«Событие года» в этом году неожиданно перекликается с «Прорывом». Что к чему - оставим разибраться читателям и по традиции дадим ссылку на прошлогодних лауреатов.
Победа Марка Маркеса в высшей категории чемпионата мира MotoGP
Дебют Марка Маркеса в «королевском» классе чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам вышел сенсационным. Уже в первой гонке сезона в Катаре новичок Repsol Honda поднялся на подиум, а на следующем этапе, когда MotoGP впервые приехал на новую трассу в Остине, Маркес одержал победу. Конечно, яркие дебюты в высшем классе MotoGP были и раньше, тот же Валентино Росси свой первый сезон в «пятисотке» закончил вторым, уступив лишь Кенни Робертсу-младшему, но Маркес провел сезон, которому впору уже сейчас стать легендарным. После летнего перерыва Марк выглядел не просто (!) претендентом на титул (в дебютный сезон!), но фаворитом чемпионата. Конечно, не обошлось здесь без травм основных соперников, Хорхе Лоренцо и Дани Педросы, но нельзя сказать, что Маркес выиграл свой титул только из-за неудач конкурентов.
Выиграв титул в высшей категории в свой дебютный сезон, Марк Маркес стал самым молодым чемпионом «королевской» категории в возрасте 20 лет и 266 дней. Чемпионство в высшем классе MotoGP досталось новичку впервые с 1978 года и Кенни Робертса-старшего. Фантастика!
Дмитрий Шканов
Дебют CaroftheFuture
Старт нового технического регламента V8 Supercars в 2013 году все поклонники и специалисты ждали с большими надеждами. Тотальное доминирование в последние пару сезонов двух команд изрядно всем надоело, да и сами автомобили, несмотря на постоянную с ними работу, за двадцать лет улучшений подошли к своему эволюционному тупику – развивать уже было практически нечего.
Австралийцы проделали свою работу великолепно – прекрасно спланированная и организованная работа по разработки и утверждению новой спецификации позволила командам без лишней дерготни работать над оборудованием.
Никто, конечно, не ожидал, что TripleEight и FPR сдадут позиций, но работа с чистого листа – это всегда шанс для команд с меньшим бюджетом. Ставка сработала на 100%. Мы получили интереснейший сезон с двумя десятками победителей, пятеркой гонщиков, одержавшей свою первую победу и двумя совершенно невероятными новичками сезона, которые как раз в эту пятерку и вошли.
Еще одним несомненным достоинством нового технического регламента стала возросшая безопасность автомобилей. Инциденты в Тасмании и особенно жутчайшая авария Према и Кортни в ФиллипАйленде подтвердили высочайшую безопасность конструкции новых автомобилей.
Денис Хай
Приглашение Даниила Квята в Toro Rosso
Когда 21 октября Toro Rosso назвала имя своего второго пилота на сезон 2014, то в первые минуты после этого заявления было сложно не что подобрать слова, но и даже поверить в это. Да, конечно, были надежды на возвращение в Формулу 1 Виталия Петрова, был неоднозначный вариант с Сергеем Сироткиным в Sauber… Но то, что дочерняя команда Red Bull пригласит на место Даниэля Риккиардо не более опытного Антонио Феликса да Кошту и не даже распиаренного Карлоса Сайнца-младшего, а Даниила Квята – это стало большим сюрпризом для всех.
У 19-летнего россиянина за плечами было два сезона в Еврокубке Renault 2.0, только подходили к завершению дебютные сезоны в европейской F3 и GP3, не было даже опыта тестов в Renault 3.5 и GP2. Поэтому еще летом, когда Даниил Квят провел полдня на молодежных тестах в Сильверстоуне, подписание контракта с Toro Rosso на 2014-й год выглядело нечто фантастическим. Но успехи 19-летнего уфимца в итоге оказались более убедительным доводом, чем опыт, и сразу с места в карьер удалось занять место боевого пилота.
Вне всяких сомнений, для российского автоспорта, тем более в преддверии дебютного Гран При России это очень важное событие. Да и в целом для всей Формулы 1 приход такого талантливого пилота – это большой плюс. У Даниила Квята есть все задатки будущей звезды, ну а свою скорость он уже продемонстрировал, когда на первой пятничной практике Гран При Бразилии в дождевых условиях показал восьмое время и опередил на полсекунды своего напарника Жана-Эрика Верня.
Иван Беликов
Дебют CaroftheFuture
В прошлом году моё событие года получилось достаточно глобальным. В этом году ситуация очень схожа, ибо событие растянулось на весь сезон. Я не нашёл лучшего кандидата на победу в данной номинации, чем дебют машин нового поколения в серии V8 Supercars, и основная аргументация здесь весьма проста и показательна - если в 2012 году гонки выигрывали представители исключительно двух команд (полагаю, можно не называть каких), то в этом к замечательной четвёрке присоединились еще девять пилотов, да и борьба за титул шла гораздо веселее. Важно отметить, что несмотря на ряд серьёзных изменений, направленных, в основном, на улучшение безопасности, по своему внешнему виду новые автомобили не отличаются принципиально от своих предшественников, и потому о знакомом болельщикам NASCAR диссонансе не шло и речи. Думаю, что шайке-лейке из Соединённых Штатов есть чему поучиться у своих австралийских коллег в данном плане. Надеюсь, что дальше будет только интереснее.
Иван Балахонов
Clipsal 500
Иван Балахонов назвал эту Аделаиду самой скучной на его памяти, но сейчас не номинация «гонка года». А событийности у открытия сезона V8 Supercars было много как никогда. Во-первых, никогда прежде на старте чемпионата Австралии в гонках легковых автомобилей не стояло 100% новых машин. Во-вторых, никогда в новейшей истории чемпионата не было 4 производителей – возвращение нашумевшей в начале 90-х марки Nissan и фактический дебют AMG Mercedes. В-третьих, смена технического регламента, пусть и не революционная, но всегда опасная с точки зрения спортивной составляющей. В-четвёртых, появление в качестве титульного спонсора одной из команд самого успешного брэнда в современном спорте (и автомобили, украшенные этим брэндом чуть не столкнулись между собой в концовке).
Перходим к событиям на трассе и результатам. Во-первых, сенсационная победа Ван Гисбергена, два месяца назад «завершившего карьеру» в большом автоспорте. Во-вторых, 1 пейс-кар на весь этап. В-третьих, субботняя победа Лаундса с рекордным преимуществом и лидерство в чемпионате после первого этапа, чего в нынешнем столетии не было.
Clipsal 500 стал незабываемым открытием незабываемого сезона. И скорее всего в последний раз прошёл по формату 2x250…
Фёдор Бакулов