На третью подряд победу на роуде выходил Карл Эдвардс, на третью подряд победу в серии выходил Кайл Буш, на третью подряд победу в Глене выходил Маркос Эмброуз. Из этого случилось самое предсказуемое, и теперь австралийцу осталось победить сегодня, после чего со спокойной душой подавать заявку на эндурансы в V8 Supercars, дабы не тратить время зря и попытаться взять ещё одну непокорённую вершину. Мечты-мечты, весьма посторонние при том, ведь в Nationwide это его первый старт в этом году из двух запланированных, и в этот уик-энд он ещё один «бушвакер», коих в Глене набралось 8 человек.
Они оккупировали топ-5, опередив трёх «рингеров» и оставив два последних места в топ-10 «регулярщикам». Могли бы не быть и этого, если бы не второй в сезоне отказ очень надёжных Ford на #60 и прокол у Ньюмана за 2 круга до финиша. Между тем по зрелищности гонка многократно превзошла Элкхарт Лейк, где «кайлообразных» – придуманный Иваном меткий термин, обозначающий подвид «бушвакеров» – было только двое. И ничего удивительного здесь нет – роуды это искусство, для того, чтобы сделать себя имя в NASCAR совершенно не обязательное к освоению, а потому разница в классе будет особенно заметна.
Не было бы 23 минут красного флага, если бы в #38 сидел Кейси Кейн. Реакция на завал Харвика показательна и без проносящегося рядом Гонсалеса (рингера, а не бушвакера, кстати) прямиком под Рейнса. Оллгайер, Браун и Билли Джонсон, заменивший на этом этапе Рики Стенхауса, выглядели скорее всего невинными жертвами, и требовать молниеносной реакции и предвидения даже от Джастина не стоит. В Кубке роудов в полтора раза меньше, и неумение на них гоняться не мешает Мэтту Кенсету оставаться гонщиком очень высокого класса. Впрочем, молодёжь, а скорее просто неопытные участники, куда реже прерывали борьбу лидеров, чем это было в Road America, за что стоит сказать спасибо – гонка получилась целостной и сочной.
Очень жаль, что формульная тенденция асфальтировать зоны вылета добралась и до NASCAR. Однако асфальт в автобусной остановке и особенно в шестом повороте не столько спас от обилия коушенов, сколько позволил мастерам воспользоваться расширившейся трассой. Атаки Кайла Буша на Вильнёва и Логано открывают моральную дилемму – этично ли пользоваться асфальтовыми обочинами для обгона? Сложность в том, что в отличие от Ф1 здесь нет вопиющего выезда на пару метров за трассу – левые колёса оранжевой #18 касались бордюра, однако при наличии прошлогодней травы прародитель термина «кайлообразный» пропустил бы в первом случае Харвика, а во втором Эмброуза.
|
|
Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно поставить себя на место гонщика. Его задача – финишировать раньше соперников. Поскольку обороняющийся априори уязвим для атакующего, то выбивать или разворачивать считается неприличным – то же самое сделают с тобой при ближайшей удобной возможности. В Глене есть двойная шикана, которую можно пройти насквозь – это является срезом дистанции, и сам Кайл, вытесненный Эмброузом в прошлом году вынужден был согласно правилам совершить полную остановку там оказавшись. С другой стороны, никто не считает срезами взаимные атаки Майкла Андретти и Рика Мирса в 1991 Indianapolis 500, когда апроны Индианаполиса были заасфальтированы, однако до сих пор спорят об «обгоне десятилетия» в Лагуна Секе, где тоже был асфальт за бордюром. Про асфальт с внешней стороны как-то забывают, хотя первый повод был на моей памяти в Гран При Германии 2003 года.
К чему такие далёкие аналогии? Дело в том, что все они показывают, что гонщики используют любую возможность, чтобы гнать. Их можно упрекать в незнании чувства меры… сидя на диване или в кресле перед монитором. Дьявол в деталях – вчера у Кайла Буша хоть два колеса, но были на бордюре, что делает обгоны легитимными. Только два, что оставляет привкус, который, наверняка, будет присутствовать и сегодня.
Гонщики используют любую возможность, чтобы гнать и в другом временном отрезке – если на той же трассе, что принимает основную для тебя серию, проводятся ещё гонки в тот же уик-энд, почему бы не стартовать в них? Иногда аргумент о «возне в песочнице» выглядит убедительно – когда бушвакеров не более 5 человек, они превращаются в кайлообразных. Но когда их достаточно, чтобы оккупировать топ-5, то борются они не со Стивом Уолласом и Джастином Оллгайром, а друг с другом, и сказать, что победа досталась одной левой нельзя. Конечно, это гораздо легче чем в Кубке, ибо сильных соперников в разы меньше, но ведь младшую серию делают младшей не только техника (она весьма близка, скоро станет ещё ближе), а ещё и участники. И в этом отношении прошедшая Zippo 200 значительно превосходила уровень Nationwide.
Да, для Эмброуза это по-видимому была лёгкая прогулка – он не попал под коушен, как Вильнёв, хотя оба раза рисковал, оттягивая пит-стоп, а по чистой скорости был на 3-4 десятые быстрее JGR и на целую секунду быстрее Харвика. Оттягивал, дабы не испытывать соблазна экономить топливо – Соному вспоминать будут ещё очень долго. Австралиец получил большое удовольствие от езды, машина была идеальна, и он всласть поиграл с Кайлом в кошки-мышки, совершив решающий обгон на середине дистанции при помощи круговых.
|
|
Джоуи Логано подготовился к Глену гораздо лучше партнёра. Он был проинструктирован Тони Стюартом относительно точек торможения и переключения передач в момент сброса скорости, квалифицировался вторым (Эмброуз обновил рекорд трассы), шёл вторым до пит-стопов, а после… оказался впереди #47! «Плохой комплект резины попался», - сказал после финиша Джоуи. Кевин Харвик, от которого Логано отбивался в борьбе за второе место на последних кругах, был более строг к себе, напомнив, что не только превысил скорость на пит-лейне, но и допустил ненужный контакт с Эдвардсом в первом повороте гонки.
Бушвакеры находятся на уникальном положении. Они, с одной стороны, должны вот так серьёзно подходить к выступлению, и только тогда оно будет плодотворной подготовкой к воскресенью, а с другой – не должны думать об очках, что позволяет пробовать стратегию – пит-стопов, атаки и обороны. На роудах им тем более интересно, ведь есть «рингеры» – гонщики, большую часть карьеры выступавшие на дорожных трассах, но не имеющие широкого опыта в NASCAR. Среди них в последнее время пёстро – если к Вильнёву можно было привыкнуть хотя бы по выступлениям в Монреале (хотя в Глене до этого Жак никогда не гонялся), то Нельсон Пике-младший стал всего лишь 2-м гонщиком, попавшим в топ-10 из 29, которые провели первую гонку Nationwide на трассе Watkins Glen International. Первым был Робби Гордон 9 лет назад – впечатляющее соседство, конечно.
Chevrolet #88 Рона Феллоуса была уж точно не медленнее харвиковой #33, но полученный тогда же штраф за превышение скорости так быстро отыграть не удалось – очень много атакующих и хорошо обороняющихся уже на подходе к топ-10. Другая машина Junior Motorsports, #7 с Джей Ар Фитцпатриком, шла в топ-10 за 10 кругов до финиша, но молодой гонщик ошибся, когда его атаковал Жак Вильнёв. Феллоус практически пробился в топ-5, но Кайл Буш на слишком заносчивой даже для него #18 перекрестил траекторию в первом повороте и оставил первые пять мест «себе подобным».
Рингеры проиграли, а регулярщики и вовсе были массовкой. Кто скажет, что это несправедливо, если закончивший «лучшим из остальных» прошлый сезон Леффлер устраивает завал и даёт лицемерное интервью, сваливая часть вины на «кого-то, кто поддел правую переднюю часть, когда я сбрасывал и возвращался на трассу»?