После нескольких месяцев ожидания караван MotoGP традиционно пребывает в Катар. Гонщики, команды, фанаты и просто любители мотоспорта спустя 152 дня после окончания последней гонки в Валенсии 2011 наконец вновь вернутся к гоночным баталиям всех трех классов чемпионата, благо новинок и дебютантов в этом году предостаточно.
В шестой раз подряд автодрому Losail International Circuit предстоит принять этап открытия чемпионата. Сказочная трасса, являющаяся одним из новых чудес света на Ближнем Востоке, раскинула свой силуэт посреди пустыни вблизи от Дохи, столицы Катара. Чуть больше года ушло у более чем 1000 строителей на создание этой жемчужины, обошедшейся ее владельцам в 58 млн. американских долларов. 2 октября 2004 года состоялся дебютный этап чемпионата MotoGP, победителями которого стали испанец Сете Жибернау (MotoGP), аргентинец Себастьян Порто (250сс) и юный Хорхе Лорензо (125сс). Обладателями первый поулов на Лосаиле стали соответственно Карлос Чека, Порто и Лорензо.
Общая протяженность трека составляет 5.380 метров, из которых 1.068 метров – стартовая прямая, одна из самых длинных в чемпионате. Трасса обнесена покрытием из искусственной травы, предназначенного для задержки песка, переносимого ветром с близлежащих дюн. Обилие средне и высокоскоростных поворотов предоставляет пилотам множество мест для борьбы и обгонов.
В 2008 году в Катаре прошел первый в истории ночной этап чемпионата MotoGP при искусственном освещение. После успешного дебюта ночное время проведения этапа было оставлено, подарив чемпионату один из самых зрелищных этапов в календаре чемпионата.
Информация о трассе
Длина: 5380 метров
Ширина: 12 метров
Левых поворотов: 6
Правых поворотов: 10
Самая протяженная прямая: 1068 метра
Построена: 2004
Реконструкция: -
Рекорды трассы по классам
MotoGP
Fastest Lap 2008 Jorge LORENZO (SPA) Yamaha 1'53.927 170.0 km/h
Circuit Record 2008 Casey STONER (AUS) Ducati 1'55.153 168.2 km/h
Best Pole 2008 Jorge LORENZO (SPA) Yamaha 1'53.927 170.0 km/h
Top Speed 2009 Dani PEDROSA (SPA) Honda 338.6 km/h
Moto2
Fastest Lap 2011 Stefan BRADL (GER) Kalex 2'00.168 161.2 km/h
Circuit Record 2011 Alex DE ANGELIS (RSM) Motobi 2'01.003 160.1 km/h
Best Pole 2011 Stefan BRADL (GER) Kalex 2'00.168 161.2 km/h
Top Speed 2011 Bradley SMITH (GBR) Tech 3 279.9 km/h
125cc
Fastest Lap 2008 Bradley SMITH (GBR) Aprilia 2'05.242 154.6 km/h
Circuit Record 2008 Scott REDDING (GBR) Aprilia 2'05.695 154.1 km/h
Best Pole 2008 Bradley SMITH (GBR) Aprilia 2'05.242 154.6 km/h
Top Speed 2008 Stefan BRADL (GER) Aprilia 241.5 km/h
Расписание этапа
|
Обратимся к общим статистическим данным (в скобках указан класс, в котором пилот выступает в этом сезоне (кроме MotoGP), общая статистика учитывает все сезоны и все классы). По количеству побед во всех классах лидирует Кейси Стоунер – 5. По три у бывших напарников по Ямахе Росси и Лорензо, две у новобранца Moto2 Тероля, по разу побеждали Пасини, Бау, Брадль, Барбера и Янноне (Moto2). Вторым наибольшее число раз финишировал Лорензо – 4. По два серебра у Росси, Дови и Каллио (Moto2), по одному – Педросы, Эдвардса, Хейдена, Барберы; Де Анжелиса, Янноне, Симона (Moto2); Кортесе и Вазкеза (Moto3). Рекордсменом по посещениям низшей ступени пьедестала является Педроса – 3, два у Дови и по разу на третью ступень поднимались Лорензо, Брадль, Хейден, Бау, Барбера; Каллио, Люти, Маркез, ди Меллио (Moto2); Кортесе (Moto3). Таким образом, рекордсменом в Лосаиле по количеству подиумов за всю карьеру в чемпионате является Лорензо – 8 подиумов. По 5 у Стоунера и Росси, по 4 – Дови и Педроса, 3 – Барбера и Каллио (Moto2).
Быстрейшие круги в гонке чаще всех удавались Стоунеру – 5 раз. Трижды быстрейшим был де Анжелис (Moto2), дважды - Тероль (Moto2). Рекордсменом по количеству поулов является также Лорензо – 5. Всего на одну победу в квалификации уступает Стоунер - 4, две у Бау и по одной у Росси, Брадля; Тероля, Маркеза, Каллио, Элиас, Симон и Смита (все из Мото2).
|
Перейдем непосредственно к классам чемпионата. Открывать этап, как и обычно, предстоит пилотам самого младшего класса, который с этого года носит название Moto3. На смену 125-кубовым прототипам пришли 250-кубовые и это весьма ощутимо скажется на стиле пилотирования всех гонщиков. Новые 4-тактные моторы позволяют гораздо быстрее разгоняться и теперь пилотам будет не так важно сохранять высокую среднюю скорость при прохождение поворотов. По сравнению с 2-тактной эрой они могут гораздо агрессивней тормозить и это, конечно, приведет к некоторому изменению траектории прохождения поворотов. Но, как обычно, есть у медали и обратная сторона. Новые условия заставят пилотов уделять гораздо большее внимание шинам, ведь теперь они будут изнашиваться быстрее и могут серьезно влиять на скорость под занавес гонки, чего мы практически не видели в 125сс. В этом Moto3 стал весьма похож на старшие классы, где состояние резины на заключительной части дистанции играет одну из важнейших ролей для завоевания высокой позиции на финише гонки.
Вполне традиционно чемпион класса прошлого сезона перешел в более мощную категорию (Николя Тероль будет гоняться в Moto2 в составе той же команды, возглавляемой Хорхе Мартинезом). Серхио Гадеа (3 место в Катаре 2011) получил серьезные травмы в квалификации ГП Японии 2011 и взял временный отпуск, занимаясь восстановлением здоровья и новым проектом, связанным с обучением юных гонщиков. Из пилотов, финишировавших на подиуме в прошлогоднем ГП Катара в младшем классе остался только Сандро Кортесе. Предстоящий в этот уик-энд этап в Катаре станет восьмым для немецкого гонщика. Он уже дважды был в Лосаиле на подиуме (3-2009, 2-2011), в квалификациях его лучшей позицией был старт со второго места в 2011. В нашем превью сезона мы назвали его основными соперниками юного Мэверика Виньялеса и совсем не юного Эктора Фаубеля. Статистика Виньялеса довольно скромна, ведь он проводит всего лишь второй сезон в чемпионате. В прошлом году он стартовал и финишировал на 9 месте. Последний из претендентов, ветеран Фаубель, побеждал в Катаре как раз в младшем классе 125сс в 2007 году. Этим же годом датируется его лучшая стартовая позиция - вторая. Из остальных пилотов класса только Эфрен Вазкез выходил на подиум этапа (2-2010). В отличие от европейских этапов не будет в Катаре ни одного пилота по вайлдкард.
|
В Moto2 на ГП Катара прототипы на шасси Kalex будут представлены наибольшим числом по сравнению с другими производителями. Результаты Штефана Брадля в прошлом сезоне привели к тому, что в межсезонье часть команд перешла на шасси немецкого производителя, несмотря на его большую стоимость. Двое из трех призеров прошлогоднего этапа будут стартовать в этом сезоне и оба снова претендуют на победу. В 2011 Андреа Янноне был вторым, Томас Люти – третьим. Никто из нынешних пилотов Moto2 не побеждал здесь в рамках класса 250сс. В рамках 125сс дважды выигрывал Тероль и один раз Янноне. Кроме этого подиумами здесь отмечались: Алекс де Анжелис (2й, 250сс, 2007), Ди Мелио (3й, 250сс, 2009), Каллио (2й, 125сс, 2005, 2006; 3й, 250сс, 2008), Хулиан Симон (2й, 125сс, 2009).
Один из главных претендентов на титул чемпиона в среднемоторном классе Марк Маркез за три своих посещения автодрома Лосайл добился третьего места в 125сс 2010, когда он стал чемпионом. В том же году он взял здесь свой единственный поул. В своем дебютном сезоне в Moto2 (2011) Марк крайне успешно провел квалификацию, показав второе время на дебютном этапе, но гонку довести до финиша не смог. Чемпион 2010 года Тони Элиас добился наилучшего результата в том же году – 1 место в квалификации и 4 в гонке.
|
Королями гонок премьер-класса в Дохе являются Стоунер и Росси. Лишь в дебютном этапе 2004 года победителем гонки королевского класса стал испанец Сете Жибернау. Все остальные семь гонок остались за Стоунером (2007, 2008, 2009, 2011) и Росси (2005, 2006, 2010). И если Кейси имеет все шансы довести количество побед в королевском классе на Лосаиле в это воскресенье до пяти, то для лидера Дукати финиш просто на подиуме будет выдающимся достижением. Еще один претендент на титул 2012 Хорхе Лорензо уже три раза останавливался в шаге от победы (2008, 2010, 2011), дважды вторым финишировал Росси (2007, 2009), по разу американцы Хейден и Эдвардс. "Бронзовым" лидером является Педроса (2007, 2008, 2011); по разу третьим финишировали Хейден, Дови и Лорензо. Четыре раза в рамках премьер-класса выигрывал квалификации Стоунер (2006, 2009-2011), по разу Росси и Лорензо. Также австралиец пять последних гонок в Катаре оставлял за собой лучшее время прохождения круга (2007-2011), по разу Хейден, Эдвардс и Росси. Еще один претендент на высокое место по итогам первого этапа Бен Спис пока может похвастаться пятым местом в квалификации 2011 и шестым в гонке 2010.
Переход на литровые прототипы не сильно поменяет расклад сил в пелотоне королевского класса. Как и год назад, основными претендентами на призовые места являются пары гоночных пилотов заводской Хонды и Ямахи. Несколько выделяется в этой группе Стоунер, ведь на его стороне все статистические достижения последних пяти лет в Катаре, а также все три предсезонных теста этой зимы. Для многих пилотов гонка на трассе близ Дохи будет дебютной в королевском классе. Это Брадль, Пасини, Пирро и Эрнандез. Но если выходцы из Moto2 гонялись здесь в младших классах, то Ивану Силве (Avintia Blusens) и Данило Петруччи (Came IodaRacing Project) предстоит впервые опробовать присыпанный песком асфальт Лосаила.
Уже сегодня вечером пилотам всех трех классов предстоит выйти на первые тренировки сезона 2012 года, о которых мы обязательно вам расскажем. А в субботу и воскресенье ждем вас на нашем сайте, ведь мы дебютируем с прямые трансляциями квалификаций и гонок всех трех классов. Оставайтесь с нами!