Американская мечта
Одним из тезисов при создании Indy Racing League был "американский состав участников". Как и остальные, он довольно неплохо соблюдался пока серия была мало кому интересна. Тони Джордж далеко не идиот, поэтому отказывать Пенске, Гэнесси и Андретти по той причине, что их гонщики не являются американцами не стал. И довольно быстро вышло так, что американцы нынче в IndyCar там же, где они были в Champ Car все последние лет 10.Усилиями Сэма Хорниша, Бадди Райса и Скотта Шарпа американцам удавалось не опускать планку количества выигранных гонок в сезоне ниже уровня четырёх, однако в 2007-м гражданам США досталась только одна победа. И была она одержана именно здесь, в Техасе, на "Великом американском спидвее" самым титулованным гонщиком серии. Между тем увеличение числа участников ещё больше усложнит американцам путь к победам в IndyCar - пришедшие гонщики все кроме одного из других стран.
Но в этом году из 7 гонок две победы уже достались пилотам из США, причём пилотам нового поколения, на которых мало кто решился бы поставить. В Техасе свою лучшую гонку проводил американец, сделавший себе имя в команде Champ Car под названием "American Spirit Team Johansson". Сейчас Райан Хантер-Рэй выступает в команде Бобби Рэйхола, за которую исторически вообще выступали преимущественно американцы.
Если в NASCAR команды стремятся при любой возможности расширять число машин, то в IndyCar картина обратная. Дело, конечно, прежде всего в ресурсах. Rahal-Letterman Racing, как и Vision Racing сократила число выставляемых на гонки машин, и результаты стремительно пошли вверх. Выступление Хантер-Рэя в Техасе запомнится, вместе со своим соотечественником Марко Андретти два молодых гонщика были источником большей части активности на трассе.
Два раза Марко Андретти совершал двойной обгон за позиции по внешнему радиусу. И несмотря на то, что лидировал только 25 кругов из 228, был реальным претендентом на победу. Райан Хантер-Рэй не лидировал ни круга, но его машина постоянно была в топ-5, а такие гонщики как Дэн Уэлдон и Тони Канаан его практически не беспокоили. Напомню, что Райан Хантер-Рэй на Texas Motor Speedway никогда не выступал. Был и ещё один пилот, который похоже научился сочетать яркие гонки с такими же результатами, что не может не радовать.
Райан Бриско начал с курьёза - поехал обслуживаться в механикам Уэлдона. За это получил штраф, после отбытия которого рисковал отставал почти на два круга. Но повторение рекордного числа жёлтых флагов, восемь, пять из которых пришлись на первые 60 кругов, позволило австралийцу вернутся в лидирующий круг. За какие-то 17 кругов Бриско выиграл 12 мест, пробившись в топ-5. К сожалению, этот маленький подвиг остался за кадром, но тому есть объяснение - впереди в построении 2х2 за лидерство боролись Хелио Кастроневеш, Скотт Диксон, Райан Хантер-Рэй и Марко Андретти.
На старте Кастроневеш опередил мастера квалификаций этого сезона Скотта Диксона и лидировал 84 круга из первых 100. Это позволило прервать серию новозеландца из 4-х подряд бонусов за наибольшее число кругов лидирования, но победой не обернулось - машина #3, как очень часто бывает, начала "проседать" во второй половине гонки. Однако неизвестно чем бы всё закончилось, если бы не авария Бернольди за 15 кругов до финиша.
107 кругов, неожиданно долгий после обилия ранних инцидентов лонг-ран заставил стратегов команд задуматься над возможным исходом концовки. Рестарт за 53 круга до финиша, топлива хватает на 49 кругов... В Panther Racing посчитали, что для экономии горючего лидерам придётся сильно сбросить скорость, либо дозаправляться, поэтому Витор Мейра на пит-лейн не поехал и вышел в лидеры. Его последний на тот момент пит-стоп был и вовсе за 71 круг до финиша.
Следуя намеченному плану, Витор поехал за этанолом и шинами на 207-м круге - отрезок составил ровно 50 кругов гонки, 10 из которых были в режиме пейс-кара, однако бразилец гнал на полную. К тому моменту его преимущество над Марко Андретти (за второе место шла напряжённая борьба) составляло почти 3 секунды, а каждый круг Мейра проходил быстрее на три десятые.
Увы, но и на этот раз Мейре не суждено было победить. Малоопытный соотечественник Бернольди поставил крест на тактических планах Джона Барнса - теперь топлива без проблем хватит всем соперникам. Витор оказался в круге позади, но смог выиграть два места, благодаря столкновению Андретти и Хантер-Рэя.
В сущности очень простой инцидент интереснее анализировать с точки зрения психологии. Марко оставил достаточно места Райану, однако забыл, что опыт Хантер-Рэя в Техасе ограничивается этой гонкой, что подтверждается словами Андретти - "с некоторыми можно так гоняться, с некоторыми нет". В свою очередь Хантер-Рэй, как честный человек, тут же признал, что задел апрон, однако не забыл упомянуть, что при большем пространстве от Марко всё бы обошлось.
Кстати сказать, Марко Андретти выступал на шасси, которое под управлением Дарио Франкитти летало в Мичигане. У Хантер-Рэя машина была повреждена несколько меньше, и будем надеяться, что в Айове, где пилот Rahal-Letterman Racing Скотт Шарп финишировал третьим, Райан сможет вновь себя проявить. Такие же надежды можно испытывать и по отношению к Марко Андретти - год назад именно на Iowa Speedway он впервые в сезоне увидел клетчатый флаг на овалах.
Нередко бывает, что яркие и заметные собирают меньше очков, чем консервативные и аккуратные. Вот и на этот раз Диксон не форсировал события раньше времени, нанеся решающую атаку уже после того как стала ясна ситуация с дозаправками. Хелио Кастроневеш хоть и "имел машину, которая могла победить", но ограничился вторым местом. Это прекрасный результат, учитывая штрафной проезд по пит-лейну на 105-м круге за превышение скорости во время предыдущей дозаправки под зелёным флагом.
Райан Бриско финишировал третьим и за две недели поднялся с 19-го на 5-е место в общем зачёте. Дэн Уэлдон как и в Хоумстеде разбил основную машину до гонки (эта авария выглядела гораздо страшнее), но всё же финишировал 4-м. Канаану в такой ситуации досталось лишь 5-е место.
Возвращаясь к американской мечте - если Патрик и Рэйхол смогли выиграть, то Андретти и Хантер-Рэй победить в этом сезоне просто обязаны. Времени пока что предостаточно.