1986 год, Майкл Андретти и Ал Анзер-младший. Сыновья известных, да что там! - легендарных гонщиков, оба - отличные пилоты со своим индивидуальным стилем, оба только недавно и почти одновременно вступили в высший свет американского автоспорта и обоих (это уже очевидно) ждет светлое будущее. В наши дни охочие до «райвалриз» журналисты непременно нагнетали бы шумиху в прессе, раздувая огонь такого интересного и многообещающего противостояния представителей знаменитых гоночных фамилий. Но мы сейчас находимся в 80-х, а тогда автоспорт не был окружен таким пафосом, как сейчас. И именно поэтому никто не сгущал краски, когда на этапе в Лонг-Бич в красивой борьбе за победу схлестнулись как раз Майкл и Маленький Ал. Впервые этим двум гонщикам пришлось спорить друг с другом ни много ни мало за первое место…
После включения трассы в Лонг-Бич в календарь «Индикара» в 1984 году, она стала вотчиной Марио Андретти, который в доминирующем стиле выиграл первые две гонки на знаменитом стрит-курсе. Но в этот раз можно было еще до старта утверждать, что легкой прогулки у ветерана не будет - «Ньюман/Хаас Рейсинг» очевидно находилась не в лучшей форме, что косвенно подтвердили результаты тренировок и квалификаций. В пятницу Андретти-старший со скрипом взобрался на третью промежуточную позицию стартового поля, а в субботу, отчаянно пытаясь превзойти результаты Дэнни Салливана и Ала Анзера-младшего, не только не снискал успеха, но вообще - повредил машину об отбойник. К слову, вся субботняя сессия прошла под знаком вылетов и механических проблем у участников, и прогресса в результатах по сравнению с предыдущим днем заметно не было. Салливан оформил свой четвертый поул в карьере с результатом 66.565 секунды, Джуниор с отставанием в полсекунды с лишним стал вторым, а Марио замкнул тройку, но после уорм-апа признал, что за победу бороться, скорее всего, не будет: управляемость болида после аварии оставляла желать лучшего. Зато рвались в бой Эмерсон Фиттипальди и Майкл Андретти, разбавившие присутствие в первой восьмерке квалифицировавшихся таких неожиданных персонажей как Рауль Бозель на корыте «Дик Саймон Рейсинг», Роберто Морено и Жак Вильнев.
Именно Майкл стал главным действующим лицом первых кругов воскресной гонки. Он мгновенно выиграл две позиции за счет обгонов, затем на третьем круге расправился со своим отцом в споре за пятую позицию, и, в конце концов, почти без боя прошел Маленького Ала, который к тому времени уже успел немного полидировать.
Первый желтый флаг из-за разворота Энди Ланье на 14 круге ввел в действие тактику пит-стопов, ибо Майкл и Марио решили отправиться на свою первую дозаправку. Вместе с ними на пит-лейн свернуло и большинство других участников, так что потеря позиций была незначительной, а вот положение лидеров через 15 кругов выглядело совсем незавидным. Из-за ряда инцидентов, например, остановившихся на трассе машин Бозеля и Рика Мирса, судьям пришлось вновь объявлять коушен, и из-за этого Салливан, Эммо и Джуниор также были вынуждены совершать свой первый пит-стоп под желтыми флагами, выпав за пределы первой пятерки. В лидеры, естественно, вышел Майкл, а вот кое-кто на рестарте вконец испортил себе заезд. Понимая, что надо ковать железо пока горячо, Салливан постарался как можно быстрее разобраться с маячившей впереди «мелюзгой» и устроил завал в последней шпильке. Замена переднего антикрыла означала, что за победу Дэнни уже не поборется.
С этого момента «Гран-при Лонг-Бич» становится историей противостояния Майкла Андретти и Маленького Ала. После своей первой дозаправки Анзер наконец-то поехал быстро, начав уверенное продвижение вперед, воспользовавшись, к тому же, проблемами у Марио и Фиттипальди. Решила все пресловутая тактика пит-стопов. Майкл совершил свою последнюю остановку на 55 круге, а Джуниор смог продержаться на легкой машине еще 13 кругов, с каждым кругом увеличивая свой отрыв от потяжелевшего болида Андретти. В итоге красно-белая «Лола» Ала вернулась на трек после своей дозаправки сразу впереди Майкла. Отзащищаться, правда, не получилось: на прогретой резине пилот «Крако Рейсинг» не оставил своему визави никаких шансов. Статус-кво был восстановлен, и между двумя молодыми гонщиками завязалась напряженная борьба, конец которой положил лишь клетчатый флаг.
|
На открытом пространстве Андретти был несколько быстрее, зато в трафике круговых Анзер действовал гораздо жестче. «По силам мы были абсолютно равны, так что мне оставалось только надеяться, что Майкл ошибется при обгоне очередного кругового», - отметил впоследствии Джуниор. - «Но он провел идеальную гонку, я ничего не смог поделать». Шансы, однако, у Маленького Ала были - самый удобный случай атаковать Андретти представился ему за пять кругов до финиша, когда лидер не смог завершить обгон Роберто Морено в конце прямой Сисайд. Майклу пришлось экстренно тормозить, а его соперник был тут как тут. Атака за лидерство в девятом повороте едва не увенчалась успехом - Андретти спасло то, что он находился на более выгодной траектории. «Да, я знал, что он начал обгон. Если бы меня чуть-чуть повело на выходе из поворота, он бы достал меня», - сказал Майкл. - «Мы едва не столкнулись, но вообще мы с восьми лет гоняемся друг против друга. Я знал, что могу ему доверять в такой ситуации». И действительно, Ал действовал очень корректно. Когда он понял, что пройти Андретти не получится, он не стал доводить дело до контакта, и сбросил газ. Через пару кругов в том же месте он едва не клюнул лидера в коробку передач, атаковав его на торможении, но вновь все прошло так же корректно и так же безрезультатно. Больше попыток поспорить за победу у Джуниора не было…
Первый успех Андретти пришелся на его 36-й старт в карьере. Для его команды победа в Лонг-Бич стала первой в истории, которая началась в 1981 году. «После пяти лет в середине пелотона, как же здорово идти на Аллею Победы», - поделился своими впечатлениями владелец Морис Крэйнс. - «Майкл был великолепен. Команда была великолепна. Невероятная гонка!»
Этап в Лонг-Бич стал настоящим триумфом гонщиков, представляющих гоночные семьи. Шутка ли - третью позицию на подиуме, вслед за Андретти и Анзером, занял австралиец Джефф Брэбэм - сын трехкратного чемпиона мира "Формулы-1" Джека Брэбхэма. Удивительно, но на этот раз на машине «Галлес Рейсинг» ничего не поломалось, и Джефф смог наконец-таки финишировать на высокой позиции. Более того, на место в топ-5 до последнего претендовал и его товарищ по команде - Роберто Морено, но на последнем круге у него сгорел двигатель и его смог опередить Марио Андретти, у которого к тому моменту практически отказали тормоза и не работало сцепление. Забегая вперед, отмечу, что в первых восьми гонках сезона невезучий Морено лишь раз смог финишировать, при этом умудрившись не попасть в очковую зону. Произошло это экстраординарное событие в Милуоки.
Также нельзя не отметить четвертое место Тома Сневы. Ветеран, конечно, не мог соперничать с лидерами за победу, но на третье место все же наработал. Тем более обидно, что оно уплыло на последнем круге к Брэбхэму, так как Тому не хватило топлива. Рассказывает сам гонщик: «Машина не очень хорошо управлялась поначалу, но мы по ходу гонки работали с настройками, и мне стало комфортнее за рулем. Нам, правда, пришлось сделать топливную смесь богаче, чтобы компенсировать недостаток турбонаддува и, в конце концов, топливо вышло за круг до финиша». Четвертое место, однако, нельзя расценить иначе как успех. На дорожных гонках последний раз Снева попадал на подиум в 1984 году, как раз таки в Лонг-Бич.
Общий зачет: Том Снева - 28, Майкл Андретти - 22, Кевин Коган - 20, Марио Андретти - 17, Джефф Брэбхэм - 17
Записная книжка
Самыми занятными со статистической точки зрения неудачниками этапа стали Роберто Герреро и Кевин Коган. Колумбиец, встретив зелёный флаг, проехал лишь несколько поворотов, после чего его болид сломался, и таким образом за три предыдущих гонки в Лонг-Бич в сумме Роберто смог пройти лишь пять (!) кругов. Что касается триумфатора Финикса, то Коган умудрился спалить по ходу уик-энда три двигателя. Два мотора отказали в практиках, и Кевину приходилось спешно пересаживаться в запасную машину Эмерсона Фиттипальди; ну а в третий раз «Косворт» подвёл калифорнийца уже, естественно, по ходу заезда.
***
По ходу этапа разгорелся небольшой скандал, связанный с командой Пэта Патрика. Тони Сикале разработал для болидов «Марч» специальные накладки на элементы задней подвески, подверженные излишнему нагреву из-за своеобразного расположения выхлопной системы. Конкуренты в лице «Хаас Рейсинг» и «Шиерсон Рейсинг» подали протест, посчитав, что алюминиевые навесы создают дополнительную прижимную силу, однако объяснения Сикале удовлетворили технический комитет CART и протест был отклонён. Единственным результатом стала разработка бюллетеня, в котором строго фиксировались допустимые параметры подобных накладок. Кстати говоря, в Лонг-Бич их можно было заметить и на болиде Майкла Андретти, но размер был гораздо меньше, чем на машинах Когана и Фиттипальди. Менеджер «Крако Рейсинг» Барри Грин отметил следующее: «Если бы мы хотели повлиять на аэродинамику, то приготовили бы что-нибудь более существенное. Наша цель - защитить подвеску, и я не могу поверить, что больше никто до этого не додумался».
|
***
Небольшие изменения в конфигурации трека, а именно зауживание двух поворотов – седьмого и восьмого, не встретили положительной реакции участников. «Я не понимаю, зачем было это делать, - сказал Дэнни Салливан. – Не очень хочется, чтобы трек лишался своего особенного характера, и имел одни лишь 90-градусные повороты». Майкл Андретти также был недоволен: «Кочка в седьмом повороте была моей любимой частью трассы. Это была одна из тех кочек, с которой я мог смириться». «Кстати говоря, в своём прежнем виде то место можно было использовать, чтобы подловить соперника на ошибке», - отметил Герреро.
***
По итогам двух этапов было невозможно определить, есть ли у какого из двух шасси – «Лолы» или «Марча» - преимущество в гонке и квалификации. До начала сезона эксперты предсказывали, что «Марч» будет доминировать на овалах, а «Лола» получит небольшое преимущество на дорожных трассах. В Финиксе Марио Андретти обновил рекорд трека на «Лоле», а в заезде не было равных «Марчам» Майкла Андретти и Кевина Когана, ну а в Калифорнии восемь первых стартовых позиций равномерно распределились между обоими производителями, при этом в воскресенье за первое место также шла упорная борьба между разными марками. Как сказал один из судей CART, пожелавший остаться анонимным: «Марч» и «Лола» практически подобрались к лимиту того, что можно извлечь из нынешних правил».
Тэги: ал анзер-младший, джефф брэбэм, история индикара, крако рейсинг, летопись сезона, лонг бич, майкл андретти, марио андретти, роберто морено, том снева