Невероятно интересными, захватывающими, а самое главное - совершенно разными, получились гонки первого этапа чемпионата MotoGP на трассе Losail International Circuit близ Дохи.
Moto3. Лучший претендент на исторический факт
"Нет. Мы не будем торопиться! Мы спокойно спустимся вниз и возьмем все стадо… (анекдот)
Видимо именно этим принципом из народного фольклора решил воспользоваться Мэверик Виньялес в дебютной гонке нового класса Moto3. В размеренной, но стабильно быстрой манере "Новичок года 2011" довел до победы гонку дебютного этапа, навсегда вписав свое имя в историю MotoGP. Упустив несколько позиций на старте, но максимально обезопасив себя от возможных инцидентов первого поворота, 17-летний испанец в дальнейшем только наращивал свое преимущество. В роли молодого нетерпеливого теленка выступил Романо Фенати. Проведя фееричный прорыв с шестой на первую позицию, он устремился вперед и некоторое время лидировал с ощутимым отрывом. Что еще удивительней, то после того, как его нагнал и прошел Виньялес, дебютант чемпионата смог удержаться в темпе лидера и навязать борьбу в середине гонки. С третьей попытки на десятом круге Романо вернулся себе лидерство после стартовой прямой, но буквально на следующем круге Мэверик поднажал и провел первый бесплатный урок для дебютанта. В роли остальных претендентов на лучшую корову последнюю ступень подиума выступила группа из семи пилотов, лучшим из которых оказался обладатель поула Сандро Кортесе, вырвавший "бронзу" у Луиса Салома за пару поворотов до финиша.
| |
Перейдя к анализу гонки можно отметить, что лишь Фенати стал неким возмутителем спокойствия в дебютной гонке нового класса и чемпионата в целом. Да и то, если только не брать в расчет результаты предсезонных тестов, где 16-летний уроженец Асколи Пицено постоянно присутствовал в пятерке лучших, так что его финиш на подиуме я бы, не считал случайностью. Первое и третье место Виньялеса и Кортесе соответственно можно считать вполне логичными. Тяжело делать прикидки лишь после одной гонки, но мощь и талант Виньялеса очень жирно намекают нам на его наиболее вероятное чемпионство в дебютном сезоне Moto3. А вот за вторую и третью позицию развернется отчаянная борьба. Фенати будет сложно приезжать на подиум на других дебютных для него трассах (хотя почему нет – приехал же здесь), которыми будет изобиловать чемпионат. Выгоднее всего смотрится Сандро Кортесе – огромный опыт, один из лучших прототипов пелотона и прекрасные физические данные должны позволить ему навязать борьбу и за лидерскую позицию. Но чемпионат ему будет выиграть сложновато – нет у него той неуловимой составляющей, выделяющей из толпы потенциального чемпиона. А что же остальные? Гонщиков, которые будут пытаться отщипнуть кусок чемпионского пирога у главных претендентов хоть отбавляй, причем очень приятно заносить в эту группу дебютантов. С них и начнем – хорошо провели дебютную гонку Артур Сиссис и Алан Тишье, партнеры по Red Bull Rookies Cup. Австралиец вообще долгое время оставался претендентом на третье место и боролся в той же самой группе, наряду с более опытными Саломом, Хайруддином, Оливейрой и Кентом. Именно эту шестерку я бы назвал теми пираньями, которые будут вмешиваться в борьбу с победным трио Катара и не только мутить воду, но и отщипывать важные очки из баланса, позволяющего в конце сезона претендовать на самые высокие позиции.
Еще одним неожиданным результатом Катара можно считать неудачное выступление пилотов Bankia Aspar Team. Подопечные Хорхе Мартинеза на протяжении последних лет с завидным постоянством принимали участие в борьбе за титул младшего класса чемпионата. И Монкайо, выступающий с 2008 года, а уж тем более и Эктор Фаубель, проводящий свой двенадцатый сезон в MotoGP после средненькой квалификации (14й и 16й) столь же посредственно провели и гонку – 14й и 12й. Причем "ветаран" начал отлично, за первый круг обойдя пятерых соперников, но в дальнейшем не смог сохранить динамики, уступив на финише двум "малькам" – 16-летнему Ринсу и 17-летнему Тишье. И я бы не стал перекладывать вину на прототип Kalex KTM, ведь на точно таком же Салом бился всю гонку за третью позицию. Очень слабый результат для команды! Прототип Ioda продолжил удивлять своей "сыростью" – Йонас Фолгер и Луиджи Морчиано так и не смогли завершить уик-энд, досрочно сойдя с дистанции за 7 и 11 кругов до финиша.
Лучший круг гонки, новый рекорд трассы – Мэверик Виньялес (3 круг) – 2:07.276
Moto2. Царь горы
|
Для оценки гонки средне моторного класса Moto2 снова прибегнем к русскому фольклору и вспомним игру "Царь горы". Это когда одному надо забраться на какую-либо возвышенность и не пустить туда других, которые лезут со всех сторон. Мне кажется совпадение с гонкой класса Moto2 в Катаре 100-процентное. Первым до вершины добрался обладатель поула Томас Люти, но уже на втором круге, увлекшись очной борьбой они оба рухнули, а вакантное место занял Марк Маркез. Все 20 кругов гонки целая группа пилотов взбиралась и падала с лидерской позиции, причем чаще всего смена позиций происходила не вследствии атак, а из-за ошибок самих пилотов. Особенно тяжело давался пилотам первый поворот после длиннейшей стартовой прямой. Здесь ошибались Люти, Маркез, Корси, Эспаргаро (Пол делал этот раз за разом). Развязка должна была рано или поздно наступить, но так как пилоты не останавливали борьбу ни на секунду – она наступила на последнем круге. Пять заключительных кругов Маркез сидел на заднем колесе вернувшегося в лидеры Люти, хотя было очень хорошо видно, что скорость испанца выше – под конец прямой он специально выставлял голову и корпус из под обтекателей, используя их для дополнительного торможения. В том, что произошло в первом повороте последнего круга, я не виню ни одного пилота. Да, Маркез специально захлопывал калитку перед Люти и выдавил того на поребрик. Да, но Люти мог и не пускать гораздо более компактного и щуплого испанца на эту траекторию, если бы не испугался немного потолкаться коленями и локтями до начала торможения. А Марк не испугался, зная, что это может привести к столкновению и сходу любого из пилотов как по одиночке, так и вместе. Потому что Маркез – это настоящий ГИГАНТ! И в очередной раз он доказал, что быть сильным духом зачастую гораздо важней, чем быть сильным физически. А то, что швейцарец сотворил на круге возвращения в боксы, подъехав сзади и стукнув по руке – ну, это, в общем-то, поступок "ниже плинтуса". Томас вполне мог в инциденте финального круга выпустить оказавшегося уже на полкорпуса впереди Марка и попытаться отыграться по ходу последнего круга. Но он сначала решил идти до конца, но в последний момент передумал, за что и поплатился возможным подиумом. Этим события не закончились. Был еще обгон Янноне за три поворота до финиша, но по моему субъективному мнению, даже после этого он считал себя проигравшим. Потому что именно Марк Маркез сегодня был "Царем Горы" и в сердцах многих в прошлом сезоне он уже стал чемпионом Moto2, которого они запомнят на всю жизнь.
| |
Но кроме выше названых участников на трассе было еще порядка 25 пилотов. Отметим 3 подиум в Moto2 Эспаргаро, который в этой гонки выступал в роли змея-искусителя, уводившего с правильного пути других гонщиков и четвертое место его сокомандника Рабата. Вообще ТОП10 в этот раз обошелся без "посторонних" людей. Разве что чемпион 125сс 2008 Майк ди Мелио гостил здесь в прошлом году не слишком часто.
Перейдем к минидуэлям. Зарко "сделал" не только Тероля (23й на финише), которому я предвещал в Moto2 очень сложное начало и слабые перспективы еще в прошлом году, но и чемпиона Moto2 2010 Тони Элиаса, с которым происходят какие-то непонятные вещи второй сезон. То, что он не смог адаптироваться к прототипу королевского класса мы уже знаем, но здесь-то техника, на которой он побеждал и не раз. В общем, пока напротив его кандидатуры ставим знак вопроса. Чемпион 125сс 2009 Хулиан Симон, пересевший на FTR стал последним в очковой зоне, а это скорее плохо, чем хорошо для вице-чемпиона 2010. Кроме того, он уступил Элиасу, с которым сражался большую часть гонки. В противостоянии японцев победил дебютант Накагами, т.к. Такахаши продолжает "колбасить", как и во второй половине прошлого сезона. Роселль победила, т.к. финишировала не последней и осталась в одном круге с лидером. Сошли трое: Ролфо заехать на пит-стол, где его Suter поливали из бутылки и чайника; де Анжелис шлепнулся; вайлдкардер Аль Малки также из-за технических проблем был вынужден вернуться в боксы.
Лучший круг гонки, новый рекорд трассы – Марк Маркез (15 круг) – 2:00.645
MotoGP. Мартенситный Лорензо
|
Третий тип развития гонки был продемонстрирован в королевском классе, причем событий там набралось на тройку гонок прошлогоднего чемпионата. Но начнем с главного блюда. Оказывается, в королевском классе возможна борьба за позиции на подиуме без участия дождя и других случайных факторов. Как же мы успели от этого отвыкнуть. И что не менее важно, пропустивший три последних этапа 2011 года чемпион 2010 Хорхе Лорензо обладает эффектом памяти формы, используя химико-физические термины, имеет мартенситную структуру. Просто его нужно было "разогреть" до нужной кондиции. Что и сделал Кейси Стоунер, победив во всех предсезонных тестах. Тем отраднее было наблюдать, как почти ускакавший к победе в своем излюбленном стиле Кейси Стоунер сначала не мог дожать Хорхе и как под занавес гонки начал "распрямляться" Лорензо! Его выход в лидеры за 4 круга до финиша – случай редкий в современном королевском классе. Еще более отрадно, что и Дани Педросе удался такой же «финт ушами» спустя два круга, так, что действующий чемпион пропустил двойной удар. Все это показывает нам, что сезон грандов должен выдаться не менее интересным, чем в младших категориях и пока три равных пилота претендуют на титул.
Основными конкурентами лидеров за эфирное время стали партнеры по команде Monster Yamaha Tech 3 Довициосо и Крачлоу. Добившейся своего лучшего квалификационного результата британец провалил старт и откатился до пятой позиции, за спиной своего партнера по команде. Не смотря на то, что скорость Кола была явно выше, сломить сопротивление итальянца он смог лишь спустя 17 кругов, когда лидеры уже уехали от этой пары далеко. Не застрянь Крачлоу за Дови, вполне возможно, он бы мог вклинится в борьбу за подиумные места, ведь если посмотреть его время круга на заключительных 4 кругах, когда его уже не сдерживал итальянец – Крачлоу шел быстрее пары заводских Хонд.
Третья группа сражающихся была сформирована также в первой половине гонки и вобрала в себя оставшихся гонщиков команд-сателлитов и Хейдена. Отметим Брадля, сражавшегося на равнее с заводской Дукати и более опытными Бау и Барберой.
Ну и двое пилотов, причем крайне неожиданно, выступили в роли аутсайдеров, прикрывавших основной класс от CRT-команд. Валентино Росси за сезон в Дукати приучил нас ко многому, но таким беспомощным в гонке я его не припоминаю. Даже то, что он обошел Списа, начавшего с начала гонки «кирпичом проваливаться на дно» из-за больших проблем с чаттерингом, который начал мучить американца еще на варм-апе, не может скрасить факта того, что великий и ужасный не может адаптироваться к Дукати. Главная итальянская мечта на грани полного краха.
Совсем мало времени мы наблюдали борьбу гонщиков CRT-команд. Лучшим из них стал Колин Эдвардс на Suter/BMW. Рэнди де Пунье не смог составить конкуренцию техасцу, т.к . ошибался и долгое время выбирался из гущи CRT-пилотов.
Несмотря на то, что борьбы между CRT- пилотами и гонщиками команд-сателлитов в Катаре мы не наблюдали, я бы назвал этап успешным для нового начинания Dorna Sports. Все пилоты CRT-команд финишировали в одном круге с лидером, а учитывая то, что Катар является довольно быстрым треком с очень длинной старт/финишной прямой, на которой ощутимое преимущество имеют двигатели заводских прототипов, отсутствие борьбы между двумя классами можно считать нормальным явлением. Уже через три недели, в Хересе - все может измениться.
Лучший круг гонки – Кейси Стоунер (4 круг) – 1:55.541
Благодаря таким разным трем гонкам, каждая из которых была наполнена борьбы, в том числе и за лидерскую позицию, этап открытия 2012 стал одним из самых интересных за последние годы в Катаре. Чемпионат MotoGP берет трехнедельный перерыв и вернется на наши экраны в конце апреля этапом в Хересе, где как всегда будут невероятно сильны испанцы. Оставайтесь с нами!