Вступление
К сожалению, хорошего перевода слова motorsport на русский язык нет, поэтому надо помнить, что говоря "гонки" каждый может понимать совершенно разные вещи - от радиоуправляемых моделей, до соревнований катеров. Ибо гонки по определению - состязание в скорости. Приставка "motor" лишь указывает на то, что скорость должна поддерживаться двигателем (мотором).
Поэтому для того, чтобы с необходимостью сузить то, о чём пойдёт речь ниже, нужно начать с того, о каких гонках я говорю. Motorsport однозначно самый разнообразный из всех sports, следить за всеми событиями физически невозможно, более того, даже иметь отдалённое представление о тех или иных гонках бывает сложно - не разобравшись можно вообще не понять смысла.
Я буду говорить о кольцевых автомобильных гонках, где все участники выступают на машинах единого регламента. Это не значит, что я пренебрежительно отношусь к, например, драгстерам, ралли и ралли-рейдам, мотогонкам или соревнованиям спортивных машин на выносливость. Безусловно, как и в любом деле, к которому подходят серьёзно в этих соревнованиях есть смысл и интерес.
Взгляд на гонки
Для меня гонки - это прежде всего соревнование пилотов. Я не инженер-конструктор, не механик, не врач, не бизнесмен и не рекламодатель. Я - болельщик. Автоспорт это зрелище и на этом основании я предъявляю к гонкам ряд требований, в случае которых я буду их смотреть и с интересом следить за развитием событий. Главных лишь два.
Во-первых, необходима борьба пилотов на трассе друг с другом. Я люблю обгоны и поэтому предпочитаю кольцевые гонки с единым регламентом для всех участников. По этой причине мне сложно получать удовольствие от гонок, где одновременно соревнуются несколько классов. Просто потому что при обгоне, скажем, прототипом спортивной машины надо отдавать себе отчёт в том, что у этих пилотов принципиально разные возможности техники. Пилот GT2 должен, как я понимаю, по возможности не мешать гонщикам LMP1, которые, в свою очередь, должны помнить о присутствии более медленных классов.
Мне сложно понимать ралли, несмотря на то, что невооружённым глазом видно как работают штурман и гонщик на скорости 200 км/ч проносясь по грунтовой дороге между деревьями или вовсе толпами болельщиков. Борьба идёт прежде всего с трассой, пилоты соревнуются между собой заочно.
Я хорошо понимаю важность тактики и в некоторых случаях могу встать на защиту гонщика, который предпочитает обгонять при помощи пит-лейна, однако куда больше я буду восхищаться пилотом, обогнавшим на трассе.
Меня завораживают аварии. Я абсолютно уверен, что уровень безопасности в профессиональных гоночных сериях на высоте и риск травм для пилота минимален. Совершенно ясно, что гонки - опасный спорт и гонщик, как бы хорошо защищён он не был, идёт на риск. Осознанный риск. Я не готов утверждать, что аварии делают гонку зрелищнее. Часто это так, однако случается, что после схода пилота из-за аварии гонка затем теряет свою остроту. Прямой зависимости тут не вижу.
В погоне за безопасностью организаторы часто забывают о зрелищности. Конечно, грань тут очень тонкая, но мгновенное перелопачивание технического регламента и повсеместную перестройку трасс даже после гибели гонщика я иначе как паникой назвать не могу.
Во-вторых, серия должна быть элитной. Мне так и не удалось однозначно сформулировать, что под этим имеется ввиду, попробую объяснить. Причём отталкиваться я буду отнюдь не от технического оснащения машин. Напомню, я не инженер. Серия, с одной стороны, не должна быть "проходной". Она должна являться верхней ступенькой в развитии пилота. Тут следует быть очень аккуратным! Совершенно ясно, что известные широким массам чемпионаты этому условию не удовлетворяют. Из Формулы 1 пилоты уходят в DTM, а то и в NASCAR. Из ChampCar в Формулу 1 и наоборот. История знает немало случаев перехода с мото в автогонки. Точно также вполне может существовать чемпионат местного шорт-трека в каком-нибудь провинциальном городке штата Вирджиния, где пилоты гоняются с ранней молодости до глубокой старости. Элитную серию отличает, с другой стороны, профессионализм. Это означает лишь то, что её главные действующие лица, кроме, конечно же, зрителей, получают зарплату за свою деятельность в гонках. И здесь опять же нужно быть чрезвычайно аккуратным, потому что так называемые рента-драйверы имели место практически в любых гоночных чемпионатах. Но всё же сложно представить себе лидеров местного шорт-трека, которые зарабатывали бы этим на жизнь. И ещё один важный момент - автогонки долгое время не были профессиональным занятием, что не делало их менее популярными. Напротив, многие склонны считать это плюсом, ибо автоспорт состоял из чистых энтузиастов. Здесь я сдаюсь и выдвигаю следующую мысль - элитнее в те времена считалась серия, требующая большей отваги и мастерства.
Масса споров о превосходстве одного чемпионата над другим зачастую носят психологический характер - начинать сравнение серий, ввиду их многообразия, надо с определения критериев. Иначе получается разговор слепого с глухим. Бесполезно ценителю инженерной мысли объяснять мастерство езды в драфте в среднем ряду. Бессмысленно рассказывать фанату крэшей о важности выбора резины и тонкостях стратегии на гонку. По моему опыту также весьма сложно болельщику обсуждать гонки с их участником - пилотом или механиком. Это как разговор зрителя с актёром. Весьма познавательно, но понимание тут найти сложно.
Путь болельщика
10 Мая 1998 года я случайно включил телевизор на ТВЦ и увидел Гран При Испании Формулы 1. Оглядываясь назад, я понимаю, что в той гонке не было ровным счётом ничего интересного и я до сих пор не знаю, почему я принял решение смотреть следующую. Мне было 13 лет и я знал лишь три имени из гонок - Михаэль Шумахер, Герхард Бергер и Дэймон Хилл. Когда ходил с родителями в храм на Тверской, то видел на витрине книжного магазина по дороге Сенну в чёрной рамке. Монако смотрел у друга (неискушённого в гонках) и следил больше за Хиллом, слушал комментаторов, пытался понять что происходит. Помню как во время Гран При Канады боролся со сном, не потому что было скучно - ту гонку до сих пор очень хорошо помню, а потому что не привык так поздно ложиться. Понял, что болею за Михаэля Шумахера. Помню, что очень удивился тому, что у него есть младший брат, который тут же и выступает. Другу поручил записывать гонки, пока был на даче. В Ноябре мама подарила мне книжку "Формула 1 - история побед" Джона Типлера, где рассказывалось обо всех чемпионах. Переведена она была очень хорошо и я обращался к ней ещё не раз. Много нового узнал, читал очень внимательно и не мог не обратить внимание на неоднократное упоминание такой загадочной вещи, как Инди-500...
Следующие два года я страстно болел за Ferrari, покупал все номера журнала "Формула" и всякий раз, когда Алексей Попов упоминал серию CART ловил себя на том, что испытываю повышенный интерес к этому загадочному чемпионату. Сейчас склонен называть это интуицией. В 2000м году у друга-соседа появился интернет и я наугад набрал www.cart.com, но ничего не смог там понять. Наверное, в ту пору это было что-то вроде бета-версии. Во время Гран При Италии, после ошибки Баттона за пейс-каром перед Параболикой Попов сказал "такое мы привыкли видеть в CART'е, где пилоты не столь профессиональны". На тот момент я не видел ни одной гонки CART, но вечером в передаче на Маяке позвонил и спросил, почему он так считает. В ответ услышал "ну, понимаете, это не вина пилотов, скорее вина техники, которая требует меньшей подготовки..." Честно скажу, очень любил тогда Лёшу Попова, но этой мысли не понял.
В мартовском номере 2001 года журнал "Формула" благодаря Александру Мельнику напечатал статистику п
о пилотам предстоящего чемпионата CART, ещё в 1999м были статьи "Поездка в Америку" и &quo
t;Дв
е большие разницы&qu
ot;, которые я перечитал много раз. Может быть всё дело в игрушке Indycar2 от Papyrus, которая мне нравилась гораздо больше всех формульных симуляторов, но перед началом сезона 2001 я уже твёрдо пообещал себе, что гонки CART увижу. Помню, как просил отца друга брата (!) записать Texas 600, которую, как известно, отменили. Через полтора месяца я пошёл в клуб Cosmic, где попросил включить Евроспорт и досматривал повтор гонки в Милуоки. Несмотря на то, что это был маленький овал, я сразу обратил внимание на высочайшие скорости, особенно в поворотах. Потом были походы в Интернет при помощи Cafemax, где я часами просиживал на www.cart.com. Ну а кульминацией стал просмотр во всё том же Cosmic гонки в Мичигане, перед которой я забежал в Cafemax только чтобы узнать результаты warm-up.
Болеть за Шумахера становилось всё скучнее, а против него - безнадёжно. Произошедшее на Гран При Австрии в 2001м году не укладывалось у меня в голове, а год спустя я недоумевал, почему Ferrari не дисквалифицировали. Потом один болельщик долго объяснял мне, почему это была "блестящая победа Михаэля", но всё это ни на слово не соответствовало тому, что я ждал от гонок. С другой стороны, болеть за Player's Forsythe доставляло истинные переживания. Я с первого взгляда влюбился их в бело-голубую раскраску и до сих пор считаю те машины самыми красивыми. Ощущения от победы Карпентье в Мичигане, который я не смог досмотреть в прямом эфире, т.к. включили футбол и узнал о результатах на следующее утро в Cafemax'e были едва ли не сильнее, чем от титула Шумахера в 2000м.
До мая 2003 года я продолжал следить за Формулой-1, но был уже болельщиком CART. К сожалению, 2001й год был апофеозом великой серии, после чего началась медленная смерть. Через гостевую книгу меня нашёл человек, широко известный в гоночном рунете под ником rast. Именно ему я во многом обязан тем, что знаю и делаю сейчас. Однозначно главный фанат американского автоспорта (сознательно отдавший ему предпочтение после нескольких лет просмотра Формулы 1) на пост-советском пространстве в то время был, не побоюсь этого слова, моим учителем. Он дал мне кассеты с лучшими гонками CART 90х, рассказывал море информации, однако я долгое время рассматривал его взгляды на гонки как чересчур экстремальные и лишь после того, как в 2004м году посмотрел Гран При Венгрии, а вслед за тем узнал про скандальный ролик в передаче Скоростной Участок. Примерно тогда же у меня появился постоянный доступ в Интернет и возможность смотреть NASCAR благодаря AB Moteurs.
Прежде я видел в обзорах несколько гонок, которые поступали от rast'а вместе с записями ЧампКара и мне казалось, что результат во многом случаен, а обилие аварий я для себя объяснил отсутствием пейс-кара. Сейчас это кажется смешным, но я довольно долго думал именно так! Моей первой гонкой был осенний Довер 2004 года, который я не смог досмотреть до конца, потому что он сильно затянулся из-за красного флага. Поэтому полноценное погружение в NASCAR состоялось через неделю в Талладеге. Когда всякий следующий раз я даю записи гонок NASCAR новому болельщику, то белой завистью завидую ему - ощущения первого знакомства уже не повторить.
С тех пор NASCAR остаётся моей любимой гоночной серией - она и по сей день в наибольшей степени соответствует тому, что я жду от автогонок.
Позиция комментатора
То, что американский автоспорт в целом и NASCAR в особенности так быстро пришёл на российское телевидение я считаю чудом и каждый раз идя в студию мысленно благодарю тех людей канала 7тв, которые рискнули поставить на эти трансляции. Обсуждая в кругу друзей-болельщиков возможность такого развития событий мы никак не могли предположить, что всё случится уже в 2007м году. И вот в самом начале февраля я нашёл в Интернет телефон канала, позвонил и сказал, что готов предложить свои услуги по комментированию американского автоспорта. До последнего не рассказывал об этом друзьям, потому что после первых очень тяжёлых проб меня посещали мысли всё бросить! Но я понимал всю важность момента и колоссальная ответственность меня только мотивировала. Вот и вся история. Позже я пошёл на курсы речи, выработал систему подготовки к обзорам и прямым эфирам (теперь уже не могу смотреть NASCAR, расслабившись на диване - необходимо отмечать все моменты гонки). Когда я узнал, что уже в этом году будет целых 5 прямых эфиров, не считая майского All Star Challenge, то понял, что у меня не хватит времени на должную подготовку к этим грандиозным событиям и мне пришлось отказаться от постоянной работы. Я зарабатывал на жизнь программированием.
В настоящее время и NASCAR находится в очень непростом положении. Я занимаю критическую позицию насчёт тех изменений, которые продвигает Национальная Ассоциация Гонок Сток-каров в последние годы. Особенно это касается проекта "машин завтрашнего дня" - СОТ и обострившихся вопросов жёлтых флагов "из-за обломков", а также фаворитизма к некоторым участникам со стороны Ассоциации. Но даже с учётом всего этого NASCAR продолжает оставаться для меня лучшей гоночной серией и удовлетворять рассматриваемым выше критериям. Принципиальнейшим моментом является открытость этой серии - все проблемы обсуждаются на официальном сайте, в прямом эфире оригинальных трансляций и передач. До тех пор пока так будет, NASCAR будет лучшим. А я, в свою очередь, буду делать всё возможное, чтобы держать зрителей и читателей в курсе происходящих событий.
Спасибо всем, кто дочитал этот текст до конца. До новых встреч в эфире 7тв и на просторах Интернета.