Прошлогодний финал на трассе GP уверенно занял место в когорте гонок, называемых must see, “должен видеть”. Первый уик-энд в Brands Hatch этого сезона показал полное доминирование Ford Focus в дождь и обернулся полным провалом Джейсона Плейто, который набрал только три очка. Затем Плейто громче других будет говорить о преимуществе газотурбинных машин, «превращающих соревнования в шутку», а организаторы соглашаться. Сюжет сезона так себе, хотя по последним двум уик-эндам Джейсон выделяется делами, а никак не словами. В прошлом году, не веря в собственные шансы на чемпионство, он выиграл все три гонки финала и едва не взял титул. Сейчас в его распоряжении Chevroler Cruze, «все секреты которой инженеры RML раскрыли совсем недавно» ну и запас в 14 очков, чтобы не нервничать.
Воскресные события проходили при удивительной для октября погоде – яркое солнце и небо цвета автомобиля #2. Всё кругом сияло, включая обтекатели машин, которых почти что и не было повреждено. На моей памяти это пожалуй самый спокойный гоночный день BTCC, что-то подобное наблюдается в Оултон Парке, который не располагает к плотной борьбе. Но там середина сезона, а тут финал с четырьмя претендентами и трасса Indy, где в секунду помещается чуть ли не двадцать машин!
Как предупреждал Гордон Шедден, многое решилось ещё в субботу. Мэтт Нил неудачно экспериментировал с настройками передней подвески, а в Chevrolet дела шли настолько хорошо, что к рекордные времена Плейто во второй практике поддержал МакДаулл, уступивший всего 0.009 секунды. Надо ли говорить, кто взял первый в сезоне поул? Понимаю Нила, который «никогда не думал, что получит первый ряд в квалификации» – единственный шанс это старт, и тут сразу следует обратить внимание на разочарование Шеддена: «На моём пути всё время попадались какие-то инциденты, так что я так и не смог пройти чистый круг», - сокрушался Гордон.
И действительно – #52 стартовал лучше партнёра, но не лучше главного соперника. Джейсон Плейто прошёл идеальные два круга и был таков – 18 очков, считая поул. Отдадим должное Team Dynamics – никакой КТ. Команда достойно провела заключительный уик-энд, хотя поломка кардана у Шеддена на прогревочном круге следующей гонки стала апофеозом постоянного отставания в техническом плане от RML. Словом, с каждым часом исход борьбы за главный трофей BTCC становился всё очевиднее, даже Бен Эдвардс переволновался и короновал Джейсона после первого заезда, получив 35 в результате вычитания 242 и 217. Пришлось пару часов подождать, и вместе со вторым титулом пришла рекордна 60-я победа. Впрочем, и здесь статистика, проецируемая на гонки 30-летней давности весьма сомнительна – у Энди Рауза иногда было 12 гонок за сезон, разумеется более длинных.
Многое говорить про розыгрыш титула в личном зачёте среди гонщиков частных команд не хочется. Свой коварный план минимум Arena Ford выполнили – Онслоу-Коула не оставляли поломки, и впервые в сезоне он вообще не набрал очков. Таким образом, Чилтону нужно было надеяться, что в третьей гонке не победит Стивен Кейн. К сожалению, так и случилось, хотя на победу Энди Джордана можно взглянуть иначе. Снова жребий благоволит 21-летнему гонщику семейной Eurotech, который благодаря великолепным рестартам оставляет позади BMW, всегда опасную на коротком Brands Hatch. К тому же, это лучший трек для Motorbase, одержавшей здесь первую победу два года назад.
Итак, сезон завершился второй победой Эндрю Джордана за рулём машины, оснащённой двигателем NGTC – двухлитровый турбомотор, специально подготовленный TOCA в рамках программы перехода к новому регламенту Британского туринга. Чем не прекрасный повод немедленно устремить взоры в будущее? Не каждый же год ждать умопомрачительного финала. Конечно, ни одной смены лидера и показ борьбы за 16-е место ввиду отсутствия чего-то подобающего впереди тоже по-своему шокирует, но главное не делать из этого далеко идущих выводов, а следить за тенденциями. Алан Гоу, кстати австралиец, полтора года назад обнародовал новую, аутентичную концепцию автомобилей BTCC, и первый автомобиль NGTC был представлен публике в действии на субботних тренировках под управлением Джеймса Томпсона.
Подробно о New Generation Touring Car и участниках стартующего завтра сезона-2011 я расскажу в отдельной статье, а сейчас о том, что ждёт участников сезона-2010, известных и не очень, в новом году BTCC.
Два пилота стали в Брэндс Хэтче абсолютными дебютантами. 36-летний Бен Коллинс сел за руль Motorbase BMW и смог финишировать 12-м во второй гонке. Победитель этапа LMS в Сильверстоуне в классе LMP2, Коллинс известен не только как профессиональный автогонищик – он играл Стига в передаче Top Gear и был дублёром Дэниела Крейга в фильме «Джемс Бонд. Квант милосердия». 21-летний Сэм Тордофф стал шестым гонщиком, выступавшим за Triple Eight в разное время сезона. Знаменитая группа не смогла найти спонсоров для удержания Фабрицио Джованарди (2 победы на старте сезона, если кто забыл) и пробовала целый ряд молодых гонщиков, желательно с бюджетом. Тордофф финишировал 10-м в заключительной гонке, однако этого для получения места в команде на следующий сезона этого не хватило. 16 Февраля Ян Харрисон объявил, что пару не утратившему кредит доверия Джеймсу Нэшу (12-й в 2010-м) в Triple Eight составит 31-летний гонщик Porsche Carrera Cup Том Гилэм.
Два полноценных новичка прошедшего чемпионата, Алекс МакДаулл и Энди Нит, продолжат выступать и в новом сезоне. Амбициозный МакДаулл перед финалом ставил целью обогнать Эндрю Джордана в споре за 10-е место в чемпионате. 4-е место в первой гонке приблизило его к этой цели, но затем ошибки и помарки при великолепных выступлениях Джордана заставили скорее переживать о дальнейшей карьере в BTCC. Тем не менее RML готовы дать Алексу ещё год за рулём своих великолепных Chevrolet, и если Плейто намеревается выиграть 10 гонок, то МакДаулл должен хотя бы регулярно появляться на подиуме. Два поула в 2010-м сами по себе показали, что скорость у 19-летнего гонщика имеется.
Энди Ниту пришлось тяжелее в West Surrey Racing, ослабшей от ухода Тёркингтона и титульного спонсора. Он набрал только 6 очков, но куда реже МакДаулла был замечен на обочине. Контракт с Arena, которые перешли на новые Focus ST и вовсю тестировались в межсезонье, вроде бы можно расценивать как повышение, но учитывая статус Чилтона – с оговоркой.
Британцы удивляют своей расположенностью к аутсайдерам, верным своему делу – приз симпатий болельщиков по итогам опроса на btcc.net получил Шон Холламби, представляющий Volkswagen Golf. Для Шона, который на собственной машине участвовал не во всех этапах, удачей было финишировать в топ-15, но чудесного попадания в очки так и не случилось. Ободрённый такой поддержкой, Холламби нацелился на следующий сезон и 10 дней назад поймал большую удачу в виде контракта с Томом Онслоу-Коулом. Так самая маленькая команда пелотона возможно станет следующим «убийцей гигантов», продолжив славу самого популярного пилота сезона-2009 Пола О’Нилла и Мартина Джонсона.
26-летний Леа Вуд на старенькой Honda Integra финишировал на пороге очковой зоне, но не более того. Поломки в сочетании с нехваткой средств вынудили пропустить три уик-энда, тем не менее, Central Group Racing будет продолжать выступления на ограниченном расписании. 27-летний Том Бордман, выступающий за команду Special Tuning UK, которую возглавляет его отец Джон, как и многие участники спешит отказаться от устаревшего двигателя S2000 и переходит на турбомотор NGTC. Джон Бордман докладывает о возвращающемся интересе SEAT к Британскому турингу и обещает вскоре добавить вторую машину, нацеливаясь аж на борьбу за титул среди частников. Motorbase Дэвида Бартрума переходит на Ford – это четвёртый производитель за 6 сезонов, которые команда участвует в BTCC. В партнёрах у Мэта Джексона увы будет не Стивен Кейн, а Лайам Гриффин – от 37-летнего гонщика Porse Carrera Cup, который проигрывал Тиму Харви по полторы секунды в квалификациях вряд ли стоит чего-то ждать.
Это многие, но далеко не все новости долгого и богатого межсезонья. Об остальном уже по ходу дела!
Результаты финального уик-энда сезона-2010
Итоговые зачёты чемпионата