По иронии судьбы оба канадских этапа CART в 1986 года ознаменовались как две капли воды похожими друг на друга ситуациями, а именно судейским скандалом по одному и тому же поводу. И если в Торонто в роли пострадавшего, не ясно, правда, по праву или нет, оказался Бобби Рейхол, то в Монреале дирекция гонки сработала в его пользу, правда снова не обошлось без небольшой путаницы, которая немного испортила впечатление от гонки. Гонки, ставшей последней для «Индикара» на очень интересном шорт-треке «Санаир Суперспидвей».
Безусловно, несколько обидно, что CART провёл всего три заезда на 0.826-мильном овале, но с деловой точки зрения понятны причины решения не продлевать контракт с автодромом на 1987 год. Во-первых, руководство чемпионата вполне обоснованно считало, что одного этапа в Канаде на данной стадии своего развития вполне достаточно, а Сен-Пи явно проигрывал Торонто в финансовой привлекательности, будучи расположенным достаточно далеко от Монреаля (35 миль). Гонки гонками (а они были на «Санаире» чертовски интересными), но когда за два дня уик-энда трек посещает немногим более 37 тысяч человек, возникают вполне обоснованные сомнения в том, что для популяризации «Индикара» среди франкоговорящих канадцев было выбрано правильное место. Собственно даже среди гонщиков не было единого мнения по поводу «Санаир Суперспидвей». Если бравые и отважные пилоты, такие как Ал Анзер-младший, или же испытывавший тёплые чувства к овалу Панчо Картер считали, что зрители получают великолепное зрелище от езды на шорт-треке, то опытные ворчуны, вроде Эмерсона Фиттипальди замечали, что места для скоростных болидов там всё же маловато. Решение в любом случае принимали не они, а руководство, вердикт которого был следующим: CART и Квебек должны расстаться.
Во время уик-энда, правда, ещё никакого решения не было озвучено, так что командам было не до сантиментов, а напряжённый график сессий не позволял отвлекаться. Тренировка перед квалификацией была всего одна и длилась она 90 минут, и точно также квалификация была ограничена одной попыткой. Естественно, это привело к тому, что борьба за поул-позицию получилась весьма интересной, правда участники находились в неравных условиях: те, кто выезжал в числе первых, не имели возможности заранее подготовиться к изменчивым погодным условиям, а вот закрывавшие квалификацию пилоты уже имели представление, как реагировать на ветер и прохладную температуру трека, исходя из опыта своих менее удачливых коллег. Вот, например, Роберто Герреро первым показал зачётное время, которое было на порядок хуже того, что он показал в практике, и пожаловался: «Машину вело в поворотах». Следом за ним на трассе показался Майкл Андретти, и также остался недовольным: «Трек скользкий, я испытывал сильную недостаточную поворачиваемость». Зато Рик Мирс никаких трудностей не повстречал, заранее понимая, что его ждёт на быстром круге. Возможно, что гонщику «Пенске Рейсинг» помогла тестовая сессия, проведённая командой перед уик-эндом, но он в итоге взял поул, показав время 19.6 секунды. Неплохо для человека, который в 1984 году попал здесь в серьёзную аварию, которая вполне могла завершить его карьеру. «Я постараюсь поквитаться с треком, - заявил Рик. – Это мой третий поул в сезоне, но победить мне так пока и не удалось, так что, надеюсь, завтра мы сможем изменить положение дел». Важно отметить, что выступал Мирс на шасси «Пенске», с которым команда вдоволь намучилась в 1986 году. Алан Дженкинс наконец-то увидел, как его разработка смогла обставить «Марчи» и «Лолы», правда, не в очной борьбе.
Следом за Мирсом на трек в квалификации выезжало не так много гонщиков, и ещё меньше могли рассчитывать на то, что им удастся перебить достижение Рика. Кевин Коган получил право стартовать с первого ряда благодаря кругу 20.083, а Бобби Рейхол уступил ему всего одну тысячную и в итоге оказался третьим на стартовом поле – справа от него стартовал Майкл Андретти. В общем и целом, первая десятка уместилась в промежуток в полсекунды, что явно говорит в пользу пелотона, кстати говоря, самого маленького в сезоне. Лишь 21 машина приняла участие в «Молсон Инди Монреаль», из них только 19 проехали быстрые круги в квалификации. Гэри Беттенхаузен повредил машину в практике, а Рауль Бозель не смог выехать на зачётную попытку из-за технической поломки на его болиде.
Первые параллели с Торонто возникли уже на первом круге: снова любимец публики Жак Вильнёв не смог проехать больше одного круга. И если в Онтарио причиной была поломка, то на этот раз он столкнулся с Деннисом Файерстоуном, которого развернуло во втором повороте. Жаку повезло, что повреждения оказались несерьёзными – бригада «Хемельгарн Рейсинг» смогла починить болид, а вот Файерстоун был вынужден обращаться к медикам с вывихнутым плечом. Третьим участником инцидента был Дейл Койн, который потерял машину по своей инициативе и не понёс никакого урона, но на самом деле с Койном была связана достаточно неприятная история. Он использовал устаревшее шасси «Лола» с неконкурентоспособным мотором «Шевроле» и на каждом этапе ехал очень медленно. До поры до времени это особо никого не беспокоило, но в Санаире Дейл стал угрозой остальным участникам заезда. Мало того, что в квалификации он проиграл по скорости более 30 миль в час обладателю поула, так по ходу гонки его #19 постоянно путался под ногами более быстрых соперников, едва не вызвав три аварии, и это как минимум. Куда смотрела дирекция гонки во главе с Уолли Далленбахом не очень понятно, но Койна нужно было снимать с дистанции уже на первых кругах.
Вторая схожая черта с Торонто заключалась в том, что гонка была разделена на две отличные друг от друга части – только на этот раз не аварией, а сходом с авансцены одних, и восхождением на нее других пилотов. Что было до этого: уверенный рестарт Мирса и появление затем серьёзных проблем с управляемостью, из-за которых он за считанные минуты потерял шесть позиций (как оказалось, проблема крылась в повышенном износе одной из покрышек); прорыв Роберто Герреро на третью позицию, а также красивая борьба отца и сына Андретти за лидерство. Сражение Марио и Майкла завершилось совсем уж неожиданно: суровый отец жестоко наказал своего отпрыска за необдуманную атаку в первом повороте, обрубив ему переднее антикрыло, и на трассе во второй раз появился пейс-кар, чтобы бригада безопасности могла собрать обломки. Не очень понятно, что нашло на стратегов в стане «Ньюман-Хаас» и «Коттер Рейсинг», но Марио и Герреро оказались единственными гонщиками, кто остался на трассе. Вскоре стало понятно, что это была решающая ошибка.
|
Дело в том, что заезд не был богат на коушены, и обоим лидерам пришлось совершать плановую дозаправку под зелёным флагом. Первым это сделал Герреро, к тому времени ставший лидером, а на 88 круге к механикам направился Андретти, и по иронии судьбы именно колумбиец подвёл жирную черту как под своими шансами, так и шансами соперника. На 121 круге Роберто заправил в стену Джонни Ратерфорда и уехал в отбойник вместе с ним, став причиной третьего жёлтого флага. К этому моменту на круге лидера оставалось всего два болида: Рейхол и Анзер, и никто не мог помешать им сохранить статус-кво после цикла пит-стопов. Ключевой момент всей гонки произошёл вскоре после рестарта: кто-то из аутсайдеров зацепил стену, снова был объявлен коушен, а так как по расчётам шеф-механиков участники подошли к окну последней дозаправки, на пит-лейне снова стало многолюдно…
Итак, ситуация развивалась следующим образом: Рейхол решил вместе с дозаправкой поменять покрышки, а Анзеру только долили необходимое количество метанола, и Маленький Ал стремглав бросился прочь из питов, при этом умудрившись обогнать пейс-кар. Как впоследствии объяснил сам гонщик: «Я не знал, где находится пейс-кар, я был слишком озабочен тем, как опередить Бобби». В результате возникшей путаницы Анзер оказался одновременно и лидером, и не лидером. Лидером потому, что Ал уехал в конец линии на рестарте и получил преимущество почти в круг над Рейхолом, а не лидером по той причине, что судьи предварительно поставили Бобби в официальных данных хронометража, ибо он рестартовал сразу позади пейс-кара.
Самое странное, что до поры до времени дирекция гонки не предпринимала никаких шагов по исправлению ситуации. С одной стороны Маленький Ал нарушил правила, и должен был быть наказан, но чёрный флаг не последовал. С другой стороны, если судьи считали, что в действиях #30 не было криминала, то на следующем коушене пейс-кар должен был подобрать именно Анзера, и позволить Бобби совершить вэйв-эраунд, но этого не произошло, и ещё несколько кругов Рейхол прилагал усилия, чтобы не потерять круг относительно своего оппонента.
К счастью, вакханалия глупости подошла к своему завершению на 155 круге. Очередной коушен из-за сгоревшего мотора на «Лоле» Панчо Картера привёл к частичному восстановлению справедливости: Рейхол смог вернуться в конец линии и угроза потери круга миновала, а вскоре после отмашки зелёного флага, когда Бобби начал зрелищный прорыв, судьи наконец-таки возвестили, что Анзер-младший получает чёрный флаг и стоп-энд-гоу в 20 секунд. 50 кругов, вдумайтесь только – 50 кругов потребовалось стюардам, чтобы разобраться в достаточно тривиальной ситуации. И, кстати говоря, объяснения Уолли Далленбаха показывают, что с регламентом в то время было всё не очень хорошо: «Хотя лично я не вижу, что у Анзера был умысел опередить пейс-кар, он улучшил позицию в питах под жёлтыми флагами, а это нарушение. Я мог бы выписать ему штраф в один круг, но я не считаю, что Ал грубо нарушал правила», - сообщил главный судья CART. В общем, кручу как хочу, не правда ли?
Наказание Анзера отдало победу в руки пилоту команды «Труспортс» и оставшиеся круги Рейхол провёл спокойно и уверенно, финишировав с преимуществом в 13 секунд. Когда его спросили, как он отнёсся к ситуации с Джуниором, Бобби ответил: «Я предоставил Стиву Хорну заниматься этим, и сосредоточился на том, чтобы ехать как можно быстрее. Мне не хотелось отвлекаться на что-либо постороннее». Маленький Ал сделал всё, что было в его силах, но после отбытия наказания он застрял за круговыми, и пока выбирался из их плена – поезд уже ушёл. Но судя по всему, Анзер был не сильно обескуражен: «Если CART говорит, что было нарушение, то что я могу поделать? Иногда мы ошибаемся, иногда они, но в каждом случае судьи стараются вынести максимально объективное решение».
Достаточно тихо и незаметно на третью ступеньку подиума поднялся Эмерсон Фиттипальди, причём изначально команда Пэта Патрика планировала подать протест, так как по их мнению на третьем месте должен был быть классифицирован Кевин Коган, опережавший бразильца в общем зачёте, но затем от этой затеи решено было отказаться. Оба товарища по «Патрик Рейсинг» проиграли победителю два круга…
Следующим этапом в календаре 1986 года значилась «Роуд Америка», но в ближайшей статье речь пойдёт совсем не о ней. Почему? А потому, что в дело вмешался форс-мажор…
Тэги: ал анзер-младший, бобби рейхол, дейл койн, индикар, рик мирс, санаир, судейство, уолли далленбах