Автоспортивный сезон 2013 подошел к концу – IndyCar, DTM, MotoGP, WTCC, WRC, уже наступило межсезонье. В предстоящий уик-энд в Бразилии состоится заключительный этап Формулы 1, в Филипп-Айленде пройдет предпоследний этап V8 Supercars, ну а в прошлое воскресенье финишировал самый длинный гоночный чемпионат в году – NASCAR, где интрига в отличие от многих других ведущих серий сохранялась практически до последнего…
В высшем дивизионе Sprint Cup триумфатором в итоге оказался тот же гонщик, что и в пять раз за предыдущие семь лет, и это, конечно, невероятно для такой конкурентной серии, как NASCAR. Однако побеждает сильнейший, и этим сильнейшим в 2013-м стал Джимми Джонсон.
Гонщик Hendrick Motorsports, вне всяких сомнений, провел феноменальный сезон. Начав с уверенной победы в «Дайтоне 500», всего второй после 2006 года, Джимми Джонсон сделал то, что ему не удавалось на протяжении пяти последних лет. За это время его лучшим достижением в первой гонке чемпионата было 27-е место в 2008-м и 2011-м. В прошлом сезоне он открыл счет победам лишь на 11-м этапе в Дарлингтоне. Поэтому столь успешное начало придало дополнительную уверенность пятикратному чемпиону.
По ходу большей части регулярного сезона Джимми Джонсон был вне конкуренции. В хороший день угнаться за ним кому-либо из соперников было просто невозможно. Пиком стало его доминирование в Поконо - 128 из 160 кругов в лидерах, и в 400-мильной гонке в Дайтоне - 94 из 161. Еще одну победу он одержал в Мартинсвилле. Кроме того, в мае Джонсон в четвертый раз в карьере выиграл внезачетную гонку «Sprint All Star», установив таким образом новый рекорд. Не обходилось, конечно, и без проблем – ошибка на рестарте в Довере и полученный штраф, удар о стену в погоне за Грэгом Биффлом на последних кругах в Мичигане, авария в 600-мильной гонке в Шарлотте. Но, несмотря на это, после 22-го этапа преимущество Джимми Джонсона в чемпионате составило невероятные 75 очков. В этот интервал, к примеру, уместились гонщики со второе по седьмое места. Такого гигантского отрыва лидера при нынешней системе начисления очков, существующей с 2011 года, еще не было ни разу. Другое дело, что с точки зрения чемпионата этот гандикап мало что значил, учитывая правила «Чейза». Да и нивелировался он еще до начала «Погони за Кубком». Проблемы с двигателем в Мичигане и 40-е место, аварии в Бристоле (36-й), Атланте (28-й), Ричмонде (40-й). Эта черная полоса свела на нет отрыв Джимми Джонсона в чемпионате и после заключительной гонки регулярного сезона он уступил первую позицию Карлу Эдвардсу, вышедшему на первое место с преимуществом в пять очков. Перед началом «Чейза» это был достаточно тревожный сигнал для пятикратного чемпиона. Одна единственная ошибка или проблема в следующих десяти гонках могла обойтись очень дорого. Год назад до предпоследнего этапа в Финике все складывалось в пользу Джонсона, но взрыв покрышки и удар о стену резко изменили ситуацию в чемпионате, и титул в итоге достался Брэду Кеселовски.
| |
Однако в этот раз Джимми Джонсон провел «Чейз» практически безукоризненно, в Hendrick Motorsport удалось избежать серьезных ошибок по тактике и при работе на пит-стопах. Из 10-ти проведенных гонок Джимми Джонсон девять раз финишировал в первой десятке – причем, лишь один раз во второй половине – шестой в Канзасе. Две победы, в Довере и Техасе, два четвертых места, два пятых и одно третье. Исключением стала лишь 13-я позиция в Талладеге.
Единственным, кому удалось составить конкуренцию Джимми Джонсону в «Чейзе», стал Мэтт Кенсет. Счет в десяти гонках между ними составил 5:5. Каждый одержал по две победы. Вплоть до предпоследнего этапа в Финиксе они словно связанные одной цепью шли бок бок как в чемпионате, так и гонках. Самая большая разница на финише между ними была в Талладеге – семь позиций, шесть в Довере, по три в Техасе, Мартинсвиле и Нью-Хэмпшире, по четыре в Канзасе и Чикаголэнде, и одна в Шарлотте. Поворотный момент наступил в Финиксе, когда Мэтт Кенсет всю дистанцию вынужден был бороться с собственной машиной и стал 23-м. Джимми Джонсон в этой гонке дважды лишь чудом избежал контакта со стеной, но финишировал третьим, увеличив свое преимущество разом с семи до 28 очков. На заключительном этапе в Хоумстеде ему нужно было стать минимум 23-м. С одной стороны, задача выглядела достаточно простой, но статистика была не на его стороне – в два предыдущих года Джонсону не удавалось финишировать в Майами выше 32-го места. Но и как в случае с «Дайтоной 500» и неудачной тенденцией начала сезона, он переломил эту статистику, став девятым. Второе место Мэтта Кенсета при таком раскладе уже ничего не значило. Джимми Джонсон стал чемпионом с преимуществом в 19 очков. Без системы «Чейз» это преимущество составило бы 41 очко, а второе место в чемпионате досталось бы Кевину Харвику. Вот так выглядела бы первая пятерка: Джимми Джонсон – 1248 очков, Кевин Харвик – 1207, Мэтт Кенсет – 1192, Кайл Буш – 1163, Дейл Эрнхардт-младший – 1144.
| |
Выиграв свой шестой титул, Джимми Джонсон вышел по этому показателю на третье место за всю историю высшего дивизиона NASCAR. Впереди лишь семикратные – «Король» Ричард Петти и «Устрашитель» Дейл Эрнхардт, с которыми он может сравняться уже в следующем году. По крайней мере, по показателю возраст/достижение Джимми Джонсон уже впереди – свой шестой титул он завоевал в 38 лет и 61 день, Петти добился этого в 38 лет и 144 дня, Эрнхардт в 42 года. Вешать «шлем на гвоздь» в ближайшие годы он не собирается, поэтому, не исключено, что ему удастся превзойти двух этих величайших гонщиков и по количеству титулов. Но в любом случае Джимми Джонсон уже вписал свое имя в историю и является одним из главных феноменов в современном NASCAR.
Напоследок хотелось бы привезти высказывание Чада Кнауса, бессменного крю-чифа Джимми Джонсона, как нельзя лучшее характеризующее шестикратного чемпиона.
«Он может делать с гоночной машиной то, что никто другой смертный не сможет, - говорит Чад Кнаус. – Он очень хорошо чувствует машину. Я могу сказать, что он ничего не понимает в настройках, но он хорошо разбирается в ее поведении. Он может быть одним целым с машиной. Я понимаю, что это звучит глупо. Но серьезно, спросите серфера и о доске для серфинга, лыжника – о лыжах, сноубордиста - о сноуборде.
Когда он чувствует машину и предсказывает ее поведение – это удивительно. Иногда за рулем он говорит сумасшедшие вещи, чувствует удар и порыв ветра.
Несколько лет назад в Довере из пространства между трибунами дул сильный ветер. Джимми понял это. Он сказал, что ветер дует справа и если находиться правее, то он помогает в поворотах. Не многие парни могут делать подобное. В определенное время на определенных трассах он может делать то, что другим просто не удается».
Тэги: джимми джонсон, кевин харвик, мэтт кенсет, наскар