Гонка «500 миль Индианаполиса» 1986 года во многом была историей двух пилотов – Бобби Рейхола и Кевина Когана. Их карьеры развивались по похожему сценарию, и все же после этой «Инди» один пилот продолжил свое восхождение к вершинам американского автоспорта, а другой наоборот – начал медленное, но неотвратимое падение вниз.
В конце семидесятых годов журнал “Road & Truck” посвятил один из своих материалов шести молодым гонщикам из США, которые, по мнению журналистов издания, обладали достаточным потенциалом для того, чтобы пробиться в «Формулу-1». Надо ли говорить, что имена Рейхола и Когана были в этом списке. Кроме того, оба пилота представляли собой новый тип американского гонщика. Оба окончили университет, оба были весьма интеллигентны, оба умели общаться с прессой.
Коган впервые выступил в Индианаполисе годом ранее дебюта Рейхола, и по завершении того сезона его называли одним из самых перспективных новичков «Индикара». Роджер Пенске, недолго думая, предложил Кевину контракт, и в 1982 году он был уже товарищем Рика Мирса, с которым квалифицировался на первом ряду «Инди 500». Будущее сияло яркими красками, но все пошло крахом после того как на старте гонки Коган поучаствовал в аварии, выбившей из числа участников не только его самого, но и трех других гонщиков. Пребывание Когана в «Тим Пенске» оказалось недолгим, и по окончании сезона его попросили из команды. На протяжении следующих трех лет Коган выступал за «Бигнотти-Коттер», «Герни-Карб» и «Крако Рейсинг», а перед началом сезона-86 он подписал контракт с организацией Пэта Патрика.
В отличие от Когана Рейхол все это время оставался с командой «ТруСпортс». В 1982 году в ранге новичка он выиграл две гонки и набрал достаточно очков, чтобы занять второе место в таблице чемпионата. После этого сезона Рейхол преуспел практически на всех трассах, кроме Индианаполиса. Имея в активе четыре старта, Бобби мог похвастать только седьмым местом, завоеванным в гонке 1984 года.
Обоим гонщикам было, что доказывать в Индианаполисе 1986 года. Коган был полон надежд развить успех первых гонок сезона. Дебют за «Патрик Рейсинг» получился как нельзя более удачным: Кевин выиграл в Финиксе после старта с четвертой позиции. Для него это была первая победа в карьере. Рейхол после трех выигранных гонок в 85-м, по традиции не очень хорошо начал новый сезон. В Финиксе он занял 16-е место, а в Лонг-Бич 18-е. Но что было хуже всего – владелец команды, Джим Трумэн страдал от неизлечимой стадии рака. Каждый, кто имел хоть какое-то отношение к «Труспортс» знал, что будет значить победа в Индианаполисе для смертельно больного Джима.
Может, пилоты и подошли к главной гонке сезона с разным настроением, но можно было с уверенностью говорить о том, что они ставят перед собой только самые высокие задачи: оба выступали за сильные команды, и в их распоряжении были новейшие шасси «Марч», которые отличались от своего предшественника более узким носом и треугольным ролл-баром.
«Косворт» поставлял моторы для всех «Марчей» в заявке, за исключением машин Дэнни Онгаиса, Скотта Брайтона, Стива Чесси, и Джона Пола-младшего. Эти гонщики использовали «Бьюик».
Новая «Лола» модификации Т86/00 была очень похожа на «Марч», но ее можно было отличить по ролл-бару традиционной формы. «Лолы» выставили: «Ньюман/Хаас» для Марио Андретти, «Шиерсон Рейсинг» для Ала Анзера-младшего, «Провими Вил» для Ари Лайендайка, «Рэйнор Рейсинг» для Денниса Файерстоуна, «Саймон Рейсинг» для Дика Саймона и Рауля Бозеля и «Галлес Рейсинг» для Джеффа Брэбхэма, Панчо Картера и Роберто Морено.
Вновь приехали в Индианаполис и «Орлы» Дэна Герни. Две машины, также напоминающие «Марч», были заявлены для голландского новичка Яна Ламмерса. Но помимо этого в заявочном листе была еще одна очень интересная машина. Роджер Пенске после двух лет использования шасси «Марч-Косворт», решил снова подготовить машину собственного производства и, усилиями конструктора Алана Дженкинса, был разработан болид РС-15. Эта машина выделялась, прежде всего, своим двигателем. Бывшие инженеры «Косворта» Марио Илиен и Пол Морган обратились к Пенске с просьбой о содействии в запуске собственной компании и после того, как Роджеру удалось привлечь внимание «Шевроле», на свет появился «Илмор». Пенске имел эксклюзивное право использовать на своих машинах в 1986 году первый проект «Илмора», впоследствии превратившийся в двигатель “Chevy Indy V-8”.
Новая машина была доверена действующему чемпиону – Алу Анзеру, в то время как Рик Мирс и Дэнни Салливан продолжили выступать на «Марчах». Ее дебют состоялся в Финиксе, и удачным не получился. Хоть Большой Ал и квалифицировал шасси на достойном седьмом месте, в гонке до финиша ему добраться не удалось. Несмотря на то, что за последние три года Анзер взял два титула, волею Роджера Пенске ему была уготована роль боевого тест-пилота, выступающего на неполном расписании.
| |
Изменения коснулись и самого спидвея. Исчезли деревянные гаражи, некоторые из которых использовались еще с сороковых годов. Их заменил современный комплекс, рассчитанный на размещение 96 машин. С трех сторон его окружали служебные здания, выполнявшие роль, в том числе и офисов, и складов запчастей.
Чтобы остановить рост скоростей, в преддверии сезона были введены новые технические правила, и машины потеряли около 30% прижимной силы. Однако весенние тесты показали совсем незначительное падение результатов. В квалификации к «500 милям» снова ожидалось установление нового официального рекорда трека.
Результаты уже первой практики подтвердили прогнозы специалистов. Безо всякой раскачки Майклу Андретти удалось преодолеть барьер в 210 миль час (210.133), а на следующий день его отец Марио возглавил чарты с результатом 211.764 м/ч.
В понедельник и вторник результаты выросли незначительно. Самыми быстрыми стали Рик Мирс и Дэнни Салливан, но наибольшего внимания удостоился их товарищ по команде Ал Анзер, развивший на своем «Пенске-Илмор» скорость 208.044 м/ч, что было не так и плохо.
Программа четвертой практики была омрачена серьезной аварией Херма Джонсона, который, как и год назад, разбился в первом повороте. На этот раз машина улетела в стену после того, как на входе в вираж от болида оторвался значительный элемент обшивки. Джонсон был госпитализирован с серьезными травмами стопы и голени, а также переломом одного из позвонков. Снова талантливый пилот из Висконсина не смог принять участие в «Индианаполисе 500».
Скачок в скоростях произошел в среду, когда свои наработки на квалификацию опробовали в «Тим Пенске». Мирс показал лучший результат 214.694 м/ч, а Салливан стал вторым, отстав от Рика на 0.7 м/ч. Следом расположились Майкл Андретти, Рейхол и Анзер. В четверг Мирс и Салливан снова забрались за 214-мильный барьер, захватив в компанию и Эмерсона Фиттипальди. Товарищ Эммо по команде Коган недотянул до этой отметки, проехав лучший круг со скоростью 213.929 м/ч. Ну а в пятницу, клуб «тех, кто ехал быстрее 214 миль в час» пополнился Майклом Андретти, Рейхолом и Томом Сневой.
Последняя перед квалификацией практика снова осталась за ребятами Пенске. В первой группе, которая выехала на трассу в восемь утра, первенствовал Мирс с результатом 217.548 м/ч, и кто бы мог подумать, что Салливан, отправленный во вторую группу, перекроет это достижение, достигнув средней скорости 217.608 м/ч. Да уж, «Поул Дэй» обещал быть очень быстрым.
Первым на трассу выехал Марио Андретти, и ему почти удалось превзойти рекорд Панчо Картера, собрав по сумме четырех кругов скорость 212.300 м/ч. Следующим на очереди был Салливан. Сначала Дэнни обновил рекорд быстрейшего круга – 215.729, затем он пролетел по треку еще быстрее – 215.755, и пусть завершающие два круга оказались немного медленнее, результат его попытки был лучшим в истории Индианаполиса» - 215.382 м/ч. Но на поуле действующий победитель «500 миль» продержался всего лишь один час.
Когда на трассе появился Мирс, стало ясно, что именно он будет стартовать с первой позиции. Первый круг – ошеломляющие 217.581, второй оказывается ненамного медленнее – 217.124. На каждом из оставшихся кругов Рик понемногу замедлялся, но запаса хватило. Суммарный результат 216.828 м/ч вывел двукратного чемпиона Индианаполиса на бесспорную первую позицию. Салливан переместился на второе место, а рядом с пилотами «Тим Пенске» расположился Майкл Андретти (214.522) Очевидно, что эти изменения в правилах нисколько не смогли повлиять на скорости болидов. Рейхол занял четвертую стартовую позицию, показав результат 213.550 м/ч, а Анзер вывел свою машину на пятое место. Вместе с Бобби и Алом второй ряд стартового поля поделил Коган.
Всего в субботу квалифицировалось 23 болида, еще пять попало на старт в воскресенье, причем в числе этих счастливчиков оказалась личность весьма неординарная. Фил Крюгер, получивший в свое распоряжение прошлогодний «Марч» был не только гонщиком, но и, фактически, собственным шеф-механиком. Таким образом, Фил будто бы перенесся в прошлое, в те дни, когда подобная практика была обычным явлением в Индианаполисе.
Вторая неделя тренировочных сессии запомнилась неожиданной скоростью «Марча-Бьюик» Джима Кроуфорда и аварией Марио Андретти. Кроуфорд, заменивший Джона Пола, в среду присоединился к «Клубу 214», а Марио ранее в тот же день врезался в стену в третьем повороте из-за поломки подвески. Андретти отделался незначительными травмами, но никто не давал гарантии, что машина, на которой он уверенно квалифицировался на гонку, будет восстановлена. Правила на этот счет были весьма жесткие: гонщик был обязан стартовать на той же машине, на которой и проходил квалификацию. При использовании запасной машины, пилот отправлялся в конец пелотона. Взвесив все «за» и «против, в «Ньюман/Хаас» решили использовать второе шасси.
Краткий анализ стартового поля покажет нам, что в гонку пробилось 24 «Марча», восемь «Лол» и одно шасси «Пенске». 29 машин из 33 снабжались моторами «Косворт», на трех стояли «Бьюики», ну и не стоит забывать про «Илмор» на болиде Анзера-старшего. Все машины за исключением «Марча» Крюгера были модификациями 1986 года выпуска. Предварительный расклад был именно таким, но после «Карбьюрейтор Дэй» последние два ряда претерпели изменения.
Финальная практика собрала большое количество зрителей, и, так как в ней принимали участие только будущие участники гонки, ее можно было рассматривать как своеобразный «мини-Индианаполис», благо, что обязательным элементом сессии была тренировка пит-стопов. Не обошлось и без аварии. На выходе из четвертого виража на болиде Денниса Файерстоуна взорвался ротор колеса. Машину повело влево, и она ударилась о внутренний отбойник, после чего едва не влетела на пит-лейн, совершив второй контакт с разделительной стенкой. В момент аварии позади Файерстоуна следовал Морено. Пытаясь избежать контакта с неуправляемой машиной Денниса, Роберто сам потерял контроль и зацепил отбойник, после чего на большой скорости влетел в питы, зацепив припаркованные болиды Снайдера и Гарсы. Единственным забавным моментом во всей этой ситуации стало то, что Морено остановился на своем собственном пит-столле. По счастливому стечению обстоятельств Файерстоун, два механика и зритель отделались лишь незначительными повреждениями.
Так как Файерстоун не имел зарегистрированной запасной машины, ему пришлось снимать заявку, так как отчаянные попытки починить разбитый болид успехом не увенчались. Таким образом, Дик Саймон, выбитый из числа участников гонки в последний день квалификации, снова оказался на стартовом поле. Вот второй раз за три года в «500 миль» смог пробиться пилот, чье время было 34-м. Помимо всего прочего на последний ряд были перемещены два гонщика, которым пришлось пересаживаться в запасное шасси – Снайдер и Морено. Марио Андретти, в связи с этими пертурбациями, поднялся на 30-ю позицию.
|
Когда речь заходит о «500 милях» 1986 года, сразу выясняется, что история делается не только за счет рекордов. Погода в том мае решила, что с ее помощью тоже что-то должно случиться впервые.
Дожди в воскресенье 25 мая привели к отмене гонки. В понедельник непогода также не оставила шансов провести заезд, так что организаторам пришлось решать, как же поступить: либо перенести заезд на вторник, либо – на субботу. Обычно в случае форс-мажора «Инди 500» проводилась в ближайший доступный день, вспомните хотя бы 1973 год, однако на этот раз в расчет приходилось брать соображения особого характера. Главным из них было телевидение. Впервые за 37 лет гонка должна была транслироваться в прямом эфире. В 1949-м местная сеть WFBM уже давала живую картинку в зоне своего охвата, а с 1971 года ABC предлагала зрителям показ гонки в день ее проведения, но в записи. Эфиры выходили в прайм-тайм, чтобы обеспечить хороший рейтинг.
Также стоило принять в расчет этап в Милуоки, который традиционно проводился через неделю после Индианаполиса. Промоутеры гонки пошли навстречу организаторам «пятисотки» и согласились, чтобы «Инди» прошла в субботу 31 мая, а их гонка была передвинута на неделю вперед. В любом случае их зрители первыми бы увидели в деле нового покорителя Индианаполиса, а это был главный фактор привлечения болельщиков на трибуны.
День гонки №3 получился солнечным и теплым. Ни у кого не возникало сомнений, что «Инди 500» наконец-таки состоится, однако без задержки и на этот раз не обошлось. На одном из прогревочных кругов болид Тома Сневы неожиданно вышел из-под контроля при прогреве покрышек и выскочил на инфилд. Снева не смог избежать контакта со стеной и выбыл из заезда фактически до его начала. Как выяснилось, инцидент произошел из-за поломки задней подвески. Судьи были вынуждены вывесить красный флаг на время эвакуации машины, и зрителям пришлось подождать порядка 15 минут, прежде чем гонка наконец-таки стартовала.
Подобно Рику Мирсу в 1985 году, Майкл Андретти использовал внешнюю траекторию, чтобы на входе в первый поворот опередить соперников и выйти в лидеры. На протяжении первых 42 кругов Майкл оставался лидером, а вот его отец продержался на трассе всего 19 кругов. Андретти-старший начал было прорываться с конца пелотона, но проблемы с электрикой, а затем и с управляемостью, одним из первых вывели его из числа участников. Когану, Анзеру-младшему и Фиттипальди на время цикла пит-стопов удалось немного полидировать, но после того, как на 49 круге во главе пелотона утвердился поул-ситтер Мирс, в заезде начался период стабильности.
Вторая половина 500-мильной дистанции прошла под знаком сражения за лидерство между Рейхолом и Мирсом, за которым с третьей позиции наблюдал Коган. Ситуация накалилась до предела, когда Кевину все-таки удалось достать лидеров и последовательно обойти их на 188 круге. Следующие семь кругов Коган удерживался впереди, более того, его преимущество над Рейхолом начало понемногу расти, но тут, выходя из четвертого виража, в аварию попал Ари Лайендайк. На трассу вышел пейс-кар, но так как контакт Ари с отбойником был не сильным, коушен продлился всего два круга
На рестарте Коган не успел даже добраться до первого поворота, а Рейхол уже совершал обгон за лидерство. Шансов у Кевина не было и последние два круга прошли при полном превосходстве Бобби. Через полторы минуты после решающего обгона Рейхол, пересек финишную черту, став, таким образом, победителем «500 миль Индианаполиса» 1986 года. Удивительно, но его финальный круг (209.152) стал быстрейшим в гонке. Такого в истории Инди еще не было ни разу.
Рейхол принимал поздравления на специальной поднимающейся платформе, которую установили для того, чтобы болельщики могли без помех наблюдать за награждением. Самым памятным моментом церемонии стало появление вместе с Рейхолом Джима Трумэна, который по ходу гонки ни на минуту не покидал мостик своей команды, несмотря на болезнь.
Победа в Индианаполисе стала отправной точкой Рейхола на пути к завоеванию своего первого чемпионского титула. В том сезоне он выиграл еще шесть гонок, а вот Коган выступал достаточно неровно, в общем зачете он все-таки стал шестым. Так высоко он не поднимался со времен выступлений за «Пенске». В «500 милях» 1986 года оба гонщика лучшее, на что способны, приберегли напоследок.
Джима Трумэна не стало всего через 11 дней после «Инди 500»…
Тэги: бобби рейхол, джим трумэн, инди-500, история индикара, кевин коган, летопись сезона, патрик рейсинг, рик мирс, тим пенске