В 2011 году, когда выходит в свет эта статья, исполняется 25 лет с момента проведения первой гонки серии CART на уличной трассе в Торонто. Срок, что и говорить, достаточно солидный, и вместе с этим приятно отметить, что стрит-курс, проложенный по территории Международного выставочного центра, до сих пор принимает этапы «Индикара», наряду с такими трассами как Индианаполис, Милуоки, Лонг-Бич и Мид-Огайо, которые в 1986 году также занимали свое достойное место в автоспортивном календаре американских оупен-вилс.
А ведь поначалу были серьезные сомнения в том, что гонку в крупнейшем канадском городе ждет не то что светлое, а хоть какое-то будущее. Власти Торонто были весьма скептически настроены к перспективе принимать мощные и шумные болиды на улицах, и потребовались годы на то, чтобы привезти «индикары» в провинцию Онтарио. Первый этап вполне мог оказаться и последним, ибо его проведение было обставлено массой условий, на которые пришлось соглашаться промоутерам. Среди самых главных стоит отметить принудительно сокращение максимально допустимого количества зрителей до 60 тысяч человек, а также установление специальной горячей телефонной линии, на которую принимались жалобы горожан на излишний шум, производимый 700-сильными болидами. Ожидалось, что с начала пятничной утренней тренировки на номер обрушится лавина звонков, но прошел час, два, а количество обращений можно было пересчитать по пальцам одной руки. Это означало одно: гонка «Молсон Инди Торонто» получит зеленый свет - жители города таким образом проголосовали за ее проведение.
Надо сказать, что дебютная гонка в Торонто удалась настолько, насколько это вообще было возможно в реалиях «Индикара» того времени. Я даже поймал себя на мысли, что в какой-то степени сезон-86 можно назвать началом золотой эры «Индикара», ибо дорожные этапы стали становиться все интереснее и интереснее. Посудите сами: если не считать «Гран-при Кливленда» все дорожные гонки, состоявшиеся до отчетного этапа, получились весьма зрелищными, а вот Торонто помимо всего прочего был неплохо так приправлен одним достаточно спорным эпизодом, который, собственно, и закрутил до предела интригу описываемых событий.
Из достаточно обширного списка возможных претендентов на успех громче всех о своих шансах заявили Эмерсон Фиттипальди и Бобби Рейхол, моментально освоившиеся на незнакомой трассе. Успешно отработав в практике, оба гонщика на протяжении двух квалификационных сессий оспаривали между собой судьбу поула, никому не позволив вмешаться в свой междусобойчик. В пятницу преимуществом владел Рейхол, показавший среднюю скорость на быстрейшем круге в 104.060 мили в час, однако в субботу двукратный чемпион мира «Формулы-1» взял убедительный реванш, утвердившись на первой позиции с результатом 106.248. Для бразильца это была уже вторая победа в квалификации в сезоне, до этого он первенствовал в Портленде, правда тогда поул-позишн обернулась лишь 12-м местом в гонке. В этот раз Эммо глядел в будущее с большим оптимизмом. «У нас отличный двигатель на этот этап», - отметил он. - «В Портленде мощности нам все же не хватало, а сейчас все пока складывается очень неплохо».
«Немного обидно, что мы не смогли взять поул, но мы в команде удовлетворены нашим выступлением, потому что не все идет по плану. Мы внесли изменения в настройки в конце сессии, думали, получим прибавку в скорости, а не вышло»… Рейхол спрятал уверенность в завтрашнем дне, прищурившись за своими очками. Он-то прекрасно понимал, что потенциал его болида раскрыт далеко не до конца. Ведь даже несмотря на то, что «Труспортс» не была на 100% довольна квалификацией, показанного времени хватило, чтобы уверенно опередить Марио Андретти, Роберто Морено и Дэнни Салливана, выигравшего два последних этапа. Лихо закрученный сюжет воскресных баталий, однако, предполагал, что в воскресенье Рейхолу придется опережать их снова…
Ключевое событие гонки, разделившее ее на две неравные (как по времени, так и по степени насыщенности событиями) части случилось на 33 круге: Майк Ниш, ни на что не претендующий гонщик «Машинистс Юнион», одна из мобильных шикан, по непонятной причине не смог оттормозиться перед первым поворотом и на огромной скорости влетел в бетонную стену. Это стало причиной появления первого и, забегая вперед, последнего коушена заезда, ибо после столкновения пилот не смог покинуть кокпит самостоятельно: зажало ноги. Когда стало ясно, что к месту аварии необходимо выслать машину скорой помощи, судьи вызвали пейс-кар на трассу, а участники гонки воспользовались желтым флагом, чтобы совершить дозаправку.
До этого момента ничто не нарушало гегемонию Фиттипальди и Рейхола. С первых минут гонки обозначилось доминирование этого дуэта над соперниками, и не было серьезных оснований полагать, что в споре за победу появятся другие фамилии. Однако и Эмерсон, и Бобби умудрились попасть в одну и ту же ловушку, заботливо расставленную коварными обстоятельствами. В полной уверенности, что они делают все по правилам, лидеры заехали к своим механикам под желтыми флагами: бригада «Труспортс», сработав значительно лучше своих коллег из «Патрик Рейсинг», отправляет чемпиона «Инди 500» на трассу первым, и тут выяснилось, что произошла очень странная вещь: Рейхол и Фиттипальди перед заездом на пит-лейн обогнали пейс-кар, который в тот момент ждал лидера, чтобы начать собирать пелотон. И если Эммо из-за своего затянувшейся остановки вернулся на трек позади машины безопасности, то проворный Рейхол уехал далеко-далеко вперед. Новоявленный лидер оказался на другом конце пейс-линии, почти в круге впереди Эмерсона.
Коушен был очень долгим, и у судей было достаточно времени, чтобы придумать наказание Рейхолу и Фиттипальди. О решающем аргументе пилота «Труспортс» тогда еще никто не знал, кроме его команды: Бобби заявил, что обогнал пейс-кар, так как тот ехал (внимание!) с потушенными сигнальными огнями, что, как вы понимаете, кардинально все меняет. По прошествии стольких лет невозможно найти документальное подтверждение правоты слов Рейхола, но когда ему выписали штраф «стоп-энд-гоу» Стив Хорн сотоварищи начал бурно протестовать. Протестовали и в стане «Патрик Рейсинг» - там тоже сочли, что контроль гонки сечет неповинные головы. Однако апофеоз этой драмы еще не настал.
После долгих манипуляций Ниш был-таки вызволен из плена, и через полчаса желтого уныния гран-при наконец-то возобновился. Делать нечего - Фиттипальди с Рейхолом как лидировали вместе, так и отбывать наказание должны были неразлучной парой. Бразилец тут же заехал в питы и получил свой «стоп-энд-гоу», а вот когда в распоряжении судей оказался Бобби… они задержали его на 60 секунд, разом уничтожив все его преимущество, при этом команда была в полной уверенности, что им будет вынесено то же самое наказание, что и Фиттипальди. «Стив Хорн кричал на судью, я кричал тоже, а когда мне позволили покинуть пит-лейн, я едва не заглох», - делился впечатлениями Бобби. - «О таком штрафе я и слыхом не слыхивал». «Стив был в ярости», - продолжает гонщик. - «Он даже сказал мне: «Если хочешь - паркуйся». А я ответил: «Ни за что». Я понял, что мне уже нечего терять». До конца гонки к тому моменту оставалось 47 кругов, и впереди было восемь конкурентов, но Рейхол не отчаялся и пустился в погоню. А в это время впереди закипела великолепная борьба за лидерство: Майкл Андретти, Анзер-младший и Салливан, выйдя на авансцену, подарили зрителям отменное шоу.
Выпавшее из рук Рейхола знамя перехватил Джуниор. Он продержался впереди почти 10 кругов, пока Андретти пытался стряхнуть со своих плеч назойливого пилота «Тим Пенске». Когда ему это удалось, достать своего хорошего товарища ему не составило большого труда. Один момент - и вот болид «Крако Рейсинг» уже впереди. Но не прошло и минуты, как Анзер вернулся на первое место - распорядился своим лидерством Андретти на редкость бездарно. У шестого поворота шедший впереди и отстававший на круг Джонни Ратерфорд слишком резко начал торможение, и Майклу пришлось уворачиваться, чтобы не допустить столкновения. Маневр окончился провалом: машину вынесло на грязную часть трассы, и вместо удара о Джей-Ара последовал удар о бетонный отбойник. Подвеска погибла мгновенной смертью, а незадачливый лидер чемпионата окончил свой путь в ближайшем кармане.
Почивать на лаврах у Анзера времени не было. Вслед за желтой угрозой пришла красно-белая. Салливан соколом налетел на Маленького Ала и был таков, но и пребывание Дэнни на первом месте было недолгим - лишь до планового пит-стопа, на котором он едва не заглушил двигатель и потерял при этом несколько секунд. Вот и оказался снова впереди молодой гонщик команды «Шиерсон Рейсинг», однако вот беда! При обгоне на круг Брэбхэма Маленький Ал потерял половину переднего антикрыла, что, естественно, сказалось на скорости: Салливан начал стремительно сокращать отставание.
За 18 кругов до финиша Дэнни оказывается на расстоянии атаки от лидера и практически без борьбы проходит его. Казалось, что это все, и тем сильнее было удивление зрителей, когда Анзер умудрился успешно контратаковать Салливана в трафике и восстановить статус-кво. Но все же силы были слишком не равны. Через несколько минут в первом повороте болид «Тим Пенске» проскальзывает мимо своего соперника и на этот раз оставляет его позади. Неужели нас ждет третья победа Салливана подряд? Как бы не так! Перипетии борьбы за лидерство оставили в тени героический прорыв Рейхола, который развил просто невероятный темп, и к решающей стадии гонки он, вдохновленный гневом, вернулся в круг соискателей победы. Ни единого шанса не было у Анзера с Салливаном. Ни единого! С издевательской легкостью Бобби нагнал лидера, и не испытывая никаких затруднений, обошел его. Трибуны, в своем большинстве, симпатизирующие пилоту «Труспортс» взревели от восторга, а тот помчал к своей второй победе в сезоне. Справедливость восторжествовала!
«Если бы я не выиграл сегодня, я был бы очень зол», - в Круге победителя несколько минут спустя Бобби излучал такое спокойствие, что как-то и не верилось, что ему пришлось пережить такие драматичные перипетии на пути к первому месту. - «Этот триумф сделает мою завтрашнюю встречу с президентом Рейганом еще более приятной». Да, действительно, в понедельник Рейхола, как победителя «Инди 500» чествовали в Белом доме. Думается, ему было, что рассказать президенту и по поводу своего канадского успеха.
Общий зачет:
Майкл Андретти - 86, Дэнни Салливан - 81, Марио Андретти - 75, Том Снева - 70, Ал Анзер-мл. - 68