Перед стартом гонки класса 125сс прошла церемония, посвященная памяти Марко Симончелли. Пилоты всех трех классов проехали круг по трассе в Валенсии. Возглавлял колонну чемпион MotoGP Кевин Шванц, который в последний раз вывел на трассу мотоцикл Марко под #58, который навсегда закреплен за Симончелли.
125сс. Финальный испанский покер.
Последняя гонка класса 125сс завершилась тотальным доминированием испанцев в рамках домашнего GP Generali de la Comunitat Valenciana - четыре первых позиции, шестеро в первой семерке. Это вполне ожидаемый результат, потому что в последние лет пять, Испания является самым активным поставщиком пилотов для всех классов MotoGP (все три чемпиона 2010 года были испанцами).
Уже на предстартовой подготовке стало понятно, что заезд "малышей" удастся на славу. Появление в паддоке, а затем и на стартовой решетке Пэрис Хилтон, являющейся спонсором команды Blusens by Paris Hilton Racing от души повеселило публику. Американская гламурная селебрити явно выпадала из общей картины, а ее громогласные девизы, направление в адрес своего пилота Виньялеса, невольно заставляли улыбаться не только меня. Возможно, именно поэтому 16-летний Мэверик нашел в себе резервы прорваться на вторую позицию уже после нескольких поворотов?
Стартовый рывок прекрасно удался обладателю поул-позиции Данни Уэббу на Махиндре. Несмотря на непривычный для Валенсии холод (+17 воздух, +16 полотно) отсутствие дождя перечеркивало для британца все возможности финишировать на приличной позиции. Посуху Махиндра намного слабее Априлии и Дерби. Уже после второго круга он был третьим, после третьего - шестым, а на двенадцатом упал, будучи на тринадцатой позиции и завершил свое выступление в чемпионате.
Но не это падение стало главным в последней гонке 2-тактного класса. Оба претендента на чемпионское звание начали гонку аккуратно, дав возможность другим пилотам активничать впереди. Фаубель, захватив лидерство на втором круге, удерживал его до середины гонки. Кортесе также показал, что не собирается отсиживаться и к пятому кругу вышел на вторую позицию. К сожалению, к этому времени уже стало известно имя Чемпиона 2011 года. Зарко на третьем круге не справился с волнением и допустил ошибку при перекладке мотоцикла в быстрой связке. Как следствие - падение, сход и второе место по итогам чемпионата. Радость в боксах Bankia Aspar Team, а на пит-борде для Тероля только одна надпись – 5KO.
Оставалась надежда увидеть зрелищную борьбу между "запэрисенным" Виньялесом и взявшим отличный темп со старта Кортесе. Оба претендента на "бронзу" были настроены по боевому и в течении семи кругов демонстрировали красивейшую борьбу друг с другом. Но аура гламура, подаренная Виньялесу, похоже, начала действовать на соперников. Кортесе ловит лаусайд в одном из поворотов, и главный соперник испанского дебютанта-гения отправляется в гравий.
Вторая половина гонки прошла в красивейшем противостоянии молодого Виньялеса и двух пилотов Bankia Aspar Team Тероля и Фаубеля. Мэверик сегодня был бесподобен и уделал двух ветеранов класса 125сс, один из которых наконец "вымучил" свое чемпионство. Это победа стала четвертой для юного испанца в дебютном сезоне. Кроме того, я не помню таких фантастических дебютов в младшем классе за все мои годы увлечения MotoGP. Закончить свой первый сезон Больших Призов в 16 лет на третьем месте – это дорогого стоит!
Сход Зарко на третьем круге автоматически сделал Николя Тероля Чемпионом 125сс 2011 года. Еще раз повторюсь – Нико "вымучил" свое чемпионство. В отсутствии серьезных соперников и обладая одним из быстрейших мотоциклов в пелотоне дотянуть разборки за чемпионство до последнего этапа – это лучше всего говорит о чемпионстве 23-летнего испанца. Не знаю, где проведет следующий сезон Нико – в новом Moto3 или же перейдет на следующую ступень в Moto2 – чемпионом он, скорее всего, больше не станет. Зарко, занявший итоговое второе место, необходимо работать над стабильностью, с которой у француза пока не все в порядке. Ну, а самые прекрасные перспективы пока открываются у Виньялеса. Талант испанца феноменален, с нервами у юноши тоже все в порядке и я считаю Мэверика главным претендентом на успех в следующем сезоне. Немного напрягает то, что это будет абсолютно новая техника – как к ней смогут адаптироваться, в большинстве своем, юные пилоты - остается загадкой. Но, точно уверенным можно быть в одном – гонки младшего класса MotoGP останутся такими же интересными и захватывающими, а большего нам, зрителям - болельщикам и не надо!
результат
Moto2. Качели судьбы
Не возможно было без слез смотреть на рыдающего после финиша Фаусто Грезини - главы Gresini Racing. Спустя всего две недели после тяжелейшего момента в его жизни итальянец снова пережил ряд разнополярных событий. Старт с первых мест двух пилотов команды в гонке, которую все посвятили памяти погибшего Марко Симончелли, безусловно, был приятным событием для самого Фаусто и всех сотрудников итальянской команды. После стартовой борьбы, Такахаши с Пирро смогли вернуться на лидирующие позиции. На пятом круге японец ловит жутчайший хайсайд и очень тяжело падает. Я думаю, сердце Фаусто остановилось на те мгновения, пока пилот кувыркался в полете и несколько секунд лежал без движения после остановки. Но, сжалась левая рука Юки, и японец стал приходить в себя (к счастью, как стало известно позже, обследование в мобильной клинике не выявило у японца серьезных повреждений).
Спустя 22 круга, когда Микеле Пирро первым пересек финишную линию, Грезини не смог сдержать своих чувств – свесившись над бетонным ограждением, он просто рыдал, проклиная и благодаря судьбу-злодейку, которая в очередной раз прокатила этого великого, без преувеличения, человека на своих качелях. Не мог сдержать слез радости и грусти сам Микеле, который наверняка за целый сезон в одной команде с Марко, успел подружился с "Кудряшкой". Эта победа также примечательна тем, что Gresini Racing весь сезон не могли подняться на высшую ступень пьедестала в Moto2 после прошлогоднего чемпионства Тони Элиаса.
Гонка получилась сложной, но от того, еще более интересной. Уже на прогревочном круге маршалы вывесили белые с красным крестом флаги, предупреждая пилотов о начавшемся дожде, который так и не перешел в стабильную фазу. То начинался, то прекращался над разными участками трассы, заставляя пилотов все время быть на чеку. Одними из первых не справились с трассой два британца – Смит и Реддинг. Брэдли, не смотря на трещину в ключице, проводил неплохой уик-энд, но ушел с переднего колеса в одном из поворотов, упав на травмированную левую сторону. Спустя круг упал и Реддинг, но к счастью, падения были легкими и оба пилоты смогли завершить гонку, конечно, значительно отстав от лидеров.
А что лидеры? Лидеры чемпионата в Валенсии были не на первых ролях. Начавший праздновать чемпионство еще в субботу Брадль закончил гонку в гравии на пятом круге. В отличие от Виньялеса в 125сс, контакт Брадля с Пэрис Хилтон на предстартовой подготовке привел немца в гравий. По логике, если американка захочет пообниматься со Стоунером перед гонкой "королевского" класса, Хонде придется "подставить" Пэрис кого-нибудь другого, например Дови. Но вернемся в гонку. Пирро лучше всех смог приспособиться к изменчивым условиям на трассе имени Рикардо Тормо и уверенно довел гонку до победы. А вот за вторую позицию почти всю гонку шла ожесточенная борьба. Мика Каллио, Доминик Аэгертер, Йонни Хернандез и Ксавьер Симеон на протяжении 15 кругов вели отчаянную борьбу за "серебро" Валенсии. Ближе к концу, фин и колумбиец немного оторвались, но за 4 круга до финиша Йонни едва не падает и вынужден выехать в гравий, выбыв из борьбы за подиум. К последнему кругу Аэгертер, всю гонку державшийся в головной группе, смог взвинтить темп на начавшей намокать трассе и вплотную приблизился к Каллио, но на атаку сил у швейцарца не осталось. Каллио в итоге заслужено получил свой первый подиум в Moto2, а Аэгертер и вовсе первый подиум в Больших Призах, лишившись при этом части волос в закрытой зоне.
Не менее интересная борьба шла на границе первой десятке, где Алекс де Анжелис пытался уехать от Ианноне для завоевания третьего места по итогам чемпионата. Преимущество итальянца перед гонкой составляло всего 2 очка, а учитывая старт Андреа с 25 позиции, шансы Алекса выглядели вполне реальными, ведь он стартовал пятым. Но в гонке все встало на свои места. Ианноне смог вернуться в десятку лучших, де Анжелис наоборот немного откатился и вторую половину гонки два претендента выясняли отношения. К сожалению для сан-маринца, кроме Ианноне было еще не мало пилотов, которые хотели использовать шанс удачно выступить в таких сложных условиях. Таким парням, как Энтони Уэст, Кенни Нойес, Майк ди Мелио было нечего терять в последней гонке сезона и они шли "до конца". Красивейшая борьба с контактами и безумным количеством обгонов продолжалась в этой группе до самого финиша. Ианноне смог удержать призовое третье место в чемпионате, финишировав непосредственно перед де Анжелисом. Задача минимум была выполнена.
Отдельно отмечу четвертое место любителя экстремальных условий Энтони Уэста. Австралиец, имеющий огромный опыт, вечно попадает в "лузерские" команды и в сухих условиях является 100% аутсайдером. Но если погодные условия стремительно приближаются к кошмарным и техника начинает иметь все меньшее значение по сравнению с мастерством пилота – "Ант" выходит на лидирующие позиции. Так было в "Кавасаки", так же осталось и в "MZ".
Заключительная гонка, не смотря на отсутствие обоих лидеров чемпионата, выдалась напряженной и интересной. Множество раз по ходу гонки режиссер выхватывал камеру из боксов "Малыша", который в окружении команды и близких людей наблюдал за гонкой. И каждый раз я мысленно говорил – "Ах если бы не то падение…" Мне даже кажется, что, если бы не было того падения, то не только Марк смог бы стать чемпионом и осчастливить меня до безумия, но и Марко, возможно, не взирал бы на трассу с лучших зрительских мест на небесах…
результат
MotoGP. Гонка прощаний
Гонка "королевского" класса в Валенсии закрывала сезон 2011 года. Кроме этого, она закрывала 800-кубовую эру в самом престижном классе чемпионата MotoGP. И это не все – для половины пелотона эта гонка также заканчивала определенный период в жизни. Андреа Довициосо завершал 10-летнее сотрудничество с Хонда; Барбера расстается с дружиной Хорхе Аспара и переходит в Pramac Ducati; Элиас наверняка в очередной раз покидает MotoGP; Аояма переходит в Мировой Супербайк; будущее Баутисты вообще туманно, т.к. Сузуки до сих пор не подтвердили свое участие в следующем сезоне. Конечно, самое грустной гонка была для Капиросси, который завершает свою карьеру в MotoGP. 22 года в Больших Призах – большую часть своей жизни 38-летний Лорис провел в MotoGP и это расставание невероятно тяжело для ветерана чемпионата.
Несмотря на большое количество грустных поводов, гонка стала одной из лучших в сезоне. Шокирующее начало, напряженная середина и фееричный финиш с разницей в 0.015 секунды. Еще до старта гонка была объявлена дождевой, но все пилоты отправились на прогревочный круг на сликах, т.к. дождь еще не начался. Уже в первом повороте пелотон сократился почти на четверть. Фантастически стартанувший с восьмой позиции Довициосо оттормаживаясь в первом повороте контактирует с передним колесом Баутисты и Сузуки испанца сносит еще три мотоцикла. Гонка заканчивается, практически не начавшись, для Росси, Хейдена и де Пунье, который возможно проводил свой лучший этап в сезоне. Самому Дови повезло больше, и после первого поворота он уже стал четвертым. В дальнейшем гонка разбилась на дуэли, которые, к моему большому удовольствию, продержались до самого финиша.
Cтоунер, получивший очередную BMW перед гонкой, как лучший пилот в квалификациях по итогу сезона, уехал с самого старта. Дальше собралось трио из Педросы, Довициосо и Списа. Дани и Андреа вели принципиальную борьбу за третье место по итогам чемпионата, периодически обмениваясь позициями. Бен пробовал вмешаться в эту борьбу, но мощности его Ямахи явно не хватало. Пилоты Хонды, на стартовой прямой, уезжали от него, как от стоячего. Позади этой группы свою очную борьбу всю гонку вели два дебютанта сезона – Абрахам и Крачлоу. Победитель в этой паре должен был получить звание " Rookie of the Year ". Кроме того, пятое место, за которое боролись британец и чех, было бы лучшим результатом по итогам сезона для любого из них. Все так и оставалось до 24 круга, пока не пошел дождь. В этот момент, напряжение, копившееся всю гонку, выплеснулось наружу.
Стоунер, уверенно ехавший к десятой победе в сезоне резко снизил скорость, как и его товарищи по команде Дови и Педроса. Но не Спис! Американец казалось бы не замечал ухудшившихся условий. Сначала позади остался Педроса, решивший не рисковать и отдавший третье место по итогу чемпионата Довициосо, потом сдался и сам итальянец. Преимущество Стоунера в 10 секунд, бывшее у австралийца за 6 кругов до финиша растаяло за три круга и американец на Ямахе возглавил гонку. Кейси удалось зацепиться за пилота Yamaha Factory Racing, и из последнего поворота Бен вышел с преимуществом в метров пять. И отлично вышел!!! Но скорость Хонды Стоунера на финишной прямой была просто космической. Австралиец вжарил так, что пронесся большую часть разгона с отрывом переднего колеса и вырвал победу за мгновение до пересечения клетчатого флага – фантастическое завершение сезоне. В боксах обоих команд не сразу поняли, что удалось совершить Кейси, настолько это было невероятно. Но факт остается фактом – Кейси оставил победу за собой в казалось бы, проигранной гонке. Бен как всегда остался невозмутим и спокоен, приняв от Кейси благодарности за красивую борьбу. Он действительно почти совершил чудо, но фортуна сегодня была на стороне пилота из Южного полушария. Третьим гонку и весь сезон завершил Довициосо, еще раз напомнив руководству Хонда, что они допустили ошибку, лишив его места в команде на сезон 2012 года. Четвертым финишную черту пересек … Крачлоу!!!! И лишь пятым Педроса. Испанец бросил бороться в сложных условиях, решив не рисковать и упрекнуть его сложно – травмы не отстают от хрупкого испанца последние лет пять. А вот два дебютанта, Крачлоу и Абрахам, наверное, даже и не заметили испанца в ожесточенной дуэли. В одном из последних поворотов финального круга, Абрахам, пытаясь контратаковать Крачлоу допустил контакт с Ямахой британца и шлепнулся, едва не вынеся Кола. К счастью, Карел смог быстро подняться и завершить гонку на восьмой позиции. Но титул "Новичок года" был уже упущен. Со слезами на глазах пересекал финишную прямую Лорис Капиросси, так же как и его супруга в боксах, которая вместе с ним прошла через эти годы на вершине мирового мотоспорта. В отсутствии четырех сильных пилотов, сошедших на первом круге, фантастического результата добились Накасуга и Хейес. Два уалдкардовца также боролись всю гонку, но на финише сильнейшим оказался японский тест-пилот Ямахи, финишировав на фантастическом шестом месте. Американский чемпион AMA SBK увидел клетчатый флаг следующим, но с 10-секундным отставанием.
результат
Сезон завершен. Пилотам еще предстоит посетить традиционную официальную церемонию награждения по итогам сезона, а потом провести последние тесты сезона перед длинными каникулами. Мне еще предстоит подвести итоги сезона, и я постараюсь подготовить отдельный материал, но, уверенно могу заявить уже сейчас – мне будет чертовски не хватать сумасшедших парней, нарушающих законы физики на своих двухколесных болидах. Оставайтесь на нашей волне и до встречи в апреле, на вечернем ГП Катара…