«В суровом мире V8 Supercars Джейсон был редким гонщиком, который мог провести черту между соперничеством и дружбой. Он никогда не вёл себя скрытно, эгоистично или вспыльчиво и проявлял бесконечный энтузиазм и энергию по отношению к своей работе и команде», - говорится в заявлении Brad Jones Racing. - «Книга рекордов несправедлива к нему. В правильной технике Джей-Ар с лёгкостью был бы лидером, но он предпочитал верность команде личной выгоде, был нацелен достичь вершины вместе со своими механиками».
Многие знают про три подиума Джейсона Ричардса в Батхёрсте, но гораздо меньше – про его единственную победу, добытую в Винтоне 2006-го года. Когда этот странный сезон ещё только набирал обороты, темой номер один был неоднозначный формат уик-энда, включающий полностью реверсивную стартовую решётку второй гонки. «Я очень сомневаюсь, что есть хоть один болельщик, который считает это хорошей идеей», - восклицал Ларри Перкинс, чьи машины, среди многих других, пострадали в первой гонке воскресенья. Могу понять знаменитого гонщика и владельца, но со стороны болельщика смотрелось интересно, хотя, сами понимаете, от Винтона в сухую погоду на стандартных шинах многого ожидать глупо.
А можете себе представить Джейми Винкапа, выступающего за Triple Eight, который весь этап был тенью? Сначала собственного партнёра (и он не изменился за 5 лет), а затем Джейсона Ричардса, пусть даже гонщик Tasman Motorsport проводил свой лучший индивидуальный этап? Ещё совсем недавно они вместе поднимались на вторую ступень подиума Батхёрста, не без которого Винкап получил приглашение от Роланда Дейна и не менее неожиданно выиграл первый же этап за Triple Eight. Теперь, в Винтоне, Винкап и Ричардс гонялись друг против друга, и перевес был на стороне Джейсона.
#3 стартовал с третьей позиции, уступив в шутауте Брайту и Дамбреллу – для всех троих это была лучшая квалификация в карьере, хотя у Джейсона Брайта поулы, конечно, были, но последний – аж в Аделаиде-2003. Соперников разделили менее 2 сотых секунды, и для того времени это особенно примечательно, даже если в Винтоне квалификационная скорость не всегда означает гоночную. На этот раз – очень даже означала, и оттого особенно обидно, что Джейсон Ричардс фактически выбыл из борьбы за этап уже на 10-м круге, когда не поделил дорогу со своим однофамильцем Стивеном на подъезде к третьему повороту: «Когда произошёл контакт, я на самом деле не собирался обгонять, но он сильно замедлился на первой передаче, а я, будучи позади, имел лучший разгон и был уже на второй. Так что я нагнал его при выходе из поворота, но он сместился прямо на меня и нанёс повреждения», - рассказывал Джейсон. Из-за прокола #3 вылетел с трассы, совершил лишний пит-стоп и закончил 27-м с тремя кругами отставания.
До инцидента между #3 и #7 фаворитом реверсивного старта выглядел Джейми Винкап. Уже на втором круге он получил технический чёрный флаг – разваливался задний бампер, причиной стал удар, по всей видимости, от Марка Скейфа в стартовой толкотне. До окна обязательных пит-стопов #88 не успевал и пошёл на немного отличную тактику – лидеры предпочитали менять положенные две покрышки как можно раньше, дабы не попасть под пейс-кар или трафик, Винкапу терять было нечего, и он заехал практически на середине дистанции – 16-й из 34-х кругов, а выехал… между Брайтом и Лаундсом, которые лидировали в гонке! Естественно с кругом отставания, что, разумеется, не мешало оказывать давление на лидера, который на тот момент имел комфортное преимущество в виде 2.5 секунд. Будучи явно быстрее, Винкап всё же не решился во что бы то ни стало обгонять Брайта, да и сам Джейсон понимал, чем может обернуться пропуск Джейми. Разрыв постепенно сокращался, за 6 кругов до финиша #88 пропустил партнёра, но резина #888 уже была на исходе: «Останавливаться рано оказалось не лучшим вариантом», - Лаундс финишировал через 6 секунд после Брайта, Винкап следовал тенью Крейга.
| |
Фавориты этапа отправились в конец стартовой решётки минимизировать потери от реверсивного старта, а Джейми Винкап расположился на внешнем радиусе сразу следом за Джейсоном Ричардсом – в обозримой близости соперников во второй гонке у них не было. Разве что Дин Канто – перешедший в Garry Rogers Motorsport в конце прошлого сезона гонщик стал первым «неожиданным победителем» реверсивной гонки, выиграв на предыдущем этапе в Барбагалло. На этот раз #34 стартовал 7-м.
Маркус Маршалл, которому на правах последнего классифицированного в первой гонке (всё-таки стопроцентной халявы в виде start & park правила не позволяли) достался поул, зарекомендовал себя как хороший стартёр – в субботу он выиграл 4 позиции к первому повороту и ещё две по ходу круга, так что воскресным утром раннее лидирование бывшему гонщику Champ Car было практически гарантировано. Неизбежное случилось уже на втором круге – Джейсон Ричардс захватил лидерство, а вот Винкап – отнюдь! Не в силах пройти Ford #20 команды-дебютанта Джейми свернул на пит-лейн после 10 кругов, надеясь отыграться у отъезжающего Ричардса за счёт свежей резины.
Маршаллу видимо очень хотелось красоваться на первой строчке, потому что своё обслуживание он провёл только на 31-м круге из 46, за два до закрытия окна пит-стопов, наконец-то вернув лидерство Джейсону Ричардсу. Всё это время преимущество новозеландца над Винкапом только росло. Значительную часть итогового отставания Джейми потерял за Маршаллом – 7 секунд. К 20 кругу, когда оба лидера уже совершили пит-стопы разрыв составлял 10. К 30-му, когда уже не мешал трафик – 13. Финишную черту Джейсон Ричардс пересёк на 14.2 секунды раньше Джейми Винкапа! Остаётся только гадать, где был бы JR, если бы не досадный инцидент в первой гонке…
Каждая позиция во второй гонке оценивалась вдвое меньше, чем в первой и третьей; стартовая решётка третьей формировалась по сумме очков первых двух. Так что победы конечно не было достаточно Ричардсу, чтобы воочию сразиться с Лаундсом и Брайтом. Зато с Винкапом – очень даже! Теперь Джейми стартовал на одну позицию выше Джейсона, оба в середине пелотона.
| |
Зная скорость своего Commodore VZ, Джейсон Ричардс решил поделить гонку на две, практически равные части, получив несколько кругов по свободной трассе. Именно это позволило ему выехать из пит-лейна перед Винкапом, который остановился на целых 15 кругов раньше. Перед соперниками шли чёрные машины Perkins Engineering – Стивен Ричардс (#7) и Пол Дамбрелл (#11) наделали много шуму как по ходу сезона, так и в Винтоне. Думаю, именно Ричо решил судьбу этапа, ведь он не только столкнулся в первой гонке с Джейсом, но и во второй с Брайтом, что позволило Лаундсу набрать в этом заезде на 24 очка больше. «Один первоклассный гонщик должен думать, а не просто пытаться перетормозить другого первоклассного гонщика, оставляя нам внушительный счёт на починку автомобиля», - негодовал Перкинс. - «Это был по-настоящему самоубийственный манёвр со стороны Брайта!»
Дамбрелл, подтвердивший отличную квалификацию третьим местом в первой гонке, во второй попал под атаку Марка Винтерботтома и Крейга Лаундса, вылетел с трассы и закончил только 15-м. Этого, впрочем, оказалось достаточно, чтобы стартовать в третьей гонке с первого ряда. Дабрелл выиграл старт у Лаундса, но заминка на пит-стопе лишила его верного подиума по итогам этапа – не хватило каких-то 5 очков. Джейсон Ричардс конечно был быстрее Пола и прошёл его на 28-м круге, а вот Джейми Винкап снова «опоздал» на 10 кругов, финишировав в секунде за Джейсоном на 9-й позиции. Тенью.
4-й этап V8 Supercars 2006 года, прошедший на трассе Winton Motor Raceway, которая исчезла из календаря на 1 год, уступив место эксперименту в Шанхае, принёс крайне интересные результаты. Джейсон Брайт выиграл первую гонку с 2004-го, а Ford Performance Racing – аж с 2003 года, соответственно это первый совместный успех. «Я очень рад за команду и спонсоров, но особенно за 38 сотрудников, которые много трудились и были награждены хет-триком в виде квалификации, шутаута и гонки», - сказал Тим Эдвардс.
Крейг Лаундс никогда не поднимался в Винтоне выше 6-го места. На этот раз он выиграл и гонку и весь этап, включившись в чемпионскую гонку: «Невероятный результат для нас. Мы знали, что викторианские команды будут очень сильны здесь. Кроме нас, все остальные команды из топ-10 тестируются в Винтоне».
Джейсон Ричардс одержал впечатляющую, безоговорочную и заслуженную победу. Её компрометирует реверсивный старт? Так ориентируйтесь по Винкапу, держа в уме, кем он станет через пару лет! А силу его машины измеряйте по Лаундсу, вот и поймёте, чего стоит победа и весь этот уик-энд в исполнении JR’а.
Результаты
Квалификация
Top 10 Shootout
Гонка 1
Гонка 2
Гонка 3
Результаты этапа
Личный зачёт чемпионата
P.S. После Винтона в лидеры чемпионата вышел Гарт Тандер. Он набрал одинаковое количество очков за этап вместе со своим партнёром Риком Келли, но мог бы вполне оказаться на подиуме, если бы не любопытный инцидент в квалификации. Отправляясь на пит-лейн за свежими покрышками, Тандер получил приказ заехать на быстрое взвешивание, но не выключил мотор Holden #16, когда остановил машину на весах. Дело в том, что перед квалификацией обнаружились проблемы со стартером, и Гарт не хотел рисковать заглохнуть. По правилам, выключать двигатель во время этой процедуры обязательно, иначе все квалификационные круги аннулируются, однако команда не была уведомлена о необходимости вернуться на взвешивание. После дискуссий с Робом Кроуфордом, менеджером HSV Dealer Team, Тандеру были восстановлены времена, показанные после инцидента, однако Top 10 Shootout уже шёл, и выше 11-го места #16 стартовать не мог. «У нас снова была быстрая машина, но мы не добились желаемых результатов. Нужно больше работать, если мы считаем себя чемпионской командой. Позиция в общем зачёте приятна, но она ничего не значит в Июне. Спросите меня снова в Сентябре», - сказал Гарт, а мы непременно доберёмся как до сентябрьских сюжетов, так и до других моментов недавней истории V8 Supercars.