Обширное внедрение NGTC пришлось как нельзя вовремя – стоит представить какой сезон нас бы ждал, если бы не техническое разнообразие, так и всякое желание тратить время на BTCC пропадает. Осколки воспоминаний шепчут, что в середине двухтысячных дела были и того хуже, по 14 машин на старте и отсутствие всякой интриги в чемпионате, но куда свежее и чётче воспоминания о 2009-м – великолепный сезон, великолепный финал. Сейчас, в отсутствии двух из трёх претендентов на титул в том памятном финале на Brands Hatch Grand Prix, не глядя можно утверждать, что оспаривать корону снова будут всё те же Мэтт Нил и Джейсон Плейто – самые опытные и легендарные гонщики последнего десятилетия.
Первый гоночный день нового сезона это только подтвердил, хотя лично у меня немало надежд было на таких ребят как Эндрю Джордан и Мэт Джексон. Ещё больше интриговало появление построенных целиком по новому регламенту Toyota Avensis и Audi A4, я даже опасался, что они в скором времени будут настолько быстры, что стоит морально готовиться к очередной уравниловке. Действительность оказалась куда как прозаичнее, и единственная интрига в техническом плане – это динамика противостояния оставшейся верной атмосферникам RML и турбо-армады во главе с Honda и Ford. Причём Ford, забегая вперёд, не заводской, а бартрумовский под управлением как раз Джексона.
Впрочем, чтобы быть до конца точным, следует отметить – Motorbase используют прошлогодние шасси Arena Team, а направление RML по BTCC получило чемпионские машины из WTCC, где Иван Мюллер выиграл личный зачёт, а Chevrolet – производительский. Не лучшая, прямо скажем, реклама Британскому турингу, так что будем надеяться, за свою экономию заводская команда Chevrolet в течение сезона поплатится не раз. Потому как даже на Brands Hatch Indy, где прямых почти и нет, Джейсон Плейто смог дать отпор автомобилям с турбодвигателями только благодаря своему мастерству и удачно сложившемуся старту первой гонки.
Что же касается New Generation Touring Cars, то самой теме стоит посвятить отдельный материал, а вот про машины в боевых условиях сказать пока нечего: Фрэнк Вротхолл (Dynojet) смог стартовать только в первой гонке и сошёл; Тони Хьюз (Speedworks) не поднимался выше последнего места; Audi 59-летнего Дэвида Пинкни (Rob Austin Racing) так и не успели собрать, чтобы выпустить на трассу.
Среди новичков, молодых и не очень, в хорошем смысле отметился Тони Гилэм, пришедший из Porsche Carrera Cup в Triple Eight и завершивший все три гонки в очках без какого-либо участия в сомнительных инцидентах. На контрасте другой гонщик того же монокубка – Лайам Гриффин, как метко выразился Роб Колларда «начал гонку уже на прогревочном круге», врезавшись левым передним колесом своего Ford в заднее правое BMW в повороте Clearways. Для новичка из Motorbase это сход, а для ветерана из WSR потеря первой гонки, несмотря на некоторое время для ремонта вследствие образовавшейся задержки старта. Следующие гонки удалось закончить в очках, которыми не придётся разбрасываться, ведь у команды Дика Беннеттса атмосферные двигатели.
Остальные герои уик-энда делятся на эффектных и эффективных. К первым относятся Алекс МакДаулл, Джеймс Нэш и Энди Джордан. Все трое обладают очень быстрыми машинами, которые несомненно способны выигрывать гонки. Все трое имеют за плечами опыт: 1, 2 и 3 полных сезона соответственно в командах высокого уровня. Поэтому спрос с них очень высокий. Алекс – это провал уик-энда. Если вынос Нила можно списать на волнение первого круга, то фальстарт следующего заезда и вынос Энди Нита при выходе из Druids на первом круге демонстрируют, что гонщик плохо контролирует свои действия и слабо ориентируется в ситуации. Ещё и на брифинг опоздал… А ведь всё могло бы пойти даже лучше чем у Джеймса Нэша – главное правильно начать, и уик-энд в стиле “Плейто-лайт”, а именно это от МакДаулла и требовалось, во многом обеспечен.
Нэш это интереснее, но Джованарди по-прежнему не хватает. Вот уж задал бы трёпку Фаб Джейсону в первой гонке! Увы, второй подряд уик-энд на Brands Hatch Indy и ноль смен лидера. Джеймс должен был брать больше очков. Если при равной сумме масс себя и автомобиля он, самый лёгкий гонщик чемпионата (70 кг.), был быстрее Плейто, то при преимуществе в 9 кг. – уже нет. Впрочем, наверное стоит похвалить Нэша, который вполне мог пуститься в омут атак любой ценой и наломать дров. И, надо думать, поняв важность старта, он нацелился во что бы то ни стало занять внутреннюю траекторию, заранее готовясь к Paddock Hill Bend. Без комментариев…
Эндрю Джордан выиграл обе практики, на которых стало понятно, что скорости машин заметно возросли. Быстрейшие из 49 секунд теперь выходят в каждой сессии. Пилот Vauxhall был весьма разочарован, что не попал на первый ряд, а после известных событий в Druids принял логичное решение идти ва-банк. За что и поплатился, протискиваясь в Clearways между неуступчивым Бордманом и коварным бордюром. Медленный прокол дал о себе знать 10 кругов спустя, лишив Энди пятого места. Таким образом, девятым смог финишировать его партнёр Джефф Смит, 44-летный владелец компании по продаже электрооборудования, на счету которого карьера в Renault Clio Cup и уик-энд BTCC в Нокхилле в прошлом году в составе Triple Eight. Джордан прорывался во второй гонке в хорошей компании, а от прокола в третьей и вправду можно стучать от досады по рулю, ведь в опасных контактах #77 замечен не был.
|
|
Помимо лучшего новичка Гилэма, шесть гонщиков, с моей точки зрения, провели уик-энд на должном уровне. Все они – прекрасно знакомые действующие лица. Прежде всего, Том Онслоу-Коул, вынужденный пересесть из передового Ford в аутсайдерский Volkswagen. Да, он не набрал очков, но весь уик-энд страдал от проблем в двигателе, которые так и не удалось выявить: «Мы проигрываем 5 и 7 м/ч на отсечках первого и второго сектора. Если мы сможем ликвидировать этот разрыв, то будем среди лучших . Эта мощность есть, так как Бордман [лучшая максимальная скорость] использует точно такой же двигатель, а шасси у нас, я думаю, лучше», - рассказал Онслоу-Коул в субботу и сразу отметил, что неполадку смогут найти только на базе поставщика двигателей. Глядя на прорыв в третьей гонке, надо думать, что тиммейт Том лишил тёзку очков во второй…
Молниеносные старты, великолепная оборона от самых разных соперников высокого уровня, неподдельные яркие эмоции на подиуме – всё это Пол О’Нилл, один из самых популярных гонщиков Британского туринга. «Я как будто в другой класс перешёл», - сказал он после первых тестов чемпионской Cruze, которые Tech-Speed купила и для 50-летнего Джона Джорджа, прилетевшего на тесты в Брэндс Хэтч на собственном самолёте. Пол О’Нилл полностью оправдал ожидания команды от серьёзного вложения – очки во всех гонках, и день завершён на подиуме. Причём комментаторам приходилось не раз удивляться, насколько незаметен Пол сегодня, хотя едет всё время в очках.
Получив в своё распоряжение прошлогоднее шасси Тома Чилтона, Мэт Джексон сначала финишировал на хвосте Соника, затем дважды попал на подиум и уехал из Брэндс Хэтча на втором месте в чемпионате, набрав почти вдвое больше очков, чем хвалёный новый ST #5. И пока Джексон и только Джексон выглядит способным вмешаться в борьбу Honda и Chevrolet. Донингтон покажет очень многое в этой сюжетной линии. Технически, Honda сейчас быстрейшая машина в пелотоне, но Мэт очень достойно сопротивлялся Гордону Шеддену, несмотря на фору в 18 кг.
Team Dynamics продемонстрировала не только результаты успешно проведённого межсезонья, но и способность работать в экстренных ситуациях – после аварии в самом начале практики, шасси #52 было настолько повреждено, что каркас пришлось выпрямлять. Автомобиль был готов едва пробило полночь и не просто смог пройти техинспекцию, но и оказался сопоставимым с находящимся на другом конце партнёрским #2. (С номерами в BTCC, увы, нет такой стабильности, как в NASCAR и V8.) Не будь реверсивного старта, и Шедден вместо Нила праздновал бы победу в заключительной гонке. Таков непредсказуемый характер коротких гонок – старт с поула может обернуться себе дороже, ибо соперники голодны. Итого от Гордона Шеддена я жду вмешательства в борьбу между Плейто и Нилом. Ведь он единственный был как эффектен, так и эффективен, а такие гонщики – праздник для болельщика.
Эксперты предвкушают очередное классическое противостояние двух ветеранов, но лично мне Плейто в нынешнем положении интересен только тем, где и как он сможет компенсировать отставание в мощности. В отличие от LPG, NGTC – это мэйнстрим, так что длинный язык Джейсона тут бесполезен. Озабоченные интонации, конечно, никуда не пропадут, но тем интереснее. Что касается павшего рекорда Энди Рауза, то и сам Плейто хорошо понимает относительность этого достижения. Размочивший третий десяток полных сезонов в BTCC Мэтт Нил по-прежнему является тяжеловесом чемпионата (102 кг.) и просто обязан вымучить наконец третий титул.
Соперники? Их, как видим, по пальцам одной руки можно пересчитать, и надо быть готовым, что стабильность на длинной дистанции смогут поддерживать ещё меньше. Сюжеты сезона ясны, ждём Донингтона – какое-то удивительно симметричное начало календаря в этот раз…
Результаты уик-энда
Общий зачёт чемпионата