Древние стены Кремля и Китай-города, церкви Москвы, палаты Романовых на Варварке. Гонки болидов с открытыми колесами. Первый сезон гоночных машин с электрическими двигателями. Этап Формулы-Е в центре Москвы стал встречей прошлого, современности и будущего.
6 июня в Москве состоялся этап первого в истории сезона Формулы-Е, чемпионата гоночных болидов с электродвигателями. Еще одно событие в череде дебютов российского автоспорта, оно заслуживает внимания по многим причинам. Но главная – впервые гонки прошли на временной городской кольцевой трассе в Москве, в историческом центре столицы, рядом с Кремлем. А для меня это еще и очень личная история.
Как известно, в концепцию Формулы-Е входит проведение гонок именно на временных городских трассах в центрах больших городов. Еще когда был анонсирован календарь первого сезона, проводящегося с сентября 2014 года, я был уверен, что гонка у нас в стране, в центре Москвы или Санкт-Петербурга, украсила бы этот чемпионат. И потому объявление в январе будущего этапа в Москве было и радостным событием, но и логичным тоже.
Любопытно, что неосуществившиеся идеи Берни Экклстоуна претворяют в жизнь организаторы Формулы-Е. Так, несколько лет назад Берни загорелся идеей Гран-при Лондона. Была разработана трасса в историческом центре Лондона, с видом на всемирно известные достопримечательности британской столицы, была проведена пиар-компания будущей гонки с участием чемпионов мира Дженсона Баттона и Льюиса Хэмилтона, но… Идея так и осталась идеей. В Ф1 есть свои традиции, а этап в Лондоне многие восприняли как конкурента традиционному Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, такой же точки зрения придерживались и организаторы гонки в Сильверстоуне из BRDC. В общем, «не срослось», а теперь Лондон вскоре примет заключительные гонки первого сезона Формулы-Е. Много лет назад у Экклстоуна была идея организации городской гонки в Москве, Гран-при даже был включен в предварительный календарь 1983 года. Планировалось организовать временную городскую трассу либо в центре Москвы, в районе Кремля и Лубянки, либо на Воробьевых горах. Идея безусловно была маловыполнимой в те годы, и, конечно, ничего не состоялось. Но вот теперь, спустя более чем 30 лет, гонки на городской трассе в Москве все-таки проводятся, но не Формула-1, а Формула-Е.
| |
Для меня, выросшего в районе между станциями метро «Китай-город» и «Таганская», проведение гонок в Москве значит многое, но особенно – то, что гонки проводятся именно в этих, родных местах. «Китай-город»… Отправная точка поездок, деловых или личных, но и место прогулок по историческому центру тоже… В подземном переходе, там где вход в метро, иногда покупал журнал «Формула», а потом и «Автоспорт», Grand Prix, F1 Racing… С редактором двух последних, Андреем Ларининым, сотрудничал впоследствии, к сожалению совсем недолго, в F1Life… Кто бы мог тогда подумать, 10 и более лет назад, что этот подземный переход будет играть роль пешеходного тоннеля к трибуне на гоночной трассе, на Славянской площади… Улица Варварка… Раньше я нередко гулял там, и порой фантазировал, как по этой узкой, извилистой, рельефной улице мог бы промчаться болид Формулы-1. Как бы это было здорово! Между прочим, тогда в Ф1 выступал Ярно Трулли, а потом к нему присоединился и Ник Хайдфельд. Прошли годы, и по этой улице действительно промчались гоночные болиды. Пусть и не Ф1, а только Формула-Е, с электродвигателями. Но скажи кто тогда, что гонки действительно будут проходить здесь… Кстати, поворот со Славянской площади на Варварку вышел очень напряженным, пилотажным, с обратным рельефом; - гонщики входили в него на полном «газу», отлавливая машину на грани скольжения; чем то этот поворот напомнил Casino в Монако.
В пелотоне Формулы-Е на старт в Москве вышли и Ник Хайдфельд, и Ярно Трулли, пилотирующий за собственную команду. Родившийся с Ярно ровно в один день (и ровно за десять лет до вашего автора) бессменный российский голос Формулы-1 Алексей Попов комментировал эту гонку, вместе со своей нынешней напарницей Натальей Фабричновой, его голос звучал из динамиков и на Красной площади, и на Москворецкой набережной, и на Китай-городе – это не могло не вызывать улыбку, обращаясь к памяти этих мест. Храм на Кулишках, остановка троллейбусов №№63 и 45, - и гонки на болидах с открытыми колесами тут, и голос Алексея Попова на всю площадь из динамиков! Да, круто!. Очень интересный пелотон – наряду с такими ветеранами Ф1 как Трулли и Хайдфельд, здесь выступало и много других бывших гонщиков Ф1, как Нельсон Пике-младший, Бруно Сенна, бывшие воспитанники юниорской программы Red Bull Себастьян Буэми, Хайме Альгерсуари и Жан-Эрик Вернь, а также те таланты, кого ждали в Ф1, но не сложились обстоятельства – Антонио Феликс да Кошта из той же программы Red Bull, где он соперничал за место в Toro Rosso с Даней Квятом и Карлосом Сайнсом-младшим. Дарио Франкитти, легенда, гонщик с внешностью кинозвезды, ныне комментирующий Формулу-Е, не удержался от соблазна прохватить по московской трассе, и, запрыгнув в кокпит, промчал несколько кругов… Как все совпало здесь в один летний день, и в этом словно присутствовала некая магия…
| |
Однажды фантазии стали превращаться в реальность. Тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову понравилась старая идея Экклстоуна о Гран-при вокруг Кремля, мысль погоняться в Москве казалась привлекательной и многим командам Ф1… В 2003 году команда Renault провела первые показательные заезды в Москве, на Воробьевых горах – в культовом для российского автоспорта месте, где наш автоспорт начинал возрождаться в 90-х. Прохладный октябрь, но актуальные болиды Renault того года, - тогда регламент Ф1 еще позволял такое, - и призовые гонщики: Фернандо Алонсо, уже выигравший свой первый Гран-при, и Ярно Трулли. Пронзительный визг V10, разнесшийся по аллеям у Университета... Парой лет спустя, вновь Renault с показательными заездами, но уже летом и на другом месте – по соседству с Кремлем, на Москворецкой набережной. Без Ярно Трулли, но с Джанкарло Физикеллой. Кремль и высотка на Котельниках в качестве декораций действа. Именно тогда гоночные болиды впервые вышли на отрезок нынешней московской трассы. И вновь оглушительные «десятки». А вскоре настала пора и ежегодных Moscow City Racing, которые проводились на трассах разных конфигураций, но каждый раз – близ Кремля. Разная техника, разные гонщики и практически все команды Ф1 побывали за эти годы на московском гоночном фестивале. Прекрасно помню как в ясный и жаркий июльский день Дженсон Баттон промчал у стен древнего Кремля, пилотируя чемпионский McLaren Льюиса Хэмилтона, и воздух разрезал пронзительный V8 Mercedes. Бывали и весьма интересные эпизоды: Камуи Кобаящи разбил Ferrari 2009 года у стен Кремля, в дождь – словно это были и вправду гонки, а не шоу-заезды.
Тем временем развивался и непосредственно автоспорт, строились в России настоящие гоночные трассы. Значительным событием стало открытие Moscow Raceway под Волоколамском в июле 2012 года, причем на вновь открытую трассу сразу приехала Мировая серия Renault, один из сильнейших молодежных чемпионатов. По правде, тогда я воспринял это как прекрасный подарок ко дню рождения!:) Теперь этапы престижных международных чемпионатов, той же Мировой серии Renault, DTM, WTCC на Moscow Raceway стали привычны. А в октябре 2014 года состоялось поистине эпохальное событие! В Сочи прошел Гран-при России Формулы-1, который ждали столько лет!
| |
Появление чемпионата Формулы-Е – событие логичное и объяснимое. Об электромобилях, о том, что за ними будущее, я слышал начиная еще с детства. Но тогда они казались чем-то совершенно футуристичным. Чем-то, что ждет нас в XXI веке… (дело было в начале 90-х) Настал XXI век, а бал правили все те же привычные автомобили. Однако времена постепенно меняются, и всеобщим трендом наших дней стали гибриды – уже ни один уважающий себя автопроизводитель не обходится без них в своей линейке. Этот тренд отразился и на автоспорте – в Ф1 и в высшей категории спортпрототипов LMP1 сейчас тоже используются гибридные силовые установки, самые совершенные, самые крутые. Тем самым создается посыл: гибрид – это не только современно и экологично, hybrid – это спорт, причем спорт самого высокого уровня.
Тем не менее появление чистых электромобилей до поры откладывалось, реализуясь только в виде концептов. При этом никто в возможностях электродвигателей не сомневался уже давно. Электропоезда используются повсеместно, более того, уже давно электропоездами были последовательно побиты рекорды скорости в 300 км/ч, 360 км/ч., 400 км/ч, 500 км/ч… Поезда со скоростью 300 км/ч сейчас – это уже не рекордные заезды, это повседневная реальность таких стран как Испания, Франция, Германия, Япония, Китай…
| |
Но электропоезд и электромобиль – это все равно что стационарный компьютер и смартфон. Можно создать компьютер какой угодно производительности, рабочую станцию, мощный сервер, даже суперкомпьютер, - но они работают от электросети. А добиться высокой производительности автономно – совсем другая задача. Одной из важнейших деталей ноутбука, планшета или смартфона является батарея, одной из ключевых характеристик – продолжительность автономной работы. Так же и автомобиль на электротяге. Долгое время, да и сейчас все упирается в батареи, их вес и дистанцию, которую они позволяют проехать. Также критичной характеристикой выступает и время зарядки батареи.
Но времена меняются. Появилась Tesla. В США создана сеть электростанций подзарядки, позволяющих проехать на Tesla по всей стране. В России этот электромобиль вовсю гоняет главный редактор авторитетнейшего издания «Авторевю» Михаил Подорожанский. Mercedes создал электрическую версию своего спорткара SLS, того, что с «крыльями чайки». И те, кому посчастливилось протестировать e-SLS, говорят, что тяга у электромобиля мощнее, чем у его традиционного бензинового «брата»! BMW в свою очередь строит i8.
| |
Появление чемпионата гоночных электромобилей было в таких условиях лишь вопросом времени, и неудивительно что FIA ухватилась за эту идею. Да, болиду Формулы-Е пока не хватает зарядки на всю часовую гонку, а потому в этих гонках мы видим редкостное зрелище – смену на пит-стопе машин. Но болид Формулы-Е уже сейчас едет весьма быстро и зрелищно, очевидно, что это настоящие гоночные машины, которые просто звучат непривычно – свист, сопение, шорох шин. Когда-то, на протяжении большей части XX столетия автогонки давали неоценимый вклад в развитие автомобильной промышленности – здесь отрабатывались самые передовые технические решения и технологии. В наше время эта функция практически отпала, и в автоспорте повсеместно думают о повышении зрелищности соревнований, а не о новых технологиях. В случае же новых технологий зачастую речь идет о том, что тренд задает автопром, а автоспорт старается ему следовать – как с гибридами или турбомоторами небольшого литража. Но именно в гонках электромобилей автоспорт может вернуть себе функцию первопроходца. Отработка в гонках новых решений, новых технологий чрезвычайно плодотворна, и здесь она проверяется «по гамбургскому счету». Именно гонки могут значительно ускорить процесс развития электромобилей. Не зря FIA оставляет Формулу-Е не моносерией, какой она является в первый свой сезон, а планирует здесь конкуренцию производителей. И существуют большие перспективы, что именно Формула-Е окажется на переднем краю прогресса в автоспорте в нынешнем веке. А не Формула-1.
Тэги: алексей попов, берни экклстоун, китай-город, кремль, москва, нельсиньо пике, ник хайдфельд, рено, себастьян буэми, формула-е, ярно трулли