Кевин Коган - достаточно противоречивая личность в американском автоспорте. Сейчас, оглядываясь на ту эпоху, в которую гонялся этот калифорнийский пилот, невозможно дать однозначный ответ на вопрос, кто же все-таки виноват в том, что карьера Кевина сложилась именно так, а не иначе. Стал ли он заложником обстоятельств, или же во всех неудачах необходимо винить только его самого? Часто бывает, что молодому гонщику раздают много авансов, называют его будущей звездой, ожидают мгновенного успеха, а в итоге объект пристального внимания журналистов не выдерживает напряжения, и не оправдывает возложенных на него надежд. Сейчас как-то и не верится, что Когану в Америке прочили ни много ни мало попадание в «Формулу 1». Стоит сказать, что «взрослая» карьера Кевина началась как раз в «Формуле», но в 1980 году в Канаде, и в 1981 в Лонг-Бич он не смог квалифицироваться, после чего обратил свои взоры на «Индикар», где будущее с самого начала засияло для Кевина яркими красками. В «Инди 500» 1981 года он стал лучшим новичком, финишировав четвертым, год спустя получил приглашение от Роджера Пенске, добился феноменального успеха в квалификации - второго места и… вот он первый удар судьбы. На старте 500-мильной гонки Кевин устраивает завал, и удостаивается обструкции со стороны своих более опытных коллег - Марио Андретти и Эй-Джей Фойта, за которой последовала еще более уничтожающая критика зрителей. Вокруг той аварии ходило множество споров, было совершенно непонятно, как мог гонщик допустить такую нелепую ошибку и не было ли дело в механической поломке…
В общем, не исключено, что последствия этого инцидента надломили Когана, и его такая многообещающая поначалу карьера покатилась по наклонной. А может на самом деле Кевин не был настолько талантлив, как о нем говорили? Кто знает! На эту тему можно вести долгую дискуссию, но сейчас мы начинаем рассказ о сезоне «Индикара» 1986 года, и тут имя Когана выходит на первый план. После сезона-82 Коган был изгнан из «Тим Пенске», затем скитался по командам-аутсайдерам, в 1985 году был второй скрипкой в организации «Крако Рейсинг», но перед началом отчетного сезона Кевину наконец-то улыбнулась удача. Его услуги потребовались Пэту Патрику, команда которого в то время была на подъеме, и Коган составил пару с Эмерсоном Фиттипальди. То был единственный значительный переход межсезонья, и уже в первом своем старте за новую конюшню Коган добился первой победы в карьере. Калифорниец вышел из тени, но, к сожалению, ненадолго.
|
Результаты тренировок и практики в Финиксе косвенно подтвердили, что светловолосый гонщик, прославившийся помимо всего прочего участием в рекламе модной одежды, готов бороться за высокие места. Он попал в лучшую четверку пятницы, побившую (пока неофициально) прежний рекорд трека, а в субботу завоевал стартовую позицию на втором ряду стартового поля, уступив лишь отцу и сыну Андретти, а также Рику Мирсу, который, после годичного перерыва, был готов к борьбе за чемпионский титул. Кстати говоря, еще до старта сезона стало известно, что действующий обладатель титула Ал Анзер-старший не будет защищать свое звание. Капитан Роджер возложил на 46-летнего гонщика ответственную, но неблагодарную задачу - доводить до ума новое шасси PC-15. Первая машина прибыла в США менее чем за неделю до гонки, но безо всякой обкатки поехала на неплохом уровне. По ходу тренировок Большой Ал стал девятым, а квалифицировался и того выше - седьмым, едва-едва не опередив своего товарища по команде Дэнни Салливана на «Марче».
Как и ожидалось, в субботу в пух и прах был разбит прежний рекорд круга установленный, кстати, все тем же Анзером минувшей осенью. Первым барьер в 161.885 мили в час преодолел Майкл Андретти. «Крако Рейсинг» в 1986 году сосредоточила свои усилия на одной машине, и 23-летний Майкл глядел в будущее с оптимизмом. На первом этапе сезоне он остановился в шаге от завоевания своего первого поула в карьере, а лучший результат все же показал его отец - Марио. Средняя скорость пилота «Ньюман-Хаас» 165.770 мили в час и стала новым рекордом трека. Просто мечтать нельзя было о лучшем начале сезона для пилота, которому во что бы то ни стало требовалось напомнить о себе после неровных выступлений в прошлом году. В воскресенье, однако, Марио радоваться не пришлось…
Как не пришлось и еще нескольким именитым гонщикам, которых можно было записать в число фаворитов. В общем и целом, Андретти-старший продержался на трассе дольше многих других, но со скоростью у него сразу не заладилось. Пролидировав всего ничего - семь кругов - ветеран начал терять темп и больше его в борьбе за высокие места никто не видел. Потихоньку начали покидать авансцену и остальные: Мирс отправился отдыхать уже на 69 круге из-за утечки масла, вскоре разбил свой болид Большой Ал (правда начал гонку Анзер с двухкруговым отставанием из-за возникших проблем с аккумулятором сразу после того как была дана команда завести моторы), а по истечении трех четвертей дистанции поломался боевой скакун Бобби Рейхола, для которого неудачный старт сезона стал традицией. Вот и остались впереди Майкл Андретти да Коган - бывшие товарищи по команде.
«Между нами есть определенное соперничество, мы любим бороться друг с другом», - говорил впоследствии об этой дуэли Коган. - «Мы даже колесами несколько раз соприкасались, так как уступать никто не хотел. Это была честная и очень интересная борьба». Может быть насчет контактов Кевин немного и приукрасил, но в остальном он был прав - сражение было и впрямь захватывающим. Доставалось в нем и тем, кому не посчастливилось оказаться поблизости. Например, на 32 круге Коган отправил в стену мексиканца Хоселе Гарсу, настолько велик был азарт калифорнийца, что даже в самом начале заезда он не собирался отпускать Майкла вперед, застревая за круговыми…
Пик борьбы за лидерство пришелся на отрезок с 130 по 148 круг, когда Коган и Андретти четырежды менялись позициями. Затем калифорниец все-таки застрял в трафике и отпустил Майкла аж на 12 секунд, но вдруг машина «Крако Рейсинг» начала дымить и терять скорость. Случилась весьма банальная вещь - отказ мотора. Делать было нечего, Андретти покинул заезд. «Очень обидно», - заявил он. - «Мы ведь доминировали. Кевин доставил мне проблем, но я мог сдержать его». Коган, услышав об этом комментарии принялся спорить: «Во второй половине гонки мы были равны по силам, а когда не было трафика круговых я даже шел быстрее него».
По иронии судьбы впервые с 1969 года дистанция гонки в Финиксе составляла не 150, а 200 миль. Если бы не это обстоятельство, Майкл принимал бы поздравления по поводу первой победы в сезоне. Вместо этого своему успеху радовался Коган, который прежде мог похвастать лишь парой вторых мест - в Милуоки (1981 год) и Поконо (1982). После схода Андретти Кевину досталось солидное лидерство в два круга над Томом Сневой: пит-стоп Когана под зеленым флагом на 176 круге позволил «Гас Мэну» отыграть один из них, но на большее он не мог претендовать. Аккуратно и бережно пилот «Патрик Рейсинг» довел свой «Марч» до финиша, сведя риск к минимуму. «Увидев перед собой Марио, я понял, что он идет в неплохом темпе и пристроился за ним. Затем он заехал в питы, и я стал держаться за своим товарищем по команде Эммо. Это очень помогло», - сказал Коган, а затем добавил. - «Если честно, я думал, что этот счастливый момент так и не настанет для меня».
Хорошая то была победа, трудовая. Казалось - вот оно, Пэт Патрик и Кевин Коган нашли друг друга, и этот альянс ждет светлое будущее. Никто и представить себе не мог, что этот успех так и останется для Когана единственным в карьере.
Общий зачет: Кевин Коган - 20, Том Снева - 16, Эмерсон Фиттипальди - 14, Дэнни Салливан - 12, Джонни Ратерфорд - 10
Записная книжка
Хотя гонка в Финиксе и сопровождалась большим количеством обгонов (а их было определённо больше, чем предсказывали гонщики), в ней также было множество тревожных моментов. «Трафик круговых был просто невероятным, - прокомментировал ситуацию Коган. – Круг за кругом четыре, а то и пять гонщиков занимали так много пространства в виражах, что это было просто смешно. Думаю, что кое-кому следовало бы дать чёрный флаг за неаккуратное вождение».
***
Майкл Андретти и Ян Ламмерс стали единственными во всём пелотоне, кто использовал короткоходную версию мотора «Косворт». Бобби Рейхол и Марио Андретти много работали с таким двигателем на тестах, но команды решили не использовать их ранее Индианаполиса.
***
В Финиксе должен был состояться дебют двигателя «Хонда» разработки Джона Джадда. Он был установлен на основном шасси «Галлес Рейсинг», который пилотировал Джефф Брэбэм, однако после того, как мотор дважды отказывал по ходу практик, было принято решение пересесть на запасную машину с двигателем «Косворт». Джадд так прокомментировал ситуацию: «Я верю в потенциал нашего V-8, проблема лишь в том, что мы разрабатываем его, полагаясь исключительно на внутренние ресурсы. Заводского участия нет и в помине».
***
В паддоке Финикса можно было заметить несколько безработных гонщиков, оставшихся без контракта по истечению сезона-1985. Джонни Парсонс, Хауди Холмс, Дик Фергюсон и Херм Джонсон рассчитывали что в их услугах может возникнуть необходимость, а вот Дерек Дэли, подписавший контракт на «Инди 500» с командой Аата Грёнвельда, освещал этап в составе комментаторской бригады ESPN.
***
Дэйл Койн привёз в Финикс свой новый болид DC-1 с двигателем «Шевроле» на серийном блоке цилиндров, однако на старт выйти не смог. Из-за проблем с задним крылом и системой зажигания он пропустил квалификацию и не был допущен к заезду.
***
До начала уик-энда многие механики предсказывали, что расположение выхлопных труб на болидах «Марч», приведёт к чрезмерному нагреву полуосей и шрусов, однако ни на одной из машин эти детали не вышли из строя.
***
Один из сотрудников «Патрик Рейсинг» сообщил, что в начале года Коган был близок к тому, чтобы завершить карьеру, так как не чувствовал уверенности в своих силах. Помог ему не кто иной, как Эмерсон Фиттипальди. Бразилец активно поддерживал своего нового товарища по команде во время межсезонья и, как выразился источник внутри организации, «стал спасителем Кевина».
***
Ещё один новичок команды Пэта Патрика, инженер Тони Сикале, пришедший из «Хаас Рейсинг», очень хвалил работу Когана на тестах в Финиксе, продолжавшихся девять дней. «Он очень внимательно отнёсся к работе и предоставил мне исчерпывающую информацию», - отметил Сикале.
***
За неделю до выезда на «Финикс Интернэшнл Рэйсвей» Том Снева работал вместе с механиками команды Дэна Гёрни над подготовкой болида «Игл» к этапу.
***
Эл Анзер так отозвался о болиде PC-15: «Не помню, чтобы мне когда-нибудь было так комфортно за рулём новой машины».
Тэги: ал анзер-старший, инди-500, история индикара, кевин коган, летопись сезона, майкл андретти, марио андретти, пэт патрик, роджер пенске, финикс