Всё, что я смотрел из уик-энда 1-2 Августа было на загляденье. BTCC смотрел последним, и думал написать об увиденном в пятницу, но, придя домой, обнаружил неприятную «новость» - неожиданного победителя дисквалифицировали. Как и в Брэндс Хэтч, великолепный гоночный уик-энд был подпорчен чиновниками по его окончании. Вспоминая собственную метафору, скажу, что уже не хамоватый охранник, это уже как минимум хамоватый официант…
Несмотря на два уик-энда тестов, семь недель – очень большой перерыв для гонщика в середине сезона. Том Чилтон попробовал себя за рулём спортивной моторной лодки, но сошёл после двух кругов, будучи лидером. На тестах в Рокингеме за руль Honda Civic Team Dynamics сел победитель Гран При Великобритании 1995 года Джонни Херберт, что сразу дало повод говорить о возможном его приходе в Британский туринг. Несмотря на то, что Херберт был предпоследним, он проиграл менее секунды лидеру сессии Джеймсу Томпсону. Непосредственно в Снеттертоне неделей ранее на тестах лучшим был Фабрицио Джованарди, но остался недоволен, так как из-за погоды «не успел поработать над многими аспектами».
Чем меньше времени оставалось до гоночного уик-энда в Снеттертоне, тем активнее давали свои прогнозы пилоты. Мэтт Нил сдал экзамен на первый дан по вольной борьбе и «предупредил» Колина Тёркингтона, что завершающие сезон трассы требуют атаковать бордюры, и это лучше получается у Vauxhall. В ближайших гонках Нил посоветовал ставить на Плейто, поскольку у Chevrolet отличная максимальная скорость. Настолько, что Джейсону «даже не надо беспокоиться о скорости в поворотах». Сам Плейто воззвал к помощи соперников – по его мнению, Колина нужно было отправить как минимум на третий ряд, иначе к первому повороту он будет лидером.
Джейсон Плейто выиграл первую практику и квалификацию, максимальные скорости были безоговорочно за Chevrolet, но радости ему это не доставило – Колин Тёркингтон квалифицировался вторым. «Даже если бы я был лучшим туринговым гонщиком в мире, а Колин просто середняком, то он всё равно бы привёз мне секунду к первому повороту. Это законы физики».
Гордон Шедден заменил в Team Cartridge World Дэна Ивса, Мартин Белл пропускал уик-энд из-за травмы, которую получил на отдыхе с семьёй в Турции. Он вновь повредил связки левого колена, обострив полученные в Снеттертоне год назад повреждения. Итого на старте было всего 19 машин, и кто бы мог угадать фамилию первого сошедшего…
Гонка 1, этап 16
Джейсон Плейто прошёл очень медленный прогревочный круг, дабы у BMW было как можно больше пробуксовки, которая не страшна переднеприводным автомобилям. Но это ему не помогло. Как и предсказывал семикратный победитель гонок BTCC в Снеттертоне, Тёркингтон к первому повороту был уверенным лидером. Но за Джейсоном была скорость на длинной задней прямой, и он пошёл ва-банк уже на первом круге – на входе в эску голубой Chevrolet полез внутрь, куда уже устремился оранжевый BMW.
Тёркингтон был отправлен в разворот, а к Плейто расплата пришла мгоновенно – Энди Джордан развернул его, причём на трассу обладатель поула выбирался дольше своей жертвы – после первого круга Джейсон был 15-м, а Колин 8-м. В лидеры выбрался Джеймс Томпсон, но тут же был оттеснён обоими Vauxhall в Coram. Джованарди вышел на вторую позицию, а вот Мэтт Нил был только 14-м из-за среза шиканы. Роб Коллард, ещё один претендент на высокое место, был вытолкнут Гордоном Шедденом в связке Russel.
Через два круга Джейсон Плейто сошёл из-за поломки передней подвески, которая не выдержала удара, но дело было сделано – Тёркингтон финишировал пятым, а Джованарди логично выиграл и вышел на второе место с 18-ю очками отставания. Эндрю Джордан уже на третьем круге пропустил действующего чемпиона, после чего достаточно долго сопротивлялся Томпсону, который, едва выйдя вперёд, вынужден был сойти из-за поломки коробки передач. Его Honda Civic замерла на трассе, что привело к появлению пейс-кара.
На рестарте, всё в тех же эсках после задней прямой, случился ещё один инцидент – Джордан потерял машину на торможении, и на второе место вышел давненько себя не проявлявший Мэт Джексон. А за третье место развернулась интереснейшая борьба между Полом О’Ниллом и Джонатаном Адамом. Напомню, что О’Нилл выступает за маленькую частную команду на Honda Integra трёхлетней давности, тогда как у Адама новейшая BMW 320si подготовленная Team Motorbase, уже выигрывавшая гонки в этом сезоне. Тем не менее, вернувшийся в BTCC 29-летний гонщик, который уже выигрывал гонки в далёком 2003-м, наконец-то поднялся на подиум в сезоне-2009 и назвал это достижение главным в его карьере в Британском туринге.
Гонка 2, этап 17
Адма и О’Нилл великолепно сработали на старте следующей гонки, не пустив BMW Тёркингтона и Джелли вперёд. Джексон попробовал наскоком пройти Джованарди, но лучшая траектория была у итальянца. Несмотря на балласт в 45 кг., Фабрицио не позволил себя атаковать на первых кругах. Возможно, Джексон бы и навязал борьбу чемпиону, но на пятом круге стал жертвой поломки коробки передач…
Между тем его партнёр, стартовавший с последней 19-й позиции, был просто неудержим – плюс 6 позиций на первом круге и ещё по обгону в течение следующих пяти кругов! Путь к подиуму Плейто закончил лёгким обгоном О’Нилла, которого затем прошёл ещё и Томпсон. Возможно, ещё бы круг и Джейсон смог атаковать Тёркингтона, но к счастью для североирландца гонка закончилось.
Фабрицио Джованарди выиграл, лидируя от старта до финиша, а очко за лучший круг досталось Плейто с преимуществом в 0.002 над Тёркингтоном. Таким образом, разрыв в чемпионате сократился до 14 очков, что теоретически возможно отыграть за одну гонку.
Гонка 3, этап 18
Наконец-то организаторы сообразили, что жребий, определяющий число машин, задействованных в реверсивном старте лучше тянуть на глазах у зрителей. Ещё лучше доверить это дело кому-то из известных гостей. В Снеттертоне эта немаловажная процедура была выполнена Аланом МакНишем, который на очевидный вопрос об участии в BTCC ответил вежливым отказом: «Думаю, что 600-700-сильные машины больше мне подходят». С первого ряда третью гонку уик-энда начинали партнёры по Team RML Харри Волкхорд и Джеймс Нэш, для которого это был девятый старт в Британском туринге.
Старт безоговорочно остался за гонщиками BMW. Коллард с третьего на первое, Тёркингтон в восьмого на четвёртое. Обладатель поула Волкхорд, выступавший в Снеттертоне в необычной раскраске, потерпел неудачу уже на первом круге – в Coram его атаковал Томпсон, которого занесло, в результате чего Chevrolet #17 улетела прямиком в отбойник, перед которым, к счастью, была выложена знатная стена в виде отработанных покрышек, и удар был в значительной степени смягчён. Не потребовалось даже выезда пейс-кара.
На задней прямой второго круга Тёркингтона начнёт проходить Плейто, и лидер чемпионата благоразумно не станет оказывать сопротивления, события сами собой будут складываться в его пользу… На 6-м круге Плейто обогнал Адама, но уже на ближайшем торможении обнаружил прокол покрышки, вынужденно посетил пит-лейн, вернулся на трассу и всё-таки не остался без очков, вновь показав лучший круг гонки.
Джонатан, увидев срезающего шикану Джейсона, сбросил скорость, и его смогли пройти Колин Тёркингтон и Пол О’Нилл, который из кожи вон лез, чтобы вновь подняться на пьедестал почёта. Захватывающая борьба была прервана из-за Тома Чилтона, его Ford Focus вылетел и заглох в опасной близости от трассы. Любопытно, к этому моменту Нэш уже висел на заднем бампере Колларда…
Перед рестартом не рассчитал скорость на холодной резине Джонатан Адам и повторил ошибку молодого коллеги Джордана, вылетев перед завершающей круг шиканой Russell. Первая четвёрка в составе Колларда, Нэша, Тёркингтона и О’Нилла сразу же смогла создать небольшой просвет над парой Vauxhall Джованарди и Нила, но поскольку парни вели между собой борьбу, то расстояние быстро исчезло.
Напряжение нарастало, и за 8 кругов до финиша ситуация взорвалась. Роб Коллард не очень хорошо вышел из эски, и перед поворотом Bomb Hole, Воронка, Джеймс Нэш попробовал протиснуться внутрь. Роб, естественно, не собирался оставлять место для атаки и тоже взял вправо. Машины контактировали, и из-за того, что вектор удара был направлен под значительным углом к направлению движения, BMW Колларда ушёл в занос. Соперники как могли объёзжали потерявший управление и неминуемо выкатывающийся на траекторию автомобиль, но Стивену Джелли уже было некуда деваться. Судьба вновь сводит этих гонщиков, в чём на этот раз прослеживается очень злая ирония – удар машины Стивена пришёлся правой передней подвеской в заднюю правую машины Роберта.
«Боль была адской», - рассказал Коллард на следующий день. - «Всякая надежда на титул теперь умерла. В Брэндс Хэтч у нас была доминирующая машина. Но затем я был выбит больше, чем за всю мою карьеру до этого. Сначала Джелли, потом Джордан, вчера Шедден и потом Нэш. Может они знают, что если не вытолкнут меня, то я уеду далеко».
На рестарте борьба возобновилась с новой силой. Пол О’Нилл начал терять скорость, и его прошли Джованарди и Нил. Джеймс Нэш здорово рассчитал момент начала разгона, а вскоре Тёркингтон был уже занят обороной от непосредственных соперников в чемпионате. К чести североирландца, он выстоял перед чемпионами четырёх последних лет и… выиграл гонку.
23-летний Джеймс Нэш из Милтон Кейнс пришёл в BTCC после года в SEAT Cupra Eurocup, это гонки поддержки WTCC. Пришёл за тем, чтобы не быть пешкой в руках судей и боссов заводских команд. Со вторым проблемы у него точно не будет, а вот первое, между нами говоря, порнография. Нэш сказал, что случившееся нисколько его не утихомирит, а наоборот дополнительно мотивирует: «Если бы все комментарии были негативными, то меня бы это огорчило, но мнения разделились». Джейсм Нэш был исключён из протокола 18-го этапа.
Я очень надеюсь, что и Джонатан Адам и Джеймс Нэш ещё поборются за победу в этом сезоне, при том успешно. А Колину Тёркингтону предстоит ещё более тяжёлая оборона, ибо в Нокхилле, уже в эти выходные, VX Racing будут ещё быстрее.
Результаты
Личный зачёт чемпионата