21 сентября 1986 года является одной из чёрных дат в карьере Ала Анзера-младшего. Именно тогда, на залитой дождём «Роуд Америке» был поставлен жирный крест на его шансах побороться с Бобби Рейхолом за чемпионский титул в том сезоне. Немаленьких шансах, надо сказать. Словно подчёркивая недальновидность руководства CART, поставившего этап в Элкхарт-Лейк на конец сентября, суровая погода обрушила на трек затяжные дожди. Первый день тренировок был смыт полностью, во второй день практика также проходила в условиях дождя, но зато квалификацию удалось провести посуху. Однако в воскресенье с самого утра трассу снова заливали осадки. Гонщики «Индикара», естественно, могут гоняться в любых условиях, но когда заезд начался, хляби небесные разверзлись так, что мало не показалось никому. Начался самый настоящий ливень, предвестник беды Анзера.
Джуниор стартовал девятым, и слабый результат в квалификации его нисколько не беспокоил: в команде сделали упор на экономичность мотора. Сразу после отмашки зелёного флага он начал методично прорываться вперёд, но в Карусели #30, обгоняя Дэнни Салливана, въехал в лужу воды и ушёл в разворот. Всё сложилось как нельзя хуже для Маленького Ала: после удара о рельс безопасности машина заглохла на гоночном полотне, в достаточно опасном месте, и в условиях отвратительной видимости болид был мишенью для ничего не подозревающих соперников.
Вот как описал ситуацию сам гонщик в том, что сейчас можно было бы назвать блогом, а тогда было статьёй в журнале OnTrack. «Машина застыла на левой части трека, нос был расположен навстречу движению, и тут из тумана выехал Рауль Бозель, он мчался прямо в меня. Уверен, он был очень удивлён. Рауль вполне мог просто нажать на тормоз и заблокировать колёса – тогда меня бы разорвало на две части – однако вместо этого он умышленно отправил свой болид в разворот, и я ему за это очень благодарен». Удар в результате этого получился менее опасным, но Джуниор всё равно получил травмы: сотрясение мозга и вывих плеча, а авария вернула гонку в режим жёлтого флага, за которым последовал красный. Борьбу со стихией гонщики и организаторы проиграли.
«Когда мы добрались до зелёного флага, трек был в приемлемом состоянии, но затем начался такой ливень, что было просто невозможно разглядеть что-либо впереди», - мнение Майкла Андретти, стартовавшего седьмым. А вот комментарий ветерана Дерека Дэли: «Я много гонялся в дождь, но это были самые ужасные условия, в которых мне доводилось выступать. Не только было ничего не видно, но и в середине прямой машина начинала аквапланировать». Лучше всех же подчеркнул ситуацию Бобби Рейхол. «Я находился впереди, но даже это не решало проблему с видимостью, - сказал он. – Я ехал на скорости 40 миль в час, но не видел ровным счётом ничего. Не представляю даже, что творилось позади. Я едва удерживал свой болид на трассе».
Ли Холл, президент «Роуд Америки» через два часа непрекращающегося дождя, попытался сделать объявление об отмене гонки по громкой связи, но был прерван на полуслове: главный судья Уолли Далленбах по настоянию CART отправился на инспекцию трека, так как чемпионат не хотел сдаваться без боя. Уолли потребовалось совсем немного времени, чтобы понять: гоняться в таких условиях невозможно. «Мы хотим предоставить зрителям настоящую гонку, а не простую попытку продержаться до середины дистанции», - объяснил Уолли позицию CART, скрепя сердце согласившегося на отмене гонки. И вот мы переносимся на две недели вперёд: на календаре 4 октября, и долгожданный этап наконец-то состоялся. С Алом Анзером-младшим, физически неспособным бороться за высокие места… На скоростном Мичигане ему было очень тяжело гоняться, но запасной болид оказался ненадёжен и избавил его от страданий отказом сцепления, да и к Элкхарт-Лейку плечо не успело зажить. Однако Маленький Ал не собирался сдаваться.
Обстановка в день перенесённого старта мало отличалась от той, что была за две недели до этого. Стартовое поле было сформировано по итогам сентябрьской квалификации (гонщики вообще получили на подготовку лишь 45 минут уорм-апа) с Бобби Рейхолом и Денни Салливаном на первом ряду, а над треком вновь моросил дождь. По счастью он так и не перешёл в ливень, и для гонки условия были приемлемыми.
У такого странного этапа и победитель должен был быть особенный, может даже сенсационный. Собственно, так почти и случилось: выиграл человек, известный умением пилотировать в сырых условиях, но при этом не считавшийся фаворитом – бразилец Эмерсон Фиттипальди. Эпопея 37-летнего ветерана была просто невероятной: после старта с пятой позиции он опустился аж на девятое место, к середине дистанции он едва не проиграл круг, машина очень плохо управлялась, а вдобавок к этому Эммо пережил два разворота на мокрой трассе… и всё же именно он праздновал на верхней ступеньке подиума. Как так получилось, вы сейчас и узнаете.
Проблемы у двукратного чемпиона «Формулы-1» начались с самого утра – в уорм-апе, где с результатом 2:50.232 (на минуту медленнее времени в сухих условиях) первенствовал Салливан, он не проехал ни круга, если не считать кругом выезд и заезд на пит-лейн. «Грязь каким-то образом попала в топливный насос и машина не разгонялась, - объяснил Джордж Хюнинг, один из менеджеров «Патрик Рейсинг». – Эммо так и не проехал ни одного быстрого круга, но он успел сообщить об отсутствии сцепления с треком, так что мы поменяли пружины подвески вместе с системой впрыска топлива перед стартом».
Занятно, что гонка возобновилась с того момента, на котором прервалась 21 сентября – с четвёртого круга, при этом поехал пелотон сначала под пейс-каром, и лишь на круге под номером 6 заезд начался по-настоящему. Дождь продолжал моросить, и инциденты не заставили себя долго ждать, как не заставили себя ждать и обгоны. Главные составляющие любой гонки сменяли друг друга, и к первому циклу пит-стопов, когда осадки усилились, в список неудачников успели попасть Иэн Эшли, Фиттипальди и Джефф Брэбэм, причём Эммо потерял лишь пять позиций из-за своего разворота.
Впереди же, до поры до времени всё складывалось под диктовку Майкла Андретти. На рестарте он потолкался с Салливаном, и достаточно далеко отпустил обладателя поула Рейхола, но на 8 круге (то есть втором круге под зелёным флагом) он уже вышел на первую позицию, следом за ним мимо лидера общего зачёта просквозил и Дэнни. Эта парочка уверенно держалась на мокрой трассе и быстро отрывалась от остальных соперников.
К огромному огорчению «Крако Рейсинг» доминированию Майкла подошёл безвременный конец по итогам первой дозаправки. Андретти зарулил к механикам на 20 круге, одним из последних, и после безупречного обслуживания не сумел воткнуть передачу и застрял на пит-лейне. Когда #18 сумел вернуться на трек, Салливан был уже в десяти секундах впереди, однако и его поджидали неприятности.
Салливан уверенно контролировал ход гонки, но один эпизод перечеркнул всю его работу. 32 круг, дождь снова усиливается, Дэнни нагоняет Тома Сневу, чтобы пройти его на круг и… лучше всех нам расскажет о том, что произошло сам гонщик. «Хотя он уступал мне восемь миль (другими словами, два круга), Том героически попытался удержать меня позади себя. Он слишком глубоко зашёл в поворот, заблокировал колёса и полностью выехал с трассы, после чего резко втопил акселератор, чтобы вернуться на асфальт, и, в итоге, едва не вынес меня. Мне пришлось резко тормозить, чтобы избежать его, и машину удержать не удалось. В данном эпизоде Снева действовал как какой-нибудь любитель».
Дэнни кипятился не просто из-за разворота, он вполне мог сохранить лидерство, если бы не заглохший двигатель. Бригада безопасности трека, естественно, выручила гонщика, запустив ему мотор, да и круг удалось не проиграть, потому как практически в тот же самый момент судьями был объявлен коушен из-за чрезмерного количества воды на треке, однако шансы пилота «Тим Пенске» уплыли куда-то далеко вместе с дождём. Зато вот тут-то на сцене и появляется Эмерсон Фиттипальди.
Сказать, что первая половина заезда для него сложилась неважно, будет большим преуменьшением. Два разворота привели к тому, что он превратился в одну из ближайших жертв Салливана, и если бы не череда событий на 32 круге, стать ему круговым – как пить дать. Однако всё моментально перевернулось с ног на голову. Дело в том, что когда пейс-кар выехал собирать за собой лидера, все оставшиеся на круге лидера болиды были разбросаны по разным участкам трека. Андретти, снова оказавшийся на первом месте, как раз проехал линию старт/финиш и уже не мог свернуть на пит-лейн, кто-то просто ещё не добрался до планового окна пит-стопов, а вот стратеги Роберто Морено и Фиттипальди попали в яблочко, сразу же зазвав своих пилотов на дозаправку.
Фокус заключался в том, что гонка прошла в режиме полного жёлтого флага аж семь кругов, и волей-неволей всем пришлось заезжать на пит-лейн, в результате чего перед рестартом сформировалась линия, состоящая вперемешку из аутсайдеров и машин на круге лидера. Сразу за пейс-каром двигались пытающиеся отыграть круг Доминик Добсон и Дерек Дэли, следом за ними, с прослойками из круговых, ехали Морено, Фиттипальди, Жак Вильнёв, Рик Мирс, младший Андретти, Рейхол, Марио Андретти, Роберто Герреро и вернувшийся в гонку Салливан. Кто-то из этой девятки должен был сорвать банк.
|
Рестарт состоялся за 10 кругов до финиша и ознаменовался целой серией контактов. Фиттипальди зацепил Дэли, Герреро Бозеля, а Марио Андретти Рейхола. Драматичный хаос был на руку двум гонщикам – Морено, знай себе уезжавшему прочь, и Вильнёву, который смог выкарабкаться на вторую позицию. Эммо сумел удержаться на третьем месте, но где-то неподалёку находился яростный Майкл Андретти, не собиравшийся мириться с поражением.
Удача улыбалась Фиттипальди во все 32 зуба, словно продолжая искупать свою немилость к ветерану. На 44 круге Вильнёв подобрался вплотную к лидеру и вынудил того ошибиться в двенадцатом повороте. Мореноо развернуло, канадец вдарил по тормозам и также вылетел с трассы, и путь Эммо ко второй победе в CART был открыт. Из грязи в князи - так можно охарактеризовать выступление Фиттипальди с Элкхарт-Лейк, однако оставалась ещё одна, последняя, задача: сдержать Майкла. Понимая, что надо делать ноги, бразилец начал штамповать достаточно быстрые круги, однако вот загвоздка – Андретти не отставал, а на последнем круге развил такой темп, что вопрос о победителе повис в воздухе. Три секунды преимущества имел Эмерсон, проносясь мимо судейской вышки, однако жёлто-синий болид стремительно увеличивался в зеркалах заднего вида, и вот, на скоростном спуске перед поворотом Канада, Андретти подбирается на расстояние атаки. Позднее торможение, попытка протиснуться внутри… но Майкл был излишне агрессивен. Идеального выхода из поворота не получилось, и Фиттипальди отстоял лидерство. Его оппоненту после такого оставалось только признать поражение: на финише два болида разделило три десятых секунды.
«Я просто пытался удержаться на трассе», - хитро улыбаясь резюмировал итог гонки победитель, не поскупившись на слова благодарности своей команде, угадавшей с настройками и стратегией. Помимо него и «Патрик Рейсинг» радовались своим результатам, наверное, лишь три человека: Мирс, приведший шасси «Марч» к третьему месту, Герреро, ставший четвёртым после старта с последней позиции и, конечно же, Рейхол. Лидер чемпионата поставил себе задачей ехать как можно осторожнее в сложных условиях и попытаться минимизировать очковые потери и, надо сказать, ему это удалось. Финиш на пятой позиции позволил ему сохранить лидерство над Майклом Андретти, пусть от него и был откушен кусочек в шесть очков, а вот остальных, кажется, можно было списывать со счетов. И Салливана, и Марио Андретти, и ставшего в Элкхарт-Лейк лишь 11-м Маленького Ала. Две неудачных гонки подряд, ставших следствием событий 21 сентября, исключили Анзера из числа претендентов, хотя ещё недавно казалось, что именно он может бросить перчатку разогнавшемуся до первой космической Рейхолу. Увы, не в этот раз.
Тэги: ал анзер-младший, бобби рейхол, дождь, дэнни салливан, майкл андретти, рауль бозель, элкхарт лейк, эмерсон фиттипальди