| Судьба современного IndyCar такова, что его неизбежно приходится сравнивать с тем, что было. Когда в 2002-м году стало понятно, что Champ Car идёт ко дну, серия Тони Джорджа обязана была стать тем, чем восхищались в 90-х до раскола. Это должен был быть чемпионат с колоссальным разнообразием трасс, на которых соревнуются известные и именитые гонщики. На Indianapolis 500 должно было заявляться не менее полусотни машин, среди которых можно встретить принадлежащие командам, готовившимся только к Маю. В 2008-м, когда совершенно неожиданно состоялось «объединение», в действительности являющееся поглощением Champ Car'a конкурентом IRL, оценивать хотелось по самым высоким стандартам, а возвращения того самого IndyCar ожидать с года на год. Чем же запомнился 13-й сезон гоночной серии на машинах с открытыми колёсами под эгидой Indy Racing League? |
| Этапы 1-4. Первый опыт Из 9 гонщиков, представляющих новые (экс-чампкаровские) команды опыт овалов был только у 4. Если вычеркнуть старейший действующий трек и одновременно последний овал Champ Car – Милуокскую Милю – то опыт есть только у Бруно Жункейры и Ориоля Сервии. Последний был лучшим в классе на первом этапе, проиграв победителю Хоумстеда 5 кругов (12-е место). Вторая совместная гонка на овале, Канзас, только два круга проигрыша и 11-е место. Уилсон и вовсе проиграл лишь круг и стал 9-м. Зато первый же старт на дорожной трассе закончился триумфом самой знаменитой команды Champ Car последних лет и юного Грэма Рэйхола. В Сент-Питесберге удачная тактика не помогла бы без великолепного пилотажа на завершающем отрезке, когда двукратный победитель этапа Хелио Кастроневеш ничего не смог противопоставить сыну трёхкратного чемпиона того самого IndyCar. Ослабленная уходом Сэма Хорниша и Дарио Франкитти, двух грандов серии последних лет, борьба впереди предсказуемо проходила под знаком Chip Ganassi Racing. Скотт Диксон мог выиграть все три овальные гонки перед Indy, тогда сход по техническим причинам в Сент-Питесберге не помешал бы возглавить общий зачёт. 6 очков отставания от Хелио Кастроневеша за явным преимуществом в скорости на овалах позволяли чувствовать себя очень уверенно. Исторический Апрель подарил гонкам двух новых победителей. Две недели спустя финиша за спиной юнца, Хелио оставила в дураках Дэника Патрик. Теряя лидерство, бразилец думал, что #7 проигрывает ему круг. Триумф Патрик в Мотеги вознесёт внимание к ней до небес. Американку будут считать в числе фаворитов перед «Кирпичницей» и чуть ли не претенденткой на титул! С не меньшим запалом подходил в тот же день к финалу Champ Car в Лонг Бич и Грэм Рэйхол, ожидая лёгких 53 очков, которые… достались Уиллу Пауэру. Особенно значимая победа скрасила разочарование от двух последних мест на овалах. |
| Этапы 5-7. Уроки Индианаполиса, Милуоки, Техаса Старая Кирпичница не пощадила новичков. KV Racing Technology, Уилл Пауэр и Ориоль Сервия, откатали на двоих 829 кругов, что позволило им финишировать 13-м и 11-м соответственно. Грэм Рэйхол, Джейми Камара, Джастин Уилсон и Алекс Ллойд стали жертвами сложнейшего трека в календаре, трое из них закончили гонку в 4-м повороте, сложнейшего на треке. Утверждение, что состав 92nd Indianapolis 500 «сильнейший с 1995 года» весьма спорное. В 2001-м, когда участники CART решили заявиться в количестве трёх топ-команд, лучшим представителем IRL стал опытнейший чилиец Элисео Салазар, 7-е место, круг отставания. Первая пятёрка – сплошь чампкаровцы: Кастроневеш, де Ферран, Майкл Андретти, Вассер, Жункейра. 6-м финишировал Тони Стюарт, который несколько часов спустя закончит Coca-Cola 600 третьим. Состав 2008-го года был неплох, но с 95-м уж точно ни в какое сравнение не идёт. Вот заявись бы на гонку Хорниш, Франкитти, а то и Пол Трейси – было бы о чём поговорить. Сама гонка запомнится доминированием Скотта Диксона, которому светил бы финиш в конце топ-5, если бы не проблемы с амортизатором у Уэлдона, авария Канаана (которую Тони без видимых причин свалил на Марко Андретти) и великолепная работа пит-бригады по сравнению с #4 Panther Racing. Мы обязаны запомнить Витора Мейру, который совершил лучший обгон в гонке, пройдя Диксона по внешнему радиусу в Т1, хотя наше внимание обращали на походку Дэники Патрик в сторону команды Райана Бриско. Доминированием Дискона грозил закончиться и этап в Милуоки, но заклеймённый Дэникой и её болельщиками Бриско, проваливший начало сезона, проводит лучшую гонку в своей жизни и с 11-го места прорывается на первое. Патрик финиширует 9-й, проиграв австралийцу круг. Исторический стартовый первый ряд Андретти-Рэйхол переходит в исторический финиш – Райан Бриско принёс Роджеру Пенске 300-ю победу в автоспорте. Марко Андретти провоцирует аварию под финиш гонки, становясь в буквальном смысле трамплином для Витора Мейры. Грэм Рэйхол держится в топ-3 чуть больше 50% дистанции и вновь заканчивает гонку в 4-м повороте. Для чампкаровских команд вырисовывается любопытная закономерность, которая будет подтверждаться по ходу сезона – чем медленнее трасса, тем больше шансов. Гонка на Texas Motor Speedway, быстром и опасном треке, которая до возвращения этапа в Милуоки на историческое место в календаре следовала за Индианаполисом во многом взяла на себя пресловутый «импульс». Марко Андретти и Витор Мейра были столь же быстры, а к ним присоединился и лучший новичок 92nd Indianapolis 500 Райан Хантер-Рэй. Скотт Диксон побеждает при самоустранении конкурентов, продолжается катастрофическое невезение заявляющегося на свои самые удачные в прошлом этапы Томаса Шектера. Хелио Кастроневеш финиширует вторым, обозначая свою единственность в споре с Диксоном за чемпионство. Хантер-Рэй и Андретти сталкиваются, причём виноват как ни странно Райан. Он реабилитируется за неудачу, в отличие от Марко, который, впрочем, очень достойно проведёт следующие две гонки. |
| Этапы 8-9. Количество и качество Забитые под завязку (26 машин – максимум для треков не длинее мили) этапы в Айове и Ричмонде получились непредсказуемыми. Если на новом треке в Ньютоне год назад из 19 машин до финиша добрались 11, то при опыте пелотона 2008 года ожидалась похожая картина. Клетчатый флаг из кокпита своих машин увидели 17 гонщиков. В не самую приятную компанию из Марио Мораеса, Эда Карпентера и Энрике Бернольди попал Тони Канаан – Iowa Speedway оказывается непостижимым для бразильца треком. Дэн Уэлдон выигрывает в день своего тридцатилетия и целуется на Алее Победы с Джеком Арутом из ESPN. Лучший новичок сезона Хидеки Муто финиширует вторым, сдерживая натиск Марко Андретти, который не критиковал партнёра за агрессивную оборону. На Ричмонд пришлись все не случившиеся в Айове аварии. Столкновения происходили в том числе и до взмаха зелёного флага. После середины дистанции, которая была увеличена на 50 кругов, в гонке о
ставалось чуть больше половины машин, среди которых и #34 Джейми Камары. Один из казалось слабейших гонщиков серии блестяще держался среди лидеров, успешно защищаясь и контратакуя Тони Канаана и Марко Андретти. Увы, бразицел всё же теряет концентрацию в этот трудный вечер и разбивает машину за 83 круга до финиша. Команда Марко Андретти ошибается со стратегией, и американец отдаёт лидерство партнёру по Andretti Green. Канаан реабилитируется за Айову, но победа не даёт перспективы борьбы за титул – сразу следом финишируют Кастроневеш и Диксон. Лучшим из «новобранцев» становится Эрнесто Висо. Венесуэльскому гонщику удаётся странным образом сочетать блестящие гонки с грубыми ошибками. |
| Этапы 10-14. Задел на чемпионство На двусмысленность подзаголовка натолкнули совершенно необъяснимые события в Уоткинс-Глене. Два столкновения под пейс-каром на противоположных концах пелотона лишний раз подтверждают – в режиме жёлтых флагов гонка не останавливается. Райан Хантер-Рэй с момента своего дебюта не разочаровал Бобби Рэйхола в плане скорости на роудах. Первой победы гонщика пришлось ждать меньше года. При возросшей скорости машины на овалах, Райану надо ещё поработать над стабильностью, и его со всеми основаниями можно будет считать теневым фаворитом чемпионата. Другой Райан, Бриско, компенсировал невезучесть в Глене на следующей дорожной гонке. Несмотря на отличную скорость Джастина Уилсона, вряд ли на финальном отрезке кто-то смог бы что-то противопоставить австралийцу. 7 секунд на финише перед знавшим вкус побед в Мид-Огайо Кастроневеша это, согласитесь, сильно. Скотт Диксон оправдался за неудачу на WGI нокаутировавшей соперников победой в Нэшвилле. Это был 100-й успех Чипа Гэнесси в автоспорте. Обычно в гонках, где результат зависит от тактической лотереи, ожидают чего угодно, кроме победы фаворита. Впрочем, Диксон не был быстрейшим на бетонном овале – Кастроневеш и Канаан превосходили его в скорости. Хелио, вероятно ощутив свою проигрышную позицию, совершил великолепную атаку по внешнему, особо опасному в Нэшвилле радиусу. Манёвр стал одним из красивейших в сезоне. Не был быстрейшим Диксон и в Эдмонтоне, но переиграл партнёра самым бесстыжим образом – на пит-стопе. В Penske пытались обратить внимание судей на то, что Дэн Уэлдон, чья позиция находится между #9 и #3, останавливает свою машину максимально близко к квадрату Кастроневеша, осложняя Хелио выезд. Возможно, для предотвращения подобных ситуаций, в IRL следует распределять пит-позиции согласно результатам квалификации, а не положению в чемпионате… Так или иначе, очередные очки были потеряны. Главным героем первого в истории канадского этапа стоит признать Пола Трейси. Знаменитый канадец провёл безошибочную гонку (при нескольких вылетах на свободных заездах и блеклой квалификации), воспользовался всеми непрятностями соперников и финишировал 4-м. Провал Andretti Green, во многом связанный с блокировками гонщиков на разной тактике друг друга, показал, что при всех кажущихся преимуществах большой организации, стратегией управлять гораздо сложнее. Несмотря на сложный сезон, вся четвёрка сохраняет свои места на сезон-2009. Если в Нэшвилле и Эдмонтоне команде Chip Ganassi Racing удалось выжать максимум из хода гонок, то в Кентуки сильно удивил соперников лидер Team Penske. Да, Хелио как и в Мотеги не хватило топлива для поддержания достаточной скорости. Но если в Японии у него была машина на топ-5, то в Спарте – еле-еле на топ-10. 7-е второе место Кастроневеша при 6-й победе Диксона, и лицо Хелио в самом буквальном смысле выражано «не знаю, плакать или смеяться». |
| Этапы 15-17. Возвращение Две победы де-юре и три де-факто в трёх стартах при трёх бонусах за наибольшее лидирование едва не позволили Хелио Кастроневешу отыграть пропасть в 85 очков и быстро заставили забыть о досрочной коронации Скотта Диксона. Не более логичным по сравнению с коллапсом в Глене было фиаско лидера чемпионата в Сономе. Почувствовав нервозность, в команде пошли на альтернативную стратегию в Детройте, хотя правило для фаворита гласит – следуй за лидером. У Диксона была быстрейшая машина, и он назвал гонку на Острове Красавицы «глупой». В Чикаго (на полуторамильном овале!), кто бы мог подумать, новозеландец находился в позиции, которая лишала его титула. Если бы Диксон проиграл чемпионат, то Хелио записал бы на свой счёт самое громкое возвращение в турнирной таблице в истории серии уж точно, а от счастья потерял бы дар речи. Справедливо обескураженный решением судей в Детройте, бразилец, тем не менее, подчинился. В случае протеста его лишили бы всех очков, и Скотт Диксон стал бы чемпионом досрочно, пусть и в не самой приятной ситуации. «Ничего не закончено, до тех пор пока не закончено» - и Хелио придерживался этой поговорке. В Чикаго он, наверное, провёл лучшую гонку в своей карьере. В IndyCar уж точно. Старавшийся помочь партнёру драфтом более быстрый Бриско едва не оказал медвежью услугу, ибо Дэн Уэлдон в своей последней гонке за Chip Ganassi Racing шёл ва-банк наверное даже в большем смысле, чем Кастроневеш. |
| Эпилог Третий год подряд судьба титула решается на последнем этапе, и все эти годы финал чемпионата получается великолепным. Гонка на Chicagoland Speedway стала, вне всяких сомнений лучшей в сезоне-2008. Если рассматривать отдельно дорожные этапы, то я бы выделил Сент-Питесберг. Чемпионат подарил 9 победителей в 17 этапах, из которых 5 оказались на Алее Победы впервые. Руководство серии объявило о переходе на новые шасси и турбомоторы в ближайшие три года. Внезачётная гонка в Серферс-Парадайс была проведена на ура, и доминирование уроженцев Австралии не могло не воодушевить зрителей и организаторов. Возвращение Дарио Франкитти и планы на полноценное выступление Пола Трейси вкупе с рядом любопытных переходов заставили в предвкушении думать о новом сезоне, который украсят гонки «стриткурсах» в Лонг-Бич и Торонто. Но грянул кризис… Позволю себе небольшое отступление. Большинство коллег считают нужным написать об этом явлении, покумекать над будущим гонок (и трансляций), оценить возможные потери и т.д. Я впервые затрагиваю это явление по двум причинам. Во-первых, кризисом, так или иначе, будут объяснять что ни попадя, используя его как отговорку и нежелание разобраться в сути происходящего. Во-вторых, я придерживаюсь Австрийской школы экономики и считаю кризис явлением позитивным, которое обнажит все недостатки государственного регулирования, а среди предпринимателей (человеческую деятельность, сопряжённую с принятием решений, можно и нужно относить к предпринимательству) усилит разницу между целеустремлёнными профессионалами и просто работниками. Конечно, в руководстве IRL будут объяснять отсутствие движения в сторону того самого IndyCar (последние годы показывают, что движение всё-таки есть) «неблагоприятной экономической ситуацией». Даже если не брать в расчёт то, что у Тони Джорджа было несколько лет «благоприятствования», надо понимать следующее – гонщики и команды хотят участвовать в
гонках. Они найдут средства (техническую эволюцию, конечно, придётся отложить) своими силами, им просто нужно подтверждение того, что усилия не тратятся напрасно. Не надо говорить о полных трибунах Kentucky Speedway. Не надо наказывать гонщиков за борьбу. Не надо создавать прецеденты, вроде штрафа за обгон Диксоном Уилсона до старта в Уоткинс-Глене. Не надо кричать «greatest» и «unbelievable», американские и не только болельщики видели больше гонок, чем иногда кажется даже таким опытным журналистам как Джеку Аруту. И, конечно, не надо думать, как догнать NASCAR. Надо просто считаться с действительностью и добросовестно, с увлечением делать своё дело. А потеря гонок в Австралии, Детройте и перевод большей части гонок с ESPN на VERSUS это, при наличии трезвого взгляда на вещи, устранимые в будущем неприятности частного характера. Сезон 2009 года начнётся 3 Апреля в Сент-Питесберге. |