Донингтон Парк – последний шанс многочисленных конкурентов Джейсона Плейто, который уверенно пережил непредсказуемый Нокхилл, и лидирует в чемпионате с преимуществом в 20 очков над Мэттом Нилом. Однако главная опасность исходит не от самого опытного гонщика в пелотоне, вновь выступающего на семейной Honda, а от молодого пилота Ford. Газотурбинные Focus, трижды задушенные, а потому особенно к себе располагающие, но… играющие в КТ наоборот, что столь же стремительно заставляет махнуть на них рукой. Так прошлой осенью я махнул на весь Британский туринг, брезгливо отказавшись от всего, что меньше финала предыдущего сезона. Статистически, между прочим, в Брэндс Хэтч отправились 4 претендента – абсолютный рекорд! Ну а скандальным Чилтоном, необеспеченными Honda и, как следствие, вымучивающим второй титул Плейто BTCC не ограничивается. Парни продолжают поддерживать высочайший КПД – максимум экшена на один вложенный фунт.
Том Онслоу-Коул, уступавший перед этапом Нилу 4 очка, лидировал практически каждый 4-й круг сезона – 107 из 454 пройденных. На 15 меньше у Гордона Шеддена, и эта статистика полностью подтверждает впечатление о том, кто наиболее ярко проводил сезон-2010. Именно эти гонщики должны были сделать всё, что в их силах, чтобы отыграться у поначалу загруженного балластом Плейто. Гордону Шеддену, безусловно, это удалось, а истинную скорость Онслоу-Коула мы увидели во второй гонке. Самостоятельно воспринимать его действия в первой не представляется возможным, и по счастью гонка запомнится не игрищами Ford, а “мебельным коллапсом”, назовём это так.
Последняя шикана – наиболее заметная часть трассы Donington Park, подвергшаяся изменениям в преддверии приёма Formula 1. Как известно, Гран При не состоялось, а Донингтону угрожало банкротство, но трассу, неизменно принимающую Британский туринг с конца 70-х годов, спасли. Шикану отодвинули на 100 метров назад, таким образом сделав её более ходовой, увеличив важность выхода на стартовую прямую. Действительно, здесь происходила добрая половина самых разнообразных событий – для успешного обгона необходимо было очень грамотно занять позицию, ибо атакуемый на торможении мог лучше выйти и контратаковать, пользуясь удлинённой прямой. А подъезжая к шикане бок-о-бок, необходимо контролировать зеркало заднего вида, чтобы наблюдающий вашу борьбу преследователь не обогнал затем обоих, как это сделал Джейсон Плейто во второй гонке.
Красота выступления Джейсона заключается в том, что он сам загнал себя в яму, из которой потом с блеском выбрался. Не кто иной как Плейто подтолкнул Нила, сдвинув траекторию Мэтта на пару метров, точно в эти фанерно-поролоновые блоки, под которыми Джейсон тут же и оказался погребён. В этом же хаосе пробил обтекатель Том Онслоу-Коул, должный находиться далеко впереди, если бы вёл гонку как положено, и Эндрю Джордан, с которым фортуна рассчитается, поставив его руками Дэймона Хилла на поул третьей гонки. Удивительно, что организаторы никуда не убрали эти блоки затем, и ещё более удивительно то, что ситуация не повторилась – вынужденные срезать аккуратно объезжали препятствия с другой стороны.
Механики RML проявили всё своё мастерство, и в продолжение дня Chevrolet #2 просто летела. Плейто начал 21-м, выиграл 5 позиций на первом и 5 на втором круге! Дальше сложнее, но Джейсон был настолько уверен в собственных возможностях, что признался: «У меня была скорость, чтобы выиграть гонку, но я предпочёл третье место и меньший балласт», - а также лучшую стартовую позицию. Не стоит осуждать Плейто и даже с непониманием смотреть на достигшую предела беспокойно-задумчивую манеру говорить – он измучился проигранными финалами, дважды начиная заключительный уик-энд фаворитом, упускал титул. Гораздо лучше снова и снова наслаждаться безукоризненным и удивительно корректным пилотажем в двух гонках. Особого внимания заслуживает его схватка с Эндрю Джорданом: кто бы мог подумать, что Плейто будет ждать целых 9 кругов (это больше половины дистанции) и обгонит без применения бамп-энд-пасс? Рекордный лучший круг в третьей гонке как жирная точка одновременно яркому и расчётливому выступлению Джейсона.
Ещё до начала уик-энда Мэтт Нил сказал, что будет идти ва-банк. Полный желания выжать максимум из завала, он совершил фальстарт, тут же перечеркнув шансы отыграть много. Вторую гонку для #4 спас Дэвид Пинкни – намеренно или нет, но вылетев глубоко в гравий, он дождался вывода пейс-кара, после чего самостоятельно вернулся на трассу. Нил смог добраться до 8-й позиции и спасти хотя бы три очка. Удачный жребий, и победа в заключительной гонке сама пришла к нему в руки, ибо Джордан ошибся в первом же повороте, после чего Мэтта никто не потревожил, так как Энди добросовестно оборонялся.
Итого, каждый из ближайших преследователей Джейсона Плейто взял победу в Донингтоне – идеальная ситуация для лидера, ибо кому проигрывать совершенно не важно, так что главное это абсолютный отрыв, сократившийся лишь на 6 очков. «Моя цель взять 30 очков в воскресенье и отправиться в Брэндс с преимуществом в 25», - говорил ветеран. Формально задача не выполнена, однако выступления Джейсона, особенно вкупе с нестабильностью соперников, дают понять, кто хозяин этого чемпионата. К Шеддену, разумеется, претензий никаких, а вот Онслоу-Коул вполне мог взять уик-энд в одни ворота, как это было в Сильверстоуне.
Одного очка не хватило Чилтону, чтобы стать пятым претендентом на титул. Провальные старты “превзошли” рвения партнёра помочь, и большую часть дня Том проводил в сражениях с BMW. Заднеприводные машины по определению уступают на таких трассах, а в преддверии грядущего их запрета, надо думать, не сильно дорабатываются. Тем не менее, гонщики Motorbase, нынешние и бывший, смотрелись достойно. Мэт Джексон успешно прошёл сквозь хаос первой гонки и «сам не понял, как оказался третьим». Стивен Кейн хоть и увлёкся борьбой с Чилтоном так, что упустил из виду Плейто, но Тома в третьей гонке всё же опередил. Роб Коллард провёл наверное самый спокойный заезд в сезоне, закончив день на второй позиции.
Далеко не все изменения в весьма непостоянном пелотоне BTCC заслуживают внимания. Однако на этот раз нельзя не отметить возвращение в чемпионат Джеймса Кейя. Йоркширец провёл 12 сезонов в BTCC, дважды был лучшим по итогам сезона среди частников, хотя на подиуме в гонке стоял лишь однажды, в Оултон Парке 2006 года. Это был последний сезон его выступлений до настоящего момента. Кей всегда выступал на японских машинах, и вернулся тоже за рулём Honda старой спецификации. За рулём Integra #46, обозначающим его нынешний возраст, Джеймс заработал два очка девятого места первой гонки.
Как обычно, к концу сезона в боевых условиях пробуются самые разные гонщики с прицелом на участие в новом чемпионате. Никогда не знаешь, получит ли дебют продолжение, или, несмотря на свой размах, вскоре забудется, как это было с Джонни Хербертом, но сейчас, когда чемпионату просто необходима свежая кровь и конкуренция среди молодёжи, внимания заслуживает каждый дебютант. О тех, кто появился в Брэндс-Хэтче 2010 года или появится в Брэндс-Хэтче 2011-го скоро.
Результаты уик-энда
Общий зачёт чемпионата