Самое ценное, что есть в BTCC – это гонщики. И насколько теперь изменилось отношение к Тёркингтону и Джованарди! Действующий чемпион заломил себе цену, которую Дик Беннеттс счёл запредельной, а Фаб вскочил на подножку уходящего поезда под названием Uniq Racing with 888. Знакомые ребята, не правда ли? BTCC прекрасен тем, что будучи чемпионатом туринговым, то есть для серийных автомобилей, совершенно не зависит от политики производителей. Два года назад ушёл SEAT и Джейсон Плейто остался без работы. Как он провёл следующий сезон, напоминать не нужно. После прошлого сезона ушёл Vauxhall, но остались Triple Eight, нашли худо-бедно спонсора, после чего естественно позвонили Фабрицио Джованадри.
О том, к чему клонится дело стало понятно уже в субботу. Фабрицио направо-налево раздавал интервью, сообщая об идеальном поведении машины. Он был бы на поуле, если бы не небольшие проблемы с коробкой передач в момент наименьшей влажности трека, но после первой гонки всё встало как бы на свои места: «Я не ожидал, что Honda будут так быстры, но очевидно они использовали более агрессивные настройки, за что и поплатились» - Джованарди хорошо знает, о чём говорит, ведь два года назад он потерял здесь победу из-за прокола покрышки на последнем круге.
Тракстон замечателен тем, что очень быстр – четыре действительно скоростных поворота, да и комплекс Campbell-Cobb-Seagrave тоже медленным не назовёшь. Но главное место действия конечно последняя шикана Club. Во-первых, предыдущий поворот, коварный и быстрый Church (быстрее в чемпионате только бэнкинг Рокингема, но он не представляет никакой сложности) даёт возможность выиграть или проиграть важную перед торможением скорость, во-вторых, в шикане очень крутые и неприятные для покрышек бордюры. Учитывая, что левых поворотов в Тракстоне считай два, нагрузка на левое переднее колесо запредельная.
Dunlop хоть и привёз сюда специальные шины, но больше был сосредоточен на создании модели Sport Maxx, которая дебютирует на следующем этапе в Рокингеме. Поэтому в прошедшее воскресенье все отдавали себе отчёт – будешь атаковать всю гонку, не проедешь и половины. Так и случилось с гонщиками Team Dynamics - обладатем поула Гордоном Шедденом и Мэттом Нилом. Да-да, Мэтт вернулся в команду своего отца, где выиграл свои два титула, а в 2007-м его партнёром был как раз Гордон Шедден. Очень приятно, что талантливый шотландец, выступавший на ограниченном расписании в прошлом году, но отлично проявивший себя на домашнем этапе в Крофте не просто нашёл себе полноценное место, но располагает техникой, способной на победы.
Нила я готов уже простить за прошлый сезон – совершенно понятно, что самый опытный гонщик BTCC, у которого за плечами более 400 гонок по-прежнему настроен на борьбу за чемпионство. Впрочем, то же самое было и год назад, но я склонен думать, что ситуация не повторится – слишком сильно изменился пелотон за межсезонье! На трассе Мэтт проявил себя весьма неоднозначно, но об этом чуть позже.
Кого ещё из заметных личностей мы не увидели в Тракстоне за рулём? West Surrey Racing, выступавшая под названием Team RAC сменила цвета вследствие сокращения финансирования от титульного спонсора. Полностью изменился состав пилотов, и если про Колина говорить как-то даже неудобно (и не надо мне напоминать, что не кто иной как Курт Буш тоже запросил у своего шефа денег после выигрыша титула – NASCAR и BTCC просто в разных финансовых мирах), то Джелли даже немного жаль – Стивен однозначно стал самым прогрессирующим гонщиком в прошлом году. Теперь в WSR выступают Роб Коллард (ничуть не изменившийся, но об этом тоже позднее) и Эдни Нит, который после аварии на старте гонки 24 часа Сильверстоуна в 2008-м сказал, что больше не будет гоняться, однако «BTCC – это всё, чего я желал всю свою карьеру».
Увы, нет и ярких новичков Джеймса Нэша и Джонатана Адама, но есть два гонщика, прошедшие школу Renault Clio Cup – Фил Глю (чемпион, 11 побед в 20 гонках), который выступает на машине #88 в Uniq Racing и Алекс МакДаул, ближайший соперник Глю в прошлом году. МакДаул тоже попал в топ-команду, RML, и его партнёром является Джейсон Плейто. В общем, у парней все условия для впитывания ценнейшей информации. Надо сразу сказать, что оба новичка проявили себя очень хорошо, гонялись как опытные гонщики и осторожно нащупывали предел машины.
Фабрицио Джованарди выиграл обе гонки, не особо, прямо скажем, изобиловавшей борьбой, Фил Глю занял 6 и 7 места. Да, можно показывать на то, с какой кажущийся лёгкостью доминировал #888, но, позвольте, Фабрицио возможно лучший туринговый гонщик двухлитровой категории на сегодняшний день, Фил Глю проводит первый этап. Не хуже прошлогоднего выступления Адама его результат, я считаю. МакДаул был рядом в первых двух гонках, 7-й и 6-й, а вот в третьей, самой напряжённой, смог справиться с давлением лучше Глю и взял 2 очка. Резюмируя скажу, что за ребятами стоит наблюдать.
Хорошей новостью стало возвращение в чемпионат Тома Бордмана (из WTCC) и Стивена Кейна (тестировал разнообразные машины с открытыми колёсами). Бордман выступает на SEAT, на его счету главный прорыв первой гонки – с 14-го на 5-е место. Кейн вернулся в ту же команду, где в завершающем этапе сезона-2008 в Брэндс-Хэтч занял два вторых места. Моментум, как будто бы сохранился! Стивен выиграл третью гонку Тракстона, первую в своей карьере, причём атаковал его не кто-нибудь «случайный», а Мэт Джексон, партнёр по команде. У Motorbase в 2010-м по словам Дэвида Бартрума «состав мечты», и думаю что по суммарной силе гонщиков они уступают только Dynamics.
С технической точки зрения отмечу сейчас тот факт, что в чемпионате сейчас участвуют три спецификации двигателей – традиционные S2000 у подавляющего большинства, турбомоторы по регламенту NGTC у Эндрю Джордана и Дэвида Пикни и работающие на сжиженном газе Ford двух Томов – Чилтона и Онслоу-Коула. Также в чемпионат после 20-летнего перерыва заявился Volkswagen, но вряд ли Шон Холламби способен привести эту машину в очковую зону. Подробнее об этих и других изменениях повод, уверен, будет рассказать после Рокингема, а сейчас необходимо разобрать два столкновения, украсившие вторую и третью гонки.
|
|
Повторюсь, экшена было существенно меньше, чем когда сезон открывают гонки на Brands Hatch Indy. Если бы Dynamics не рискнули с настройками в первой гонке, то во второй Джованарди было бы гораздо сложнее, ибо Мэтт Нил, стартовавший из-за прокола 12-м, выиграл 10 мест, и венцом прорыва стал обгон заклятого соперника – Джейсона Плейто. На предпоследнем круге голубая Chevrolet Cruz скользит в Church и бело-жёлтая Honda Civic атакует внутри дуги Woodham Hill, но подходит к шикане с внешней стороны. Плейто до последнего оттягивает с торможением и естественно ударяет машину Нила в дверь. Мэтт не иначе как был готов к такому развитию событий и мгновенно восстановил контроль над машиной.
Джейсон Плейто тоже легко отделался, пропустив только Пола О’Нилла. На самого популярного пилота 2009 года безусловно тоже стоить обращать внимание. В прошлом сезоне он ждал подиума аж до Снеттертона, на этот раз третье место пришло уже во второй гонке, и вновь радости Пола не было предела. Но вернёмся к разбору инцидента между Нилом и Плейто. По правде говоря, после неожиданно совместного интервью героев разбирать нечего – нужно только обратить внимание на реакцию. Реакцию гонщиков, которые столько друг у друга позиций отняли в контактной борьбе, что всего и не упомнишь.
«Я повёл себя как бездарь» - сказал Джейсон, похлопывая по плечу Мэтта. – «Честно, я хотел разобрать этот эпизод как можно более искусно. В идеале для меня, Мэтт срезал шикану и был бы обязан пропустить меня, но я ошибся». Нил, ещё до того как подошёл Плейто, рассказывал про поведение машины, про корректировки настроек в сравнении с первой гонкой, про детали своего прорыва. Вполне возможно, что он бы говорил иначе, если бы не «отделался лёгким испугом», но и такое поведение, обоих гонщиков, заслуживает всяческого уважения.
Второй важнейший эпизод гонок первого этапа тоже не обошёлся без участия Мэтта Нила. 9 позиций было перевёрнуто, соответственно #4 уходил в бой 8-м. Гениальный старт вывел его на третье место, а поскольку Роб Коллард и Стивен Кейн боролись между собой, догнать их было вопросом времени. На 7-м круге Мэтт вновь отлично проходит Church и накатывает на Кейна. Коллард был в паре корпусов впереди, но едва не потерял машину на торможении перед шиканой, припозднившись со входом в первую её часть. Кейн оставил Нилу достаточно места, чтобы Мэтт вошёл в шикану снаружи. Коллард был слева и только собирался поворачивать руль влево. На пока свободное место устремился Нил, и машины столкнулись.
Реакция Колларда: «Это очень профессиональный чемпионат, и многие уверены в том, что Мэтт Нил думает, будто может ехать сквозь чужие машины. У него худшая репутация в пелотоне, и он широко известен как любитель грязной тактики. Случившееся отвратительно». Коллард, скажу я, получил по заслугам. За прошлый год он навыносил достаточно, а здесь, если посмотреть внимательно, было как максимум 50/50, а то и вообще ошибка Колларда – слажал на торможении, жди обгона. Не думал, что это возможно в таком месте? Ну так знай, для Мэтта Нила возможно.
С другой стороны Джейсон Плейто, не столь искромётный, зато весьма эффективный. Если бы не ошибка в эпизоде с Нилом, был бы на подиуме во всех трёх гонках, но и так доволен: «У нас была цель заработать в Тракстоне 30 очков» - он набрал 31, и на этот раз уделяет повышенное внимание началу сезона. Что ещё интереснее – у Джованарди по-прежнему нет гарантий, что он будет на старте в Рокингеме! Понятно, что это вопрос почти решённый (не думаю, что Фабрицио будет требовать бонусов за победы), но каков контраст – одно дело, когда и без того очень сильный гонщик в топ-команде, прикрываемый двумя партнёрами с использованием грязной тактики и совсем другое, когда он же в последний момент получает приглашение от знакомых инженеров, которые знают его лучшие стороны.
«Просто стыд, что Джованарди всё ещё здесь» - пошутил Мэт Джексон после подиума в первой гонке. Обожаю гонщиков BTCC за то, что они используют любую возможность, чтобы сесть за руль и подарить болельщикам отличное шоу. А когда у серии есть гонщики, то остальное наладится. Алан Гоу, кстати, действует уже как человек, который знает, что надо делать.
Результаты уик-энда
Общий зачёт чемпионата