Moto3. Верхом на звезде
После ночного Катара появилось ощущение, что дебютный сезон Moto3 пройдет по прошлогоднему сценарию 125сс – один явный лидер (Мэверик Виньялес), проявившийся к концу чемпионата преследователь из новичков (Романо Фенати) и борьба массовки за третье место. Но гонка в крайне нестабильном по погодным условиям Хересе превзошла все наши ожидания и разрушила неправильные ощущения.
То, что количество сходов на андалусийской трассе было невероятно велико вполне объяснимо. Новая 250-кубовая 4-тактная техника, которая требует иного подхода к работе как с тормозами, так и ручкой газа. Как высказывался многоопытный Кортесе на предсезонных тестах, тормозить с новыми прототипами нужно по иному, более активно используя двигатель, а не сами тормоза. Кроме того, сами торможения стали более агрессивными, ведь на выходе из поворота у пилотов теперь есть возможность быстро набрать скорость. Остались в прошлом плавные линии траекторий 2-такной эры, когда гонщик пытался сохранить максимально возможную скорость в повороте, т.к. разгон был очень медленен, и излишняя агрессивность в повороте приводила к потере позиции на выходе. При условии этих факторов сложные условия Хереса, едва просохшая трасса, холодный асфальт и порывы ветра, влияние которого заметили даже пилоты королевского класса на своих тяжеленных прототипах, собрали богатый урожай падений и сходов.
Тем удивительнее тот прогресс, который продемонстрировал чемпион Европы в классе GP125 Романо Фенати. Достижение первое – победа во втором Гран При дебютного сезона. Юный итальянец повторил достижение Нобуру Уэда 1991 года, дважды взойдя на подиум в двух первых гонках. Достижение второе – итальянцы впервые с Каталонии 2009 (Андреа Янноне) одержали победу в гонки младшего класса. Достижение третье – на стартующем уже в эту пятницу ГП Португалии Романо будет выступать в роли лидера чемпионата. Достижение четвертое – на асфальте Хереса, прогретом всего до +14 Фенати стал единственным пилотом в гонке, сумевшим преодолеть отметку 1:53, причем четыре раза за шесть последних кругов. Ни Кортесе, ни Салом, ни Ринс, ни Виньялес этой отметки не преодолели. Даже больше – они смогли проехать быстрее 1:54 лишь одни последний круг. В свете этой информации отрыв победителя в 36 секунд от ближайшего преследователя не кажется случайностью. Удивительно, что команда не смогла убедить итальянца сбросить темп под занавес гонки, после того, как его преимущество перевалило за комфортные 15 секунд.
Луис Салом впервые в Moto3 приехал на подиум, повторив свое лучшее достижение из 125сс. Кортесе планировал побороться за более высокое место, но проблема с обгоном круговых под занавес предпоследнего круга позволила Салому добиться просвета и сохранить вторую позицию. Сенсационный обладатель поула Алекс Ринс финишировал с "деревянной" медалью, но и этому результату дебютант должен быть рад. Дважды ему невероятно везло. Первый раз после того, как за 16 кругов до финиша будучи лидером в скоростном восьмом повороте он на полном ходу съехал в гравий, но смог удержаться и вернуться по мокрому травяному газону на асфальтовое полотно; второй – за 10 кругов до финиша, когда он попытался удержаться в темпе летящего "верхом на звезде" Фенати и оказался в гравии. Оперативная работа маршалов и огромное везение позволили Ринсу удержаться в темпе второй группы и бороться за подиумное место до самого финиша.
Не самой лучшей гонкой стало ГП Испании для Мэверика Виньялеса. После стартовой суеты он откатился ко второму кругу на 28 позицию (выезд в гравий) и ему предстояло проделать титанический труд по возвращению в головную группу. В его защиту скажу, что третий круг он окончил на 19й позиции, десятый – на 12й. Возглавив группу преследователей на тринадцатом круге, он так и финишировал шестым, отыграв по ходу гонки 22 позиции.
С другой стороны, быстрому прогрессу способствовал массовый сход пилотов на первых кругах. Открыли череду падений на стартовом круге Джек Миллер, Дани Кент и Симоне Гротцки, не справившись с лужей в одном и том же повороте, названом в честь Анхеля Нието. Причем австралиец в тот момент шел вторым. Чуть позже пришла пора падений пилотов, находившихся на лидирующей позиции. Чех Якуб Корнфил обогнал Мигеля Оливейру в Дукадосе (последний поворот трассы), но на выходе ловит мощный хайсайд. К счастью, приземляется на мотоцикл, правда поперек, но умудряется сохранить контроль над байком. Пытается вернуться в гонку и вот тут уже падает на влажном искусственном газоне, да так не удачно, что цепляет одного из пилотов, завершающих поворот (как позднее выяснилось, это был Брэд Биндер). Спустя буквально несколько поворотов выезд в гравий совершает новый лидер Мигель Оливейра. К его огромному разочарованию маршалы решают не выпускать его на трассу и утаскивают не поврежденный мотоцикл в безопасное место. Увидим ли мы месть португальских маршалов в конце этой недели по отношению к испанцам? Очень похоже, что подобная ситуация произошла с финном Никласом Айо. Дело дошло до рукоприкладства со стороны пилота и Дирекция гонки приняла решения наказать гонщика, дисквалифицировав на один этап, который состоится на этой неделе в Португалии.
Лишь десять пилотов из 34 стартовавших смогли финишировать в одном круге с лидером, еще семь отстали на круг. Алекс Маркез, младший брат Марка Маркеза на 100% отработал свой вайлдкард, квалифицировавшийся тринадцатым, а гонку закончив на одну позицию выше. В свете информации о его дебюте в Moto3 на полном расписании в следующем году, ждем продолжений выступлений еще одного юного испанца в этом сезоне по приглашениям.
Благодаря двум подряд подиумам дебютант сезона из команды Team Italia FMI неожиданно возглавил общий зачет чемпионат. Он же позволил FTR Honda сохранить лидерство в зачете производителей. Второе место Луиса Салома вывело на вторую позицию Kalex KTM. Первых очков в чемпионате 2012 года добились пилоты на прототипах Хонда и Орал.
Учитывая высокие результаты, показанные по ходу уик-энда многими другими дебютантами Moto3, ГП Испании подарил нам надежду на то, что нас ждет один из интереснейших чемпионатов в младшем классе за последние несколько лет. Хотя после Катара многие поспешили поздравить Виньялеса с выигрышем чемпионата. Не тут то было…
Лучший круг гонки, новый гоночный рекорд трассы – Романо Фенати (21 круг) – 1:52.774
Moto2. А был ли слон?
|
После инфарктного заезда Moto3 тяжело было предположить, чем может закончиться гонка среднемоторного класса. Ведь, несмотря на больший опыт пилотов 600-кубовых прототипов, борьба здесь более контактная и жесткая. Предположение о борьбе "кость в кость" в первом же повороте подтвердили Эспаргаро и Маркез. Два давних "друга" практически одновременно оттормозились в Expo'92, но Марк снаружи и был вынужден уйти от столкновения по широкой дуге. К удивлению всех, он мгновенно нырнул внутрь и откатился лишь до третьего места. Показательно, что начавшаяся с борьбы этих двух испанцев гонка ею же и закончилась. Оба уступили лидерство на четырнадцать кругов, в очной борьбе сохраняя позиции в четверке быстрейших пилотов гонки. К тому моменту, как Маркезу удалось вырваться на лидирующую позицию, маршалы уже вывесили белые флаги с красными крестами, сигнализирующие о начавшем накрапывать дожде. К семнадцатому кругу два испанца и Люти стали отрываться от Реддинга, который в борьбе за лидирующую позицию угробили резину. В Dry Sac (6 поворот в конце обратной прямой) после слипстрима Полу удается обгон и он выходит на лидирующую позицию. Если бы Марк знал, что на следующем круге гонка будет остановлена красными флагами, я уверен, он бы попытался отыграться. Но он сделал это всего круг спустя, в том же самом месте, но было уже поздно.
Специально пересмотрев отрезок гонки, предшествующий появлению красных флагов и последующие минут 15, я задаюсь только одним вопросом – а был ли слон или его раздули из мухи? Ни на стационарных камерах, ни на камерах, установленных на мотоциклах пилотов нет сколько бы сильного дождя. Лишь в одном участке трассы он действительно накрапывал, но и то, как мне показалось, короткий отрезок времени. Видимо после многочисленных падений младшего класса, некоторые из которых привели к серьезным травмам дирекция гонки решила перестраховаться и лишила нас самого зрелищного отрезка гонки. Попробую пофантазировать… Все три лидера (Маркез, Эспаргаро, Люти) находились достаточно близко и вполне могли претендовать на победу. На победу каждого я даю равные шансы, а вот на то, что это борьба велась бы "на зубах" я гарантирую на 100%. По сути, именно это тройка, скорее всего, будет претендовать на подиумы практически в каждой гонке (+ Янноне). Идеально подготовленная техника и достаточный опыт этих троих непримиримых соперников в каждой гонке гарантируют нам настоящий экшн.
Реддинг, к сожалению, вполне привычно раньше времени испортил шины. Торможение со скольжением выглядит эффектно, столь же эффектно изнашивая резину. Его напарник по команде Мика Каллио с большим трудом удерживался на пятой позиции, но едва не заплатил за это падением. Возможно, немного не доработала команда и именно с этим связано чуть меньшая, чем у лидеров скорость. Аплодисментов заслуживают партнеры по Italtrans Racing Team Накагами и Корти, финишировавшие 5м и 6м соответственно. После 14 и 16 финишных позиций в Катаре гонщики продемонстрировали прогресс и замкнули ТОП6.
У Элиаса прорезается что-то, похожее на чемпионский 2010. Удачный старт с выигрышем 5 позиций позволил впервые в сезоне финишировать в ТОП10. С огромным знаком "+" отмечаем десятое место Зарко, который в этот уик-энд выиграл не только вармап, но и пару дождевых тренировок. На его фоне 13е место Янноне, 23е Симона и 27е Тероля выглядят сущим провалом. Андреа в очередной раз показал, что быть стабильным он не умеет; Хулиан вроде жаловался на шасси FTR, но на Сутере выступил еще хуже; слабые выступления Тероля я предсказывал еще в прошлом году. В общем зачете Янноне с двумя набранными очками слетел со второго на пятое место, пропустив вперед Эспаргаро, Люти и Реддинга. Первые очки в свою копилку положили Корти, Аегертер, де Анжелис, Симеон и Джино Ри. В зачете производителей шасси два лидера чемпионата добавили очки в копилку Suter и Kalex, так же как провал Янноне и Ди Меллио не позволили SpeedUp сохранить вторую строчку.
Уже через неделю пилоты Moto2 смогут продолжить спор в Эшториле, благо там прогноз погоды обещает солнце, солнце, солнце…
MotoGP. Пропущенный вармап или покоренный Херес
Когда на утренней воскресной разминке Кейси Стоунер отказался выезжать из боксов, все новостные источники, пишущие о MotoGP утонули в догадках. Официальный сайт выловил момент в квалификации, где действующий чемпион потирает проблемную руку на круге возвращения. Испанцы бросились затариваться хересом для того, чтобы по полной отпраздновать победу испанцев в Хересе, ведь все складывалась как нельзя лучше для фанатов Лорензо и Педросы.
Первую надежду подарил Дани Педроса, выигравший старт и уверенно продолживший лидировать на первых кругах. Но уже к третьему кругу, обогнав пятерых, в том числе и Лорензо с Педросой, на лидирующую позицию вырвался действующий чемпион мира. И вот тут все затаили дыхание, гадая, что же произойдет раньше: скорость #1 начнет падать, потому что даст знать о себе проблема с рукой или Лорензо взвинтит темп и накатит лидера. Но никто не предполагал третьего – Стоунер просто победит, так и не подпустив на расстояние атаки Лорензо, а тем более Педросу, который сам с большим трудом унес ноги от, не на шутку раскатившегося, Крачлоу.
С другой стороны, сказать, что интриги не было совсем, было бы не правдой. Лорензо явно пытался прибавить и к 18 кругу смог сократить установившееся около значения 0.8с отставание до 0.3с. За два круга до финиша Хорхе буквально висел на хвосте австралийца, но до атаки дело так и не дошло. В сегодняшней гонке Хонда Кейси была ощутима быстрее на прямых и если перед последней шпилькой Дукадос Хорхе сокращал отставание до минимума, но на старт - финишной прямой Стоунер легко уезжал. Как позже объяснили в интервью оба испанца, они рискнули поставить вперед более мягкий компаунд, рассчитывая на прохладные условия и просчитались.
Стоунер впервые за все время участия в чемпионате MotoGP, а дебютировал он в 125сс на ГП Великобритании 2001, победил в Хересе, оставив не у дел двух местных фаворитов. Что касается Дани Педросы, то он с большим трудом отбился от атак британца из Monster Yamaha Tech 3. Кэл второй подряд этап завершает на четвертом месте, обыграв всех остальных. Причем до обгона Дани ему не хватило самой малости.
Довициосо на первых кругах вырвался аж на вторую позицию, но потом откатился да пятого места, вновь уступив британцу. Вторую гонку в своем дебютном чемпионате прекрасно проводит чемпион Moto2 2011 Штефан Брадль. Всю заключительную часть гонки он боролся с лидером Дукати этого сезона Ники Хейденом и поборол, обойдя на заключительном круге.
Росси продолжает свои мучения, но даже на его фоне очередной слив Бена Списа поразил всех. Последнее место из не CRT пилотов и отставание в 38 секунд от лидеров. Масло в огонь подлило еще то, что сразу после окончания гонки в закрытые боксы Monster Yamaha Tech 3 проследовал глава заводской Ямахи Лин Джарвис и что-то долго обсуждал с главой сателлитной команды Эрвом Поншаралем. На фоне прогрессирующего семимильными шагами Крачлоу сразу же поползли слухи о возможной рокировке американца на британца.
В CRT больше всего не повезло Рэнди де Пунье. Выигрывая у ближайшего преследователя, которым к 24 кругу кругу являлся его партнер по команде Алейч Эспаргаро более десяти секунд, его Априлия испустила дух и лишила француза возможности стать лучшим из "пришлых". К счастью для Хорхе Мартинеза Эспаргаро-старший довел гонку до победы в зачете CRT. Кроме Рэнди DNF заработали Эллисон, Пирро и Эрнандез, ставший причиной задержки старта, когда его FTR/Kawasaki заглохла на построении перед стартом гонки. Отметим первые очки Петруччи, Пасини и Силвы, который дебютировал с полностью карбоновым шасси Inmotec.
В общем зачете Лорензо сохранил лидерство, но основные преследователи все так же близко. Стоунер благодаря победе сместил со второй позиции сокомандника Педросу и в Эшториле, в это воскресенье, чемпионат, можно сказать, начнется заново. Прекрасно характеризует равенство главных игроков зачет производителей, где Хонда и Ямаха при равенстве очков значительно оторвались от Дукати. В командном зачете двойной слив Списа позволил Repsol Honda Team оторваться на 22 очка от заводской Ямахи.
Уже в этот уик-энд нам предстоит последнее посещение на ближайшие годы португальской трассы Эшторил близ Лиссабона, о событиях которой LiveTalkRacing расскажет не только максимально подробно, но и оперативно во время прямых трансляций субботних квалификации и воскресных гонок всех трех классов. Оставайтесь с нами!