победителем во втором действе бойни. Конечно, Фабрицио отыграл ещё два очка, а Джейсон Плейто вообще 8 (хорошо хоть лучший круг забрал себе Мэтт Нил), но ведь теперь реверсивный старт, и ему, Тёркингтону, априори стартовать выше при меньшем балласте. Проблема, большая проблема, только в одном – Алан Гоу вынул шар с цифрой “8”, а значит на поуле будет Мэтт Нил…
Гонка 3, этап 30
262 – 258 – 254, что там было про шансы Плейто? Сам Джейсон в привычном ему стиле заметил, что лучше бы жребий определил вообще 10-е место, ибо тогда риска бы прибавилось, но и так неплохо, ведь Колин и Фабрицио уже не могут позволить себе забыть о нём.
Старт! Момент радости сменился разочарованием для Дэвида Бартрума – его гонщики гениально проводят старт, вырываясь на второе и третье места, но тут же становятся жертвами коварного Мэтта Нила, который, замедляясь, провоцирует хаос. Том Чилтон отправляет Колларда в стену на пути к Surtees, а с Джонни Адамом расправляется сам Нил уже на выходе из виража. Ну а что в остатке? Колин Тёркингтон на второй позиции! Услуга снова получилась медвежьей.
Ещё раз надо отметить Тома Чилтона. Он мог захватить лидерство, но предпочёл не расходовать резину в начале и сбросил перед Hawthorn. Конечно, так он позволил обогнать себя и Тёркингтону, но находясь в положении «могу идти ва-банк» всё ещё очень молодой гонщик проявил себя истинным джентльменом и не стал ломать дров. А на трассе опять пейс-кар – но какие разные первые круги!
VX Racing затеяли грязную и очень опасную игру. Мэтт Нил проходил свои круги за 1:35.5, его лучший круг в предыдущей гонке – 1:34.0, то есть без комментариев. Цель очевидна – сделать так, чтобы Джованарди обогнал Тёркингтона, после чего Нил уступает дорогу и до свиданья. Однако вы, (уважаемые) чемпионы, похоже забыли, что на трассе есть ещё машины. И поплатились – Том Чилтон проходит Фабрицио Джованарди перед Sheene.
9-й круг из 17, Колин Тёркингтон наносит атаку перед Druids, и Нил, понимая, что игра проиграна, бьёт в левый борт BMW #4. Пройдя полсотни ярдов по траве, Мэтт возвращается на трассу, аккурат перед носом Тома Чилтона. Колин, в растерянности, из последних сил занимает оборонительную траекторий, и в дуге Dingle Dell кажется, что у BMW проблемы! Бен и Тим сходят с ума, Харви извиняется и констатирует прокол у Тёркингтона, Эдвардс напоминает, что BMW не столь прочны как крепкие машины Vauxhall, неужели это конец, такой мерзкий и грязный???
К счастью, Гонки выше.
Чётко закрыв инсайд в Clearways, Колин не позволил Фабрицио пройти, и в это время слева накатывает Джейсон Плейто. Да так, что к Druids уже подходит в гордом одиночестве! Ну, и кто теперь фаворит в битве за титул?!! Болельщики в восторге, на финалы пришли 35 тысяч человек, возможно смешная по иным меркам цифра, но даже их голоса отчётливо слышно. Смотреть на это спокойно невозможно, ведь круг спустя повторяется та же ситуация.
С ещё большим отчаянием Колин закрывает внутренний радиус, ещё агрессивнее настроен Фабрицио, кажется, что чемпион позволяет себя оттеснить на траву, почему же он уступает? Ответ на этот вопрос лидирует в гонке. Теперь в выигрыше Том Чилтон, он вернулся на третье место и снова между Тёркингтоном и Джованарди. Позади борются Мэт Джексон и Гордон Шедден, вылетая на траву, но уделить этому время кажется просто некогда!
Через несколько кругов (да-да, спокойных кругов) обнаруживается, что Vauxhall #1 не может идти быстрее находящихся впереди машин. Очевидно, с машиной Колина всё OK, а вот у Фабрицио похоже серьёзные проблемы. Итальянец, выигравший 9 титулов в туринговых гонках за последние 15 лет, практически насилует машину, порой выходя целиком по траве из скоростных поворотов. Но на отставание от Чилтона это не производит никакого впечатления…
Джейсон Плейто в совершенно сумасшедшем уик-энде выиграл все три гонки, повторив достижение Дэна Ивса 2005 года, установленное в Тракстоне 4 года назад. До чемпионского титула ему не хватило 5 очков, которые были потеряны например в Рокингеме, но сам Джейсон выделяет механические проблемы в Нокхилле и прокол в Снеттертоне. Он уступил, но уступил самым красивым из всех вообразимых способов – сделал всё от него зависящее.
Признал поражение и Фабрицио Джованарди: «Я не чувствую злобы. Просто великолепно участвовать в такой захватывающей битве до самого финиша, и хотя она не сложилась в мою пользу на этот раз, я действительно получил удовольствие от последней гонки, потому что, по крайней мере, проиграл сражаясь. Но Колин действительно заслуживает быть чемпионом». Vauxhall покидают чемпионат после 20-летнего непрерывного участия, за которое пилоты заводской команды выиграли 125 гонок и 5 чемпионских титулов.
В Брэндс Хэтч приехали четыре поколения Тёркингтонов, начиная от 91-го летнего Гарри Тёркингтона, продолжая Тревором Тёркингтоном, отцом Колина и заканчивая («last but not least»!) трёхмесячным Льюисом Тёркингтоном. Вся семья наблюдала за триумфом 27-летнего Колина Тёркингтона, который стал чемпионом BTCC 2009 года: «Это всё, ради чего я трудился, но сейчас я не могу полностью расслабиться. Давление накануне этого дня было совершенно невообразимым. Затем после двух гонок мои эмоции изменились – я знал, что близок, но меня всё ещё могут лишить цели. После столь длительного лидерства в чемпионате я не думал, что смогу заполучить титул. Это была гонка всей моей жизни».
Я обязательно проведу анализ сезона зимой, а 2009 Brands Hatch GP отправляется в золотую коллекцию, про экземпляры которой стоит сказать так – если вдруг у тебя спросят «за что ты любишь гонки?», то просто покажи им что-нибудь из этого.
Результаты
Итоговый личный зачёт чемпионата