Как я уже писал в обзоре Серферс-Парадайза, второй этап сезона-94 в Финиксе преподнес несколько сюрпризов. Первый из них - это решение организаторов: новый технический бюллетень предписал команды уменьшить заднее антикрыло на своих болидах, что теоретически привело к уменьшению прижимной силы на 15-20%. Целью было снижение скоростей, но никакого эффекта эта мера не принесла только по той причине, что в преддверии нового сезона на «Финикс Интернэшнл Рэйсвей» было уложено новое покрытие. Еще во время зимних тестов, несмотря на использование новой конфигурации заднего антикрыла из двух планок, гонщики легко выходили из 20 секунд на круге, так что, нечто подобное можно было ожидать и не этот раз, несмотря на то, что погодные условия не так благоприятствовали падению рекордов.
Автором второго сюрприза стал новичок, пока еще не лучший, но успевший заявить о себе уверенным пилотажем в Австралии: Жак Вильнев едва не совершил настоящую сенсацию и показал в квалификации второй результат, уступив победителю Полу Трейси всего 0.018 секунды. Для гонщика, проводящего всего вторую гонку в «Индикаре» это несомненный успех. Однако молодой канадец перед стартом унывал по одной, но немаловажной причине. В субботней практике его основная машина пала жертвой ошибки Найджела Мэнселла - британца занесло в третьем повороте и бросило на Жака, шедшего сверху. Болид Вильнева оказался серьезно поврежден, поэтому в команде «Форсайт-Грин Рейсинг» решили готовить к гонке запасное шасси.
Третьим сюрпризом стали проблемы с моторами «Хонда» у команды Бобби Рейхола. Никто и не говорил, что японские двигатели с ходу начнут доминировать в серии, однако, несмотря на обширную тестовую программу на овалах, в Финиксе обнаружилась большая потеря в мощности относительно лидеров, и это вызвало глубокое недоумение у трёхкратного чемпиона и совладельца его команды Карла Хогана. Забегая вперед, скажу, что обе машины команды выглядели достаточно слабо, Майк Грофф, несмотря на шестое место, отстал на четыре круга от победителя.
О первом ряде стартового поля, который получился чисто канадским, мы упомянули. Какие еще результаты квалификации стоит отметить? Во-первых, необходимо сказать, что новая аэродинамика способствовала более плотным результатам - такого широкого разброса результатов как прежде не наблюдалось, причем скорости немного подросли - Трейси взял поул с рекордом трека, а средняя скорость квалификации возросла на 4 мили в час по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, обратите внимание на великолепное выступление пилотов «Ньюман-Хаас Рейсинг»: Найджел Мэнселл и Марио Андретти оккупировали второй ряд стартового поля, опередив нескольких серьезных соперников, включая Эмерсона Фиттипальди (6-е время), Ала Анзера-мл. (9-е время) и триумфатора первого этапа Майкла Андретти, который на редкость неубедительно квалифицировал свою машину, показав всего лишь 12-й результат. Мэнселл имел некоторый запас над конкурентами перед началом тренировок благодаря двухдневным тестам за неделю до гонки, и это позволило ему доминировать в практиках, но к началу квалификации основные конкуренты уже выглядели предпочтительнее. В «Тим Пенске», например, поначалу гонщики жаловались на серьезную недостаточную поворачиваемость, но нелинейный подход к поиску оптимальных настроек быстро выявил проблему, и одна из красно-белых машин в итоге завоевала поул. Как отметил сам Трейси, ему очень помог Рик Мирс, посоветовавший изменить траекторию прохождения круга. В субботу Пол взял утреннюю практику, а затем обновил рекорд трека в квалификации - 20.424 секунды. После не очень удачного этапа в Австралии, флотилия Капитана Роджера начала набирать ход…
С первых минут гонки стало ясно, что плотность квалификационных результатов не найдет отражения в боевых условиях. Пол Трейси мгновенно умчался от Вильнева, который вскоре уступил второе место Мэнселлу. Через три круга уже можно было констатировать, что, скорее всего, борьба за лидерство в первой части гонки развернется между четырьмя пилотами - стремительным Трейси, Мэнселлом, Вильневым и Фиттипальди. Остальные участники гонки не могли выдержать заданный темп и отставали с ужасающей скоростью. Уже на 6-м круге появился первый круговой - Джефф Андретти, впервые за долгое время приехавший на какой-то другой этап кроме Индианаполиса. Один круговой не замедлил превратиться в целую стаю, и у Трейси начались проблемы с трафиком, а затем и с собственным болидом. Канадец немного замедлился и пропустил вперед Мэнселла, который начал унижать медленных пилотов молниеносными обгонами. Трейси притаился чуть позади, так как увлекшиеся междоусобицей Фиттипальди и Вильнев не собирались угрожать ему в ближайшей перспективе. Жак замечательно работал в трафике, спасаясь от атак бразильца, но Эммо удалось пробить защиту на 20-м круге и выйти на третье место. Еще один пилот «Тим Пенске» крошил оппонентов в капусту - Ал Анзер в великолепном стиле прорвался с девятой на пятую позицию, и, судя по набранному темпу, останавливаться на этом не собирался. В общем, для седого Роджера все складывалось просто замечательно, тем более что вскоре все три машины оказались во главе пелотона.
Дело было так. На 27-м круге Вилли Т. Риббс разбил свой болид в первом повороте и на трассе появился желтый флаг. В «Ньюман-Хаас» тут же зазвали на пит-стоп лидера и горько пожалели об этом. Мэнселл заглох на выезде с пит-лейн и потерял круг относительно Трейси, который никуда не спешил и остался на трассе вместе с большинством остальных пилотов. Пейс-кар очень долго водил пелотон по трассе, поэтому некоторые гонщики все же решили совершить первую остановку у механиков. Пенске, имея возможность варьировать тактику, решил поступить следующим образом: Трейси и Эммо остались на треке, а вот Маленький Ал отправился на дозаправку. Учитывая, что в круге лидера осталось не так много машин, Анзер потерял всего две позиции, однако на рестарте его и лидеров разделяли многочисленные круговые. Как пояснил впоследствии инженер Трейси Найджел Бересфорд, в их команде изначально рассчитывали на тактику двух остановок. «Время для первого пит-стопа на 29 круге было совсем неудачным», - отмечает он. - «Пол уже начал жаловаться на управляемость, и мы хотели отрегулировать переднее антикрыло, но если бы зазвали машину, то первоначальный план бы уже не работал».
Именно круговые и не позволили завязаться упорной борьбе между гонщиками, оставшимися в круге лидера - постоянно между дуэлянтами оказывался «третий лишний» и сражение сходило на нет. Фиттипальди гнался за Трейси, Мэнселл за Вильневым (оба потеряли круг из-за ошибок на пит-лейн), где-то прорывался Анзер, и все это блюдо было приправлено медленными пилотами, решающими свои локальные задачи. Такое течение гонки продолжалось до 62 круга…
Самая страшная авария в истории гонок на «Финикс Интернэшнл Рэйсвей» началась с банального контакта между Тео Фаби и Хиро Мацушитой. Две машины развернуло в четвертом повороте и унесло в отбойник. Трейси шедший следом по внешней траектории был не готов к тому, что прямо перед ним произойдет авария. Пол не успел свернуть вниз и ударил болид Мацушиты в заднюю часть. Но это было не самое страшное. Спустя несколько секунд к месту аварии на полной скорости добралась группа из трех машин, одной из которых был "Рейнард" Вильнева. Его соперники, шедшие бок о бок, начали резко тормозить, молодой канадец, пытаясь избежать столкновения, вырулил наверх, наехал на марблс и, тщетно тормозя, на огромной скорости совершил таран машины японского гонщика, которую поставило прямо поперек движению. Удар был страшен, вся задняя часть №22 разлетелась на кучу обломков, двигатель с коробкой передач оторвало и унесло в сторону, но к счастью сам гонщик остался невредим - удар пришелся всего несколькими десятками сантиметров правее кокпита. Жак также остался цел, его изувеченный болид отбросило на апрон, где в него врезался Доминик Добсон, и на этом коллизия завершилась. Стандарты безопасности не позволили этому кошмару забрать человеческие жертвы, хотя картина хаоса и разрушения была впечатляющей; чтобы расчистить завал бригаде безопасности потребовалось 25 кругов под желтым. Все это время пелотон кружил за пейс-каром, а после досадного схода Трейси на круге лидера осталось четыре машины. Эммо и Анзер возглавляли гонку, позади круговых шли Робби Гордон и Стефан Йоханссон, а реальные шансы вернуться в борьбу за победу имели Вассер и Мэнселл.
|
|
На долгожданном рестарте Мэнселл сумел навязать борьбу Фиттипальди и через 20 кругов прошел его - чемпион вернулся в борьбу за высокие места. Эммо определенно не мог похвастать отменной скоростью, так как Маленький Ал неумолимо отыгрывал у своего товарища по команде секунду за секундой, и вскоре угрожал захватом лидерства.
Британцу как воздух был необходим коушен, чтобы получить шансы в борьбе за победу, но время шло, а поводов судьям помахать желтым флагом все не представлялось. Несолоно хлебавши на 136 круге Мэнселл все-таки направился в питы. Найджел на этот раз не замешкался и после быстрого сервиса своевременно покинул свой пит-столл, но тут же совершил ошибку, за которую заслуживал черного флага. Найджел так разогнался, что слетел с выезда на трассу, попал на траву и, видимо, не имея возможности повлиять на ситуацию, выскочил на трек, прямо перед носом у Скотта Гудьира, который по счастью сумел увернуться и избежать контакта. Судьи решили простить Мэнселла, на мой взгляд, зря.
В скором времени опустели топливные баки и у лидеров. Через шесть кругов после Найджела свой пит-стоп совершил Фиттипальди, затем Анзер, и дождаться осталось только остановки Гордона, который вышел в лидеры. Робби шел первым семь кругов, а затем… Нет он не поехал на дозаправку, он опоздал. Это было печальное зрелище - подиум для Деррика Уокера становился чем-то далеким, в то время как обессилевшая машина Гордона медленно катила в боксы на последних каплях метанола. На пит-лейн его сначала толкали судьи, затем свои механики, и кончилось всё пятикруговым отставанием от первого места. Эх, Робби, Робби! «Компьютер выдал нам неправильную информацию», - смущенно оправдывался Тим Уордроп, инженер Гордона. - «Согласно ней у нас было еще четыре круга».
Но забудем о неудаче талантливого пилота, ведь на треке тем временем случилась еще одна авария, которая также как и первая, лишь по счастливому стечению обстоятельств обошлась без серьезно пострадавших. Марио Андретти, шедший в середине второго десятка, потерял машину на задней прямой, врезался в стену и вылетел на инфилд, оставив позади множество обломков. Шедшие следом гонщики принялись тормозить изо всех сил перед опасным участком, что привело к контакту. Это Майкл Андретти, не успев сбавить скорость, передним колесом зацепил машину отца слева. Подвеска не выдержала, колесо оторвалось и полетело вбок и вперед, едва не ударив голову пилота. После этого оно рикошетом от болида Гудьира взмыло в небо и отправилось через ограждение прямо в группу зрителей, которая бросилась врассыпную… Это были жуткие мгновения, но все обошлось синяками у трех болельщиков. Слава Богу, что только этим! Если бы колесо улетело на трибуны с сидячими местами… Даже и говорить не хочется о том, что могло произойти.
Лидерам удалось избежать участия в этом инциденте, поэтому заключительные 30 кругов дистанции для Пенске виделись безоблачными, тем более что Мэнселл вновь откатился на круг назад. Анзер решил пойти на сомнительный тактический ход и заехал на смену резины, оставив Фиттипальди в окружении аутсайдеров. Учитывая, что из-за холмов стала приближаться сизая грозовая туча и возникла некоторая вероятность досрочного прекращения гонки, такое решение Маленького Ала вызвало недоумение. Как и ожидалось, он не успел обойти многочисленных круговых, поэтому последние мили гонки превратились в бенефис Эмерсона. Вице-чемпион спокойно довел свой болид до финиша с 13-секундным преимуществом над Анзером, а ведь между двумя пилотами «Тим Пенске» могла развернуться красивая борьба. Увы, но красочному завершению этой драматичной гонки не суждено было случиться, хотя уверенный финиш Фиттипальди был закономерен - он заслужил этот успех.
Третьим Slick Fifty 200 закончил, как и ожидалось, Мэнселл, следом, в трех кругах позади победителя, финишировали Йоханссон и Вассер. Оба пилота провели хорошую гонку - им удалось избежать неприятностей на трассе и пит-лейн, а скорость машин позволила попасть в топ-5. Очень приятно видеть этих парней на таких высоких местах, это заслуженный успех, пусть и скромный. Ну а Робби Гордон и его команда пусть пеняют сами на себя - 7-е место стало результатом глупой ошибки. Урок на будущее, надо думать…
Интересные факты
Тройка пилотов «Тим Пенске» сполна воспользовалась наработками инженеров «Илмора», которые в перерыве между этапами провели работу над версией мотора ‘Ilmor Indy V8\D’ и сообщили о приросте мощности на 30 л.с. «На тестах зимой Мэнселл был медленнее нас в поворотах на 7 миль в час, зато на 5 миль в час быстрее на прямых», - доложил главный дизайнер конструкторского бюро «Пенске» Найджел Беннетт. - «То есть преимущество было достаточно велико, но сейчас мы подобрались к «Форду» вплотную».
«Пенске» также презентовали новинку - вертикальный стабилизатор на кожухе двигателя, фирменный «акулий плавник».
Постоянно страдающий из-за недостатка финансирования, Бадди Лазье нет-нет, да выдаст неплохую гонку. В Финиксе он прорвался с 25-й стартовой позиции до первой десятки, но лишился шансов попасть в очки из-за штрафа «стоп-энд-гоу», полученного за обгон пейс-кара при возвращении на трассу после пит-стопа во время одного из желтых флагов. В довершение всех проблем в концовке заезда у Бадди начали отказывать тормоза.
Тэги: жак вильнёв, завал, финикс, эмерсон фиттипальди