Если вы верите, что профессиональный спорт сегодня бывает чистым – не буду снимать вам розовые очки. Напротив, по прочтению этой статьи они только крепче обхватят вам переносицу: 1985 год? Да это же почти 30 лет назад было! Вот сейчас 2.5 грамма недовес одной детали – и получи по полной. Уверяю вас, что максимум через 10 лет факты, аналогичные описанным в книге бывшего исполнительного редактора газеты NASCAR Winston Cup Scene Тома Дженсена, выйдут в работе какого-нибудь Марти Смита и будут рассказывать о команде (вставьте имя вашего нелюбимого владельца), как Дженсен рассказывал, например, о команде Харри Меллинга. Книга, изданная в 2002 году, называется «Жульничество: взгляд изнутри на плохие вещи, которые хорошие гонщики NASCAR Winston Cup делают в погоне за скоростью» (Cheating: An Inside Look at the Bad Things Good NASCAR Winston Cup Racers Do in Pursuit of Speed). К своему стыду, не читал, хотя понятно же что маст хэв. Вашему вниманию перевод фрагмента, посвящённого 1985 году и 11 победам Билла Эллиотта, которые вызвали ярость NASCAR.
Если Дейл Эрнхардт, Ричард Чилдресс и компания и вызывали массу подозрений во время своей безмятежности 1980-х, то в его [Билла Эллиотта] случае всё было гораздо серьёзнее. В течение знаменитого сезона-1985 он выиграл 11 гонок и стал первым, кто сорвал бонус «Миллион от Винстон» за победы в Дейтоне, Талладеге и Дарлингтоне.
Когда Эллиотт отыграл два круга под зелёным флагом и добыл невероятную победу в Талладеге, его машина попала под огонь слухов, спекуляций и особенно усердной техинспекции – всё это продолжалось до конца сезона (Талладега была 9 этапом из 28 – примечание Ф.Б.) и далее и стоило команде чемпионского титула, о чём они говорили все последующие годы. Механики тратили уйму времени на восстановление машин после техинспекции и к концу сезона просели, особенно на шорт-треках.
Но на суперспидвеях Thunderbird Эллиотта оставался вне досягаемости. Было много теорий относительно его выступлений на скоростных треках: одни говорили, что моторист Эрни Эллиотт извлекает из двигателей Ford больше мощности, чем кто бы то ни было; другие указывали на аэродинамику. «Каждый думал, что он совершает какое-то безумие», - сказал президент Lowe’s Motor Speedway Хампи Вилер о непобедимом Ford Thunderbird Эллиотта. – «В феврале 85-го, в Дейтоне, кто-то подошёл ко мне и сказал, “Билл Эллиотт хочет видеть тебя в своём трейлере”. Ну, я пришёл, и Билл сказал “Я не знаю что делать с этой машиной. Она просто летит, и я понимаю, что они (NASCAR) собираются придти за мной. А я с машиной ничего не делал”. Я ответил “Что ж, гоняйся как есть, пусть всё идёт своим чередом”. То, что было с его машиной мы в итоге стали называть выращиванием утиных хвостов (ducktailing). Аэродинамика кузова была устроена таким образом, что когда воздушный поток срывался с машины, то шёл вот так (Вилер соединяет ладони, образуя букву V), а не прямо. И поэтому другие не могли получать от него драфт. Они выходили на позицию, чтобы получать драфт и буквально останавливались. В этом не было нарушения регламента, просто другая форма кузова, которая вела себя странно и спровоцировала жульничество других команд, которые пытались её догнать в том году».
«За него взялись в Талладеге, поскольку он отыграл два круга под зелёным флагом», - продолжает Вилер. - «Это было последней каплей. Именно здесь началась разработка нового, более аэродинамического заднего стекла для автомобилей GM, которое появилось в следующем сезоне, но и в тот период погони масштаб жульничества был запредельным. И в течение какого-то времени он не знал, что делал». Не знал ли? Специалист по аэродинамике Луис Дункан считает, что знал.
«Автомобиль Билла Эллиотта был так быстр в Талладеге, что обогнал весь пелотон дважды под зелёным флагом. Конечно, у его команды было много хороших аспектов. Хорошие пит-стопы, хорошие двигатели, хорошие кузова – всё, что касалось машины было очень правильным», - говорит Дункан. - «В то время был шаблон для проверки длины, деревянный шаблон. Никаких поперечных шаблонов или специальных измерений высоты. Тот автомобиль скорее всего извлёк максимум из серых зон регламента и не был официально нелегальным. Он был просто меньше, чем остальные Thunderbird. Ниже и уже. Там, где было можно, он был уменьшен до предела и составлял примерно 7/8 от полноразмерного автомобиля своей модели».
По мнению Дункана, работа над аэродинамикой не подразумевает жульничества. «Жульничество – это, например, когда у вас нелегальный амортизатор или вы намеренно делаете что-то против правил. NASCAR допускает серые зоны, а также небольшое отклонение и небольшую погрешность при измерении шаблонами», - говорит он. - «Работа в рамках этих отклонений и погрешность не есть жульничество – это работа… по улучшению вашего автомобиля настолько, насколько вам под силу».
Возможно, интерпретация Дункана слишком либеральная и снисходительная. Практически любой разумный человек сделает вывод, что если – и это большое «если» – машина Эллиотта была заметно меньше, чем у конкурентов, то он получал значительное и незаконное преимущество. Но эта история конечно же не является первым случаем подобного трюка ведь подготовленный Смоки Юником автомобиль для Дейтоны 1968 года не дотягивал по габаритам; все команды пытались опустить носы своих машин как можно сильнее на суперспидвеях уже с начала 60-х.
Когда Гэри Нельсона, управляющего директора NASCAR по соревнованиям, который в 1985-м был крю-чифом, сражавшимся против Эллиотта, спросили, возможно ли было не попадаться с уменьшенным кузовом, он сказал так: «Всё что я знаю, так это то, что у меня были те же возможности пройти через тот же самый процесс техинспекции, через которые проходила машина Эллиотта. Они тогда были просто умнее меня». Уточнять он отказался. Подробности формы Эллиотта 1985 года остаются неясными по сей день. «Нам удалось вывести спорт на новый уровень и фокусироваться на аспектах, над которыми остальные не хотели думать или не желали работать и тому подобное», - сказал он в Дейтоне в 2001-м году. Нечётко сформулированная мысль о том, что они перехитрили конкурентов.
Каким бы не был источник успеха Эллиотта, его автомобиль прошёл и пред- и послегоночную техинспекцию в тот день в Талладеге, так что по определению NASCAR его автомобиль был легальным. Однако, команда попала под невероятно пристальный присмотр до конца сезона-85. «Думаю, это (Талладега) многое сказало NASCAR о том, на что мы способны и какой потенциал мы раскрыли», - сказал брат Билла Дэн, который работал над передачами и менял шины в команде Эллиотта, принадлежавшей ныне покойному мичиганскому промышленнику Харри Меллингу. «Я думаю, что по этой причине машины разбирали на кусочки после многих побед», - продолжает Дэн Эллиотт. - «Единственная радость, которую я могу отметить – это ощущение, что некоторые из инспекторов были непредвзяты относительно конкуренции. Они (NASCAR) вообще делали в тот год много вещей, предназначенных специально для нас, просто чтобы нас замедлить. Но единственное, что действительно нас подкосило – это физическое истощение, потому что наша команда состояла только из нескольких человек».
Домининование #9 даже заслужило строгий упрёк от самого Билла Франса-младшего, президента NASCAR. В Дарлингтоне весной 85-го Эллиоттов вызвали на ковёр в офис Франса на треке. «Слов было немного», - вспоминает Дэн Эллиотт. - «Единственное, что я помню это его фраза “Вам не удастся испортить наше шоу”. Он сказал, что мы можем выигрывать гонки, но не с круговым преимуществом. Другими словами, мы не должны стыдить пелотон».
Точно такой же строгий подход испытал на себе Карл Киекхафер в середине 50-х и припомнил бы его в 1998-м (Киекхафер умер в 1983-м – примечание Ф.Б.): выиграешь много – попадёшь под прицел инспекторов. «Эллиотт выиграл 11 гонок в 85-м» , - вспоминает легендарный крю-чиф Бад Мор. - «Все были уверены, что Эрни нашёл нелегальный способ повысить мощность двигателя. Талладега была идеальным примером. Совершенно невозможно представить, что у них могло получиться то, что они сделали. NASCAR предположительно уничтожила четыре или пять двигателей в попытках найти что-нибудь – Эрни уже не мог собрать их обратно. У многих людей сложилось впечатление, что ассоциация закрывала глаза на машины Эллиотта, как закрывала в 1998-м на Джеффа Гордона или в своё время на Ричарда Петти. Но наш случай не такой. NASCAR делала всё, что могла».
В итоге, Эллиотт и его команда установили множество рекордов в 1985-м, но проиграли титул Winston Cup с разницей 11 очков. Является ли причиной их поражения то, что они находились под колпаком техинспекторов NASCAR, лежит ли в основе их побед то, что они были на уровень выше других команд – всё это можно обсуждать. Скорее всего, имеет место и то и другое. А уж если вам не хватает скандалов для одного сезона, обратите внимание на «The Winston» - дебютную гонку всех звёзд, за которую не присуждаются очки,но разыгрываются колоссальные призовые…
Тэги: билл эллиотт, кубок, наскар, несоответствие регламенту, читерство