Третий уик-энд сезона дал основания полагать, что интрига чемпионата значительно превосходит то, на что я готов был согласиться после ухода Тёркингтона и Джованарди. После Брэндс Хэтча даже не очень-то думается о том, насколько круче мог быть завёрнут сюжет прошедших и грядущих баталий, если бы чемпионы трёх последних лет были в строю. Во-первых, Фаб мог идти по «графику Плейто» и собирать не менее 30 очков с каждого уик-энда, что превратило бы первую половину сезона в определение его главного соперника. Во-вторых, интересных событий на трассе и не только достаточно для того, чтобы, понимая довольно бедственное финансовое положение BTCC сегодня, без притвора наслаждаться происходящим. Какие-то глобальные рассуждения логично отложить на межсезонье или летний перерыв.
Итак, мы имеем три основные действующие силы в лицах Джейсона Плейто, Мэтта Нила и Тома Чилтона. Плейто, безусловный фаворит сезона, в Брэндс Хэтче стал жертвой электрики, не выдержавшей обильных осадков. В первой гонке Джейсон действовал в уже достаточно привычном консервативном стиле и, надо думать, не сильно переживал, поскольку Мэтт Нил был не сильно впереди. Нил, к тому же, едва сумел избежать большой неприятности на 5-м круге, не рассчитав траекторию выхода. Но, отодвинув на второй план психологию, было видно, что #2 попросту не достаёт скорости. Право же, глупо думать, что Плейто был настолько осторожен, что Алекс МакДаул боролся с ним на равных и смог финишировать впереди.
Мэтт Нил после своей ошибки отыгрался менее чем через круг, но разбить порядки первой четвёрки не смог, тоже проиграв своему партнёру, Гордону Шеддену. Балласт? Но в дождь он мало что значит. Износ резины? Аналогично, и, более того, переднеприводные машины в такую погоду особенно в фаворе, ибо позволяют легко исправлять помарки. Тем не менее, Роб Коллард удержался впереди без особых проблем. Пара Ford играла просто в другой лиге, причём самое ужасное для соперников здесь то, что и в сухую погоду Онслоу-Коул и в куда большей степени Чилтон уверенно занимали верхние строчки протоколов – Том в первой же сессии превзошёл квалификационный рекорд трассы!
«Это был словно круг богов!» - говорил Чилтон после квалификации. – «В дальней секции трассы GP машина шла на пределе, но очень быстро. Также я уверен, что мы можем использовать те же настройки в гонках, но решение примем утром – может быть мокро». Ну а после победы, первой для Ford в BTCC с 2000 года, Том продолжил: «Focus – лучшая машина, которую я когда либо водил в дождь. Она делала всё, что я просил. Мы настроили её идеально» - почти 6 секунд преимущества, несмотря на два пейс-кара и лучший круг на 0.6 быстрее следующего результата.
Пола О’Нилла в прошлом году прозвали «убийца гигантов». В 2010-м это прозвище переходит к Мартину Джонсону – попадание в очки для этого пилота, выступающего на 10-летнем Vauxhall Astra уже победа. 9-е место в Рокингеме подхлестнуло Мартина к разговорам о регулярном взятии очков, но реальность такова, что в сухую погоду по чистой скорости он как правило первый с конца. Ну а Пол О’Нилл уже привычный участник не просто очковой зоны, но подиума.
В первой гонке он порадовал и манёвром, который Тим Харви окрестил как «стиль Фабрицио Джованарди», и поздней атакой по инсайду в стиле Мэтта Нила. Оба были исполнены безупречно против гонщиков RML, повторюсь, МакДаул выглядел предпочтительнее Плейто. Вторую гонку О’Нилл начал манёвром перед Surtees, похожим на тот, который применил ранее Плейто против Джеймса Нэша – лёгкий контакт с машиной впереди, занятие внутренней траектории с приветом сопернику, так как из-за рельефа трассы в этом месте снаружи воды значительно больше. Атака на Онслоу-Коула в Druids была чересчур оптимистичной, и Полу пришлось уступить две позиции – Джексону и МакДаулу. Но последующие события привели к тому, что О’Нилл взял 8 очков за 4-е место, Нил и Плейто остались с баранками, следовательно Пол, на Honda Integra 2006 года, получил шанс покинуть Брэндс Хэтч лидером личного зачёта в абсолюте!
Если принять во внимание все слагаемые, то можно ли отрицать, что в BTCC роль гонщика в настоящее время выше, чем где бы то ни было?
Если посмотреть только последние два уик-энда Британского Туринга на трассе Brands Hatch GP, то не возникнет ни малейших сомнений – это лучшая трасса в календаре. Полгода назад мы свидетельствовали самый плотный финиш в истории – 0.015 в пользу Джейсона Плейто, который в последнее мгновение вырвал победу у Тома Чилтона. Том предвкушал месть, говоря о возможности ответного хет-трика. Месть в виде «электрического гремлина» распространилась на Chevrolet Плейто, а собственные три победы казались очень даже реальными. Во второй, по крайней мере, сомнений не было ни малейших, и разглядывая фото-финиш Онслоу-Коул – Шедден, оставалось только сожалеть, что это не за первое место.
А если бы они знали, что за первое, было бы по-другому? Риторический вопрос, единого ответа на который получить решительно невозможно – слишком многое зависит от множества факторов, влияющих на конкретную ситуацию. В данной конкретной склонен считать, что не изменилось бы ничего. Мистер Шедден, мистер Онслоу-Коул, снимаю шляпу – вы стали авторами самого плотного финиша в истории BTCC, улучшив коллег в полтора раза, 0.009 секунды.
Не думаю, что в Arena Team допускали возможность не быть пойманными и сознательно игрались с дорожным просветом. Какой смысл, если машины и так доминирующие? Ошибка по недосмотру, но вердикт однозначен – исключение из протокола. Тут вам не NASCAR, деньгами/очками не отделаешься, ну а Тому Чилтону будет урок, не зарываться! А каков был бы прорыв – за две гонки с 14-й на 6-ю строчку в чемпионате… Что ж, посмотрим теперь на #23 в трафике.
Motorbase просто обязаны быть грозной силой чемпионата. Мэт Джексон возможно самый смелый и агрессивный гонщик в пелотоне. Нестабильный? Как можно о таком говорить, если в прошлом году у него была серия из 8 подиумов подряд? Шёл вторым во второй гонке, ошибся в Paddock Hill Bend, но думать, что Мэт слабоват в дождь не приходится – вспомните его прорыв в безумной гонке в Крофте два года назад. Чего не хватает Джексону пока неясно. Кошмарный уик-энд в Рокингеме выбил его из топовых позиций чемпионата, но времени вернуться туда предостаточно.
Третьи гонки традиционно счастливый час для команды Дэвида Бартрума. Тем более в Брэндс Хэтче любой его конфигурации. Пример Стивена Кейна должен мотивировать Мэта Джексона, что, видимо, и происходит. Кейн не смог пробить оборону Бордмана, и Джексон получил свой шанс, после чего довёл гонку до победы, несмотря на то, что решение стартовать на дождевых покрышках в целом было ошибочным. Хорошо ещё, что BMW заднеприводные и плохо, что скоро их не будет…
После ослабления WSR Motorbase должна стать основной командой, выступающей на продукции мюнхенского гиганта, и вряд ли будет по-другому. Стивен Кейн полтора года не участвовал в гонках, но похоже скоро об этом забудут. Победа в первый же уик-энд, два подиума в Рокингеме и подиум неделю назад. При этом у Роба Колларда, который говорит с позиций претендента на титул уже не первый год, прогресса не особо заметно. Характер в его годы меняется с трудом, но выступление за чемпионскую команду обязывает.
Колларда не причисляю к «расширенному списку» претендентов, но отобрать решающие очки он может самыми разными способами. А вот у кого прогресс, точнее обретение себя лучшего, видно в полной мере, так это у Мэтта Нила. Третья гонка достойна войти в лучшие выступления его долгой карьеры, и нет сомнений, что будь в заключительном заезде дня на один боевой круг больше, была бы победа. После финиша обнаружилось, что у Джексона случился медленный прокол на последнем круге, так что победа судьба победы в буквальном смысле висела на волоске
|
|
Том Чилтон с 22-го места добрался до 6-го, правда выбил по пути Алекса МакДаула. Учитывая, что в третьей гонке дождя уже не было, и трасса сохла, нужно понимать, насколько быстрее всех сейчас Ford. У соперников, которые не видели проблемы в LPG-двигателях пока не было результатов, теперь могут появиться вопросы. Но лучше, конечно, смотреть на себя. В том числе и команде Arena.
Несколько строчек об аутсайдерах. Механики Pinkney Motorsport совершили подвиг, отремонтировав коробку передач между второй практикой и квалификацией. Геройствовали они совсем не ради интереса – Дэвид Пикни занял 12-е место и шёл в топ-10 в первой гонке пока не вылетел с трассы. Затем он исправил свою ошибку и финишировал 8-м. Следом за ним второй заезд закончил Мэтт Хэмилтон, для него это первый полный сезон и первое попадание в очки. Дождь, как известно, сокращает последствия разрыва в технике, но увеличивает в мастерстве – молодой гонщик финишировал в лидирующем круге во всех трёх гонках.
Два абсолютных новичка пополнили стартовое поле – Леа Вуд и Мартин Деппер. Заметны они были пока что больше на обочине. 31-летний Деппер, застрявший неделю назад в Майами из-за вулкана, является партнёром Артура Форстера по Forster Motorsport, гонщик любитель. У Вуда есть спонсор, но 16-е место в позапрошлогоднем розыгрыше Renault Clio Cup вряд ли можно назвать серьёзным достижением.
В заключение снова отмечу Тома Бордмана. Все три гонки в очках и блестящая оборона от Motorbase, по которой видно, что подиумы не за горами. А вот по Нэша, увы, чего-то внятного сказать вновь не получается…
Результаты уик-энда
Общий зачёт чемпионата